Личный кабинет

Одарённость в России: от феноменов к государственной политике

Одарённость на повестке дня политиков, учёных и педагогов.
Любовь Духанина ( Пользователь )


Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами». Содействовать приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку..

Подчеркну, что всё это задачи для всех нас, а не только для каких-то новых государственных корпораций. Это задача всего общества и в то же время шанс для каждого применить свои способности»



Д.А. Медведев, Президент РФ, Ежегодное Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 года.





Поиск и продвижение талантливых людей, «охота за головами» и привлечение молодых людей в науку – все эти вопросы уже обозначены в качестве приоритетных для государства и общества. Казалось бы, можно с облегчением перевести дух – государство выступает наилучшей гарантией того, что эта проблема не забудется. Однако, для того, чтобы звенья государственной системы эффективно работали, нужны чёткий и обоснованный план действий.

Занимаясь проблемой выявления и поддержки талантов на федеральном уровне с 2006 года, с момента организации в Общественной палате Рабочей группы «Одарённое поколение», я хочу заметить, что сделано уже много. С проблемы одарённости, таланта, дара, развития способностей и неисследованных резервов интеллектуального потенциала человека удалена «накипь» ненужного мистицизма, иррационализма и даже шарлатанства. Совсем недавно в общественном сознании существовала прочная связь между «сверх-способностями» и одарённостью, последнее объявлялось недоступной территорией для педагогических усилий, terra incognito для государственной поддержки. Стереотип, что талант «проявится сам», невзирая ни на какие социальные условия, что гений творит не «благодаря», а «вопреки» любому вмешательству, очень долго бытовал в общественном сознании.

Сегодня стало очевидным, что государственная политика в этой сфере необходима, а общественная позиция должна быть более активной.

В сегодняшних условиях быстрого устаревания знаний и практик, научных и технологических революций, информационных сверх-нагрузок на сознание и органы восприятия, проблема одарённости переплетается практически со всеми темами и проблемами гуманитарного плана. В 2009 году педагогическое сообщество Лиги образования объявило 2009 год годом профессий. http://eleague.ru/ru/novosti/2008/liga_bud..._mir_professij/

В условиях кризиса некоторые практики стали терять статус профессий, на наших глазах устаревают одни навыки и появляются новые, некоторые профессии трансформируются прямо на глазах (мы можем это наблюдать на примере когда-то модной профессии PR-специалиста). В обществе обострён запрос на переобучение, получение новых профессий, на образование в течение всей жизни. Таким образом, мы ставим проблему освоения новых профессий «с позиций одарённости» особым образом: какие человеческие способности и таланты лежат в основе тех или иных профессий для того, чтобы наиболее правильно выстроить методику освоения новых профессий, образовательные технологии для обучения на протяжении всей жизни.

В этом смысле, профессии, практики, виды деятельности получают «человеческое измерение». И наоборот, исходя из нашего понимания возможностей и даров, которыми награждены человеческое сознание, «тело и дух», можно формировать новые практики, осуществлять инновационную деятельность с обозначенных гуманитарных позиций.





В целом я вижу направления исследования проблемы одарённости в виде вот таких вот «ленточек»:

- феноменология одарённости – описание феноменов проявления таланта, гениальности, способностей, изучение обстоятельств, в которых проявилась одарённость, непредвзятая оценка свидетельств. К сожалению, «телевизионный формат» подачи сверх-способностей как шоу имеет своей обратной стороной невнимание к деталям, к условиям и последствиям проявления необычных человеческих способностей. Второй момент – это отсутствие информации об успехах учёных, изобретателей, инженеров с интересующей нас точки зрения. Например, существуют упоминания, свидетельства о необычных способностях советских учёных, о результатах «экспериментов над собой» советских специалистов, спортсменов, полярников. Но это пока что упоминания – дневники вели лишь немногие, записи и свидетельства разрозненные.

- исследования по нейрофизиологии. Говоря словами Гиппократа «Следует знать, что все наши удовольствия, радость, смех и шутки идут от мозга и только от него». Наш мозг – неизведанная Вселенная.

- психопатология: связь одарённости и психической деятельности. Риски и угрозы психике в случае проявления ребёнком или взрослым ярко выраженной одарённости. Психическая устойчивость, «контур саморегуляции» и т.д.;

- описание и реконструкция психотехник и антропотехник в религиях и традициях мира. Исследование ритуалов, тренингов, изменённых состояний сознания;

- философское и психологическое исследование мыслительных способностей и «высших психических функций. «Согласование способностей», детерминанты развития одних и подавления других;

- эмпирические исследования одарённых – победителей Олимпиад, людей (детей и взрослых), подтвердивших свою успешность и талант. Выявление одарённых в регионах, диаспорах, за рубежом. Опросы, анкетирование, формирование банка данных;

- разработки понятия «креативный среды». Формирование системы индексов и индикаторов креативных центров (см. Р. Флорида) и понятия «насыщенности» среды;

- методики диагностики одарённости;

- коммуникативные режимы «поддержки» одарённости и развития талантов – организация семинарских режимов, выстраивание специальных коммуникаций, моделирование активных и интерактивных форм общения;

- разработка понятий для исследования связи одарённости с профессиями, наукой, технологиями. Научные революции, циклы жизни профессий – появление способностей и влияние одарённости на эти процессы;

- педагогические технологии работы с одарёнными;

- репрезентация одарённости: PR и формирование коммъюннити, разработка технологий продвижения талантов;

- инфраструктура одарённости. Государственная политика и привлечение бизнес-сообщества. Работа в негосударственных и общественных организаций – экономические, правовые и организационные условия.

- модели образовательных учреждений и центров для работы с одарёнными: оценка существующего мирового опыта и создание новых образовательных площадок.



Эти «ленточки» – программа работы на десятки лет. Предстоит большая работа. Но я думаю, мы справимся.



Владислав Воронин ( Пользователь )
Извините, Любовь Николаевна, но и слушая те слова Д.Медведева, и читая Ваши наметки программы, -- я испытываю некий дискомфорт. Недопонимание того -- а о чем, собственно, говорится.

Я, видите ли, всю трудовую жизнь работал (по совместительству) в физматшколах. В Новосибирской, которую сам когда-то и кончал. Теперь -- в Ханты-Мансийске, в физматлицее.

И от какого-то возвышенно-патетического определения "одарённость" у меня наступает смущение. Потому что вокруг этих физматшкол тоже постоянно витает вот это -- мол, "собираются одаренные дети!"

Разный уровень можно вкладывать в это определение. Пятилетний Моцарт за фортепиано, создатель новой математической теории Галуа (погиб в 21 год), подросток-график Надя Рушева....

Так в тех же наших физматшколах -- НЕТ таких. Ну, скажем, практически нет. Это ШТУЧНОЕ. Уникальное. Непохожее и несистемное. "Вундеркинды".

Да сам я не был вундеркиндом. И среди товарищей -- на потоке из человек 250 -- если и были "вундер", так штуки полторы разве. И сам я потом в отборе ребят для физматшколы многажды участвовал -- кого мы там выискивали, "одарённых"? Да это... как Божий дар и редчайший случай. Надеясь на это -- устанешь ждать!

Я бы определил по-другому. Мы ПЕРСПЕКТИВНЫХ ищем. Тех, кто уже проявляет некие проблески интеллекта на очень скромном уровне -- но относительно кого НАДЕЖДА есть, что его можно попробовать учить. И, глядишь, даже выучить. И кто-нибудь из них, ВОЗМОЖНО, сумеет вырасти в хорошего ученого-специалиста, кто-то даже до талантливого (местами) и уж совсем редко-редко до уникального.

И это не противоречит в принципе работе именно с "одарённым". Но это массовая задача. А не штучная.

Не подумайте, что я считаю "неинтересным" хоть один из пунктов, перечисленных Вами. Да конечно, и это все интересно!
Тем более, наш "невод" забрасывается все же случайно. И нет никакой гарантии, что в него непременно попадет потенциально одаренный. Или хотя бы бОльшая их часть. Кто пришел -- тот пришел. Чаще всего, подталкиваемый хорошим учителем. Кабы помечтать о целой сети -- чтобы всех проверять, всех отлавливать, за кем можно увидеть проявления "одарённости"! Диагностировать, зафиксировать, взять под особую заботу...

Какой там! И то, что было, -- во многом развалено, потеряно, замусорено... Деградирующая массовая школа все более губит, отвращает от интеллекта, расходует потенциал детский на отбывание повинностей по имитации "среднего" образования.

И сеть внешкольных -- кружков, секций, студий! Где проявлялись и выращивались "одарённости" художественные, технические и прочие нешкольной направленности. И ЭТОГО, как Вы знаете, осталось гораздо меньше. Не знаю про Москву (это отдельное государство!). А в России -- сильно все это пострадало.
Медведев хочет все это не только восстановить, а поставить на высокий уровень, лучше прежнего? Не знаю, не знаю. Хотя бы восстановили имевшийся -- уж потом замахивались дальше.

И -- особо надо сказать, МАССОВОЙ эта работа "с одарёнными"-- не будет. Массовой может быть только работа с перспективными! С подающими робкие надежды.
И это будет -- работа по повышению общего уровня образования, а не выпестывание некольких десятков уникумов (в разных сферах).
Но в применении к этим, перспективным, -- надо вести не столько речь о изощренной диагностике. В какой-нибудь сфере да перспективными является -- большинство. И нужны просто методики -- обычной честной хорошей работы по хорошему школьному обучению.
Ну, если не брать уж совсем-совсем все сферы, а только школьные дисциплины -- то и тут ну хотя бы половина неплохо обучаемы. Только процессы в массовой школе идут в обратном направлении -- в направлении деградации. Имитации бурной деятельностью ради святой цели "производства оценок" и спихивания разных контрольных-экзаменов вплоть до ЕГЭ. И затаптываются, портятся, развращаются даже те мозги, которые в иных условиях вполне бы неплохо могли развиться!

Ну, к Медведеву у меня был отдельный вопрос, который я ему вряд ли смогу задать. Понимает ли он, что задача работы с "одарёнными" и задача подъема уровня образования, качества образования -- две совсем разные задачи? Я не говорю, что первая плоха -- но ни какому решению второй не приведёт.

А к Вам -- уточняющий вопрос. Так Вы, как я понимаю, собираетесь заниматься не массовым образованием, а этим "одарённым".
Так тут ведь... спектр одарённостей больно велик. Науки -- так их много, и они во многом разные. Ремёсла -- опять же разные. Литературный дар, танец, живопись, графика, музыка (разная!). Технические способности -- опять разноплановые.
Общие методики выявления... Тренинга... Выращивания... Как это понимать, когда тут КАЖДОМУ нужно все свое. И заметить - оценить может полноценно только специалист в данном деле. И выращивать -- тоже он же.
Как Вы понимаете свои задачи вот с учетом этих необъятных просторов?
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Любовь Духанина, 09.02.2009, 08:16) <{POST_SNAPBACK}>
Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами». Содействовать приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку..

Подчеркну, что всё это задачи для всех нас, а не только для каких-то новых государственных корпораций. Это задача всего общества и в то же время шанс для каждого применить свои способности»


Уважаемая Любовь Николаевна! Очень боюсь, что этот призыв в современной системе так и останется прекраснодушным призывом. Поскольку в современной школе нет условий для "масштабного и системного поиска талантов". Класссы по 25 и более человек, нагрузка на несколько параллелей, заполнение бумаг, без которых "ты - букашка", мероприятия, для которых пока ещё очень важным показателем является массовость, родительские собрания и т. д. и т. п. А талант - это идивидуальность. Чтобы его раскрыть, нужна "ювелирная" работа с каждым. Следовательно, вначале нужно создать условия для поиска талантов. А они не создаются.
Более успешно такая работа могла бы вестись в учреждениях дополнительного образования. Но и туда приходит погоня за массовостью, бумаги.
Поэтому можно сказать, что и там обстановка меняется к худшему.
И ещё, что мне хотелось бы сказать. Работая классным руководителем в школе, работая в учреждении дополнительного образования, я не видела ребёнка, в котором не было бы "изюминки", какого-то таланта. Поэтому, мне кажется, задачу нужно поставить несколько иначе: не поиск талантов, а раскрытие способностей каждого ребёнка. Для чего, опять же, условий в настоящее время не создаётся. Только голые декларации.



Любовь Духанина ( Пользователь )
К воронн-

В целом согласна почти со всем. Но "дьявол" прячестя в деталях...

Здесь со многим можно поспорить - и об уместности возрождения системы доп.образования в её прежнем, "советском" виде, и о том, что нет возможностей высказать свою позицию главе государства (у Медведева есть свой блог, например,) и т.д.
Но основная разница наших подходов вот в чём:

допустим, я согласилась, что одарённый - это гений. Это уникальность, вне рамок системы, чудо.

Так, согласились - это нетрудно, правда? И что - думаете, не надо изучать этот феномен? Лишним будет искать образовательные, педагогические (методические) и др. технологии, позволяющие удостоверять, что перед нам - гений. Давать возможность осознать это самому человеку - не стоит даже, да?
(Тем болеее, одарённость - это не гениальность).

А занимаюсь я как директор - с простыми детьми, обычными школьниками...
Любовь Духанина ( Пользователь )
С последним предложением согласна, Лилия. Просто раскрытие способностей ребёнка должно осуществлять обоснованно, педагогически точно.. И "передний край" вот этого соответствия способностей и технология их "раскрытия" - это теория и практика выявления и поддержки таланта, методология диагностики одарённости и т.д. (см. "ленточки прпограммы") ;)
Любовь Духанина ( Пользователь )
В женском клубе на "Справделиво-газета.ру" опубликовали моё выступление на Челпановских чтениях 2007 года.

Проблема одарённости, поддержки одарённых людей прочно вошла в обиход политиков и экспертов, управленцев и журналистов. Об интеллектуальном потенциале говорят в самом разном контексте: от возрождения Российской цивилизации до поддержки сельской молодёжи. Еще немного, и уже можно будет надеяться, что какие-то вопросы начнут решаться. Несмотря на различные исследования одарённости, которых, кстати, не так много, талант, дар, призвание до сих пор остаётся малоизученным духовным феноменом. В этом смысле для изучения одарённости порой полезнее почитать дневники Леонардо да Винчи и Дюрера, Александра Гумбольдта и Эккермана, рассуждения Геза Ревеша и статьи Дианы Богоявленской, чем изучать экспериментальные данные. Нам надо научиться смотреть на одарённость не только глазами психологов и педагогов, но и социологическим зрением, взглядом общественного деятеля. Поэтому биографии великих людей расширяют наш кругозор еще и в связи с социализацией таланта, адаптацией, «социальным лифтом» как таковым. Математика, музыка, техническое творчество, затем изобразительное искусство, спортивная одарённость (в отличие от простого развития физических навыков), литературный дар, управленческие и коммуникативные навыки и т.д. – вот минимальная палитра и последовательность призваний, имеющих традиционную «закрепленность» в социуме.

Но исчерпывается ли одарённость только такой «пропиской» в отраслях знаний? Никакой тест на IQ не ответит нам на вопрос о том, что ещё у ребенка есть не увиденного обществом, что заложило в него природа. Понимание и исследование проблем одарённости не заменяет проблему создания «инфраструктуры таланта» – мер и институциональных предпосылок его поддержки. Это и законотворчество и многочисленная переписка с властями всех уровней и «встраивание» в уже известные программы и национальные проекты. Скажу честно, – работа, не очень похожая на исследование творчества. На ум приходит следующее сравнение, как если бы нам сказали написать труд о китайской медицине. А для этого дали почитать отдельно книги по Китаю, отдельно – по медицине. А теперь давайте «соединим» это всё…

Но, кроме проблемы преодоления бюрократических препон, есть еще аспекты, связанные с глобализацией. Речь идёт не только об экономике, а о концепции способностей в принципе. Статистика относительно математических способностей говорит в пользу раннего проявления этого таланта. Есть всем известные факты, например: из 93 самых известных математиков мира 78 проявили свою одарённость в детстве. Это такие имена, как Паскаль, Ньютон, Тэйлор, Бернулли, Эйлер, Гаусс, Гилберт и т.д. Часто общим словом «математика» называют спектр мыслительной практики. Но, сегодня, в эпоху Интернета, сложных технических устройств и виртуальности актуальны способности, которые сложно отнести к чистой математике» или «чистой физике», например. Кого можно назвать «математиком в чистом виде»?

В эпоху транснациональных корпораций возникает вопрос о некой «финансовой одарённости» и предрасположенности к финансовой деятельности тех или иных народов. Сопротивление экспансии корпораций, конкуренция гигантов мирового рынка делает актуальным национальный вопрос, национализм как фактор. А с этих позиций до проблем одарённости – рукой подать. Социолог и философ Зомбарт, например, говорил об «экономических нациях мира», таких как евреи или армяне. Французская историческая школа также говорит о «галльской» и «семитской» рациональности. Конечно, это политизация проблемы интеллекта, одарённости, но в эпоху глобализации она также имеет значение. Этот «националистический» подход, конечно, всё упрощает. Мы не должны в своих исследованиях за исходную посылку принимать всё то, что имеет популярность и часто звучит в устах политиков. Мы должны исходить из других мировоззренческих принципов. Более того, учёный, исследователь вообще не должен руководствоваться какой-либо идеологией. Другое дело – это когда я и мои коллеги по общественной палате вынуждены это учитывать при общении с государственными чиновниками и представителями корпораций. Уверена, что мы обойдемся без особых политических дискуссий. Нам нужны политические институты, но проблемы, обсуждаемые нами – это над-идеологические проблемы.

Отдельная проблема – выявление и поддержка талантов взрослых и иногда даже пожилых людей. Очень часто работу с одарёнными соотносят с известной программой «Одарённые дети». Но в рамках Комиссии по интеллектуальному потенциалу нации (2006-2008), Комиссии по образованию и науке (с 2008 г.), и в рамках рабочей группы «Одарённое поколение» мы смотрим значительно шире на эту проблему. Актуализация способностей и талантов у человека, например, предпенсионного или пенсионного возраста требует совершенно иных методик и условий, нежели обнаружение одарённости у детей. Социальные условия и требования к выявлению одарённости у детей и взрослых существенно различны.

И один из важнейших сегодня вопросов - понять так называемые «гендерные» факторы проявления одарённости. Ещё в детстве – каждый родитель знает это – развитие мальчиков и девочек происходит по-разному. Но эта разница, усиленная затем во взрослом возрасте у женщин и мужчин, обозначается в рамках существующих диагностик, социальных и профессиональных норм. Но, быть может, сами нормы и система тестов нуждается в методологическом переосмыслении; быть может, неисследованные резервы женского мышления и так называемой «женской логики», быстроты адаптации к ситуации, присущие женщинам, особая память и внимание – все эти моменты суть проявления ещё неизведанных способностей, находящихся «по ту сторону» диагностики?

Лилия Воропаева ( Пользователь )
Цитата (Любовь Духанина, 13.02.2009, 05:45) <{POST_SNAPBACK}>
С последним предложением согласна, Лилия. Просто раскрытие способностей ребёнка должно осуществлять обоснованно, педагогически точно.. И "передний край" вот этого соответствие способностей и технология их "раскрытия" - это теория и практика выявления и поддержки таланта, методология диагностики одарённости и т.д. (см. "ленточки прпограммы") ;)


Это правильно. Но опять же, не ставим ли мы "телегу" впереди "лошади". Теория - прекрасная вещь. Но где и как осуществить её на практике?
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (Любовь Духанина, 12.02.2009, 22:41) <{POST_SNAPBACK}>
Здесь со многим можно поспорить - и об уместности возрождения системы доп.образования в её прежнем, "советском" виде

Да никто и не призывает -- непременно "в советском"! Ради Бога, делайте не так, делайте ЛУЧШЕ. Но пока-то, в реальности -- хуже. Советская не была верхом совершенства -- а теперь ни лучшего нет, ни даже прежнего.
Цитата
Так, согласились - это нетрудно, правда? И что - думаете, не надо изучать этот феномен?

Да нет же. Я же и написал специально -- что я НЕ считаю затронутые Вами вопросы "неинтересными".
Кому суп не густ, кому жемчуг мелок...
Но из того, что у кого-то нет супа, НЕ СЛЕДУЕТ никак, что жемчугом никому заниматься не надо.
Так что в этом аспекте -- у меня претензий нет.
Меня в этом ("жемчужном") направлении больше смущает заданный мной конструктивный вопрос -- о чересчур широком спектре возможных "одаренностей" и поэтому о возможности неких общих методик за всех про всё. Технологии, позволяющие выявлять музыканта, вряд ли будут сильно похожи на методику выявления химика... дизайнера... электронщика...

И -- вопрос вовсе не к Вам, конечно. Меня смущает упоминание Президентом этого направления как чего-то, относящегося к уровню образования. Ему кто-то же пишет эти выступления. А он зачитывает. А вот понимает ли он, что к подъему катастрофически упавшего ОБЩЕГО образования эта задача про "одаренных"... вовсе имеет малое отношение. Тут, когда просто способных к обучению массами портят и ничему не выучивают, какие уж тут "одаренности"... Тут надо мечтать для начала хотя бы о РЕСТАВРАЦИИ когда-то существовавшего уровня добротности в работе системы! (Опять же -- не о реставрации системы со всеми деталями, а именно о возвращении к уровню. И к деловому менталитету).

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+