Личный кабинет

Стандарт образования и программа воспитания

Виктор Дроганов ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! Сейчас проект стандартов образования и программа воспитания разработанная Любан Татьяной Никифоровной, заместителем директора Государственного научно – исследовательского института семьи и воспитания вынесены на общественную экспертизу. см. сайт http://standart.edu.ru </h1> <h1 style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt; text-indent: 14.2pt;">http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=140</h1> Предлагаю обсудить стандарты образования и концепцию воспитания на форуме.
В целом стандарты, и программа воспитания написаны хорошо. Но, с позиции семейного психотерапевта у них есть один общий недостаток – не четко определены приоритетные цели (задачи) по воспитанию личности. Учитывая, что все мы, в той или иной мере, являемся психотерапевтами, приоритетные цели в воспитании должны быть сформулированы так, что бы были понятны не только психологам и психотерапевтам, но и учителям, родителям и учащимся.
Цель первична, а поведение вторично. Какие цели – такая и личность. С позиции психотерапии, к приоритетным целям относятся:
1) формирование личности, умеющей и желающей искать решение проблемы методом конструктивного диалога (В связи с тем, что главным критерием демократических отношений является не свобода слова и не свобода выборов, а умение искать решение проблемы методом конструктивного диалога, данная цель отнесена к приоритетным);
2) формирование зрелой личности. Зрелая личность – это личность знающая структуру малых социальных групп, законы (мораль) действующие в них и осознано строящей свое поведения (Учитывая, что всю свою жизнь мы проводим в малых социальных группах: семье, трудовом коллективе и т. д., данная цель так же относиться к приоритетным);
3) воспитание семьянина, умеющего и желающего строить эгалитарную ( на принципах равноправного сотрудничества) семью. (Так как, в формировании личности главную роль играют родители, то и подготовке студентов к семейной жизни придается первостепенное значение).
Предлагаю эти цели включить в стандарты.
Для решения данных задач необходимо разработать четкие стандарты и программы воспитания.
Разрабатывать программы воспитания предлагается в два этапа. На первом - разрабатываются три вида примерных программ:
• идеальная программа;
• программа сегодняшнего дня;
• перспективные программы.
Каждая программа мультидисциплинарна и строится в виде единого курса. В идеальную программу входит то, что мы хотели бы дать учащимся в идеале; в программу сегодняшнего дня - то, что мы можем дать сегодня, используя только внутренние резервы учебного заведения, без дополнительного финансирования; перспективная программа включает те знания, что мы можем дать учащимся в недалеком будущем. Второй и третий вид программ разрабатывается на базе идеальной программы с учетом возраста учащихся, типа учебного учреждения, а для высшей школы – для каждого факультета отдельно.
После разработки примерных программ приступают к составлению рабочих программ.
Сточки зрения данной концепции разработки программ, программа воспитания, предложенная Любан Татьяной Никифоровной, относится к идеальным программам. Поэтому предлагаю разработать еще две программы: программу сегодняшнего дня и перспективную программу.
Некоторые наработки по данной проблеме см в медиатеке (Концепция и основные положения "Программы воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни", и т. д.)
Виктор Дроганов ( Пользователь )
Самой значимой профессией для государства, является профессия – педагог. По большому счету, будут ли наши дети жить в «дерьмократическом» или демократическом государстве, зависит не от политиков, а от ПЕДАГОГОВ. Главным критерием демократических отношений является не свобода слова и не свобода выборов, а умение искать решение проблемы методом конструктивного диалога. Поэтому формирование демократических отношений, надо начинать с освоения навыков ведения конструктивного диалога. И если эта цель не будет в стандартах определена как приоритетная, то в этом будут виноваты не политики, а педагоги.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 03.03.2009, 19:53) <{POST_SNAPBACK}>
Самой значимой профессией для государства, является профессия – педагог. По большому счету, будут ли наши дети жить в «дерьмократическом» или демократическом государстве, зависит не от политиков, а от ПЕДАГОГОВ. Главным критерием демократических отношений является не свобода слова и не свобода выборов, а умение искать решение проблемы методом конструктивного диалога. Поэтому формирование демократических отношений, надо начинать с освоения навыков ведения конструктивного диалога. И если эта цель не будет в стандартах определена как приоритетная, то в этом будут виноваты не политики, а педагоги.


Уважаемый Виктор! А как быть, если приоритетной я нахожу задачу формирования цивилизованного человека? И на мой взгляд, "навыки ведения конструктивного диалога" являются составной частью поведения цивилизованного человека. Не так?
Виктор Дроганов ( Пользователь )
Цитата (Воропаева Лилия, 03.03.2009, 13:43) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Виктор! А как быть, если приоритетной я нахожу задачу формирования цивилизованного человека? И на мой взгляд, "навыки ведения конструктивного диалога" являются составной частью поведения цивилизованного человека. Не так?
Вы правы. Действительно, "навыки ведения конструктивного диалога" являются составной частью поведения цивилизованного человека. Но, к сожалению, нет единого понятия «цивилизованная личность». Если, поведение « цивилизованной личности» в демократической малой социальной группе будет считаться нормой, то, такое же поведение в авторитарно-конфликтной группе – расценят как поведение нецивилизованного человека. И наоборот. Пример. «Жена да убоится мужа свого». В авторитарной семье, такое поведение расценивается, как поведение цивилизованного человека. А в демократической ( эгалитарноой) семье?
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата
Пример. «Жена да убоится мужа свого». В авторитарной семье, такое поведение расценивается, как поведение цивилизованного человека. А в демократической ( эгалитарноой) семье?

А думаете, в понятие "конструктивный диалог" это не ляжет? Ещё как ляжет! Правильное "конструктивно-диалогичное" поведение жены -- ровно в том и будет заключаться, что "боится -- значит, уважает". Ты -- кулаком по столу. Она тебе: "Ах, виновата, сейчас бегу, Васенька!". Замечательный конструктив!
Да, конечно, понятие "цивилизованности" недостаточно четко. Но оно и НЕ МОЖЕТ быть четким, ибо это -- из "вечных" вопросов. Ответы на которые (всегда частичные и тоже недоопределенные) даются всей мировой культурой и историей.
И любой ярлычок -- будь это "цивилизованность" или "конструктивный диалог" всегда будут нуждаться в долгих разъяснениях. И все равно пониматься каждым "в меру его испорченности".
Впрочем, включить этот "диалог" в расшифровку понятия цивилизованности -- полагаю, можно. Но как-то и дополнить иными измерениями.
Виктор Дроганов ( Пользователь )
Цитата (воронн, 03.03.2009, 16:58) <{POST_SNAPBACK}>
А думаете, в понятие "конструктивный диалог" это не ляжет? Ещё как ляжет! Правильное "конструктивно-диалогичное" поведение жены -- ровно в том и будет заключаться, что "боится -- значит, уважает". Ты -- кулаком по столу. Она тебе: "Ах, виновата, сейчас бегу, Васенька!". Замечательный конструктив!
Да, конечно, понятие "цивилизованности" недостаточно четко. Но оно и НЕ МОЖЕТ быть четким, ибо это -- из "вечных" вопросов. Ответы на которые (всегда частичные и тоже недоопределенные) даются всей мировой культурой и историей.
И любой ярлычок -- будь это "цивилизованность" или "конструктивный диалог" всегда будут нуждаться в долгих разъяснениях. И все равно пониматься каждым "в меру его испорченности".
Впрочем, включить этот "диалог" в расшифровку понятия цивилизованности -- полагаю, можно. Но как-то и дополнить иными измерениями.


Мы несколько отклонились от обсуждаемой темы. Предложение было, ввести в стандарты истинно приоритетные цели (задачи). Но, если предлагаются Задачи, то должен быть, хотя бы в общих чертах, предложен и механизм ее решения (стандарты, примерные программы).
В семейной психотерапии, существует множество методик для решения этих задач.
См. мои статьи в медиатеке (Концепция и основные положения "Программы воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни", и т. д.)
Виктор Дроганов ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! Сегодня для Нас разрабатывают стандарты образования. А мы молчим.Естественно, потом, после принятия, будем возмущаться.
Но, может Вы и правы, что не обсуждаете. Действительно, вряд ли Педсовет в состоянии повлиять на содержание стандартов.
Виктор Дроганов ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 10.03.2009, 23:47) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги! Сегодня для Нас разрабатывают стандарты образования. А мы молчим.Естественно, потом, после принятия, будем возмущаться. Но, может Вы и правы, что не обсуждаете. Действительно, вряд ли Педсовет в состоянии повлиять на содержание стандартов.


Уважаемые коллеги!Я был не прав. В частности, предложение «формирование личности, умеющей и желающей искать решение проблемы методом конструктивного диалога», включено в проект федерального образовательного стандарта для старшеклассников.

«Как сказано в предисловии к тексту,
специалисты конкретизировали положения проекта стандартаи «практически полностью переработали» раздел образовательной программы. В стандарте описывается, «портрет выпускника школы». Это ученик, …«креативно икритически мыслящий, целенаправленно познающий мир», и «умеющий вести конструктивный диалог»».


Владимир Уралов ( Пользователь )
Цитата (Виктор Дроганов, 30.10.2011, 09:47) <{POST_SNAPBACK}>
==================================
«портрет выпускника школы».

Это ученик, …«креативно и критически мыслящий, целенаправленно познающий мир»,

и «умеющий вести конструктивный диалог»».
==============================

=== Благодарим, Виктор!

Как видим о духовной нравственности - ни слова!

- Думаю, - это конец Человечества...
Дмитрий Корнилов ( Пользователь )
Да, человечество, как мы его знаем, подходит к концу... :)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+