Личный кабинет

От: В основе разработки эффективного содержания образования должен быть качественный баланс естественно-научного и художественно эстетического блока.

От темы с ID: 2428
Сергей Карпов ( Пользователь )
(wera @ 15.06.2008, 03:32) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Александрович, если Вы сочтете невозможным продолжать начатое здесь обсждение проблемы повышения квалификации, я пойму и соглашусь с Вами.


Здравствуйте Татьяна Васильевна!

здесь и именно здесь. несмотря на резкость высказываний Александра Геннадьевича, даже отталкиавющую резкость именно здесь. Скажу так, Сайбединов тот человек, с которым бы я пошел в разведку, была в советские времена такая характеристика человеку. призываю и Вас спрятать свою обиду, для дела.

Благодарю Вас за ответ тот, содержательный.

Пойдём дальше.
Вначале уточним смысл употребляемых слов и словосочетаний.

«В нашей стране весьма распространен миф, что любой текст, озаглавленный словом "программа", действительно представляет собою "программу". …В этом смысле, если видишь текст, озаглавленный словом "программа", то надо убедиться, что это "программа", а не случайная последовательность слов» (П.Г. Кузнецов).

Программа, программный документ, это очень серьёзно, тем более, если «Комплексная…» или «Целевая…». Программа в моём сознании ассоциируется с последовательностью ДЕЙСТВИЙ, причем реальных, ИЗМЕНЯЮЩИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

По моему следует различать:
Программу повышения квалификации учителя.
Программу курса повышения квалификации учителя.
Учебную программу по курсу (предмету).

Употребляя слово программа, будем понимать его не как целевую программу по достижению результата, а в самом узком смысле этого понятия, как учебную программу по нашему предмету «повышение квалификации учителя».
В данном случае более уместно слово план, УЧЕБНЫЙ ПЛАН, как ПЕРЕЧЕНЬ учебных тем и вопросов, которые должны быть «усвоены» учителем в процессе повышения своей квалификации.

В связи с тем, что на самом высоком уровне подобные ПЕРЕЧНИ называют программами, публикуют «требования к программам», условия «конкурса программ» - оставим слово «программа», зная, что речь будет идти о ЧАСТИ программы, или о начальном этапе разработки программы - ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ И ВОПРОСОВ.

Ответ на вопрос, в предыдущем сообщении: «ЧТО НУЖНО УЧИТЕЛЮ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ?» (Сообщение №215  ),
можно оформить как ПЕРЕЧЕНЬ того, ЧТО необходимо знать (узнать дополнительно) учителю.
Но я думаю, гораздо интересней и полезней будет перечень с обоснованием. Перечень того, ЧТО необходимо знать учителю ЧТО БЫ …. В подобном перечне уже будут и ответы на вопросы ЗАЧЕМ? и ПОЧЕМУ?

Проблема не в том, что перечней нет, или его сложно составить, проблема даже не столько в том, что бы оставить «правильный» перечень, ТО, ЧТО НУЖНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО.
Проблема в том, что бы ОБОСНОВАТЬ включение того или иного вопроса, обосновать, УБЕДИТЕЛЬНО обосновать всю программу.

Предположим, что у нас уже есть идеальная «правильная» программа. «Спущена сверху», не из министерства - выше - «с небес», как ОТКРОВЕНИЕ. Ну и что?
В конечном итоге нужно будет ходить по кабинетам и доказывать, УБЕЖДАТЬ, что это «правильная программа», это то, что действительно нужно. Именно с этим столкнулся в свое время Борис Иванович Вершинин. Насколько я понял, и у Александра Геннадьевича проблема с распространением за пределы школы, за пределы его властных полномочий. Создают программу одни, а решения принимают другие. Этот разрыв необходимо преодолевать.

«Биться головой о стену», «стучать себя в грудь», «рвать рубаху»- не нужно.
Обоснованно объяснить коллегам, и объяснять не раз и не два, а столько, сколько нужно, что бы сделать идеи программы и их убеждениями.
Сформировать мнение педагогической общественности, специалистов.
Сформировать «общественное мнение» в лице родителей учеников, а среди них есть очень влиятельные и небезразличные люди.

Так что составить перечень вопросов это даже не полдела. Сколько их невостребованных гениальных идей, и оформленных на бумаге, и невысказанных «в голове».

Этап обсуждения предложений, в частности обсуждение на ВИПе - важнейший этап реализации ПРОГРАММЫ повышения квалификации учителя, СОЗДАНИЯ программы повышения квалификации для НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Обсуждение с конструктивной критикой и конструктивными предложениями.
Формирование консолидированного уже не мнения, а убеждения. Я думаю это главное в работе участников ВИПа, всего ВИПа.

Как раз к этому, по моему, призывает и Александр Геннадьевич:
«По поводу же конструктивной работы на моём форуме, я очень хотел бы на это надеяться».

Это первое, что хотелось сказать в сообщении.
Далее.

Почему на ветке: "В основе разработки эффективного содержания образования должен быть качественный баланс естественно-научного и художественно эстетического блока., из цикла Шаг Третий - из опыта."?

Изменение содержание образования ученика, только через изменение содержания учителя. Изменения должны произойти « в голове учителя», а потом уже он будет управлять содержанием образования ученика. Я даже не могу представить, КАК может быть иначе. Откуда НОВОЕ придёт, из компьютера, от АБСОЛЮТНОГО ДУХА непосредственно в голову ученика, или как?

И ещё один аргумент.
Идти нужно от конечного результата, образовательного результата.
Образовательный результат – то, что образовалось «в ученике», в процессе образования: знания, умения, навыки, компетенции, способности, возможности …КАЧЕСТВА.
Так вот если мы составим перечень этих КАЧЕСТВ, то это, практически, с небольшими изменениями-дополнениями и будет ПЕРЧЕНЬ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ, перечень того, что он должен знать и уметь сам, перечень того, чему НУЖНО ОБУЧАТЬ на курсах ПК.
Я так думаю.

И согласен с Татьяной Ефимовной: «Не важно, на какой ветке продолжать разговор: на ветке «лавочка на ВИП…», главное, что бы конструктивно и по существу.

От общего к частному.

«Из всех Ваших вопросов для продолжения конструктивного и продуктивного разговора я бы хотела остановиться на "качестве обучения", "качестве образования", "квалификация учителя", "повышение квалификации учителя". Остановимся на этих словах, пытаясь перевести их в понятия?»

О понятиях обязательно, но не все сразу. Надеюсь, Вы не имеете ввиду, только формальные определения.
«Качество образования» и «образовательный результат». Начнём с этих. Причем в этом сообщении только начнем.

Обратимся к известным Вам документам, что бы не нести «отсебятины». (Двух других документов не читал, подскажите где искать).
1. «Концепция общероссийской системы оценки качества образования». Версия 02.02.08. Вторая редакция. (Проект).

«Под качеством образования в данной Концепции понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем. ….»


«… индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных промежуточных этапах обучения».

Понятие ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ в тексте используется. Как его понимать? Авторы проекта умалчивают. Считают что это ОБЩЕИЗВЕСТНО?
«… индивидуальные образовательные достижения обучающихся» обозначаются как значимый объект оценки. Неявно, но они же подразумеваются как образовательный результат. Наверное, так. Если так, я согласен, только уточнять ещё нужно.

Второй документ из этой же серии.
2. «Создание и апробация организационных систем оценки качества общего и профессионального образования на региональном уровне». Приложение 5 к главе 6.
Учебная программа курса «Технология организации и проведения диагностики учебных достижений учащихся». Московский институт открытого образования.
«Огромное разнообразие параметров качества образования, в целом, и образования, в частности, сводится в конечном итоге к тому факту, что достигнутый уровень качества сравнивается с соответствующей нормой, эталонным уровнем, заданным базовым уровнем качества.
Сложнее обстоят дела с определением эталонного базового уровня для различных параметров качества. В принципе базовый уровень качества соответствует установленным требованиям, стандартам, нормам, относящимся к процессу и результату оказания образовательных услуг.»
1.2.1. Конечный продукт образовательных услуг и его качество.
….Обратимся к авторитету Российского ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения»….
«Продукция» определяется этим стандартом как «результат деятельности или процесса». «Качество продукции» - это «совокупность свойств, обусловливающих её пригодность удовлетворить определённые потребности в соответствии с назначением». Следуя этим указаниям, мы можем сформулировать понятия «продукция отрасли образования» и «качество продукции отрасли образования».
Продукция отрасли образования, её конечный продукт – это трудовой потенциал выпускников.
Качество продукции отрасли образования – совокупность знаний, умений и навыков выпускника, обусловливающих его способность удовлетворить потребности рынка труда в определённых компетенциях.

(Выделения в текстах сделаны авторами документов).

«Огромное разнообразие параметров качества образования, в целом, и образования, в частности, сводится в конечном итоге к тому факту, …».
ПАРАМЕТРЫ ОБРАЗОВАНИЯ СВОДЯТСЯ К ФАКТУ???!!! Это я ОТКАЗЫВАЮСЬ понимать, это безграмотно и АЛОГИЧНО.

«В принципе базовый уровень качества соответствует установленным требованиям, стандартам, нормам, относящимся к процессу и результату…».
Не знаю, как понимать это «соответствует» и что значит «В принципе»?

«Продукция отрасли образования, её конечный продукт – это трудовой потенциал выпускников.
Качество продукции отрасли образования – совокупность знаний, умений и навыков выпускника, обусловливающих его способность удовлетворить потребности рынка труда в определённых компетенциях».

ВОТ ТАК! «…способность удовлетворить потребности рынка труда…» и ВСЁ!!!
Интересно у автора есть дети? Их ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ тоже в удовлетворении рынка труда, или они НАД рынком труда, и для них уже заготовлено место «взирающих на происходящее внизу», умно рассуждающих, короче ЭЛИТА?

Приношу свои извинения за столь длинные цитаты, но вопрос принципиально важный.
Это как образец того, ЧТО нам ожидать сверху.

Поэтому призываю, самостоятельно, в соответствии со своей МЕРОЙ ПОНИМАНИЯ, нравственностью, совестью, мировоззрением, миропониманием определить КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ.
Вначале как перечень того, что нужно выпускнику, человеку в жизни. Желательно не простое перечисление, а иерархический список, с выделением ГЛАВНОГО.

«Цель должна быть поставлена диагностично. Как мы будем оценивать качество образования ученика?»

Об этом тоже в следующих сообщениях.

С уважением Карпов С.А.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+