Личный кабинет

Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы

Доклад
Любовь Житкова ( Пользователь )
Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы
«Уча - учись»
Сенека.

Кардинальные инновационные изменения в современной образовательной практике поставили существующие психолого – педагогические науки, ориентированные на образование в критическое, рефлексивное отношение к своему историческому опыту, к собственным теоретическим основаниям. Образование сегодня оказалось в своеобразной ловушке реального жизненного противоречия: с одной стороны – свобода изобретательства и всяческих реформ, с другой стороны – их варварское, разрушительное действие, по сути, в любой сфере: в экономике, строительстве, образовании и т.д. Практическое противоречие, как известно, требует и практического решения, и, прежде всего – это нормирование, окультуривание самой стихии социокультурных преобразований.
Такой развитой культурной формой инновационной деятельности в образовании является проектирование.

Под проектом ( от лат. Proectus – двинутый вперед ) в «Словаре русского языка» С.И Ожегова понимается:
1) Разработанный план сооружения какого – нибудь механизма, устройства;
2) Предварительный текст какого – нибудь документа;
3) Замысел, план.

Культура проектирования имеет давнюю традицию. Это не только древнейшие утопии и современные антиутопии, новейшие проекты «счастливого социалистического (а теперь капиталистического) завтра», к этой культуре относится и атомный проект Курчатова и космический проект Королева, а так же и социально – педагогический проект Макаренко, который в этом своем качестве, к сожалению, так и не получил должной оценки в теоретической педагогике, и до сих пор по настоящему не проанализирован.
Складывающаяся проектная парадигма – как основание и рамка инновационной культуры в образовании – в настоящее время имеет исключительное значение, как на общетеоретическом уровне, так и на уровне самой образовательной практике.

Сегодня педколлектив нашей школы стоит на пути построения системы развивающего образования, на пути поиска принципиально нового содержания, и принципиально иного педагогического профессионализма, которые действительно обеспечивали бы развитие базовых способностей личности в образовательных процессах. А это и есть задача построения собственно развивающего образования. Эти два момента как раз и задают новую предметную область проектно – исследовательской (инновационной) деятельности в сфере образования.

Поскольку мы выяснили, что проектирование сегодня важнейший фактор развития образования, следующей задачей, которую мы поставили, была – освоение практики организации проектной деятельности. Мы запланировали и провели ряд теоретических семинаров:
- «Проектирование – как признак педагогического мастерства»,
- «Школьные проекты: деятельность, направленная на обогащение знаний и духовного мира учащихся»,
- «Моделирование – как педагогическая технология»,
- «Моделирование содержания образования на уровне учебного предмета» и д.р.

Для участников семинаров были разработаны памятки, матрицы пошаговой разработке проектов, дайджест литературы по данной тематике, в школьной медиатеке сформирован банк данных по проектированию, в библиотеке составлен каталог журнальных статей по данной тематике. В процессе семинаров выяснили, что практика организации проектирования многообразна. Невозможно охватить все реально существующие варианты, но есть нечто общее, что позволяет выделить два направления:
- первое – проектирование и создание проектов в интенсивных формах ( оргдеятельностные, инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы);
- второй вариант – пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления учреждения гуманистической направленности. К общим чертам проектировочной деятельности можно отнести процессы проблематизации, целеполагания, анализа, группового творчества.

Какие же проекты чаще всего могут быть реализованы в школе?
В основном – исследовательские, творческие и практико-ориентированные. Темы проектов наши педагоги определяли в ходе совместного обсуждения с учениками тех или иных проблем. Конечно, учителя предлагали то, что интересовало их лично, но предлагали не как окончательное решение, а как вариант, один из возможных проектов. Так родились проекты:
Шуваловой И.В. ( уч. Технологии ) «Воскресный завтрак», Мироновой О.В. по декоративно – прикладному искусству «Лепка дымковской игрушки», Антошкиной Н.М. «Металлы в организме человека», Плотниковой Л.Г. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение», Сухарева Н.Ю. «Изготовление макета флюгера», Неприенковой Л.Е. «Многообразие и значение водорослей», Конновой Ю.Г. «Опера Римского – Корсакого « Снегурочка», Дроковой Н.Д. « Храм на земле и в душе человеческой».

В процессе работы над проектом учителя выполняли роль независимого консультанта, помогая учащимся самостоятельно достичь намеченную цель, учили предвидеть мини – проблемы, формировали умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть, умение проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт. Формировали навыки совместной работы и делового общения.

Пройдя этапы работы над проектом :
-предпроект;
-этапы работы над проектом;
-аналитический этап;
-этап обобщения.
Учителя с учащимися продемонстрировали на открытых уроках и внеклассных мероприятиях презентацию полученных результатов.
Итогом работы над единой методической темой «Проектирование и моделирование в образовательном процессе» стала оргдеятельностная игра, в которой принял участие весь педколлектив. В ходе игры был обсужден управленческий проект «Создание модели адаптивной школы», начата разработка проекта «Работа с одаренными детьми в условиях массовой школы»

Все это очень хорошо, впечатляет, это перспективно,
Но!… как всегда есть но! Это ограничения и риски, связанные с внедрением данной технологии:
- временные рамки;
- неумение буквально каждым участником учебно – воспитательного процесса владеть компьютерной техникой, недостаточное оснащение такой техникой;
- самое то главное, наш консерватизм, нежелание менять уже отлаженные методики, учиться новому, перестроить отношения с учащимися из объект – субъектных в субъект – субъектные, партнерские. И слава Богу, мы, в своем коллективе сумели сломить эту моральную преграду.
Рогова Татьяна Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г.Сорочинск 2005 г.
Roman Gataullin ( Пользователь )
« Уча - учись»
Сенека.
http://www.senecac.on.ca/cms/
Сенека Колледж Прикладных Наук и Технологий, один из самых престижных ВУЗов Северной Америки.

Уважаемая Татьяна Николаевна,
Доклад хороший, но почему то отзывов с 4 октября нет. Может тема уже неактуальна? Или это так элементарно, что и обсуждать нет смысла, возьмись и претворяй!
Интересно было бы узнать как продвигаются дела в этом направлении у вас сейчас и есть ли где посмотреть сценарий одного из проектов.
Во всяком случае, то, что вы как администратор школы продвигаете, возможно даже приходится проталкивать новые технологии, это уже классно !
С уважением,
Роман
Галина Сванидзе ( Пользователь )
Может быть кто-нибудь подскажет, где найти материалы по проектной деятельности в области кибернетики? Очень нужно!!! help.gif
Сергей Галаган ( Пользователь )
(gal-svanidze @ 18.09.2006, 21:36) <{POST_SNAPBACK}>
Может быть кто-нибудь подскажет, где найти материалы по проектной деятельности в области кибернетики? Очень нужно!!! help.gif

чемпионат мира (ISA) по кибернетике
Галина Сванидзе ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 19.09.2006, 00:33) <{POST_SNAPBACK}>
чемпионат мира (ISA) по кибернетике

Мы ещё не доросли до такого уровня! an.gif
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(gal-svanidze @ 21.09.2006, 22:35) <{POST_SNAPBACK}>
Мы ещё не доросли до такого уровня! an.gif

Не знаю, подойдет ли такой уровень:
http://www.iteach.ru/projects/
Галина Сванидзе ( Пользователь )
(anisol @ 21.09.2006, 23:49) <{POST_SNAPBACK}>
Не знаю, подойдет ли такой уровень:
http://www.iteach.ru/projects/

Спасибо! С работой по программе Intel я знакома. Окончила курсы. Мне нужны материалы по проектной деятельности, связанной с кибернетикой. Какие лучше темы взять для проекта? help.gif
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(gal-svanidze @ 22.09.2006, 14:45) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо! С работой по программе Intel я знакома. Окончила курсы. Мне нужны материалы по проектной деятельности, связанной с кибернетикой. Какие лучше темы взять для проекта? help.gif

C кибернетикой?
Тогда вспомните о ее трех китах: бионика, адаптивное и оптимальное управление. Очень сильно сомневаюсь, что на школьном уровне это дети потянут.
Если же речь об информатике, то тут вариантов много.
Задачи математического(линейного) программирования на местных условиях, обработка опросов общественного мнения, методы обработки графических, звуковых, видеоматериалов, оцифровка, подготовка электронных материалов, изучение методов программирования и применение их к практическим задачам.
Поговорите с детьми. Они найдут.smile.gif
Галина Сванидзе ( Пользователь )
(anisol @ 22.09.2006, 18:47) <{POST_SNAPBACK}>
C кибернетикой?
Тогда вспомните о ее трех китах: бионика, адаптивное и оптимальное управление. Очень сильно сомневаюсь, что на школьном уровне это дети потянут.
Если же речь об информатике, то тут вариантов много.
Задачи математического(линейного) программирования на местных условиях, обработка опросов общественного мнения, методы обработки графических, звуковых, видеоматериалов, оцифровка, подготовка электронных материалов, изучение методов программирования и применение их к практическим задачам.
Поговорите с детьми. Они найдут.smile.gif
Спасибо за совет! bravo.gif
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Doka @ 04.10.2005, 18:33) <{POST_SNAPBACK}>
Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы
«Уча - учись»Сенека.
Интересный доклад.
Жаль только, что много путаницы:
- технология проектного обучения с технологией развивающего обучения - хотя видно, что эти технологии применяются как взаимодополняющие. Уточнить бы, как... ?
- Принцип моделирования в системе технологии развивающего обучения путается с технологией модерирования (кстати, о ней почитал бы с удовольствием)
- но более всего смущает такое смешивание: рассмотрение технологии проектного обучения учащихся с проектированием учебного процесса...

Очень надеюсь, что эти замечания будут полезны авторам доклада smile.gif

С уважением,
А.В. Бутузов

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+