Личный кабинет

Острая необходимость повышения педагогической квалификации

Сегодняшний низкий уровень профессиональной подготовки педагогов является одним из главных препятствий на пути инновационных процессов в образовании.
Александр Черный ( Пользователь )
Переход на инновационную психодидактическую систему развивающего обучения и нравственного воспитания требует обязательной переподготовки педагогических коллективов всех образовательных учреждений страны. Без овладения всеми педагогами теорией и практикой новой психолого-педагогической системы творческого развития личности и эффективной учебной технологией творческого развития учащихся переход на инновационный уровень российского образования невозможен. Как невозможен этот переход без полного обновления содержания и структуры учебников и учебно-технологических пособий, без более активного и целенаправленного использования современных информационно-коммуникативных технологий.

Для успешного преодоления кризиса системы образования необходимы не бесконечные разговоры, обсуждения и разрозненные мероприятия, а конкретные и эффективные действия. Созданная нашим научным коллективом в сотрудничестве с тысячами учителей-практиков психодидактическая модель образования, надежно обеспечивает максимальное развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся в условиях массовой школы. В отличие от существующей системы образования, психодидактическая система развивающего обучения и нравственного воспитания сохраняет и развивает психическое, физическое и нравственное здоровье учащихся. Для ее практической реализации разработаны и выверены многолетними экспериментами передовая высоко эффективная учебная технология творческого развития учащихся и современный учебно-технологический комплекс, включающий весь необходимый объем научно-теоретических и научно-практических материалов.

Следует отметить, что в основе созданной нашим коллективом психодидактической системы развивающего обучения и нравственного воспитания, лежат самые передовые психолого-педагогические теории развивающего обучения, содержательного обобщения, учебной деятельности и ряд других. В своей деятельности мы руководствовались целью обеспечить возможность широкого практического применения лучших достижений психолого-педагогической науки. В ходе многолетних исследований причин ограниченного и неэффективного использования передовых психолого-педагогических теорий в широкой педагогической практике нами были определены эти основные причины. Это узко концептуальный характер этих теорий, игнорирование других теорий и научных школ, активное продвижение только своего частного научного направления. Это сосредоточенность на разработке только научной теории, без создания технологии ее практического применения. Это отсутствие учебно-технологических комплексов, обеспечивающих усвоение и практическую реализацию научной теории. Научная школа профессора Рахимова, взяв за основу наиболее передовую психолого-педагогическую систему Эльконина-Давыдова, решает более глобальную и значимую для современной России задачу творческого, интеллектуального и нравственного развития учащихся именно с учетом лучших достижений педагогической науки и практики.

В ходе нашей многолетней работы по внедрению в школьную практику учебной технологии творческого развития учащихся была выработана особая система переподготовки педагогических коллективов учебных учреждений. Такая переподготовка позволяет всем педагогам, независимо от стажа работы, быстро овладевать основами теоретических знаний и уже в ходе переподготовки применять полученные знания на практике, проводя занятия с учащимися под руководством наших сотрудников, а затем и самостоятельно. Педагоги обучаются самостоятельно разрабатывать сценарии своих уроков по технологии, обеспечиваются учебно-методической литературой и уже сами в дальнейшем продолжают углублять свои теоретические знания и практические навыки. Участие в двух-трех интенсивных семинарах-тренингах в течение двух лет позволяют педагогам продолжить работу по технологии полностью самостоятельно. В результате многократно возрастает активность и результативность работы всего педагогического коллектива, повышаются успеваемость и качество обучения и воспитания, значительно улучшаются все показатели работы учебного заведения. Как показывает опыт, подавляющее число школ, педагогические коллективы которых прошли у нас переподготовку, стали получателями президентских грантов, в том числе, гранты получили ряд педагогов и даже учащиеся этих школ. Среди учащихся нет неуспевающих, нет грубых нарушений дисциплины, много победителей различных конкурсов и олимпиад, большой процент поступивших в вузы выпускников. Этот же опыт свидетельствует о том, что профессиональный рост и творческое отношение к работе способствует быстрому карьерному росту педагогов.

Технология творческого развития создает не только принципиально нового ученика, но и принципиально нового педагога, принципиально новый педагогический коллектив. В ходе переподготовки педагогического коллектива и дальнейшей работы с учащимися происходят глубокие психические изменения в личностях педагога и ученика. Именно поэтому для полного перехода на инновационные принципы обучения и воспитания требуется двухгодичный срок и постоянное содействие специалистов. Овладение теорией и практикой технологии творческого развития является единым и достаточно сложным процессом, требующим от педагогов напряженной и творческой работы. Лишь хорошо разобравшись в структуре учебной деятельности, диалектических методах познания и способах развития творческого мышления, педагог сможет полноценно организовать учебные действия учащихся, включить механизмы их интеллектуального и психического развития, обеспечить высокие результаты обучения и воспитания. Тогда учение для детей становится желанным и радостным, а успехи учеников приносят педагогу чувства уверенности и удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Прочное овладение учащимися учебной деятельностью позволяет им легко и быстро усваивать программный материал любой сложности. Ряд проведенных нами в средних классах школ успешных экспериментов по русскому языку, математике и физике подтвердил возможность изучения годового школьного курса по этим предметам за две первые четверти учебного года. Таким образом, применение нашей учебной технологии позволяет педагогам высвободить до пятидесяти процентов времени для профессионального совершенствования и личной жизни. А для учащихся обеспечивается возможность полноценных занятий в наиболее интересных им направлениях в области культуры, искусства, науки, техники, спорта.

Для более успешного овладения педагогическим коллективом теорией и практикой технологии творческого развития учащихся предусмотрено создание технологической службы в каждом образовательном учреждении. В состав этой технологической (можно называть ее еще психодидактической) службы, как правило, входят педагоги, наиболее способные к восприятию педагогических новаций и быстрее своих коллег усвоившие психодидактические принципы обучения и воспитания. Возглавляет службу, как правило, заместитель директора по научной работе. Технологическая служба оказывает всестороннюю помощь педагогическому коллективу в работе по овладению теорией и практическому применению технологии творческого развития и поддерживает постоянный контакт с учеными нашей научно-исследовательской лаборатории. Как показала практика, такая технологическая служба образовательного учреждения нередко перерастает в научно-практический центр, решающий задачи развития образования даже в масштабах региона. В качестве примера можно привести среднюю общеобразовательную школу номер восемь города Усть-Илимска Иркутской области и республиканский лицей-интернат Дуванского района Республики Башкортостан. Есть такие службы, созданные в сотрудничестве с нашей лабораторией в образовательных учреждениях Республики Татарстан, Пермского края, Самарской, Челябинской и Нижегородской областей.

В сложных условиях сегодняшнего развития российского общества, неопределенности социально-экономического уклада жизни и несформированности социального заказа школе со стороны государства и общественности остаются не до конца определенными методы, формы и содержание учебно-воспитательного процесса и средств его реализации, статусы педагога и учащегося в этом процессе и какие именно качества учащихся необходимо формировать. Выпускники школ в реальной жизни сталкиваются с проблемами, решение которых невозможно с помощью тех знаний, умений и навыков, которые дает им традиционное образование. В сложившихся условиях дальнейший прогресс российского образования возможен только за счет внедрения в педагогическую практику новейших достижений психолого-педагогической науки, особенно той ее части, которая исследует проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательном процессе. Только творческая личность способна созидать новое.

Созданная нашим коллективом психодидактическая система творческого развития личности направлена именно на массовое формирование руководителей и работников творческого типа, так необходимых для строительства инновационной России.
Подробнее см. в МЕДИАТЕКЕ, Информационные технологии в образовании, проект ИНТЕРНЕТ ТВ Образование или на сайте http://aleksandr-chernyi.com

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+