Личный кабинет

От: В основе разработки эффективного содержания образования должен быть качественный баланс естественно-научного и художественно эстетического блока.

От темы с ID: 2428
Лилия Воропаева ( Пользователь )
(Сергей Карпов @ 06.09.2008, 05:59) <{POST_SNAPBACK}>
У меня вопросы, хотелось бы услышать Ваши ответы.
Что Вы понимаете под словами «хорошее гуманитарное образование»?
И как его нужно «вводить в школу». Просто взять и ввести? Так?
Что такое «гуманитарные науки»?
И как они «дают» «ширину и глубину взгляда на мир, который необходим для сохранения современной цивилизации»?
Карпов С.А.


Уважаемый Сергей Александрович! Здравствуйте! Наконец-то увидела вас на Форуме. Начинаю отвечать. Начну с третьего вопроса. Так логичнее.
Гуманитарные науки - в отличие от точных и естественных наук, науки о человеке и обществе: история, культурология, филология, философия, этнография, антропология,социология и т.д. Кстати, не могу понять, зачем вы это спрашиваете, судя по многим Вашим комментариям, Вам это прекрасно известно. Это Вы меня экзаменуете? За бортом же школьного образования остаются многие гуманитарные науки, в числе которых философия, логика, эстетика, во–многом, краеведение и история культуры. Где-то они изучаются на уровне факультативов, но этого мало.
Все энтузиасты гуманитарного образования подходят к нему по-своему. Вот педагог, который даёт своим ученикам основы философии. Конечно, он даёт гуманитарное образование. А вот дети изучают историю религий. Это тоже гуманитарное образование. Но, на мой взгляд, это не самое хорошее гуманитарное образование. В моём понимании, хорошее гуманитарное образование даёт возможность ученикам получать не отрывочные знания по разным гуманитарным наукам, а в - комплексе и системе. Вы скажете, нельзя обять необъятное. А здесь есть свой стержень: поиски человеком тех духовных ценностей, которые придают смысл жизни и делают человека человеком. Поиски с древних времён до наших дней. Ведь, чем бы ни занимались дети, и кем бы они ни стали в будущем, все они должны быть людьми. Таким образом, гуманитарное образование - это возможность подняться от дикости и варварства к цивилизации к разумно и культурно устроенному обществу. Это возможность не только понять нашу современную жизнь, о которой можно сказать словами Гугона или Примаса Гуго Орлеанского (XII век), но и противостоять ей и, хоть чуточку, изменить его к лучшему.
Ложь и злоба миром правят,
Совесть душат, правду травят,
Мертв закон, убита честь,
непотребных дел не счесть.
Заперты, закрыты двери
Доброте, любви и вере.
Мудрость учит в наши дни:
Укради и обмани.
Друг в беде бросает друга,
На супруга врет супруга
И торгует братом брат-
Вот такой царит разврат!
«Выдь-ка, милый, на дорожку:
Я тебе подставлю ножку», -
Ухмыляется ханжа,
Нож за пазухой держа.
Что за времечко такое
Ни порядка, ни покоя.
И господень сын у нас
Вновь распят, в который раз»
А показ многообразия подходов и суждений в рассмотрении важных вопросов человечества дает возможность учащимся выбрать то, что станет основой их мировоззрения, их жизненной позиции. В качестве обязательных компонентов должны быть:
- мировая духовная культура (общечеловеческий компонент);
- российская духовная культура (национальный компонент);
- местная духовная культура (региональный компонент).
Но это ещё не всё. «У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье и лучшие дети проводят свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя, не упражняя своих сил и своей воли ни в какой деятельности. Развитие головы и совершенное бессилие характера, способность все понимать и обо всем мечтать ( я не могу даже сказать думать ) и неспособность что-либо делать - вот плоды такого воспитания»! - так писал выдающийся российский педагог ХIХ века К.Д.Ушинский еще в ХIХ веке. Эти слова остаются актуальными и по сей день. Стало ещё хуже: дети плохо читают. Плоды этого - "Обломовы" и "Маниловы".
Нужно не только расширить гуманитарный кругозор учащихся, но и развить их способности, не только интеллектуальные. После изучения ряда тем могут выполняться творческие работы, осуществляться творческие проекты самого различного характера. Они не только дадут возможность закрепить и углубить знания ребят, но и познать себя. Увидеть, сколько в них от Обломова да Манилова.
Ну вот, частично, я ответила. Наверное, я Вас уже заговорила. Заканчиваю.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+