Личный кабинет

Учим познавать, искать, общаться, рефлексировать - КАК?

Требования к умениям школьников заложены в Федеральном компоненте Госс
Леонид Ястребов ( Пользователь )
Растет потребность общества в мыслящих образованных выпускниках школ, умеющих самостоятельно учиться на протяжении всей жизни. Школьники России должны быть подготовлены к реалиям завтрашнего дня, к тому, что они займут свое место в обществе 21-го века. Они будут вынуждены решать все новые проблемы, с которыми они столкнутся в постоянно меняющемся мире.
В Федеральном компоненте Государственного стандарта среднего (полного) общего образования детализированы необходимые навыки и умения учащихся, которые должны быть сформированы в результате обучения.
Но как сегодняшняя школа это делает? Может ли она это делать? Что нужно школе для того, чтобы удовлетворить требованиям Госстандарта (и времени)?
Приглашаем к обсуждению всех участников Педсовета. (Для удобства формулировки Федерального компонента приведены ниже.)
По окончании Педсовета обсуждение может быть продолжено на сайте Фестиваля идей в области образования, который проводит Федерация Интернет Образования
  • Познавательная деятельность
    • Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
    • Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
    • Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
  • Информационно-коммуникативная деятельность
    • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
    • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
    • Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
    • Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • Рефлексивная деятельность
    • Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
    • Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
    • Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
    • Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Ссылка http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/p2/26.doc
Андрей Калеников ( Пользователь )
Все это замечательно и правильно, но я сомневаюсь, что современная массовая школа способна это делать. Т.е., возможно, есть подвижники, которые реализуют эти подходы, но большинство школ живут "по-страому".

Причем, возможно, учителя бы и стали как-то меняться, но школу так формализуют различными бумажно-отчетными инициативами "сверху", что учителям только и остается бамажки заполнять. Поэтому вместо того, что бы что-то делать времени хвататет только на то, что бы придумать, что в отчет записать.

Абсолютно нарушены причинно-следственные связи: типа, надо провести семинар/круглый стол/конфеернцию, давайте придумаем, что бы нам такое показать, как наша школа хорошо работает в плане, например, "содержания гуманитарного профиля в условиях реализации концепции профильного обучения"...
Леонид Ястребов ( Пользователь )
(Aron @ Sep 29 2005, 06:26 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Все это замечательно и правильно, но я сомневаюсь, что современная массовая школа способна это делать. Т.е., возможно, есть подвижники, которые реализуют эти подходы, но большинство школ живут "по-старому".

Я тоже сомневаюсь.
Но от этого не легче.
Более того, речь идет даже не о реализации этих "подходов", как Вы выразились (это не подходы, а цели, задачи, требования - нужное подчеркнуть!).
Речь идет о том, как, пардон, привить эти умения, сделать их навыками.

И если сказать, что "современная массовая школа не способна это делать", то есть два выхода:
  1. Сказать "ну и ладно, оставим всё как есть"
  2. Сказать - "так поможем массовой школе"
Вы, Арон, участвовали в проведении массы дистанционных олимпиад, работаете сейчас тоже в образовательной сфере - и как учитель, и как сайт-менеджер известной компьютерной фирмы, занимающейся образовательными проектами. Так неужели Вы - только ИСПОЛНИТЕЛЬ чужих образовательных идей?
Не верю!

Ведь по каким-то причинам Вы же зашли на этот сайт, на эту тему? wink.gif
Итак, что мы можем сделать?
Ирина Озеркова ( Пользователь )
(Леонид_Ястребов @ Sep 29 2005, 07:46 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Итак, что мы можем сделать?

А разве мы совсем уж ничего не делаем? Все эти наши проекты, например? У нас в гимназии первоначально многие учителя думали, то главное в проекте - сделать красивый сайт. И только потом кое-кто из них сообразил, что дело не в этом. Главное - найти, отобрать, систематизировать и проанализировать некоторую информацию, а в ряде случаев с этой информацией еще и что-то сделать. А на сайт обычно попадает лишь малая часть того, что на самом деле есть. Таким образом, обычные (в том числе телекоммуникационные) проекты проблемы образовательной деятельности и информационно-коммуникативной решают. А вот с рефлексией хуже. На самом деле рефлексией владеют далеко не все учителя. Составление отчетов - не рефлексия. Сама помню, как еще не очень давно это слово было для меня только еще одним термином. Помогла методика центра "Эйдос". Нас так много заставляли писать рефлексию в разных видах, что наконец, до меня дошло, что же это такое. В этом центре и к детям применяют такой же подход: сделал - напиши, почему ты это сделал именно так, а не иначе. Видимо, детей тоже нужно заваливать количеством рефлексий, как и с проектами ( первый - под толчками учителя, второй - при планировании учителя, третий - практически самостоятельно). Но - не понимают, возмущаются "я олимпиаду написал, зачем же мне еще на какие-то вопросы отвечать". Объяснить, что это нужно прежде всего им самим невозможно. Вообще, некритичность по отношению к себе и повышенная критичность ко всему остальному характерна для школьников. Фраза классика "Мир надо изменить, начнем с себя" не про них.
И вообще, мне кажется, что данные требования Госстандарта вступают в противоречие с требованиями его же о единообразии, зафиксированными в ЕГЭ. По крайней мере я с трудом представляю себе ученическую рефлексию на результаты теста.
Андрей Калеников ( Пользователь )
Леонид, "оставить как есть" очень заманчивая идея biggrin.gif головной боли меньше... Что удивительно всем. И тем, кто хочет что-то изменить, и тем, кто не хочет, что бы его изменяли...

Но вы правы, я не из тех, кто привык сидеть сложа руки, хотя, честно говоря, подустал биться головой о стену... blink.gif

И в принципе, я одно из направлений, где копать упомянул - минимизировать бумагооборот учителя, давать ему больше времени на содержательную работу. Устраивать меньше показухи.

На более высоком уровне (что не менее важно) - уровне методических структур, дать возможность методистам заниматься методической деятельностью, а не контролирующей. Методист - помощник учителя, а не проверяющий. Тогда бы транслирование "правильного" опыта было бы более эффективным.

Про увеличение оплаты труда учителя я молчу. Если учитель вынужден для более-менее достойного заработка набирать часы под завязку, то он работает как на конвейере, по отработанной и привычной схеме и особого энтузиазма что-то менять ему нет.

Те же проекты весьма эффективны в плане взращивания думающего, креативного ученика-будущего гражданина, но они не очень вписываются в традиционную систему образования. Некоторая мода на проекты, например, в Москве сейчас даже пошла, но опять же мероприятия сводятся к "галочке". Я даже в тупик попал: с одной стороны хочется поддержки проектного метода на гос. уровне, а с другой на гос. уровне идею извратили, что пользы от такого проекта не много...
Елена Зачесова ( Пользователь )
Ув. коллеги!

Предлагаю ма-а-а-ленький эксперимент.

Проведите экспертную оценку сформированности перечисленных навыков и умений... нет, не у учеников, и даже не у себя, а, например, у коллеги из соседнего кабинета wink.gif .

Он(а) способен(бна) ли "самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)..." [далее по тексту]?

И что у вас получилось???

Коллеги!

Готова поделиться собственными наблюдениями. Я - двуликий Янус: преподаю в МИОО (прежнее название - Московский институт повышения квалификации работников образования) и работаю в обычной московской школе. Ежедневное общение убеждает меня, что далеко не все из УЧИТЕЛЕЙ соответствуют перечисленным критериям.

Попробуйте приложить к ОБЫЧНОМУ учителю (НЕ к участнику "Учителя года"), например, вот это положение: "Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать".

Конечно, такие учителя есть, и даже с каждым годом их становится все больше... Вопрос в том, успеет ли набраться "критическая масса" для диалектического перехода "количества в качество"?

Да, не стану спорить, я, как и все мы, очень бы хотела, чтобы ВСЕ ученики смогли полноценно воплотить государственный стандарт, но я согласна с Андреем: кто может всерьез говорить о том, что на выходе из МАССОВОЙ (заметьте!) школы это достижимо?
Может ли существующий контингент (ужасное слово!) учителей обеспечить формирование у учащихся перечисленных навыков?

Мне кажется, что попытка выдать желаемое за действительное обязательно разовьется в конфликт, поскольку достижение нереальной цели невозможно по определению.

Один из вариантов решения - ставить РЕАЛЬНО достижимые цели, добиваться уверенных результатов, постепенно их усложнять, переходя на более высокий уровень и стараться приближаться к тем ИДЕАЛЬНЫМ рубежам, которые пока недостижимы.

Лучше быть богатым и здоровым... Мда!
А если если перед вами стоит альтернатива: "либо богатым - либо здоровым"?..

PS: Кстати, в стандарте лично мне особенно нравится вот этот пассаж: "Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат".


wink.gif

С ув. Зачесова
Елена Зачесова ( Пользователь )
Ув. Ирина!

Хотелось бы отметить, что проект проекту - рознь.

Вы пишете:
<Таким образом, обычные (в том числе телекоммуникационные) проекты проблемы образовательной деятельности и информационно-коммуникативной решают.>

Не знаю, не уверена...
Довольно часто (не сказать бы - в поддавляющем большинстве случаев), проекты СОЗДАЮТ новые проблемы.

Одна из них - проекты плохо стыкуются с имеющейся образовательной структурой. А охватившая некоторые педагогические круги "мода" на проекты может привести к полной их дискредитации.

Хороший проект всегда требует дополнительных усилий со стороны всех его участников: учеников, руководителей, консультантов. А ресурсов дополнительных под проект не выделено!

Нет оборудования для экспериментов, а "на пальцах" - это несерьезно.
Нет дополнительных помещений в школе, где каждая команда могла бы собираться в удобное время.
Нет денег, например, на картридж для принтера, да и сам принтер не дают, поскольку ответственный за него в субботу не работает.
Нет времени у учителя (две ставки +класное руководство+бумажная круговерть).
Нет времени у ученика, потому что 8 уроков и курсы.
Нет возможности договориться с родителями, потому что "моему ребенку нужно учиться, а не глупостями заниматься!" (Вам такое говорили? мне - да!)

Список можно продолжать.

Мне интересно, как именно в вашей гимназии проекты вписаны в классно-урочную систему? Кто именно все это действо организует, проводит, корректирует и рефлексирует?

Позвольте еще пару цитат из Вас же:
<А вот с рефлексией хуже. На самом деле рефлексией владеют далеко не все учителя. Составление отчетов - не рефлексия.>
<Вообще, некритичность по отношению к себе и повышенная критичность ко всему остальному характерна для школьников.>

А мне кажется, что и учителя к себе относятся некритично.

Проектирование предполагает кардинальную смену (ломку) основополагающего ролевого распределения, а существующая система ориентирована на роль учителя "я вас учу", которая автоматически выдавливает нас в область "мне лучше знать", "молчи и слушай, что тебе говорят", "есть две позиции: моя и ошибочная", и нужно обладать немалым мужеством, чтобы удержаться от скатывания туда.

К сожалению, единичные педагогические "звезды" не могут обеспечить системность в образовании, и даже создают вокруг себя атмосферу легкого (или не очень) негатива: " Нечего высовываться! Нам теперь велят на него (нее) равняться!" (или еще чего похуже!)

Пока не созданы УСЛОВИЯ для работы, трудно ожидать эффективного использования даже имеющихся ресурсов.
Андрей правильно пишет, чем ТАК помогать, лучше бы не мешали!!!

С ув. Зачесова
Ярослав Быховский ( Пользователь )
Уважаемая Ирина,
действительно, когда школы охватывает та или иная "мода", в особенности, насаждаемая "сверху",
без понимания сути дела и какой-либо поддержки, то и результаты будут мягко говоря, никакие.
Однако, если педагоги сознательно пытаются изменить свою практику, в частности, вводя проектную
методику в обучение школьников, то, при предоставлении им организационной, технической и
методической поддержки, все получается. Примеры - практика программы Intel "Обучение для будущего",
которая активно проводится от Анадыри до Калининграда.

Вы можете пообщаться с нашими участниками на www.iteach.ru
Они-то уж знают, КАКИЕ проблемы приходится преодолевать вначале и КАКИЕ результаты, после их
преодоления, получаются в итоге!

(Зачесова @ Sep 30 2005, 02:05 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Ув. Ирина!

Хотелось бы отметить, что проект проекту - рознь.

Вы пишете:
<Таким образом, обычные (в том числе телекоммуникационные) проекты проблемы образовательной деятельности и информационно-коммуникативной решают.>

Не знаю, не уверена...
Довольно часто (не сказать бы - в поддавляющем большинстве случаев), проекты СОЗДАЮТ новые проблемы.

Одна из них - проекты плохо стыкуются с имеющейся образовательной структурой. А охватившая некоторые педагогические круги "мода" на проекты может привести к полной их дискредитации.

С ув. Зачесова
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Aron @ Sep 30 2005, 01:17 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Леонид, "оставить как есть" очень заманчивая идея biggrin.gif головной боли меньше... Что удивительно всем. И тем, кто хочет что-то изменить, и тем, кто не хочет, что бы его изменяли...

Но вы правы, я не из тех, кто привык сидеть сложа руки, хотя, честно говоря, подустал биться головой о стену... blink.gif

И в принципе, я одно из направлений, где копать упомянул - минимизировать бумагооборот учителя, давать ему больше времени на содержательную работу. Устраивать меньше показухи.

На более высоком уровне (что не менее важно) - уровне методических структур, дать возможность методистам заниматься методической деятельностью, а не контролирующей. Методист - помощник учителя, а не проверяющий. Тогда бы транслирование "правильного" опыта было бы более эффективным.

Про увеличение оплаты труда учителя я молчу. Если учитель вынужден для более-менее достойного заработка набирать часы под завязку, то он работает как на конвейере, по отработанной и привычной схеме и особого энтузиазма что-то менять ему нет.

Те же проекты весьма эффективны в плане взращивания думающего, креативного ученика-будущего гражданина, но они не очень вписываются в традиционную систему образования. Некоторая мода на проекты, например, в Москве сейчас даже пошла, но опять же мероприятия сводятся к "галочке". Я даже в тупик попал: с одной стороны хочется поддержки проектного метода на гос. уровне, а с другой на гос. уровне идею извратили, что пользы от такого проекта не много...

Ну, наступили на больную мозоль smile.gif . Мои ученики на уроках информатики в течение 10-11класса делают проект и для того, чтобы это получился проект уходит и у них и у меня очень много времени, я не понимаю и просто прихожу в ужас, когда узнаю что по в течении недели дети сдали 2-3 проекта, написали 2-3 реферата, таким образом можно только отучить детей учиться
Людмила Любавина ( Пользователь )
По мере возможности противоречия между объемом содержания учебных программ и учебным временем, которое выделяется на их изучение (а в нашей республике количество времени на изучение ряда предметов меньше) стараемся решить за счет использования современных технологий, делая ставку на развивающее обучение.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+