Личный кабинет

Инновационная психолого-дидактическая система образования

Достижения лаборатории Психодидактики профессора А.З.Рахимова
Александр Черный ( Пользователь )
Инновационная деятельность в системе образования связана с введением технологических и организационных новшеств, которые реализуются педагогическими коллективами образовательных учреждений. В педагогике главный кризис или противоречие возникает в области развития личности. Переход к инновационной системе обучения и воспитания предполагает более продуктивное развитие учащихся за счет максимального раскрытия их природных дарований на основе новейших достижений науки и практики. Без овладения педагогами передовыми эффективными методами и способами обучения и воспитания выход из кризиса невозможен. Для квалифицированной и успешной инновационной деятельности образовательного учреждения весь педагогический коллектив обязательно должен пройти через систему философской, психологической и педагогической переподготовки.

Научный коллектив нашей Лаборатории психодидактики имеет 30-летний опыт работы по такой переподготовке педагогических коллективов на основе единой методологической, теоретической и технологической базы. Разработанная учеными нашей Лаборатории в сотрудничестве с тысячами педагогов-практиков психодидактическая модель развивающего обучения и нравственного воспитания максимально соответствует целям и задачам становления инновационной системы образования, ее технологической модернизации.

Значительные достижения и высокие результаты работы Лаборатории обусловлены в первую очередь тем, что Лаборатория всегда шла в ногу с прогрессом образования и принимала активное участие в разработке самых передовых научных теорий. В 1975 году наша научно-исследовательская Лаборатория педагогической психологии была открыта для изучения и развития теории учебной деятельности академика Василия Васильевича Давыдова, а его верный ученик и соратник Ахмет Закиевич Рахимов возглавил эту работу. Именно в нашей Лаборатории на основе новейших научных теорий и была создана инновационная психодидактическая система обучения и передовая, высоко эффективная технология творческого развития учащихся. Научная работа лаборатории прочно связана с практической деятельностью школ, да и сама лаборатория более 20-ти лет располагалась в общеобразовательных школах Уфы и каждый этап работы многократно выверялся на практике в самом тесном взаимодействии с педагогами этих школ.

Рождение новой психодидактической системы образования обусловлено естественным ходом общественно-исторического развития. Как и все в природе, педагогическая система рождается, развивается, стареет и отмирает. Созданная в середине 17 века Яном Коменским дидактическая система обучения и воспитания, используемая до сих пор, исчерпала свои возможности и должна уступить место более эффективной психодидактической системе. Новая система оптимально соответствует потребностям личностного развития учащихся и социально-экономического развития государства. Этапы модернизации старой дидактической системы давно завершены, действия по ее реанимации не имеют смысла и связаны с дальнейшей потерей денег и времени. Быстрый переход на новую психодидактическую систему образования эти деньги и время сэкономит и послужит трамплином к дальнейшему инновационному развитию России.

Здесь к месту будет привести высказывания Френсиса Бэкона о бессмысленности прививки нового к старому, что многие и пытаются сейчас делать в образовании. Созданная нашей Лабораторией психодидактическая система развивающего обучения и нравственного воспитания, впитав в себя все лучшее, что было в предшествующей ей дидактической системе, призвана эту старую систему полностью заменить. Причем ее внедрение, как показал наш многолетний экспериментальный опыт, не ломает сложившуюся в образовательных учреждениях систему обучения, а обеспечивает быстрый и безболезненный переход на инновационный уровень.

Поэтому те, кто желает только говорить о необходимости инноваций в образовании и устраивать показную активность, могут продолжать это делать и оставаться на месте. Кто готов действовать и двигаться вперед – присоединяйтесь к нашему проекту Интернет ТВ "Образование" и добивайтесь развития, успеха и процветания для себя, своих детей и для новой России.
Подробнее см. на сайте http://aleksandr-chernyi.com
Виктор Дроганов ( Пользователь )
Уважаемый Александр! Реализация Вашего проекта в полном объеме сегодня не реальна по объективным причинам. Поэтому, предлагаю Ваш проект реализовать поэтапно.
На первом этапе, необходимо научить педагогов и студентов искать лучший вариант решения проблемы, искать истину методом конструктивного моноспора и методом конструктивного диалога, т.е. развивать критическое мышление.
Сегодня, многие ученые считают, что главной целью обучения должно стать развитие коммуникативных навыков и критического мышления. В некоторых странах ученым удалось убедить политиков и Министерство образования, что данная цель, действительно, является одной из самых главных целей обучения, и они приняли законодательные акты, обязывающие учебные учреждения формировать у учащихся навыки критического мышления. В частности, в 1973 году Национальная комиссия США по реформе среднего образования, поставила перед школой 13 целей, и среди них первые места заняли развитие коммуникативных навыков, приобретение и выработка умений критически и объективно мыслить. Аналогичные законодательные акты изданы Департаментами образования и других стран (Доминиканской республике, Объединенных Арабских Эмиратах, Венесуэле и т.д.). То, что у нас новаторство, у них - обязанность.
Существует два подхода к формированию навыков критического мышления: монодисциплинарный и мультидисциплинарный, а так же их сочетание. Покажу на примере Американского университета сочетанный подход (моя дочь учится в американском университете). В американских университетах в обязательном порядке изучают предмет «PERSASION» (Техника устной и письменной аргументации) - монодисциплинарный подход. Кроме того, каждый преподаватель обязан развивать критическое мышление – мультидисциплинарный подход.
В России так же делались попытки обязать учебные учреждение развивать критическое мышления. Так, еще в 1995 году, Болотов Виктор Александрович, предложил заменить коммунистическую идеологию критическим мышлением (Директор школы. 1995. № 1. С. 67-73) .
К сожалению, тогда его авторитета было не достаточно для реализации данной идеи в масштабах страны. Поэтому, для российских высших учебных заведений до сих пор не разработаны педагогические технологии развития критического мышления в процессе изучения разных предметных дисциплин.
Хотим мы того или не хотим, но, в ближайшие 5, максимум 10 лет (до следующих стандартов образования), мы вынуждены будем в обязательном порядке развивать критическое мышление у студентов.
Но, почему ВУЗы России должны ждать 5-10 лет? Не ужели они хуже университетов Венесуэлы, Доминиканской республики, Объединенных Арабских Эмиратах?
Для решения данной проблемы необходимо разработать концепцию и программу воспитания направленную на развитие критического мышления у преподавателей и студентов. В первую очередь необходимо разработать концепцию сегодняшнего дня, т.е. концепцию, для реализации которой используются только внутренние резервы учебного заведения, без дополнительного финансирования.
По большому счету, разработка данной концепции и программы, не является уж через чур трудной задачей.Главная проблема – это, каким образом, заставить Министерство образования разработать концепцию и программу воспитания направленную на формирование у преподавателей и студентов навыков ведения конструктивного диалога и конструктивного моноспора.
Согласно морали (законов) авторитарной группы, одна и та же мысль кажется вздорной в устах Забитого, но чрезвычайно дельной в устах Главаря, Авторитета или Приближенного. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи, как бы, не соответствует роль "первооткрывательницы"! Поэтому, если мы не хотим ждать еще 10 лет, нам необходимо найти Авторитета или Приближенного и предложить ему озвучить данную идею.
Таким Авторитетом сегодня, является нынешний вице-президент Российской академии образования Болотов Виктор Александрович. Надеюсь, что он не отказался от мысли заменить коммунистическую идеологию критическим мышлением.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 20.04.2009, 09:41) <{POST_SNAPBACK}>
Сегодня, многие ученые считают, что главной целью обучения должно стать развитие коммуникативных навыков и критического мышления.


Уважаемый Виктор! Почему именно это должно стать главной целью? Чем критическое мышление лучше, например, самостоятельного мышления? А коммуникативные навыки лучше воспитания эстетического отношения к действительности? А правовая культура? А логическое мышление? А моральные качества? А...
Никак пока не могу согласиться с этими многими учёными.
Виктор Дроганов ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 20.04.2009, 05:18) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Виктор! Почему именно это должно стать главной целью? Чем критическое мышление лучше, например, самостоятельного мышления? А коммуникативные навыки лучше воспитания эстетического отношения к действительности? А правовая культура? А логическое мышление? А моральные качества? А...
Никак пока не могу согласиться с этими многими учёными.


Как то мне задали вопрос:, «Чем отличается конструктивного диалог, конструктивной моноспор от креативного мышления и критического мышления ?» Просмотрев литературу по данному вопросу можно прийти к выводу, что единого определения данных понятий нет. Да, по сути, нет и большого различия между ними. Все они ставят перед собой цель, найти лучший вариант решения проблемы, найти истину и логически правильно опровергают и доказывают тезис.Различие только в методике.
А мое предложение, заставить Министерство образования разработать концепцию и программу воспитания направленную на формирование у преподавателей и студентов навыков ведения конструктивного диалога и конструктивного моноспора, т.е. развитие критического мышление, предложено с единой целью – данные методики апробированы мировой практикой и не требуют дополнительных доказательств об их эффективности.
Александр Черный ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 19.04.2009, 23:41) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Александр! Реализация Вашего проекта в полном объеме сегодня не реальна по объективным причинам.

Уважаемый Виктор! К сожалению, Вы не называете хотя бы основные "объективные" причины, по которым реализация проекта будет не реальной. По частям проект уже многократно и вполне успешно реализован в ряде отдельных учебных заведений, городов, районов и даже регионов. Последний эксперимент по реализации психодидактической модели образования прошел в Республике Татарстан, где с 1-го по 4-й класс дети обучались по инновационной психодидактической системе профессора, доктора психологических наук А.З.Рахимова в экспериментальных классах во всех районах республики. Эксперимент показал высокие результаты, и по его окончании педагоги, учащиеся и родители настаивали на его продолжении. Наш научный коллектив продолжает работу по внедрению психодидактической системы и переподготовку педагогических коллективов и в настоящее время. Проводим ее в основном для образовательных учреждений сел и небольших городов, так как убеждены в том, что именно им нужна наша помощь в первую очередь. Сейчас остается только распространить успешный опыт работы всех направлений проекта в масштабах страны посредством Интернета, для чего нужна поддержка реализации проекта всем российским обществом. В условиях глубокого социально-экономического кризиса необходимы наиболее эффективные механизмы для его преодоления. Проект ИНТЕРНЕТ ТВ "Образование" является таким эффективным механизмом, обеспечивающим выход российского образования из многолетнего кризиса. Конечно, проект далек от совершенства, требует серьезной доработки, но при условии его активного взаимодействия со всеми заинтересованными в развитии системы образования силами российского общества, он имеет все шансы быть успешно реализованным. Система образования занимает ключевую позицию в дальнейшем развитии и конкурентоспособности России. Нужны срочные и действенные меры по модернизации системы отечественного образования и выводу ее из глубокого кризиса.
"Заставлять" Минобрнауки разработать эффективную концепцию такой модернизации бесполезно. Если бы все многочисленные структуры Минобрнауки и РАО могли с этим справиться, то давно бы уже это сделали! Пока же они продолжают из года в год раскручивать те разрушительные для системы образования процессы, которые еще больше обостряют противоречия в образовании и обществе и углубляют кризис. Инициатива позитивных перемен , как правило, исходит от наиболее здоровых слоев общества, от наиболее передовых его представителей. В России таких людей немало, поэтому авторский коллектив проекта возлагает большие надежды на содействие этих людей и всех прогрессивных сил российского общества и готов к самому продуктивному сотрудничеству.
Что касается коммуникативных навыков и критического мышления учащихся и педагогов, то предлагаемая проектом теория и технология творческого развития личности включает эти направления развития, как одни из основных этапов формирования творческого мышления учащихся. Посмотрите внимательней материалы проекта, Вы неоднократно убедитесь, что коммуникативные навыки учащихся формируются у нас на каждом занятии. Сама технология творческого развития обеспечивает постоянное общение учащихся между собой и с педагогами, аргументированное и обоснованное отстаивание своей точки зрения, навыки саморефлексии и самооценки учащихся. Но коммуникативные навыки и критическое мышление не являются единственно важными направлениями развития учащихся. На что очень справедливо обращает Ваше внимание Воропаева Лилия! Психодидактическая модель образовательной практики включает самый широкий спектр необходимых для развития личности навыков и компетенций, а главное, опираясь на наиболее передовые направления психолого-педагогической науки, помогает педагогам в творческих поисках эффективного решения основных педагогических проблем, в овладении лучшими достижениями отечественной педагогики, психологии и философии.
Ваши предложения и Ваше внимание к наиболее важным направлениям развития образования для меня интересны и важны, особенно в связи с направлением работы В.А.Болотова. Буду рад дальнейшему продуктивному взаимодействию и сотрудничеству! Очень хотелось бы узнать Ваше, Виктор Иванович, мнение, как специалиста, об интерактивных программах проекта, в частности, программ профилактики негативных явлений в детской и молодежной среде. Чтобы посмотреть фрагменты интерактивных спектаклей, нужен скоростной Интернет.
Виктор Дроганов ( Пользователь )
Уважаемый Александр! Я ознакомился с Вашими работами. И нашел в Ваших технологиях то, что бесспорно и реально можно ввести уже сегодня во ВСЕ учебные учреждения без дополнительной экспертизы. А Болотов , должен быть заинтересован в реализации его же идеи – заменить коммунистическую идеологию конструктивным мышлением. Если он откажется реализовывать свою идею, надо будет искать другого Авторитета, или ждать 10 лет ( думаю в следующие стандарты данная цель будет включена).
К сожалению, мы живем в авторитарном обществе, а законы межличностных отношений, так же реальны, как законы физики или химии. Поэтому, по-другому, реализовать Ваши предложения невозможно.
Простой пример. В конце 18 столетия, предложили измерять температуру тела термометром. Казалось, какие могут быть аргументы против . Но, ведь нашлись. Спор по данному предложению длился полвека. Представляете, 50 лет победу в этом споре одерживали противники измерения температуры тела термометром. А Вы хотите, что бы Ваше, бесспорно, эффективные, но сложные для реализации новые педагогические технологии были реализованы в полном объеме при Вашей жизни. Поэтому, давайте будем реализовывать Ваши технологии поэтапно.
Виктор Дроганов ( Пользователь )
А теперь о Проекте ИНТЕРНЕТ ТВ "Образование". Данный проект будет эффективный только в том случае, если Министерство образование поставит перед педагогами задачи, которые педагог может решить с помощью ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТА. А самостоятельно? Вряд ли много преподавателей добровольно откажется от своего стереотипа преподавания и перейдет на Ваши методики. Где выход? Надо искать Авторитетов, которые могут реализовать хотя бы частично Ваши наработки. Таким Авторитетом могут быть не только конкретные люди, но и партии.
Например, руководство Японии считало, что без образованного населения Япония не сможет достичь Просвещённости и Цивилизации. Поэтому в 1872 ввело обязательное четырёхлетнее начальное образование для каждого маленького японца. Тогдашнее руководство России с этим мнением было несогласно, и всеми силами противилось введению всеобщего начального образования.
Требование обязательного общего бесплатного обучения детей обоего пола до 16 лет вошло в программу РСДРП, принятую в 1903 на 2-м съезде партии, и было поддержано прогрессивными деятелями России. Однако только после Октябрьской социалистической революции в стране было введено В. о., т.е. примерно на 50 лет позже Японии.
Если удастся, найти ПАРТИЮ , которая включит в свою программу обязательное формирование у учащихся навыков ведения конструктивного диалога, можно будет считать , что начало реализации Ваших технологий в масштабах страны, положено.
Александр Черный ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 20.04.2009, 15:17) <{POST_SNAPBACK}>
А теперь о Проекте ИНТЕРНЕТ ТВ "Образование"...


Виктор! В дополнение к отправленному Вам личному сообщению, могу добавить, что реализация проекта ИНТЕРНЕТ ТВ "Образование" на сегодняшний день возможна только с санкции Минобрнауки, как составная часть Федеральной целевой программы развития образования. Наша психодидактическая (психолого-педагогическая) модель образовательной практики, в основе которой лежат передовые научные теории развивающего обучения, учебной деятельности и развития творческого мышления, в любом случае будет востребована в полной мере, как только будут введены образовательные стандарты второго поколения. Поскольку у этих стандартов нет психолого-педагогических средств их реализации при заявленных их разработчиками ориентирах на эти научные теории. Разработка и практическая обкатка таких средств потребует не один десяток лет. А у нас за спиной результаты и уникальный опыт 30-летней научно-исследовательской и экспериментальной работы, ни отнять, ни украсть которые у нас не смогут даже при большом желании. Как не смогут и проигнорировать этот опыт, поскольку наша работа и наши достижения лежат в русле основных проблем развития образования и готовы к самому широкому практическому применению уже сегодня. Такой инновационной модели образования, созданной на основе единой научно-концептуальной, методологической и технологической основе, обеспеченной новейшими психолого-педагогическими средствами ее реализации , в ближайшие годы не может предложить ни одна из структур МОН или РАО. Государству проще приобрести наш проект и реализовать его на основе социального партнерства, что обеспечит большую экономию финансовых средств и времени. Педагогам в любом случае предстоит овладевать новыми эффективными способами и методами обучения и воспитания, а также передовыми психолого-педагогическими теориями. Без этого они не смогут продолжать свою профессиональную деятельность, уже сейчас им становится все трудней и трудней работать по-старинке, трудней справляться с новыми проблемами. В проект ИНТЕРНЕТ ТВ "Образование"включены мультимедийные обучающие материалы, способные существенно облегчить педагогам работу по овладению теорией и практикой новой модели образования. Если не будет в ближайшие годы проведена технологическая модернизация российской системы образования, не будут педагоги владеть новейшими эффективными технологиями обучения и воспитания, результатом станет уже не 50-летнее отставание, а окончательный развал страны.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 20.04.2009, 21:22) <{POST_SNAPBACK}>
Как то мне задали вопрос:, «Чем отличается конструктивного диалог, конструктивной моноспор от креативного мышления и критического мышления ?» Просмотрев литературу по данному вопросу можно прийти к выводу, что единого определения данных понятий нет. Да, по сути, нет и большого различия между ними. Все они ставят перед собой цель, найти лучший вариант решения проблемы, найти истину и логически правильно опровергают и доказывают тезис.Различие только в методике.
А мое предложение, заставить Министерство образования разработать концепцию и программу воспитания направленную на формирование у преподавателей и студентов навыков ведения конструктивного диалога и конструктивного моноспора, т.е. развитие критического мышление, предложено с единой целью – данные методики апробированы мировой практикой и не требуют дополнительных доказательств об их эффективности.


Извините. Совсем не убедительно.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 21.04.2009, 01:17) <{POST_SNAPBACK}>
Если удастся, найти ПАРТИЮ , которая включит в свою программу обязательное формирование у учащихся навыков ведения конструктивного диалога, можно будет считать , что начало реализации Ваших технологий в масштабах страны, положено.


Уважаемый Виктор! А где Ваше умение вести конструктивный диалог? Вы ведь совсем не слышите, что Вам говорят другие люди. Вы не видите в их рассуждениях рациональное зерно? Вы опровергайте их аргументы, если можете, но не игнорируйте. Ссылки на мнения многих учёных - не аргумент.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+