Личный кабинет

Роль муниципальной методической службы в развитии кадрового потенциала педагогических работников

Михаил Нордгеймер ( Пользователь )
• Ставропольский край, г. Пятигорск
• управления образования администрации г. Пятигорска
• Доклад на августовский интернет-педсовет 2005 года
• Автор: Тарасенко Марина Николаевна, заведующая методическим информационно-диагностическим центром
• Тема работы: «Роль муниципальной методической службы в развитии кадрового потенциала педагогических работников»
• «Контакты: (E-mail: gorono@megalog.ru телефон: (8-8793) 33-33-62)

Роль муниципальной методической службы в развитии кадрового потенциала педагогических работников.

Муниципальная методическая служба города Пятигорска, реализуя научно-методические потребности в подготовке педагогических кадров с учетом обновления содержания образования, его целей и задач в школе нового тысячелетия, наряду с инновационными проектами, сохранят те положительные находки, формы и методы работы, которые не раз апробировались на практике.
Методический информационно-диагностический центр (МИДЦ) управления образования администрации г. Пятигорска реорганизован из информационно-методического кабинета (ИМК) в 2003 г. и действует согласно Положению о методическом информационно-диагностическом центре, разработанному на основе рекомендаций Министерства образования Ставропольского края. В структуру МИДЦ входит городской психолого-педагогический центр.
В связи с реорганизацией ИМК в МИДЦ произошли следующие изменения в работе:
• расширились функции методистов по вопросам прогнозирования и диагностики учебно-воспитательного процесса, работы с педкадрами;
• расширилась экспериментальная база;
• оптимизировалась издательская и аналитическая деятельность;
• организована подготовка педкадров по обучению ИКТ на базе городских ресурсных ценров;
• создан и постоянно обновляется сайт управления образования, что позволило проводить рейтинг образовательных учреждений.
Основными направлениями в работе с педагогическими кадрами МИДЦ г. Пятигорска по реализации программы модернизации образования стали:
• обновление содержания образования на всех ступенях обучения;
• диагностика методических потребностей образовательных учреждений (разработка программы поддержки деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой);
• обновление содержания педагогического образования для всех категорий педработников.
В рамках семинаров-практикумов, научно-практических конференций, круглых столов, индивидуальных консультаций методический центр организует обучение различных категорий педагогических работников:
Обучение руководителей школ в прошедшем году было направлено на овладение:
1. Методами разработки и апробации собственных программ деятельности по реализации общероссийской программы модернизации общего образования (на базе МОУ СОШ № 29, МОУ СПО колледжа, гимназии № 11, лицея № 15).
2. Методами проектирования организационных структур управления развитием школы. (На базе МОУ СОШ № 27, 12).
3. Созданием системы контроля качества образования в школе. (ЦО № 20, МОУ СОШ № 5)
4. Создание эффективной системы управления кадрами в условиях развития образования. ( МОУ СОШ № 23, 29).
Обучение учителей начальной школы:
1. Содержанию и методике преподавания по модернизированным программам начального образования.(На базе МОУ НШ № 17, МОУ СОШ № 30).
2. Системе формирования общеучебных умений и навыков учащихся начальной школы в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. (МОУ СОШ № 23, гимназии № 11).
3. Методам модернизации системы контроля и оценки знаний учащихся начальной школы. (На базе СОШ № 5, СОШ 14, ЦО № 20, СОШ № 19).
Обучение учителей основной школы:
1. Технологиям формирования предметной, социальной, коммуникативной компетентности учащихся: технологии обучения в сотрудничестве, методу проектов (на базе МОУ СОШ № 12).
2. Использованию компьютерных технологий как средства обучения школьников и поддержки учебного процесса (на базе ресурсных центров: МОУ СОШ № 14, МОУ СПО колледжа).
3. Методике разработки и проведения элективных курсов предпрофильной подготовки, средствам профильной ориентации и диагностики ее результатов. (МОУ СОШ № 29, МОУ СПО колледж, Гимназия № 11, ЦО № 20, МОУ СОШ № 27).
4. Методам системы оценки учащихся основной школы и введению портфолио достижений учащихся (на базе МОУ СОШ № 12, гимназии № 4, 21).
5. Здоровьесберегающим технологиям преподавания учебных предметов. ( МОУ СОШ № 14, 5, 29, 28, 1,гимназии № 4).
6. Обучение учителей иностранного языка содержанию и методам развития языковой компетентности учащихся начальной и основной школы в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. (СОШ №№ 1, 2, 14, гимназия № 11).
В 2004-2005 учебном году МИДЦ начал работ над созданием единого образовательного портала г. Пятигорска. Создан сайт управления образования города Пятигорска с представленными на нем визитными карточками образовательных учреждений, презентациями школ. 10 образовательных учреждений в настоящий момент вышли на уровень сайтов.
Содержательная часть проекта включает в себя:
 Представленность образовательного учреждения по уровню и по структуре развивающей среды.
Организационная часть проекта включает в себя:
 Введение рейтинговой системы оценки как образовательных учреждений в целом, так и каждого ученика в частности.
 Внедрение электронного документооборота и отчетности в образовательных учреждениях.
 Промежуточная аттестация учащихся в электронной форме.
 Пополнение обменного фонда библиотеки и медиатеки.
В течение последних двух лет МИДЦ решал проблемы, связанные с повышением качества образования, на основе реализации городской Программы развития образования.
В целях научно-методического обеспечения модернизации содержания образования, повышения профессионального уровня педагогических кадров
методический информационно-диагностический центр сосредоточивал свою работу в истекшем году на следующих направлениях:
- осуществление личностно - и практико-ориентированного подхода в повышении квалификации педагогических работников через определение индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;
- опытно-экспериментальное – оказание учебно-методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций среди педагогических коллективов.
В 2003-2004 учебном году открыты новые городские экспериментальные площадки: на базе:
• МОУ СОШ № 27 «Профильное дополнительное образование художественно- эстетического цикла «Радуга»;
• МОУ СОШ № 28 «Здоровое окружение в системе безопасного образовательного пространства»;
• МОУ НШ № 17 «Обеспечение развивающей среды интеллектуального и личностного роста учащихся».
В 2004-2005 г. начала работу городская экспериментальная площадка по апробации безотметочной системы обучения по физической культуре, изобразительному искусству и музыке на базе МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов им. А.М. Дубинного.
В городе функционируют 9 краевых и 16 городских экспериментальных площадок, из них 5 – в ДОУ. Экспериментальная работа осуществляется по проблемам:
• современные здоровьесберегающие технологии (МОУ СОШ № 14, 29, ДОУ 17, 37, 26);
• реализации профильного образования на старшей ступени общего образования (МОУ СОШ 29, лицей № 15, гимназия № 11, МОУ СПО колледж);
• психолого-педагогические технологии развития субъектности личности (лицей 15);
• духовно-нравственное воспитание в поликультурном пространстве (СОШ № 12 с углубленным изучением английского языка);
• создание и апробация учебно-информационных и коммуникационных комплектов и учебных программ в учебном процессе (СОШ № 14 с углубленным изучением отдельных предметов);
• организационно-педагогические аспекты создания адаптивно-развивающего пространства в образовательной школе (ЦО № 20);
• изучение познавательной деятельности у детей дошкольного возраста (ДОУ 31).
Методическая служба города осуществляет психолого-педагогическую поддержку учителей, работающих по развивающим программам, учебникам, учебно-методическим комплексам нового поколения в системе школьных и городских мастер-классов, творческих площадок, педагогических мастерских (на базе МОУ СОШ №№ 5, 6, 12, 14, 17, 23,27, 28, 29, 30, гимназии № 11, лицее № 15, ЦО № 20).
Более двухсот учителей общеобразовательных учреждений, молодых специалистов и вновь назначенных руководителей в течение года работают на педплощадках для повышения качества преподавания, знакомства с современными образовательными технологиями, опытом лучших учителей города.
В течение 15 лет МИДЦ осуществляет издательскую деятельность (выпуск сборников материалов научно-практических конференций, статистические данные по системе образования города, обобщение передового педагогического опыта), отражая состояние образования в городе, мониторинг качества образования, методическую и творческую деятельность учителей.
МИДЦ координирует работу с родительской общественностью в городе, для чего в течение 3 лет работает Родительский университет для трех возрастных категорий. На базе университета проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, встречи с представителями высшей школы, здравоохранения, прокуратуры, милиции, психолого-педагогического центра.
В целях создания механизма эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях модернизации и организации педагогического образования методическим центром разработана программа Педагогического образования работников просвещения города на 2003-2005 годы.
Проведена корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информатики.
Учитывая потенциал образовательно-просветительных возможностей города и региона, МИДЦ осуществляется альтернативная форма подготовки педагогических и руководящих кадров на базе высших учебных заведений города: Пятигорского государственного лингвистического университета, Фармакадемии, государственного технологического университета, института экономики и управления, социального университета.
Усиливая практическую направленность подготовки педагогов, МИДЦ стремится осуществлять дифференциацию педагогических кадров как по возрастному цензу, опыту работы, так и специалистов творческих, занимающихся исследовательской работой, используя их знания, методику преподавания при проведении курсов повышения квалификации, в работе мастер-классов, педплошадок. В городе работают два профессиональных клуба: «Учитель года» и «Молодой специалист».
Профессиональную квалификацию педагоги подтверждают на краевых и Всероссийских конкурсах. 4 победителя краевого конкурса «Учитель года Ставрополья» (1990, 2001,2002,2003 г.г.). Прохорова Е.В., учитель экономики и технологии МОУ СОШ № 1, победитель вошла в число пятнадцати лучших учителей Всероссийского конкурса «Учитель года России-2002», Михалина З.А., учитель английского языка МОУ ЦО № 20, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2003» и премии Президента РФ. Педагог МОУ СОШ № 2 Татьяна Владимировна Танкова в 2005 г.стала победителем второго краевого конкурса «Самый классный классный».
Городской конкурс «Школа года – 2005» показал результативность творческой деятельности педагогических коллективов по обновлению содержания образования, внедрению инновационных разработок и технологий в учебно-воспитательный процесс. Одиннадцать общеобразовательных учреждений города за последние два года награждены серебряными и золотым знаками «Отличник качества образования» по итогам краевого конкурса по выпуску качественной и конкурентоспособной продукции и услуг в номинации «Образование».
Методический информационно-диагностический центр считает перспективным и результативным направлением диагностику методических потребностей педагогических и руководящих работников с последующей дифференциацией обучения, которая приводит к максимальному удовлетворению образовательных потребностей всех участников педагогического процесса.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+