Личный кабинет

От: Непраздные размышления учителя об образовании

От темы с ID: 2401
Марина Сычева ( Пользователь )
(А.Сайбединов @ 13.02.2007, 20:57) <{POST_SNAPBACK}>
НЕПРАЗДНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
сотканные из последних дискуссий и размышлений на ВИПе и не только

Дорогие коллеги, мне важно с этой высокой трибуны Всероссийского Интернет Педсовета обратиться к вам ни в качестве функционера системы образования, к которым я очень хорошо отношусь за их совершенно понятную работу в совершенно непонятных условиях, ни в качестве функционера педагогической науки, к которым я не очень хорошо отношусь за их совершенно непонятную работу в совершенно понятных условиях, а в качестве директора школы победившей в приоритетном проекте «Образование», а также в качестве учителя получившего премию в рамках этого же без сомнения важного национального проекта.
Сегодня, в преддверии коренных изменений в понимании перспектив развития системы образования, ориентированного на поиск иных путей, инновационного развития современной школы мне как учителю хотел бы поделиться своими не праздными размышлениями о самом главном – об образовании, а это значит о детях, о нашем будущем.
Не праздными не потому что нет оснований для праздника, а напротив, потому что они есть! Государство, правительство и министерство выведя на уровень государственной политики поиск новых, эффективных, ин-новационных путей развития системы образования, на государственном уровне заявило о необходимости качественных изменений в этой социально значимой сфере, где первым серьёзным шагом в этом направлении и является реализация Приоритетного национального проекта «Образование».
Именно поэтому сейчас очень важно отчётливо понимать проблемы современного образования, чтобы пу-ти их решения и были тем вектором в её развитии и движении в сторону вечно нового и светлого завтра. Но для этого нужно объективно и без прикрас посмотреть на сегодняшний день, на состояние проблем в современном обществе, в современной цивилизации. А проблемы есть и немалые.
Вся современная цивилизация, всё человечество родом из детства! А если поглядеть, как сегодня живёт это человечество и в какую сторону оно развивается, то становится очевидным, - что детство у него было без сомнения трудным.
Поэтому начнём с главного с проблем образования. Именно правильное понимание истоков появления проблемы и является как ни парадоксально главным залогом успешного их решения. Если нам плохо и мы не знаем от чего, то приём всех лекарств подряд, только потому что они лечат, может привести к печальному исходу, а позднее озарение что нужно было вначале поставить правильный диагноз и лишь затем назначить лечение - будет весьма сомнительным утешением.
Обо всём этом очень важно говорить сейчас. И вовремя понять Главное. Понять всем, от первых руководителей до каждого человека, что образование сегодня это не отрасль социальной сферы, - это единственный стратегический шанс человечества уберечь себя от опасности губительного развития цивилизации и единственная его надежда на исправление её агрессивной кривой, с целью не только сохранить себя на этой Земле, но и обеспечить своё процветание.
Мы сами не заметили, как стали образование воспринимать в качестве необходимого прагматичного периода жизни подрастающего человека, завершающе-гося в итоге получением некоего документа. Документа, подтверждающего, что процесс его образования завершен с той или иной долей эффективности. В тоже время понимая, что совсем не обязательно что наличие аттестата или диплома гарантирует его образованность.
Подтверждение этому искать не нужно – стоит только посмотреть новости, послушать о том, что происходит в мире, оглядеться вокруг, чтобы возникло громадное противоречие, между намерениями и действительностью, задачами и результатами. Разве то, что происходит сегодня в мире всегда говорит об образованности современного человека. Как могут образованные люди убивать друг друга? Как может человек в страхе остаться без Великой природы, создавать её комфортно-суррогатную имитацию, уничтожая настоящую? И самое главное, что сделало образование, чтобы объяснить всё это пришедшему в мир новому поколению пока ещё маленьких, но готовых слушать – людей.
Мне не хочется сгущать краски, нагнетая ощущение, что всё вокруг плохо. Да и обязательно найдутся неисправимые «оптимисты», которые скажут, что в истории цивилизации так было всегда: всегда были войны, революции, где люди просто истребляли друг друга, и никакого отношения это к образованию в сущно-сти не имеет. Но я не думаю, что это единственный и очень весомый аргумент. В противном случае стоит ли современному образованию кичиться собственной культурой, если она со времён неандертальцев мало в чём изменилась.
Культура – это дитя образования. И не надо сильно ломать голову, пытаясь понять, в чем причина современного ее кризиса. Кризиса нет, так как нет сегодня и самой культуры в её изначально высоком понимании. Ей не из чего произрастать. Волшебной почвой для её высокого зарождения являются идеалы, которые сегодня в образовании отсутствуют, так как их нет и в самом обществе. Их отсутствие ненадолго заклеивается однодневными суррогатными идеями, многие из которых мы сегодня с большим удовольствием называем инновациями и бесконечно этому радуемся.
Позитивное влияние современного образования на процессы, происходящие сегодня в мире, к сожалению, минимальны, если не сказать ничтожны. Школа не формирует новое поколение людей, пришедших в этот светлый из миров, не учит их созидательной жизни, а помогает лишь приспосабливаться к ней, обучая необходимым для этого знаниям и умениям.
Казалось бы, все так просто – каждому человеку не так уж и много нужно: важно жить в добром и светлом обществе, где не нужно завоевывать жизненные радости, а можно просто жить и радоваться, не бояться темных улиц и спать спо-койно в своём родном доме, не тревожась за свой завтрашний день.
Если кто-то подумал, что у нас плохо учат в школах, то это не так. У нас прекрасные школы, у нас непостижимо преданные своему делу учителя, - просто результаты нашей работы измеряются не по человеческим качествам выпускника, а по качеству его знаний. Это одна из главных ошибок современной школы.
В советский период развития общества, когда очень были нужны грамотные специалисты во всех отраслях деятельности народного хозяйства, школа, находящаяся в крепких руках идеологии, не нуждалась в формировании личности че-ловека. По инерции современное образование в практически неизменённом со-стоянии унаследовало эти задачи с небольшими эффектами рыночно-демократического напыления. Великое же достижение демократии, когда идеоло-гия личности формирует идеологию общества сегодня к сожалению ещё не понята современной школой.
Процессы обучения и воспитания традиционно формально пытаются изображать в учебном процессе единое целое. Получается как всегда Объединённая несовместимость. К тому же отлучив от школы творчество в различных его проявлениях, как церковь от государства, и назвав высшее творческое проявле-ние способностей учащегося дополнительным образованием нанесен огромный урон детям, а следовательно и самому государству. Часть естественного образовательного процесса стала искусственно элитарной и недоступной для многих.
Нельзя назвать реформы в российском образовании неудачными, они сильно изменили современную школу в лучшую сторону, но не всё подвластно даже самым удачным и смелым решениям. Нужен естественный процесс развития самой школы. Школы как явления культуры. И здесь очень важно не ограничиваться той Волей, которую дали школе, этого недостаточно, - школе важно дать Свободу. Только обретя самостоятельность существования, школа выработает самостоя-тельность качественного мышления, и тогда не потребуется в неё периодически что-то внедрять, она сама будет искать новое и полезное и проецировать свой опыт.
Уже сегодня ощущается пока ещё мало заметная, но настойчивая потребность современного общества и современной цивилизации, стремительно меняющейся с каждым днем и порой не всегда в лучшую сторону - в ответах, в поиске правильных решений. Именно в этот момент общество ощущает трудности и нуждается в советах. Именно в эти исторические периоды накапливается много неотвеченных вопросов: кто должен помочь на них ответить? Конечно, учителя и, конечно, школа!
Как только школа как главный общественный институт, в чьих руках нахо-дится будущее любого государства, вспомнит, что современное общество – это общество ее учеников, и ученики не бывают бывшими, то тогда она периодически будет спрашивать с них, а они будут нуждаться в ее советах. Поэтому очень важ-но помочь школам вернуть ощущение своей значимости, и, переосмыслив эффек-тивность своей работы, новыми результатами вернуть былое уважение школе. Важно, чтобы укоренившееся в общественном сознании понятие «школе нужно помогать» заменилось на «школа поможет». А финансовая или материальная поддержка ей воспринималась не как помощь, а как гражданская обязанность ка-ждого человека вышедшего из этого прекрасного мира детства.
Современная цивилизация, прагматично осваивая достижения науки и бурным водопадом благ низвергая их на человека, совершенно не задумывается о том какова цена этой золотой гонки. В вечной погоне за лучшей жизнью очень важно не утерять само человечество, так как суррогатные наслаждения способны незаметно для цивилизации заменить главное – это состояние истинного человеческого счастья. И уверяю вас, дорогие друзья, удержать цивилизацию от этого нельзя только за счет развития уровня благосостояния нации. Проблема современной цивилизации, а значит и современного образования, в духовной опустошенности, в кризисе общечеловеческих ценностей, в дефиците доброты, во всемирном вирусе золотой лихорадки и это очень серьезная проблема нашего общества.
Наступает эпоха учителей. Учителей в глубоком, изначально философском понимании этого слова. Когда общество не может найти ответы на первозначимые вопросы – оно обращается в учителям. Общечеловеческие ценности должны лежать в списке определения первоочередных задач современной шко-лы. Задача школы – воспитать человека! Человека способного все материальные блага современной цивилизации направлять на достижение человеческого сча-стья, а не беззаботного удовольствия; человека способного созидать и творить, а не вытворять. В противном случае мы не только не оставим землю для наших по-томков, мы уже сегодня превратим наш мир в свалку материального и морального человеческого мусора. Это главные задачи, во имя которых мы живем, - это главные задачи и огромная ответственность которые сегодня стоят перед современной Школой. Понимая же главное, нам легче будет решать текущие проблемы современного образования. А их сегодня действительно не мало:

• это и не совсем понятное правовое поле деятельности школы, периодически находящейся в весьма неудобной позе между Законом об образовании и бюджетным кодексом;
• это и экспансия Высшей школы в систему общего образования, практически превратившей школу в младшего брата, где осталось только переименовать её по подобию предшколы в предвуз;
• это и, безусловно важный, но измотанный бесконечными дискуссиями и скандалами ЕГЭ (хотели как лучше, получается как всегда);
• это и периодическая бомбардировка образования «новыми терминами» современной педагогической наукой поднявшейся на такие немыслимые высоты своего развития, с которых они явно не видят школу, но восседая на заоблачных высотах занимаются изобретением новых слов из совершенно старых понятий - типа… элективный, компетентностный, и активно забрасывают нас этими словами чтобы мы помнили что они есть и тоже работают …
• это и эффект маятника, превратившийся для образования в Закон ШАРА-ХАНИЯ из стороны в сторону. Где мы, то думая о качестве обучения делим классы, то снова подсчитав затраты начинаем их объединять. найдя снова не менее убедительные аргументы, что одному учителю 40 учеников всяко легче обучить чем 15.
• это и с беспокойством ожидаемая в школах реформа поголовного финансирования, то бишь по головам, - но не для головы ученика, а для головной боли учителя, - где главным будет сколько бы не говорили, - не качество, а количество! Я боюсь что скоро появятся экономисты, которые обсчитают, что дешевле из-за рубежа приглашать готовых обученных учеников, чем содержать затратную социальную сферу образования, т.е. наши школы.

В этой связи нельзя не отдать должное руководству системы образования и прежде всего в регионах которые приняли на себя весь шквал изменений, особенно в первые годы постсоветской истории нашего общества. Целая череда революционных идей первых лет современной России, многие из которых могли развалить систему образования в буквальном смысле разбивалась о созидательный консерватизм наших педагогических лидеров. И наоборот всё прогрессивное и перспективное не зажималось, а поддерживалось и поддерживается и сегодня, и национальный проект яркое тому подтверждение.

Извечная проблема общества и образования «Какой должна быть школа?» лежит в основе тех сомнений, нерешительности, поисков и дорогой платы за потерянное время и целых поколений наших детей, - которым мы не успели или не сумели сказать чего-то самого главного..!
Для того чтобы ответить на вопрос - какой же она должна быть, мы должны вначале для себя понять, что мы собираемся делать, ремонтировать старую школу или понять какой должна быть новая, а затем попытаться его спроектировать – спроектировать идею. Конструктивное же её решение может быть бесконечно вариативно.
Поэтому я позволю себе обратиться к основаниям поиска, обществом, государством, новой эффективной школы в основе которой лежит убеждённая неудовлетворённость ныне существующей.

Для того чтобы понять какой она должна быть, нам необходимо определить степень заинтересованности в институте школы, - кому и зачем нужна школа.

• Школа нужна цивилизации, обществу – чтобы сохранить и развивать цивилизацию!
• Школа нужна государству – чтобы оно государство процветало и отстаивало своё существование.
• Школа нужна ведомству – чтобы было чем управлять, о чём заботиться и через это быть нужным самому государству.
• Школа нужна семье – чтобы помочь вырастить ребёнка и сделать его самым лучшим.
Школа нужна ученику –… и вот здесь появляется проблема, о которой мы не задумываемся, потому что, - её либо не понимаем, либо изначально не желаем понимать…она ему не нужна, изначально не нужна!

Изначально школа как обязательный институт, - не нужна ученику. Просто он по умолчанию не задумывается об этом, так как это и не обсуждается. У него нет такого права! Но если бы не дай бог можно было бы провести тест среди всех детей хотите ли вы учиться, и у вас есть выбор - не хотеть, впрочем, как и у взрослых, хотите ли вы работать... Ответ «хотим» будет только в плоскости инте-реса ученика к школе, в плоскости его интереса к любимому делу. Это как и у мно-гих взрослых в жизни, - «всю жизнь работал, чтобы выйдя на пенсию заняться любимым делом». Поэтому и у ребёнка либо есть выбор проснуться и с удовольствием бежать в долгожданную школу, либо ...всю жизнь жить в ожидании каникул, выходных, отпуска…и пенсии. Поэтому очень важно понимать что институт школы это не зона и не армия, - (подъём! стройся!) это период жизни маленького челове-ка, который пришёл на этот свет ни потому что в 5-ом классе был нужен очередной ученик, а он родился сам по себе, и для себя – и имеет право и желание быть счастливым, сегодня и сейчас!
Если мы это не поймём сегодня - завтра институт школы будет не востребован!
Так как:
- во-первых, развитие науки откроет для человека возможность выбора но-сителя информации. А это и есть главная технологическая и содержательная проблема современного образования выполняющего к сожалению и сегодня в основном функции носителя информации. У ученика будет выбор – выбрать Марью Ивановну как учителя в качестве носителя информации, или компьютер, как более комфортный искусственный интеллект способный без нравоучений передать тот же объём информации.
- во-вторых, образование как определённое состояние необходимое для того чтобы выжить или просто жить в современном мире сейчас в принципе не нужно (уровень сервиса перерос необходимость наличия маломальских знаний, что-бы ей пользоваться, сейчас даже неандертальцы смогли бы использовать совре-менную технику, всё делается для того чтобы человек не считал, не писал, не чи-тал...) Цивилизации перешла ту критическую отметку, где от образования челове-ка зависело его благосостояние, сегодня, для того чтобы быть сытым – совсем необязательно быть грамотным. А это серьёзная угроза для самой цивилизации, общество незаметно для себя скатывается от обслуживания его потребностей с помощью техники – к обслуживанию потребностей самой техники.
Поэтому уровень нужности школы для ребёнка, уровень её интересности – это не частная задача для школы, РУНО, Министерства – это жизненно важная проблема для общества, государства и в целом всей цивилизации. Так как главная задача современной школы – наполнить глаза ученика смыслом, созидатель-ным смыслом, - а не готовить как на производственном конвейере поедателей бутербродов с весьма условным набором знаний и полным отсутствием интереса к учёбе.
Нужность же школы определяется для ученика интересом к ней, и не всякая учёба является интересной и любимой.., но если взрослый человек вынужден работать чтобы обеспечивать своё существование ожидая выходных, отпуска, нако-нец пенсии чтобы заняться любимым делом, то у ребёнка ещё нет этой мотива-ции, у него ещё не появилось этой потребности и интереса. Поэтому обязательный для него школьный путь осуществляется в вариантах:
- либо ему интересно в школе (сегодня, сейчас, это его интересная жизнь - и это мы понимая для него стараемся обеспечить)
- либо он в ней заинтересован (как в накоплении капитала необходимого для завтрашней жизни, поэтому школа ему необязательно интересна, но куда деваться – она просто нужна ему для дальнейшей жизни).

Поэтому ситуация поиска решений одной из главных задач образования чтобы школа была любимой, может и должна быть сформулирована из объединения двух уровней определения «Кому и зачем нужна школа». Из двух уровней её нужности; из нужности школы цивилизации и непосредственно самому ученику, с возможной формулировкой – «чтобы сохранить и развивать цивилизацию и жить в ней счастливым человеком!». Остальные же нужности должны просто обеспечивать реализацию этой задачи, - и только в этом случае они будут востребованы и нужны – нужны как государство, как ведомство, как семья. И тогда образование, понимая своё предназначение, будет понимать и свою главную задачу. Только любимая школа, в которой ребёнок счастлив, может вырастить счастливого человека способного любить этот прекрасный мир и всех тех кто живёт вместе с ним в этом мире.
Именно тогда, когда без нажима со стороны педагогического сообщества, общество поймёт, что самое главное начинается за школьной партой, самое важное говорится у школьной доски, именно тогда появятся Нетакие учителя и Нетакие ученики, и жить мы будем благодаря Нетаким школам Не так, – а лучше!
Школу будущего мы безуспешно ищем пытаясь заглянуть в завтрашний день – любая школа будущего создается и существует только в современном мире. Важно её попытаться разглядеть и понять, и это самое сложное. А поняв соз-дать для неё все условия или хотя бы не мешать чтобы потом не цитировать и не изучать педагогику вчерашнего дня запоздало и неоправданно называя её сегодня передовой.
И прежде чем перейти сейчас от системного понимания природы появления проблем в образовании к собственно опять же системным принципам их решения, с целью создать иную школу, что теперь называется инновацией, я хотел бы остановиться на вреде иллюзий, которые часто путают с инновациями, хотя единственное что их объединяет это буква - И.
Природа обретения иллюзий в процессе развития личности подрастающего человека вполне объяснима и понятна, так как от фантазии до иллюзии один шаг. Но недооценка отрицательного эффекта этого шага практически неосмысленна в современном образовательном пространстве ни педагогической наукой, ни самой системой образования. Более того система образования – систематизировала иллюзии и сама того не понимая занимается их совершенствованием. Незаметно переориентировав вектор развития образования от динамичной но затратной и беспокойной фантазии к статичной декларативной иллюзии, система плотно закрыла для детей двери развития, и процесс развития сейчас осуществляется только вопреки а не благодаря.
Развивающаяся система образования на определённом историческом этапе своего пути построенного на жёсткой схеме носителей идей и ценностей «об-щество – школа – семья – человек» значительно расширив список своих пророков потеряла реальность восприятия действительности. Идеи превратились в декла-рации, а фантазии о светлом будущем общества в несостоятельные иллюзии. И эта волна прожектов, а не проектов буквально заполонила идеологию образования. Стоит только взглянуть на некоторые из них;
- иллюзия о всеобщем (качественном) среднем образовании, наполненным наполовину учебным материалом высшей школы - которую качественно усваивают далеко не все.
- иллюзия о возможном всеобщем высшем образовании, которая уже сегодня некоторые ВУЗы по качеству выпускников опустила на уровень ниже.
- иллюзия о реальном образовательном эффекте после введения авторитарной схемы профильного обучения по жёсткой схеме в старших классах. Можно уложить в жёсткую схему образовательный процесс, но процесс образования каждого человека невозможно и категорически вредно дифференцировать автори-тарными схемами, так как они часто не раскрывают потенциал, а механически его усекают и ограничивают.
- иллюзия о возможности создания рентабельной и малозатратной школы (крайне опасной для современной школы), так как за ней может прийти ещё более светлая экономическая идея, а не лучше ли обученных детей набирать из Китая. Школа должна быть местом безусловной заботы государства и общества и объектом её гордости за ту заботу, которую она о ней проявляет (представьте себе мать, которая думает о том, - как бы ей научить ребёнка поменьше есть). Поголовный принцип финансирования может привести к поголовной безграмотности. Нельзя забывать, что головы у всех разные.
Школу важно оставить в покое как неприкосновенный институт и выдать ей охранную грамоту на её неприкосновенность, чтобы никакие изменения, происходящие в постоянно меняющемся мире не могли постоянно изменять школу превращая процесс обучения в процессию постоянно сменяющихся иллюзий, только тогда у ученика спокойно постигающего мир знаний зародиться фантазия способная перерасти в мечту и школа будет этих прекрасных мечтателей провожать в большую жизнь не для схватки за эту жизнь, а для созидания в ней.
И именно тогда средства направленные государством на поддержку школ реализующих инновационные Программы развития в рамках национального проекта достигнут поставленной задачи. То есть результата. Ведь главной задачей любой инновационной деятельности является не ее наличие, но ее предъявление, где главным подтверждением эффективности и необходимости проведения инновационной деятельности является результат. Результат эффективной инновационной деятельности очень часто не бывает последним и окончательным, как казалось в начале, поскольку при своем достижении он как правило открывает новые перспективы развития. А процесс развития это и есть процесс освоения новой эффективной деятельности. Результат инновационной деятельности в системе образования может и должен быть только положительным. В противном слу-чае – он должен быть прекращен, так как жертвой отрицательного эксперимента в этом случае окажутся дети.
Является ли инновационная деятельность в системе практического образования, то есть в учреждениях реально осуществляющих учебный процесс, обоснованной и возможной. В обоих случаях - «да» и «да». Она обоснована уже потому, что как правило природа появления инновационной деятельности школы не искусственно высосана из пальца засыпающими в своих тихих кабинетах околонаучными деятелями, а зародилась в самой школе, потому что появился ресурс понимания проблемы, следовательно и ресурс поиска его решения, который на месте осуществлять более значимо и более предпочтительно. Академической же науке в связи с этим видимо предстоит осмыслить эффективность своего место-нахождения. Может действительно, будет больше эффекта от их научной деятельности, если ею они будут заниматься в школах. Представляете кандидат п-дагогических наук идёт на работу … в школу, работают же кандидаты и доктора медицинских наук с больными и в больницах. Но будем считать это фантастическим отступлением в рамках инновационного размышления. Просто мне их действительно жалко, это тоже самое что следить за эффективностью роста огурцов на грядках в зимних условиях из иллюминаторов космического корабля к тому же находящегося в соседней галактике где понятие холод термин теоретический. Поэтому коль уж так случилось в образовании , что спасение утопающего дело, рук самого утопающего, а тонуть действительно как то не очень хочется, у всех естественным образом возник жизненно важный вопрос - как и куда плыть. И в школах естественным образом зарождается инновационная деятельность, которая уже сегодня сделала достаточно много больших и малых открытий, правда и ошибок – цена которым очень высока.
Инновационная эпидемия охватившая сегодня российское образование больше напоминает ситуацию с птичьим гриппом, ажиотажа и компанейщины вокруг действительно имеющих место проблем образования гораздо больше чем адекватных предложений и путей их решения. Без сомнения нужный и важный Приоритетный Национальный Проект в сфере Образования направивший громадные средства на выявление перспективных ресурсов может остаться в истории российского образования как Проект захлебнувшийся на раздаче денег и грамот, если не сделает главного – ни придаст определённый статус школам для обеспечения гарантированной защиты их дальнейшей инновационной деятельно-сти и учителям являющимся национальным богатством нашей страны. Ведь это Национальный проект.
Для образования очень важно способен ли инновационный бум совершенно правильно и осознанно «провоцируемый» в хорошем смысле этого слова и поддерживаемый Государством перерасти не в возрождение Старого, которым как ностальгирующей чесоткой страдает определённая часть общественности неспособной вывести на новый уровень современную научную мысль, а создание Нового, Другого, Иного образования способного открыть действительно новые горизонты развития нашего общества. Без всякого сомнения способен. Ведь у российского народа, у российского образования такие талантливые учителя способные рассказать о том каким они видят современное образование России, современную российскую школу - самую лучшую школу, самой лучшей страны.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+