Личный кабинет

От: Изобразительное искусство

От темы с ID: 2754
Сергей Карпов ( Пользователь )
(А.Сайбединов @ 30.06.2008, 08:00) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Александрович, спасибо за начало конструктивного диалога необходимого для глубокого погружения в содержательную и смысловую дискуссию по этому очень важному для образования БЕЛОМУ ПЯТНУ педагогики, - которое пока воспринимается как белое бельмо учебного процесса.

Я долго жду перехода от эмоций к содержательному разговору широкой общественности и предлагаю пока односторонее набросать все свои несогласия, понимания, непонимания, всё возможное для обеспечения СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗГОВОРА из которого можно будет начать формировать ПОЗИЦИЮ СПОСОБНУЮ ТРАНСЛИРОВАТЬ МНЕНИЕ, а МНЕНИЕ НАЧНЁТ БУДОРАЖИТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ..., - А ЭТО САМЫЙ ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

ОБРАЩАЮСЬ КО ВСЕМУ ВИПу , отбросьте штампы, несогласия и амбиции Снизойдите до важнейшей для современного образования проблемы, ВНЕСИТЕ СВОЙ ВКЛАД и набросайте тезисы для Дискуссии (можно в двух словах).

Я до августва не буду относиться к содержанию (с большим удовольствием буду впитывать ваши идеи и мысли чтобы не потерять их в мелкой полемике), а затем также включусь в разговор.


Здравствуйте!

Александр Геннадьевич, Андрей Юрьевич, участники форума, предлагаю для обсуждения первое ПОЛОЖЕНИЕ - УТВЕРЖДЕНИЕ по теме ТВОРЧЕСТВО.

Из всего «поля вопросов» выбрал один – содержание понятия ТВОРЧЕСТВО. Понимаю эту задачу как КОНСТРУИРОВАНИЕ понятия творчество, создание понятийной, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ того, что мы называем творчеством.

Важнейший этап познания мира человеком, и соответственно его (человека) развития – формирование понятий. (Кстати, ВСЕГДА одна из основных задач школы – формирование понятий, а вопрос в том, как это делать «правильно»).
Формирование понятий возможно ТОЛЬКО в социуме.
Для «нормальных» объектов окружающего мира этот процесс протекает по «стандартной схеме» с незначительными вариациями. Человеку, который не знает, назовём его учеником, другой человек, тот, который знает, назовём его учителем - сообщает имя предмета. Возможны «варианты» но принцип один: Произнесение имени предмета, когда тот становится объектом восприятия, когда на него обращено ВНИМАНИЕ.

Слово - это знак. Этим знаком мы обозначаем Предмет, на который «указываем пальцем» в прямом или переносным смысле. Связывая, тем самым в сознании человека «имя» предмета, и комплекс воспринимаемых конкретно-чувственных ощущений в – ПОНЯТИЕ предмета. Комплекс конкретно-чувственных ощущений – СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. ЛЮБОЕ понятие понятно настолько, насколько оно сведено именно к конкретно-чувственному содержанию, и если таковых нет, то и содержания нет – оно пустое.

Слово «творчество» - это знак. Но «указать пальцем» и назвать предмет именем, в данном случае мы не можем. Предмет не воспринимается органами чувств.
В данном случае нам необходимо проделывать обратную операцию - по имени «обнаружить» предмет, произвести «объективацию понятия», наполнить понятие содержанием, искусственно сконструировать его.

Следует помнить, что «предмет», с именем творчество, в отличие от «ложек» и, «стульев» - ИЗМЕНЯЕТСЯ, развивается - это ПРОЦЕСС.
То, что мы именуем творчеством, как способность человека, развивается «от нуля», до максимально возможного, при заданных условиях развития. В терминах математики, творчество человека – это функция многих переменных, которая на промежутке времени «рождение» - «смерть», возрастает и принимает значения от нуля до максимально возможного, при заданных значениях переменных.

ОТСЮДА ВЫВОД. Любое точное определение будет отсекать «неразвитые» начальные формы, ограничивать это понятие, и тем самым ограничивать наше ПОНИМАНИЕ этого феномена.

ПОЛОЖЕНИЕ – УТВЕРЖДЕНИЕ.
1. Попытки сформировать понятие творчество, рассматривая человека ОТДЕЛЬНО, выделив его из среды, заведомо обречены на получение неверного результата. Это МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА с далеко идущими последствиями.

Природа, Создатель, Творец как источник творчества, как создатель, и самого человека и ВСЕХ его способностей. В отрыве от Природы, Источника, Создателя невозможно понять ни природу, ни смысл, ни цели творчества.

Творчество как преОБРАЗОВАНИЕ.
Первоначальные, исходные образы из окружающей среды. Функция человека на начальных этапах развития пассивная. Природа «лепит», создает и тело и мозг человека, и, оказывая на него информационное воздействие - формирует мозг и соответственно, способности.
ЕСТЕСТВЕННАЯ, природой данная, способность мозга человека (и животных) СПОНТАННО ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ПРИВНЕСЕННЫЕ ИЗВНЕ ОБРАЗЫ ВНЕШНЕГО МИРА.
Спонтанные, неуправляемые трансформации образов происходят во время сна.
Спонтанные, слабо контролируемые трансформации образов происходят у детей в бодрствующем состоянии. Это детские фантазии, когда ребёнок практически не может отличить свой вымысел от увиденного, услышанного, воспринятого.
Взрослые ОБУЧАЮТ ребенка говорить «правду», «не фантазировать», отличать фантазию от вымысла. И, естественно, сама природа «возвращает» из мира фантазий, «на землю», буквально сталкивая с реалиями жизни. Не дает «улететь» в своих фантазиях далеко от реалий земной жизни с естественными потребностями тела и физическими взаимодействиями с объектами.

Итак, суть ПОЛОЖЕНИЯ-УТВЕРЖДЕНИЯ №1.

«Истоки» творчества в естественно-природной способности мозга к спонтанной трансформации, пре-ОБРАЗОВАНИЯ запечатленных, (запомненных) образов. Из исходного образа творятся новые. Причем фиксируются как исходные, так и многие из сотворённых. «Промежуточные формы» не фиксируются, для фиксации образа необходимы особые условия.
1. Первые значимые «проявления» творчества - это ФАНТАЗИИ ребёнка - спонтанные, бесцельные. Они рождаются непроизвольно, независимо от желания и «воли» ребёнка.
2. Следующий этап развития фантазии «целевые» - «потому, что это нравится». Ребёнок специально фантазирует, «управляет» этим процессом, направляет в нужное ему русло. Он «живёт» в своих фантазиях. Игра как процесс построения фантастических образов и проживание, деятельность в фантастическом, сотворённом мире.
3. Очередной этап в развитии фантазии – «фантазии по заказу извне»: «Придумай ТО, или ЭТО».
4. …
5. …
Этапов и форм проявления много, это отдельный разговор.

Из ПОЛОЖЕНИЯ-УТВЕРЖДЕНИЯ №1 следуют выводы по организации среды развития, и ВОЗДЕЙСТВИЮ взрослых-учителей, по управлению развитием, или по разрушающему процесс развития «педагогическому» воздействию.

Какие будут замечания, возражения, уточнения в развитие темы?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+