Личный кабинет

От: В основе разработки эффективного содержания образования должен быть качественный баланс естественно-научного и художественно эстетического блока.

От темы с ID: 2428
Сергей Карпов ( Пользователь )
(Воропаева Лилия @ 15.09.2008, 17:22) <{POST_SNAPBACK}>
Это Вы меня экзаменуете?[/u] За бортом же школьного образования остаются многие гуманитарные науки, в числе которых философия, логика, эстетика, во–многом, краеведение и история культуры. Где-то они изучаются на уровне факультативов, но этого мало.
Все энтузиасты гуманитарного образования подходят к нему по-своему. Вот педагог, который даёт своим ученикам основы философии. Конечно, он даёт гуманитарное образование. А вот дети изучают историю религий. Это тоже гуманитарное образование. Но, на мой взгляд, это не самое хорошее гуманитарное образование. В моём понимании, хорошее гуманитарное образование даёт возможность ученикам получать не отрывочные знания по разным гуманитарным наукам, а в - комплексе и системе. Вы скажете, нельзя обять необъятное. А здесь есть свой стержень: поиски человеком тех духовных ценностей, которые придают смысл жизни и делают человека человеком. Поиски с древних времён до наших дней. Ведь, чем бы ни занимались дети, и кем бы они ни стали в будущем, все они должны быть людьми. Таким образом, гуманитарное образование - это возможность подняться от дикости и варварства к цивилизации к разумно и культурно устроенному обществу. Это возможность не только понять нашу современную жизнь, о которой можно сказать словами Гугона или Примаса Гуго Орлеанского (XII век), но и противостоять ей и, хоть чуточку, изменить его к лучшему.




Лилия Алексеевна, здравствуйте!

«Кстати, не могу понять, зачем вы это спрашиваете, судя по многим Вашим комментариям, Вам это прекрасно известно. Это Вы меня экзаменуете?»

Это не экзамен, а желание понять каким смыслом наполнены для Вас используемые Вами слова (понятия) ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ и ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ.
А вызвано это желание Вашими же настойчивыми, и я бы даже сказал активно-агрессивными призывами введения гуманитарного образования, причем обращённые к А.Г. Сайбединову. (Я говорю о Ваших первых сообщениях на этой ветке, начиная с сообщения № 245 и на ветке «Только школа …», начиная с сообщения №109).

Из этого Вашего сообщения уже можно делать умозаключения и выводы. И кстати, хочется поблагодарить Вас за него. Спасибо от участника форума за Ваши искренние и проникновенные слова и процитированные Вами строки «Гугона или Примаса Гуго Орлеанского», (которые читаю впервые и даже не знаю даже как правильно называть автора и потому, опасаясь ошибиться, имя вставил из вашего сообщения цитатой).

1. О гуманитарном образовании.
«А здесь есть свой стержень: поиски человеком тех духовных ценностей, которые придают смысл жизни и делают человека человеком. Поиски с древних времён до наших дней. Ведь, чем бы ни занимались дети, и кем бы они ни стали в будущем, все они должны быть людьми. Таким образом, гуманитарное образование - это возможность подняться от дикости и варварства к цивилизации к разумно и культурно устроенному обществу. Это возможность не только понять нашу современную жизнь, о которой можно сказать словами Гугона или Примаса Гуго Орлеанского (XII век), но и противостоять ей и, хоть чуточку, изменить его к лучшему».

Очень хорошо сказано (чувствуется настоящее гуманитарное образование). Я так поэтично выразиться не смогу, но гуманитарное образование понимаю тоже в этом смысле. А теперь сравните.

«... так складывается в жизни, что мы идём по ней отвечая на вопросы и чем больше их скапливается неотвеченных тем сложнее идти, порой перебираясь с трудом через их завалы или пробираясь сквозь них как через чертополох. Но когда на разные вопросы мы своевременно ищем и получаем ответы, то идти по жизни гораздо легче, увереннее и интересней.
Но кто должен задавать эти вопросы и где получать на них ответы? В школе...? Да в школе! Но на каких уроках...? В существующем содержании образования нет места для формирующегося жизненного опыта личности ученика, есть место только для сформировавшегося общественного и научного опыта...
В Губернаторском Светленском лицее эти важные для любого человека проблемы решаются на уроках практической философии
». (А.Г. Сайбидинов, ветка «Уроки практической философии» Сообщение №13).

И вопрос. Это разве не о гуманитарном образовании, причем реализованном на практике, в реальной действительности, в практике работы Школы (Губернаторского Светлинского лицея)!?

Опыт гуманитарного образования, как и опыт «введения» гуманитарного образования есть, он СУЩЕСТВУЕТ. Наверное, это не единственно возможный вариант и кому, как ни вам «гуманитариям» предлагать свои, новые и возможно лучшие варианты. Именно предложения, возможно критика, а не только «голые» призывы.

Лилия Алексеевна, как специалист, разъясните, что происходит с уроками литературы и истории в школе? Младший сын заканчивал в этом году 11 класс, а я внимательно изучал учебники литературы, и видел, к чему сводится преподавание одного из самых гуманитарных, на мой взгляд, предметов в школе. Гуманитарного-то в преподавании литературы (истории) мало чего осталось.

2. О гуманитарных науках.

«За бортом же школьного образования остаются многие гуманитарные науки, в числе которых философия, логика, эстетика, во–многом, краеведение и история культуры. Где-то они изучаются на уровне факультативов, но этого мало».

Давайте «введём» преподавание наук перечисленных Вами и даже расширим перечень, добавив перечисленные выше этнографию, антропологию, социологию - разве образование станет более гуманитарным? Преподавание гуманитарных наук, и гуманитарные образование это разные по сути «вещи». И не определяется степень «гуманитаризации образования», количеством преподаваемых гуманитарных наук.

«Здравствуйте дети. С сегодняшнего дня мы будем изучать физику. Физика – это наука о природе. …». Традиционное начало первого урока физики.
А теперь вопрос.
Что на уроках будут изучать ученики - ПРИРОДУ, или НАУКУ о природе?

Тот же самый вопрос в отношении гуманитарных наук.
Изучение гуманитарных НАУК, не есть гарантия того, что дети смогут «… не только понять нашу современную жизнь, … но и противостоять ей и, хоть чуточку, изменить его к лучшему».
Обращение к ЧЕЛОВЕКУ, к его внутреннему миру, вопросы о смысле жизни и предназначении человека, вопросы построения своей единственной и неповторимой в современных условиях жизни и вопросы почему до сих пор «Ложь и злоба миром правят, Совесть душат, правду травят,…». Вопросы и поиски ответов. Так я, и как следует из сообщения, Вы понимаете гуманитарное образование.

Так что с Вашим призывом - утверждением «… Необходимо увеличить гуманитарную составляющую образования. » - соглашаюсь абсолютно.

А вот с тем, что «… именно гуманитарные науки дадут ту широту и глубину взгляда на мир, который необходим для сохранения современной цивилизации» - увы, нет.

Лилия Алексеевна, прочитайте работы Бориса Алексеевича Соловьёва «Куда текут реки современных образовательных процессов?», «Развитие образовательной среды - проблема века!», (сообщение № 264), по-моему, это тоже о гуманитарном образовании и не только.

Ещё раз благодарю Вас за сообщение.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+