Личный кабинет

Современный классный руководитель

Концептуальные подходы к деятельности классного руководителя в совреме
Зарина Ломова ( Пользователь )
Современный классный руководитель

В настоящее время часто слышишь разговоры, о том, как надо воспитывать: об этом говорят все и везде. Значит, эта проблема государственная: растет поколение пре-красно информированных людей, не отягощенных совестью. Как же вырастить людей «по росту XXI веку?»
Еще в начале ХХ века Г. Мюстенберг писал: «Педагогика задается вопросом: ради чего надо посылать ребенка в школу? Но как мы можем понимать это частное намерение, отделив его от более широкого вопроса: каково назначение человеческой жизни? Каковы цели каждого человеческого существа?»[6].
Подобный вопрос я задала себе: «Для чего родители посылают ребенка в школу? Чего от нас хочет государство? Чего от нас хочет социум?» И как часто мнения этих соци-альных заказчиков не совпадают. А ведь я как классный руководитель должна выполнить и заказ государства, и заказ социума, и заказ семьи, и заказ, самое главное, ребенка.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года сформу-лировала государственный заказ: «Развивающемуся обществу нужны современно образо-ванные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [14].
В «Конвенции ООН о правах ребенка» определено, что детство – это время от рож-дения человека до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школь-ные годы как годы становления и интенсивного развития личности. Детство и ребенок стали объектом пристального внимания ученых лишь в ХХ веке [11].
Мы не можем не согласиться с учеными-педагогами, считающими подрастающее поколение (детей, подростков, молодежь) воспитанниками, а взрослые поколения – вос-питателями. В то же время нельзя не иметь в виду, что воспитатели сами должны воспи-тываться: друг друга и каждый себя. С другой стороны, воспитанники могут и должны воспитывать друг друга и каждый себя. В своей деятельности классного руководителя мы стоим на позиции, что только в тесном взаимодействии и сотворчестве педагогов и уча-щихся происходит интенсивное развитие и педагогов и учащихся.
Исходя из теоретических положений о воспитании [2; 6; 9;13; 10 и др.], мы придер-живаемся точки зрения, что воспитание – это процесс целенаправленного развития обще-ственно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых лич-ностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Значит, любая воспитательная система, в том числе и воспитательная система классного руководителя – это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.
В своей работе под феноменом «воспитательная деятельность классного руководи-теля» мы понимаем деятельность, направленную на создание ребенку условий для ус-пешного взросления. Анализ трудов ученых (А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.И. Фельдштейн) [3; 7; 17; 22; 25 и др. ] показывает, что взросление есть по-ступательное развитие «Я» на каждом новом этапе детства. При этом можно выделить три основных этапа этого развития: открытие ребенком своих новых возможностей, осмысле-ние этих возможностей, реальное начало их реализации в деятельности, адекватной по-требностям «Я».Но чтобы стать взрослым, каждый ребенок, прежде всего, должен пройти «пространство Детства». Это словосочетание я впервые увидела в книге Д.И. Фельдштей-на, и меня поразила глубина этой метафоры и с философской, и с педагогической, и с со-циальной позиций [22].
Анализ социально-психологических и педагогических проблем, возникающих в этом пространстве, ясно показал, что, прежде всего, необходимо осмыслить, что происхо-дит в этом пространстве с нами, педагогами, что здесь от нас зависит и что мы должны сделать, чтобы жизнь ребенка в пространстве детства, и, прежде всего, школьного детст-ва, была радостной и интересной.
Все, что ребенку необходимо в школьные годы, а он стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (по-требность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и само-утверждении), невозможно без педагогов. Без педагогов ребенок трудно идет к достиже-нию главной внутренней цели детства – взрослению. Причем зачастую ученик не может самостоятельно разрешить проблемы из-за множества «помех»: незнание самого себя, не-умение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстника-ми и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.
Сейчас, как никогда, необходимо переосмыслить роль классного руководителя, на-целив его на воспитание субъектной позиции ребенка.
(А.С..Макаренко, В.А.Сухомлинский, А.В.Петровский, О.С.Газман, И.Демакова и др. ) [15; 19; 16; 4; 23 и др.].
Быть субъектом – значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. При этом человек как субъект активно проявляет себя в трех сферах жизни: деятельности, общении с другими людьми и самосознании.
Субъектами не рождаются, а становятся. Поэтому одну из моих задач, как класс-ного руководителя, я вижу в воспитании у школьника конкурентоспособности в совре-менном постоянно меняющемся мире. Для этого необходимо формировать способность и готовность занять субъектную позицию в отношении собственной деятельности (прежде всего учебной), своего общения с другими людьми и в отношении самого себя. Но форми-рование субъектности, так же как и ее последующее проявление, происходит только в процессе активной творческой деятельности (К. Ушинский, С. Рубинштейн и др.) [21; 18]. Поэтому другое предназначение классного руководителя – приобщение учащихся к ак-тивной творческой деятельности.
В деятельности классного руководителя находят достойное место идея педагогики и психологии, что детство не подготовка к жизни, а сама жизнь. Мы стоим на позиции Ф. Дольто [24], которая писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обла-дающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способно-стью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отноше-ния со взрослыми не как с хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни. Для Ф.Дольто дети – это не «недоразвитые взрос-лые», за которых мы ответственны, а человеческие существа, перед которыми мы ответ-ственны.
При разработке воспитательной системы класса нами была использована одна из са-мых оригинальных концепций детства, разработанная в ХХ веке Я. Корчаком [7]. Основ-ные идеи этой концепции могут быть сведены к следующему: говорить о ребенке можно, только рассматривая его жизнь на фоне общества.
В настоящее время реально существует несколько концепций воспитания. В своей деятельности классного руководителя мы опираемся на Концепцию личностно-ориентированной системы деятельности классного руководителя (О. Газман, С. Поляков, Н. Михайлова и др.) [5; 26], которая характеризуется переходом от декларативного посту-лата «ребенок – субъект воспитания» к методически обеспеченной системе саморазвития личности как помощи ребенку в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
С другой стороны, мы не можем проигнорировать системно-ролевой подход к фор-мированию личности (Н.М. Таланчук) [20], согласно которому жизнь каждого человека объективно связана с выполнением системы социальных ролей, а его гармоничность оп-ределяется тем, насколько он готов и способен выполнять полноценно систему этих ро-лей.
Социальные роли человека - это нормы жизнедеятельности и сама жизнедеятель-ность, включающие в себя нормы нравственности, культурное наследие. В связи с этим можно представить ролевую модель выпускника.
Выпускник лицея – это:
личность,
гражданин,
человек,
семьянин,
житель планеты Земля.
Одна из самых важных ролей классного руководителя в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Поэтому главные функции воспитательной дея-тельности классного руководителя, направленные на гуманизацию детства, – помощь ре-бенку и его поддержка.
В качестве основных ценностей деятельности классного руководителя мы рассмат-риваем:
ребенка (его личность и индивидуальность);
процесс его развития;
его права, в том числе право на свободу в воспитательном процессе.
Выбор в качестве ценности личности ребенка означает, что классный руководитель принимает на себя ответственность за то, чтобы ребенок состоялся:
не был унижен,
узнал, кто он,
понял, каковы его возможности, что он умеет и не умеет, хочет и не хочет.
При этом согласно М. Буберу, «Личность говорит: «Я есть», индивидуальность: «Я таков».
Современная педагогика (по И.Д. Демаковой) дает классному руководителю ориен-тиры «личностного роста», образно представляя их на пересечении двух линий развития, каждая из которых символизирует «фонды развития ребенка»: фонд «Могу» (компетент-ность) и фонд «Хочу» (активность). Сложная задача – обеспечение гармонии компетент-ности и активности детей в процессе их развития. Очевидно, что обеспечение условий развития ребенка и сохранения его индивидуальности предполагает учет в воспитатель-ной деятельности как факторов, тормозящих процесс развития ребенка, так и факторов, стимулирующих этот процесс. Таким образом, цель деятельности классного руководите-ля разработана - создания условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в си-туации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны.
«Вписаться в пространство детства» - трудная задача для каждого педагога. Реше-ние этой задачи предполагает отказ от авторитарных методов педагогического воздейст-вия на детей, приоритет субъект-субъектных отношений в системе «педагог-воспитанник», диалог с детьми.
Деятельность классного руководителя в школе отражает неповторимость каждого педагога, и тем не менее она имеет ряд инвариантных характеристик. С. Френе писал, что инвариант – это то, без чего не может быть успеха. В педагогической науке в качестве ин-вариантов воспитательной деятельности указываются ее ценности, цели, приоритеты, функции, содержание, ее психологические факторы, критерии эффективности и показате-ли успешности. С этим нельзя не согласиться. Но мы считаем, что главным инвариантом деятельности классного руководителя является любовь и защита: ребенок должен реали-зовать естественную потребность быть любимым и защищенным. А в этом помочь ребен-ку может только педагог, «вписавшийся в пространство детства», в котором и должна произойти встреча ребенка и педагога. «Самый классный классный» сделает все для того, чтобы эта встреча стала счастьем в судьбе каждого ребенка, а не проявлением профессио-нального невежества. Это невежество проявится в непонимании и неприятии детства как важнейшего этапа в развитии личности ребенка, в обращении к шаблонным методам вос-питания без учета особенностей, индивидуальности и субъектности ребенка.
И пусть на улицах этого пространства каждый ребенок встречает только людей, ко-торые пишут «Детство» с заглавной буквы.
Олег Чебан ( Пользователь )
Вы поставили столько вопросов!
Думаю, вопросы верны, но мне всегда кажется, что не надо все усложнять. Это как мать, любит дитя и все тут.
Так и педагог. Кто-то может часами говорить о методиках, креативности, рефлекторности, толерантности, с сухим выражением лица, не забывая смотреть на часы. А может и не знать, или скорее не предполагать ничего, но интуитивно, на уровне внутреннего высокого духовного уровня, готовым к самой глубокой педагогической деятельности. Я не о себе smile.gif. Просто видел некоторые показательные уроки сельских учителей, чутких и открытых к ученикам. И к сожалению, весьма подкованных, но так далеко стоящих от педагогической, воспитательной работы, в первую очередь, внутри себя, учителей краевых. Это не ярлык, что дескать те хороши, а эти нет, это просто пример. И посему, чрезвычайно чувствителен к многостраничным высказываниям.
Я, например, своего ребенка бы доверил человеку (классному руководителю) умному, доброму и открытому. Так просто.
Айрат Хаметвалеев ( Пользователь )
(oleg @ Sep 30 2005, 07:33 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Вы поставили столько вопросов!
Думаю, вопросы верны, но мне всегда кажется, что не надо все усложнять. Это как мать, любит дитя и все тут.
Так и педагог. Кто-то может часами говорить о методиках, креативности, рефлекторности, толерантности, с сухим выражением лица, не забывая смотреть на часы. А может и не знать, или скорее не предполагать ничего, но интуитивно, на уровне внутреннего высокого духовного уровня, готовым к самой глубокой педагогической деятельности. Я не о себе smile.gif. Просто видел некоторые показательные уроки сельских учителей, чутких и открытых к ученикам. И к сожалению, весьма подкованных, но так далеко стоящих от педагогической, воспитательной работы, в первую очередь, внутри себя, учителей краевых. Это не ярлык, что дескать те хороши, а эти нет, это просто пример. И посему, чрезвычайно чувствителен к многостраничным высказываниям.
Я, например, своего ребенка бы доверил человеку (классному руководителю) умному, доброму и открытому. Так просто.

Безусловно любой родитель доверил бы своего ребенка такому классному руководителю. Хотелось бы сказать пару слов в защиту сельских учителей-педагогов. Они намного ближе находятся к своим воспитанникам. Во-первых класс немногочисленный. Во-вторых все учителя знают учащихся и их родителей, родственников, условия их жизни, что они делают после школы и т.д. Можно сказать все учащиеся класса находятся у них как на ладони. Обладая такой информацией настоящий педагог может понять ученика и влиять на его воспитание, помочь в решении его проблем. Во время педсоветов, совещаний, педчтений у классных руководителей достаточно времени обсудить поведение и дать характеристику учебной и внеучебной деятельности учащихся всего класса. Каждый педагог строит свою учебную и воспитательную деятельность исходя из этого .Таким образом ни один ученик не остается вне поля зрения учителей.
Каждый сельский учитель должен быть самым близким, добрым, чутким, эрудированным другом каждого ребенка.
Кроме того, сельский учитель всегда находится на виду, как у учащихся, так и у родителей. Поэтому он просто обязан быть примером всем и во всем. Иначе он просто потеряет авторитет и не сможет положительно влиять на воспитанников.
Группа учителей
smile.gif
Марина Лежнина ( Пользователь )
У нас в школе за классное руководство платят 300 рублей, а у вас?
Оксана Родионова ( Пользователь )
Очень радует, дорогие педагоги, что невзирая ни на какие финансовые ограничения, вы так философски и так внимательно относитесь к миссии классного руководителя.
Хочется помочь всем классным руководителям, если такая помощь от журналиста возможна!
У нас в "Учительской газете" есть рубрика "Классный руководитель", между прочим, целая страница газетная в неделю отводится.
Что бы вы хотели увидеть на этой страничке?
Можете отвечать здесь, а если есть идеи и материалы конкретные - шлите почтойrodion@dol.ru rolleyes.gif
Айрат Хаметвалеев ( Пользователь )
Уважаемая Оксана. Классные руководители нашего лицея единогласно выразили желание увидеть на страницах вашей популярной газеты разработки сценариев, классных часов, новейших технологий, методов воспитания, анкеты (психологические, педагогические, методические), тесты, организация работы с родителями. Предлагаем также открыть рубрику «Спрашивайте – отвечаем». cool.gif
Оксана Родионова ( Пользователь )
(Айрат Минвалеевич @ Oct 4 2005, 09:32 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая Оксана. Классные руководители нашего лицея единогласно выразили желание увидеть на страницах вашей популярной газеты разработки сценариев, классных часов, новейших технологий, методов воспитания, анкеты (психологические, педагогические, методические), тесты, организация работы с родителями. Предлагаем также открыть рубрику «Спрашивайте – отвечаем». cool.gif


Большое спасибо за ответ, Айрат Минвалеевич! Все эти темы постараемся включить в нашу рубрику.
Кстати, может быть, уже сейчас есть вопросы? Спрашивайте - отвечаем!!
К сожалению, вчера из-за занятости не входила в форум. А сегодня вижу, что классные руководители не очень-то активничают. Не слишком популярная тема?
Айрат Хаметвалеев ( Пользователь )
У всех классных руководителей один и тот же вопрос: Почему так мало платят за классное руководство? У нас оплата идет следующим образом: 250 руб. + доплата за каждого ученика. Таким образом, получается от 300 до 400 руб. А работы намного больше. В этом году у меня нет классного руководства, и я чувствую себя намного свободнее, чем в прошлом году. Если посудить, то классный руководитель уделяет как минимум 1 час каждый день на свои класс + планы + отчеты и т.д. Я считаю, что надо ввести ставку классного руководителя. Как собираются решать эту проблему наверху? Собираются ли повысить плату за классное руководство? Ведь не надо забывать, что основную воспитательную работу выполняют классные руководители. bravo.gif
Кстати, Оксана может это вас заинтересует. У нас в школе есть очень интересная традиция проводить День Учителя. В этот день уроки в школе ведут не учителя, а учащиеся старших классов. Могу отправить вам статью про этот день.
Оксана Родионова ( Пользователь )
(Айрат Минвалеевич @ Oct 6 2005, 10:01 AM) <{POST_SNAPBACK}>
У всех классных руководителей один и тот же вопрос: Почему так мало платят за классное руководство? У нас оплата идет следующим образом: 250 руб. + доплата за каждого ученика. Таким образом, получается от 300 до 400 руб. А работы намного больше. В этом году у меня нет классного руководства, и я чувствую себя намного свободнее, чем в прошлом году. Если посудить, то классный руководитель уделяет как минимум 1 час каждый день на свои класс + планы + отчеты и т.д. Я считаю, что надо ввести ставку классного руководителя. Как собираются решать эту проблему наверху? Собираются ли повысить плату за классное руководство? Ведь не надо забывать, что основную воспитательную работу выполняют классные руководители. bravo.gif
Кстати, Оксана может это вас заинтересует. У нас в школе есть очень интересная традиция проводить День Учителя. В этот день уроки в школе ведут не учителя, а учащиеся старших классов. Могу отправить вам статью про этот день.


Совершенно резонный вопрос по поводу оплаты. В моих планах расследовать его. Конечно, вряд ли мое расследование изменит ситуацию... Но попробуем выяснить хотя бы от кого зависит повышение и чего ждать классным руководителям.
Статью о самоуправлении обязательно присылайте! Ваш опыт наверняка будет интересен вашим коллегам по всей России. Моя электронная почта: rodion@dol.ru.
Кстати (или некстати?) за каждую статью положен гонорар!
Сергей Галаган ( Пользователь )
(ksenia @ Oct 6 2005, 10:20 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Кстати (или некстати?) за каждую статью положен гонорар!


Считаю даже на страницах газеты должно быть больше счастливых улыбок на лицах классных руководителей. Уф, я сюда только за полюбоваться на красоту и зашел smile.gif thumbs.gif ar.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+