Личный кабинет

От: В основе разработки эффективного содержания образования должен быть качественный баланс естественно-научного и художественно эстетического блока.

От темы с ID: 2428
Татьяна Падалко ( Пользователь )
Здравствуйте, Сергей Александрович!

Отвечаю на некоторые Ваши просьбы и замечания.

Ловлю Вас на слове. Поделитесь опытом. Какие проблемы вы актуализируете, считаете наиболее важными, (главными)? Как Вы их формулируете? Одну Вы назвали «…упорное нежелание замечать и принимать выявленную проблему как свою, собственную (не системы образования, не школы, не всех учителей вообще и не учащихся)».
И соответственно, какие задачи необходимо решать?


Я назову именно те, которые счтаю главными и которые являются "общими", то есть обнаруживаются-подтверждаются на педагогических сайтах, в том числе и на ВИПе:

* "Внесоциальность" школы, учителя, образования. Такую формулировку проблемы я вычитала на ВИПе у П.Ю. Максименко, оценивающего ситуацию "со стороны". У самой у меня все 90-е годы и начало 2000-ных это называлось "закукленностью" образования.

* Некотороая "всеядность", обусловленная "внедрением" рыночных механизмов образовании. В медицине эта же проблема выражается в небывалой востребованности всевозможных медицинских и не совсем медицинских препаратов, продукции.

* Следующая проблема связана с Вашим справедливым замечанием "(хотя не думая, что аплодисменты всегда были искренними, за ДЕЛО, а не просто проявлением вежливости, и тактичности слушателей)".
Проблема в неумении, (нежелании, опасении) сказать НЕТ там, где проявление вежливости, тактичности слушателей является условием пустой траты таких ресурсов как время, деньги, силы (физические - многим приходится добираться до города, чтобы проявить эту вежливость и тактичность) и духовные (иногда надо очень сильно преодолевать себя, здравый смысл, совесть, чтобы не замечать или делать вид, что не замечено без-ДЕЛЬЕ).
Однажды у нас были курсы воспитателей, работающих в лицее, три дня были отданы Педагогине (я знаю ее по работам, семинарам, курсам давно и в это название ее позиции вкладываю беспредельное уважение к ней) из Москвы.
Она приехала в город за день раньше, пришла в лицей заранее, чтобы посмотреть всевозможные материально-технические условия и скорректировать свою программу, в отличие от многих специалистов, лекторов, укладывающих в программу встреч (курсов, семинаров, консультаций) дни своего приезда и отЪезда, сводя таким образом все содержание встречи к этим двум событиям.
Три дня работы не укладывались в рамки расписания - остававлись и группами, и индивидуально.
Самым удивительным для меня было ее признание в конце курсов. Она сказала, что ей очень неловко за свою озабоченность во время заезда бытовыми проблемами (будет ли утюг в гостинице, как долго надо будет добираться до места занятий, смогу ли нормально питаться и т.д.). Попытаться представить ЛЮДЕЙ, с которыми она будет работать, ей не пришло в голову, так как сложился некий стереотип типа "Всё примут, а мне не придется очень сильно напрягаться"... Это признание я услышала один раз за все время работы. Хорошо, если были другие, которые тоже были вынуждены каждый вечер подвергать ревизии свою обкатанную программу "Знаю как", но не признались в этом.

Согласен.
Обучение без проблематизации, как правило, без-ПОЛЕЗНО. С другой стороны увлечение проблематизацией, может быть не только бесполезным, но и вредным, в частности для здоровья.
Проблематизация это важно, но с этим нужно очень осторожно - «дифференцированный подход». Людям с нормально функционирующим «органом» совести, «инструментом» различения ДОБРО-ЗЛО, людям и так остро ощущающим проблему нужна помощь в решении, а не дальнейшая проблематизация. СВЕТ, а не сгущающаяся тьма, безысходность и ощущение личной вины за происходящее.
Проблематизация как мотивация, а лучший мотив – конструктивный образ «как должно быть». В сравнении с тем, что есть и рождается ощущение неудовлетворённости тем, что есть - ПРОБЛЕМА и желание движения к лучшему.


А я проблематизацию понимаю очень примитивно - как проверку на соответствие целей-условий-средств-форм-результатов профессиональной деятельности. На факт их наличия в принципе (не секрет ведь, что есть и "бесцельная" , работающая на другие, чужие, цели деятельность) и соответствие друг другу (какие условия-средства-формы соответсвуют целям литературного образования, а какие - подготовке к сдаче ЕГЭ по литературе).
Помощь возможна и необходима при условии - учитель осознанно и ответственно берет на себя те или иные цели. При этом я сама не рискну взять на себя "чужие риски"(я вообще не верю в такую возможность - почему-то те, кто "берет на себя чужие риски" в момент, когда надо платить по счетам, забывает об этом своем совершенном когда-то действии.


Благожелательные отзывы слушателей НЕОБХОДИМЫЙ, (согласитесь?), но НЕДОСТАТОЧНЫЙ критерий «правильности», эффективности и результативности курсов, (как и урока).

Сергей Александрович, возможно, это только мой, личный опыт. Но я абсолютно уверена в том, что те, кто на курсах воспринимают все благожелательно, никогда не вернутся ни ко мне. ни к теме, которую мы рассматривали (это такой вариант "пофигизма"). Ко мне ли или самостоятельно вернутся к теме и предмету разговора те, кто в сам момент разговора (на занятии) не столь благожелателен, нередко конфликтен (по существу).


«Процесс создания специального научного обеспечения устойчивого развития и процесс подготовки специалистов, - две стороны единого процесса ПРОЕКТИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
Рекомендация разработчику: "Рассматривайте Вашу ЦЕЛЬ, как СРЕДСТВО для достижения более удаленной ЦЕЛИ!"». «Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук» О.Л. Кузнецов, П.Г. Кузнецов, Б.Е. Большаков.



Идею о диагностичности цели настойчиво «внедряли» в мою голову, и головы других слушателей как раз на курсах ПК. И надо сказать преуспели. В конце концов я окончательно запутался с тем, что «можно», а что «нельзя» считать (называть) целью. Только когда сам начал думать, и размышлять - немного прояснилось

А эта идея показалась мне ценной на этапе, когда надо было отказаться от "единственно правильной" цели "всестороннего и гармоничного развития лдичности". Перевести эту формулировку в разряд ценностей, идеалов, образов. И начать работать с целями, которые когда-то надо будет предъявит-опознать-оценить как результат деятельности. Т.е. на этапе "прагматизации" ("Прагма" = "дело") образования. В самой по себе прагматизации я не вижу ничего разрушительного, если не сводить дело к вопросу :"Что (сколько) я с этого буду иметь и в какой валюте?".


Второе. Цели бывают разные, не в том смысле, что они ведут в различном направлении (и это тоже), я сейчас о другом. Цели рождаются, развиваются, формируются и оформляются. Цели «живут», в своем мире и изменяются. Подходить к этому понятию, как и к большинству других нужно как к ПРОЦЕССУ.

Возможно, я не очень поняла Вас, но как к процессу подхожу к целеполаганию, целеобразованию.

Пример. Когда, с какого момента времени, человека, можно НАЗЫВАТЬ, считать человеком. С момента оплодотворения яйцеклетки, с момента рождения, с «момента» рождения внутреннего «Я», или когда человек впал в старческий маразм? Кстати очень важный вопрос медицинской, а точнее общечеловеческой ЭТИКИ (аборты, эвтаназия).

На мой взгляд, пример из разряда ценностей, аксиологии.
Представьте себе, что люди договорились в вопросе "ЧТО ЭТО?" (яйцеклетка или Человек, маразматик или Человек, несложившаяся личность или Человек). В зависимости от этих договоренностей будет строиться Целесообразное действие, поведение, отношение к ЭТОМУ (яйцеклетке, Человеку).

Так и цели.
Цели четкие, гладко сформулированные, «диагностичные», и «вроде бы правильные» - это, в БОЛЬШИНСТВЕ случаев, - ЧУЖИЕ, ВНЕДРЁННЫЕ в наше сознание цели. Ясные, четкие цели как ПРОДУКТ, плод серьёзной, мыслительной деятельности человека – это, к сожалению, большая редкость. И, на мой взгляд, лучше своя, неясная, туманная, но СВЕТЛАЯ И ЧИСТАЯ, чем четкая и «диагностичная», но внедрённая, чуждая.


А вот к этому и сводится, на мой взгляд, повышение квалификации да и сама она, квалификация.


Сергей Александрович, я прочитала весь Ваш текст. Спасибо. В общих чертах мне понятно и я со многим согласна.
С уважением Падалко Т.В.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+