Личный кабинет

Проблема 5-6 классов

Федор Ткачев ( Пользователь )
После имевшего места вчера длинного разговора с Александром Владимировичем Горячевым более-менее ясно, что программирование в 5-6 классах представляет собой некую проблему.
По утверждению А.В., 7-классникам уже можно давать всё (с чем, видимо, все согласятся).
Для 1-4 классов -- всякие цветастые игры.
5-6 классы -- проблема сшивки.

А.В. и Ко. (тут "коллеги", а не "компания" :) пытаются продвинуть "вверх" цветастые-мышиные технологии для малышей.
Участники Информатики-21 (белорусские коллеги и я) пытаемся, наоборот, продвинуть "вниз" серьезные технологии, которые масштабируются до 3-го курса ВМК МГУ включительно.

Возникает проблема сшивки двух стратегий. Если подумать, вполне объективная.

Я мог бы сразу высказаться, но после разговора с А.В. хочу еще чуток подумать.

А пока, может, коллеги выскажутся?
Федор Ткачев ( Пользователь )
Пока Александр Владимирович высказался:

Цитата (Александр Горячев, 01.03.2009, 11:52) <{POST_SNAPBACK}>
Видите ли, Татьяна Васильевна, сейчас наш курс в начальной школе представлен двумя компонентами: компьютерным ("Мой инструмент компьютер" + диски с инструментальными программами + специальные детские "справочные руководства" по этим программам) и бескомпьютерным ("Информатика в играх и задачах" и свежее дополнение к этому же курсу "Логика и алгоритмы"). Компьютерный компонент называется в федеральном перечне учеников словами "Информатика и ИКТ", а бескомпьютерный - "Информатика". Это такой конструктор, "создай свой коктейль из двух напитков". Уж больно отличаются у разных школ в разных регионах желания и возможности. Так пусть каждый по желанию и возможностям себе и сделает "гремучую смесь" :-)

Так вот, а в 5-6 классах у нас пока было только продолжение бескомпьютерной линии. Скорее всего, то, что у нас сейчас есть в 5-6 классах мы будем рассматривать как пособие к новым учебникам. А нам от них никуда не уйти, меня мои коллеги "инопредметники" по образовательной системе "Школа 2100", далеко ушедшие вперед, стыдят и подталкивают. Особенно сильно начали мне давить на психику после присуждения коллективу ученых и авторов "Школы 2100" премии правительства в области образования за 2008 год.
Поэтому новое продолжение в 5-6 классе (именно так: 5-6, потому что по новому БУП информатика начнется с 7 класса) должно быть результатом слияния двух наших линий: компьютерной и бескомпьютерной.

А я пока хожу как кот вокруг сметаны и прикидываю, как бы всё это получше продумать и придумать.
Пока что есть такие идеи:

1) поскольку в "Школе 2100" основная цель - функциональная грамотность (умение человека ставить цели и достигать их, оставаясь при этом человеком), наверное надо будет уделить побольше внимания работе над проектами (к тому же я ими уже немного занимался в начальной школе вне какой-либо связи с информатикой),

2) конечно, хотелось бы продолжать заниматься развитием логического мышления, развивать критическое мышление, но теперь и уделять больше внимания творческому, креативному мышлению; креативная проектная деятельность может в этом помочь,

3) мы и в начальной школе строили курс на основе возможности выбора учителем инструментальной среды, наверное эту идею надо продолжать реализовывать и дальше, но хочется больше уделять внимания созданию чего-либо осмысленного с помощью программирования; приглядываюсь к Scratch - очень симпатично.

Это примерный набросок некоторых идей. Что получится - самому пока что неизвестно.

Что будет дальше? - Наверное, на нас будут продолжать наседать и давить "инопредметные" коллеги по нашей образовательной системе ("Женщины уже в воллейбол играют, а мы?"©). В любом случае ориентация на функциональную грамотность сама заставит нас уделять внимание и вопросам эффективного использования компьютера как инструмента, и участию в олимпиадах, и сдаче экзаменов вообще и ЕГЭ в частности.
Но видимо должны быть в учебниках несколько линий, которым сами учителя определят их место: либо на уроках, либо на кружке, либо самостоятельно. Это зависит от школы и класса: если в классе 2-3 человека захотят сдавать ЕГЭ, то зачем подвергать остальных тому, что для них будет мучением? Это негуманно. Значит, в этом случае, прямая дорога на кружок, факультатив, курс по выбору, образовательный профиль и т.д., или дома самим. Но в учебнике должно быть.

Понятное дело, что наши взгляды могут быть в дальнейшем нами же пересмотрены, но пока что это выглядит примерно так.
Извините за длинный монолог.
Федор Ткачев ( Пользователь )
Итак, Татьяна Васильевна сама явила собою свидетельство существования проблемы, которую можно условно обозначить и так:

Проблема перехода от цветных обучающих игрушек -- к ЕГЭ с его логикой и системами счисления.

Как уже сказано, это проблема коренится в том факте, хорошо известном всем хорошо обученным педагогам, что существует фундаментальный переход в когнитивном развитии детишек, происходящий как раз где-то в промежутке между 4 и 7 классами.

А методика (которая есть сердцевина учебного процесса, как сообщают учебники педагогики -- как бы их Виталий Валерьевич ни ругал) напрямую зависит от возрастных особенностей этого самого когнитивного развития.

Поэтому и возникает проблема.
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
Цитата (info21, 01.03.2009, 16:00) <{POST_SNAPBACK}>
Итак, Татьяна Васильевна сама явила собою свидетельство существования проблемы, которую можно условно обозначить и так:

Проблема перехода от цветных обучающих игрушек -- к ЕГЭ с его логикой и системами счисления.

Как уже сказано, это проблема коренится в том факте, хорошо известном всем хорошо обученным педагогам, что существует фундаментальный переход в когнитивном развитии детишек, происходящий как раз где-то в промежутке между 4 и 7 классами.

А методика (которая есть сердцевина учебного процесса, как сообщают учебники педагогики -- как бы их Виталий Валерьевич ни ругал) напрямую зависит от возрастных особенностей этого самого когнитивного развития.

Поэтому и возникает проблема.

Не надо мне ничего приписывать тем более, что ни изучение систем счисления, ни тем более логика в изучении, начиная с началки по 11 класс, при правильных подходах никаких проблем не вызывает.
Виталий Бормотов ( Пользователь )
Можно взять какой-нибудь не очень сложный язык программирования, например, QBasic (если боитесь, что он прививает плохой стиль, то Turbo Pascal) и рисовать! Сначала статичные картинки в линейных алгоритмах, потом картинки с постепенным рисованием (идет осознание последовательного выполнения команд), а затем более сложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и т. д. Мне кажется, рисование - это единственное, на чем в 5-6 классах можно прививать основы алгоритмизации.

Языки программирования типа Бейсика и Паскаля лучше (по крайней мере, в среднем и старшем звене) всяких специализированных деццких "черепашек" и подобных, т. к., во-первых, процесс сосредатачивается на "чистом" программировании (не отвлекаемся на второстепенные детали) и, во-вторых, создается психологическое ощущение серьезного программирования. Помню, в 5 классе был у нас "Пылесосик", и почти весь класс ничего не понимал (даже путали "условие выполняется" и "действие выполняется"), а в 6 классе рисовали на Ку-Бейсике, и всё было нормально. А вот в восьмом писали тривиальные классические алгоритмы на Паскале, и снова возникали проблемы...
Дмитрий Колосов ( Пользователь )
Цитата (Виталий Бормотов, 01.03.2009, 20:18) <{POST_SNAPBACK}>
Можно взять какой-нибудь не очень сложный язык программирования, например, QBasic (если боитесь, что он прививает плохой стиль, то Turbo Pascal) и рисовать!
...


А можно взять нотную запись и записывать мелодию?

А можно взять грамматику, например, эсперанто и выражать смыслы?

Александр Горячев ( Пользователь )
Цитата (Дмитрий Колосов, 01.03.2009, 18:59) <{POST_SNAPBACK}>
А можно взять нотную запись и записывать мелодию?
А можно взять грамматику, например, эсперанто и выражать смыслы?

Конституция не запрещает.
Федор Ткачев ( Пользователь )
Цитата (Татьяна Дедюлькина, 01.03.2009, 18:13) <{POST_SNAPBACK}>
Не надо мне ничего приписывать тем более, что ни изучение систем счисления, ни тем более логика в изучении, начиная с началки по 11 класс, при правильных подходах никаких проблем не вызывает.

Татьяна Васильевна, Вам никто ничего не приписывает кроме того, что Вы сами сказали.

Я всего лишь интерпретирую Ваши реакции как подтверждение утверждения о существовании проблемы, которая находится вне Вас и Вашего сознания -- это моя интерпретация и моя ответственность. Каждый может согласиться или нет. Но Вам ничего, кроме Ваших собственных слов, не приписывается.
Федор Ткачев ( Пользователь )
Цитата (Виталий Бормотов, 01.03.2009, 18:18) <{POST_SNAPBACK}>
Можно взять какой-нибудь не очень сложный язык программирования ... и рисовать! Сначала статичные картинки в линейных алгоритмах, потом картинки с постепенным рисованием (идет осознание последовательного выполнения команд), а затем более сложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и т. д. Мне кажется, рисование - это единственное, на чем в 5-6 классах можно прививать основы алгоритмизации.

Языки программирования типа Бейсика и Паскаля лучше (по крайней мере, в среднем и старшем звене) всяких специализированных деццких "черепашек" и подобных, т. к., во-первых, процесс сосредатачивается на "чистом" программировании (не отвлекаемся на второстепенные детали) и, во-вторых, создается психологическое ощущение серьезного программирования. Помню, в 5 классе был у нас "Пылесосик", и почти весь класс ничего не понимал (даже путали "условие выполняется" и "действие выполняется"), а в 6 классе рисовали на Ку-Бейсике, и всё было нормально. А вот в восьмом писали тривиальные классические алгоритмы на Паскале, и снова возникали проблемы...

Вот еще одно недвусмысленное свидетельство в пользу стратегии, предлагаемой в Информатике-21.
Только у нас черепашка прямо в К.Паскале.
И в 8м классе проблем не возникнет, т.к. всё будет на том же языке и в той же русифицированной среде.

Но это стратегия, общая идея. Ее нужно конкретно реализовывать. Тут возникают любопытные детали. Об этом скажу отдельно, чуть позже.
Анатолий Попков ( Пользователь )
Цитата (Виталий Бормотов, 01.03.2009, 18:18) <{POST_SNAPBACK}>
Можно взять какой-нибудь не очень сложный язык программирования, ..., рисование - это единственное, на чем в 5-6 классах можно прививать основы алгоритмизации.
Языки программирования типа Бейсика и Паскаля лучше (по крайней мере, в среднем и старшем звене) всяких специализированных деццких "черепашек" и подобных, т. к., во-первых, процесс сосредатачивается на "чистом" программировании (не отвлекаемся на второстепенные детали) и, во-вторых, создается психологическое ощущение серьезного программирования.


В Блэкбоксе черепашка реализована так, что:
1) язык программирования (Компонентный Паскаль) остается серьезным (без кавычек), никакой переделке в угоду "деццкости" он не подвергнут;
2) возможностями черепашки вы можете пользоваться в том объеме, который вам нужен в данной группе обучаемых на данном этапе: от самых первых шагов с помощью "пульта дистанционного управления" (изучаем 3-5 самых основных команд черепашки и знакомимся с цветовой моделью КЗС) до полного НЕЗАМЕТНОГО "сползания" с черепашки на "взрослое", "серьезное" программирование.

Лично я в факультативной группе 7-клашек сейчас даю процедуры рисования масштабируемых букв. Это процедуры с одним целым параметром - высотой буквы в пикселах. Буква проектируется в стандартном прямоугольнике с соотношением сторон 10:8. Очертания букв - рубленые, со срезанными (если и где надо) под 45 градусов углами. Тут есть возможность дать понятие предусловия (черепашка стоит в левом нижнем углу прямоугольника, смотрит вправо) и постусловия (черепашка должна закончить работу переходом в левый нижний угол следующего прямоугольника, отстоящего на 0.2 высоты буквы и повернуться вправо). "Неудобные" буквы, содержащие наклонные линии типа И, М, Я или Ж, заставляют подумать о фиксации во вспомогательных переменных текущих координат угловой точки для выполнения через несколько команд перехода в эту точку без отрыва пера. Причем ориентация букв зависит только от первоначальной установки черепашки.
За пару уроков удается разобрать и реализовать 1-2 буквы.
Затея мне нравится тем, что можно постепенно наращивать сложность процедур, переходя от простейших букв типа П, Г, Т, Н к более сложным. А многократное повторение аналогичных действий позволяет получить устойчивый навык и понимание. Причем любые ошибки и казусы отлично видны и легко могут быть соотнесены с программным текстом.
Достижения деток: от 3 до 17 букв-процедур в личном багаже.
На последней паре дал понятие вложенной процедуры - для подмены повторяющихся сочетаний команд. Например, в букве З много раз встречается поворот на 45 градусов и движение вперед на n точек. Оформили процедуру с коротким именем и одним параметром. Типа "сократим обезьянью работу". Идею, кажется, уловили и задумались...
Дальнейший план: написать вызывающую (все буквы) процедуру, передавать ей строку текста для вывода на рисунок. Тут появятся и CASE, и символьный массив, и цикл с параметром, который мы уже ранее освоили без черепашки на целых числах...

Подозреваю, что и с 5-6-классниками этот подход может иметь успех.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+