Личный кабинет

Обновление технологий в обучении математике

Михаил Нордгеймер ( Пользователь )
• Ставропольский край, г. Пятигорск
• Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29 «Гармония»
с углубленным изучением отдельных предметов
• Доклад на августовский Интернет-педсовет 2005 года
• Автор: Опарина Елена Анатольевна, учитель математики МОУ СОШ № 29
• Тема работы: «Обновление технологий в обучении математике»


• «Контакты: телефон: (879-3)37-73-06

Тема: Обновление технологий в обучении математике

"Педагогическая технология - систематический метод планирования, применения и оценивания всего
процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования".

(ЮНЕСКО, 1986)


Анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации учебно-воспитательного процесса и управление им показывает, что зарождение идей связано с успехами научно-технического прогресса и распространением его достижений в самые различные области знаний и практики.

Причинами возникновения и практического использования педагогических технологий являются:
 необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода, систематизации обучения;
 потребности мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьника, замены малоэффективного вербального способа передачи знаний и воспитания (по данным психологов, ученик усваивает не более 36% информации "со слов");
 возможности экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя, обеспечивающих гарантированные результаты обучения и снижающие негативные последствия работа малоквалифицированного учителя.
Слово "технология" (в переводе с греческого - искусство) современный энциклопедический словарь трактует как совокупность методов обработки, изготовления изменения состава, свойств, формы сырья, материала, осуществляемых в процессе производства продукции.

Педагогическая технология определяется, как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Оба определения, несмотря на их разноплановость, имеют общую направленность на искусство, педагогическое мастерство, которое учитель должен культивировать индивидуально и им воздействовать на учащегося, роль которого сводится к функционированию в качестве "объекта воспитания и обучения".
В свете гуманизации образования такие определения педагогической технологии устарели. Приведем более современные.

Примеры различных определений педагогической технологии позволяют выделить необходимые и достаточные признаки этого понятия.

В трактовке И.Кучинова они звучат так: "...под дидактической технологией мы понимаем трансформацию абстрактных теоретических постановок и обобщений дидактики и методики преподавания в практическую деятельность (процедуры, операции), перед выполнением которой обязательно ставится определенная дидактическая цель или которой решается данная дидактическая задача".

П. Митчелл воспроизвел ее так: "Педагогическая технология - есть область исследований теории и практики в рамках системы образования, имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов".

В последние годы в математическом образовании школьников произошли существенные изменения. Отказ от единой общеобразовательной школы привел к появлению школ и классов различного типа и профиля. С 2000 года и наша МОУ СОШ №29 «Гармония» идет по пути деятельностного личностно ориентированного подхода к обучению.

Эта специфика отражается, естественно, в содержании и технологиях математической подготовки учащихся. Когда в процесс обучения стали внедряться новые технологии, мной были использованы в основном:
 Игровая технология;
 Технология разноуровневого обучения;
 Личностно ориентированная технология;
 Модульная технология.

Анализ, проведенный по итогам работы, показал, что наиболее эффективными являются не взятые отдельные инновации, а их сочетание, либо интеграция. В частности мной на данном этапе применяются две технологии – модульная и технология личностно-ориентированного обучения.

В технологии личностно-ориентированного обучения важно, чтобы каждый урок – главная составная часть учебного процесса, достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая наполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом. Но состояние оптимальной работоспособности неразрывно связано с хорошим самочувствием. Только здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды учебной деятельности.

Такие требования предъявляют сегодня к уроку не только принципы современного образования, но и сама жизнь.

Я считаю, что всем этим требованиям на сегодняшний день отвечает личностно-ориентированный урок. Урок, на котором во главу угла ставиться самобытность ребенка, его самоценность. Этот урок утрачивает канонизированные формы и может переходить в учебное занятие с особой синергетикой.

Учитель на личностно-ориентированных уроках не формирует личность, а создает условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребенка, он не ведет, а идет рядом и впереди, сотрудничает с ребенком, переживает его проблемы, вслушивается в него, и принимает его таким, каким он пришел.
Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины.

Здесь важно все: голос, мимика, манера поведения, позиция учителя по отношению к ученикам, его эмпатия и толерантность, умение не создавать излишней психологической напряженности.
Умение ставить вопросы, побуждающие детей мыслить и использовать знания в новой ситуации – одно из проявлений мастерства учителя. Ответы ребят выслушиваются обязательно все. Ответы предполагают ошибки. Учитель, выслушивая их, не делает оценочных суждений, а у учащихся, испытывающих трудности в обучении, создает установку на готовность отвечать, не боясь ошибиться.

Учитель обеспечивает мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Деятельность его направлена на развитие индивидуальности учащихся, на создание ситуации успеха, повышение уровня «Я-концепции», сохранение психического и, как следствие, соматического здоровья учащихся. Ведь еще древние люди понимали, что здоровье детей и учителей – существенный компонент образования.

Исходя из этих положений, я стараюсь на своих уроках заложить у учеников методологические основы познавательной деятельности. Развиваю умения надпредметных способов деятельности, включающие анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, преобразование объяснения в зависимости от цели, построение цепи суждений из как можно большего числа звеньев, рефлексию своей познавательной деятельности.

10-й класс. Урок-практикум.
Тема: «Применение производной». (Групповая форма работы).

Тремя учениками с учебной целью «понимание» проведена разминка для групп (задачи для нее ребята составляли сами). В презентации конкурсных задач участвуют еще трое учеников, их учебная цель «анализ-синтез». В защите работы групп активны все. Споря, отстаивая свое мнение, задают контрвопросы. С предложенным тестом справляются достаточно уверенно.

Этап рефлексии:
 Что вам нравится в этой форме урока?
 Одна голова хорошо, две - лучше!
 Имеет ли смысл все уроки проводить в такой форме?
 Пожалуй, нет! Мы должны уметь мыслить самостоятельно, и проверять свои знания.

Большое внимание уделяется мною также и развитию структуры творческого мышления, в нее входят: умение переносить знания в незнакомую ситуацию, находить альтернативное решение проблемы, комбинировать разные способы решения, моделировать, выдвигать гипотезу, принимать решения, выстраивать аргументацию. Но, увы, психологические особенности детей, их уровень развития, уровень восприятия и усвоения материала заставляет нас, педагогов, подходить к процессу обучения дифференцированно, более личностно. Однако дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый объем материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоению.

Для эффективности дифференцированного обучения мной используются элементы модульной технологии. Модульное обучение как раз и является той технологией, которая позволяет решить задачу дифференцированного подхода.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль - это целевой, функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Таким образом, модуль выступает как средство модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методом учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Временная единица в модульной технологии называется - цикл.

Цикл состоит из трёх этапов:
 школьная лекция.
 самостоятельная работа учащихся.
 итоговый контроль.

На основании цикличности мной были освоены методики проведения нетрадиционных уроков, таких как:
 урок – школьная лекция,
 урок – практикум или лабораторная работа,
 урок – зачёт,
 урок – коррекция.

Методика преподавания школьной лекции отличается от методики проведения лекции в высшей школе. Прежде всего, эти особенности связанны с обязательным представлением плана лекции в её начале, использованием наглядности и обратной связи.

Методика организации самостоятельной учебной деятельности учащихся заключается в следующем: учащиеся под моим руководством решают учебные задачи, которые поставлены самими учащимися или с моей помощью. Уровни самостоятельности определяются мной в соответствии с уровнями сложности содержания учебного материала.

Система контроля знаний, умений и навыков учащихся сводится к проведению зачётного урока по теории, тестового варианта письменного контроля и традиционного письменного контроля.

На основании сопоставления целей диагностики и итогов контроля реальных результатов учебной деятельности учащихся я провожу коррекцию их знаний, умений и навыков. Разрешающим порогом перехода к изучению следующей темы является уровень 70% усвоения учебных элементов и межэлементных связей теоретического материала и навыков выполнения предложенного алгоритмического предписания на уровне пользователя.

Модульное обучение хорошо комбинируется с традиционной системой обучения, гуманизируя педагогический процесс в целом, т.е. поднимая и учителя и учащегося на качественно новый уровень взаимоотношений.

Модульное обучение "лечит", на мой взгляд, еще одну болезнь современных школьников – их пассивность, несамостоятельность в учении. Введение технологии модульного обучения и модулей в педагогический процесс, повышает степень содержательной и организационной самостоятельности обучающихся, качество знаний учащихся, способствует развитию математических способностей учеников.

Я считаю, что применяемые мной технологии - это воплощение педагогики сотрудничества и применение их в обучении даст тот положительный эффект, при котором у ребенка будет развиваться логическое мышление и воспитываться чувство ответственности за результат своего труда.
Надежда Малкова ( Пользователь )
(SoleSS @ 04.10.2005, 16:58) <{POST_SNAPBACK}>
• Ставропольский край, г. Пятигорск
• Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29 «Гармония»
с углубленным изучением отдельных предметов
• Доклад на августовский Интернет-педсовет 2005 года
• Автор: Опарина Елена Анатольевна, учитель математики МОУ СОШ № 29
• Тема работы: «Обновление технологий в обучении математике»

• «Контакты: телефон: (879-3)37-73-06

Тема: Обновление технологий в обучении математике

Я считаю, что применяемые мной технологии - это воплощение педагогики сотрудничества и применение их в обучении даст тот положительный эффект, при котором у ребенка будет развиваться логическое мышление и воспитываться чувство ответственности за результат своего труда.

Развитию логического мышления способствует не только модульная технология. Думаю, что технология критического мышления больше развивает(на мой взгляд) мыслительную деятельность ребенка. Приемов и методов для совершенствования мыследеятельности там много. Ваш доклад интересен, но к обновлению технологий в обучении математике не совсем подходит.(опять же делаю шаг назад соглашаюсь с Вами, если Вы так думаете, то это Ваше право). Модульная технология это уже не завтрашний день, а уже сегодняшний, поэтому это уже не ново. Хотя и ТКМ в свое время была заимствована в России, а продолжение получила и вернулась с Запада.Тоже вроде как не новое, но на сегодняшний день актуальнее.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+