Личный кабинет

От: Изобразительное искусство

От темы с ID: 2754
Сергей Карпов ( Пользователь )
(Мария Мальчихина @ 19.08.2008, 13:24) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте, уважаемые участники форума!

Сергей Александрович, Смею вмешаться, а показатель ли творчество?



Здравствуйте Мария Александровна!

Откровенно говоря, я очень поспешил с ответом на Ваше содержательное сообщение-размышление. Набрал текст, и сразу отправил. Обычно я так не поступаю, перечитываю не следующий день, «на свежую голову» и довольно часто корректирую то, что вначале казалось «нормальным». А тут поспешил.
Перечитывая Ваше сообщение, вижу, что оно значительно глубже и отвечать нужно было «вдумчивее».

«1. Ведь творчество может быть и целью, и средством и условием и так далее. А показателями творчества могут являться (и являются) вполне осязаемые вещи, которые имеют "осязаемые" и прочные критерии, конечно отчасти субъективно оцениваемые (как большинство критериев гуманитарного цикла)».

Это очень важный и очень непростой вопрос: «что может служить (являться) показателями творчества». Кроме того этот вопрос ещё и актуален, в связи с «пересмотром» понятия КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. В том случае, если показатели творчества не будут определены, то собственно творчество, и творческие способности окажутся за рамками понятия качество образования (качественного образования). А «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей …» декларируемое как одна из целей образования, так и останется на бумаге.

Ваше мнение (суждение, предположение, убеждение, утверждение) как специалиста, человека, профессионально занимающегося развитием творческих способностей детей, и как человека обладающего творческими способностями как раз очень важно.

Я не знаю, что может служить (являться) показателем творчества, могу только предполагать, размышлять, рассуждать на эту тему.

Для дальнейших рассуждений нам необходимо понятие РЕЗУЛЬТАТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, или ПРОДУКТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Именно по отношению к результату (продукту) применяют понятие КАЧЕСТВО, говорят о ПОКАЗАТЕЛЯХ КАЧЕСТВА. (Процессы пока оставим).

В моём понимании ГЛАВНЫЙ результат творческой деятельности сам человек, творческая личность. Именно в творческой деятельности и только в творческой деятельности развиваются его способности ТВОРИТЬ. Человек становится другим, он обретает новые качества, качества человека творческого, он им становится.
И главный результат получается во «внутреннем плане», внешне, вне деятельности, он не проявляется, разве только глаза у человека становятся «лучистыми», из них как будто свет души идёт.

Кроме того, в процессе творческой деятельности реализуемой в предметном мире, ОБРАЗУЮТСЯ «вполне осязаемые вещи, которые имеют "осязаемые" и прочные критерии», назовём их материальными произведениями творческой деятельности (возможно произведения искусства).

Что важнее или что главнее? Наверное, если у человека не развиты творческие способности, то и сотворить он не сможет, тем более произведение искусства.

А с другой стороны. Что толку от творческих замыслов, идей, гениальных творений, которые так и «не увидели свет», которые не проявились деятельностью «творца» в материальном мире, если о них никто так и не узнал, если они ничего во внешнем мире не изменили?
Можно сказать, что изменился сам человек, «внутренне» и это уже хорошо. Только вот если эти «внутренние» изменения никак не проявляются в поведении, отношении, деятельности и действиях человека, какой прок от них, даже самому человеку. Изменения, которые ничего не изменяют – абсурд. Творчество, которое начинается и заканчивается «во внутреннем» плане это всё же не совсем творчество. Творческие процессы – да! Но акт творчества должен быть законченным, материализованным, он должен внести развивающие изменения в ЖИЗНЬ.

Так что я думаю в творческом процесс необходимо выделять две фазы.

1. Первая, и возможно основная его фаза, происходит во внутреннем плане, в сфере идеального, как ТВОРЧЕСТВО ИДЕАЛЬНОГО ОБРАЗА того, что в последующем может быть реализовано деятельностью человека во внешнем (по отношению к нему) мире. А может и не быть реализовано и «уйти в небытие» со смертью человека.

2. Производство собственно творений в материальном мире.

Пример.
Очень часто, у меня, во «внутреннем плане», «в голове» звучат песни, музыка и я их слушаю, получая удовольствие. Но спеть не смогу, нет голоса, «медведь на ухо наступил». Когда читаю книгу, слышу голоса героев, которые «говорят с выражением», но когда начинаю читать вслух – никакого выражения, и удовольствия от чтения соответственно нет.
(Я говорю не о творчестве, а о различии внутреннего и внешнего плана, деятельности во внутреннем и внешнем мире).

4. "По поводу восприятия органами чувств лишь результатов, материализованных в продуктах творчества. Ведь, рассматривая "творчество" с позиций "идея-процесс-результат", человек может воспринимать не только продукты, но и наглядно видимый процесс. Вспомним методики Савенкова. Воспринимать и оценивать можно исследовательские способности, проявляемые в способах организации деятельности, способы достижения самого продукта творчества, в беседах можно проследить рост мотивации, расширение познавательных способностей ребёнка относительно того или иного вида творчества, в процессе наблюдения возможно проследить групповое генерирование идеи и участие каждого члена группы в этом процессе".

Мария Александровна, мне кажется мы об одном. Не вижу предмета разногласий. Да, «человек может воспринимать не только продукты, но и наглядно видимый процесс», именно НАГЛЯДНО ВИДИМЫЙ, а «невидимый», тот что «в голове» и еще не проявился во внешней деятельности – увы. Методики Савенкова вспомнить не могу, потому, что не знаком с ними (напомню, у меня инженерно техническое образование). Если Вы, каким либо образом сделаете ссылочку, или файл присоедините - с удовольствием и благодарностью ознакомлюсь.

И в заключении предлагаю Вам свой вариант ответа на вопрос адресованный Андрею Юрьевичу.

«Уважаемый Андрей Юрьевич! По поводу измерения "доброты", "красоты" и "желтизны". Чтобы измерить желтизну, надо определить критерий или образец "желтизны", без него мы её не определим. С красотой и добротой то же самое. Определив критерии, мы измерим и их! Конечно, критерии красоты и доброты сложнее, субъективнее и противоречивее, но, поверьте, с качеством желтизны тоже многие захотят поспорить. (Говорю это с уверенностью преподавателя живописи).»

Образцы «желтизны» существуют в каталогах, специальных альбомах, в них для каждого оттенка желтого (лимонный, канареечный) поставлен цветовой образец и его название. При возникновении разногласий, если два человека «захотят поспорить», они могут сверить свои восприятия на этом образце, и все споры будут сняты. В образец лимонного цвета, можно буквально ткнуть пальцем и сказать: «Вот он, видишь». И Вы как преподаватель живописи, это знаете, и наверняка каталоги, о которых я говорю – видели.

Но можете ли Вы предъявить образцы «доброты», «красоты», «мышления», «творчества» и тем самым, также просто, устранить разногласия?


Мария Александровна, очень хотелось бы, что бы Вы продолжили активное обсуждение темы. Довольно сложно излагать «правильные» мысли в отсутствии оппонента, с одной своей точки зрения. Для перспективы необходимо как минимум две точки зрения.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+