Личный кабинет

Конкурс профессионального мастерства

Повышение квалификации
Елена Пахомова ( Пользователь )
Е.М.Пахомова, заведующая кабинетом педагогического опыта АПК и ППРО, кандидат педагогических наук, доцент

Конкурс профессионального мастерства
как пространство повышения квалификации его участников

Тезисы
Практика проведения конкурса «Учитель года России» (в дальнейшем Конкурса) за 16 лет его жизни доказала правомерность его рассмотрения как средства повышения квали-фикации учителя-мастера, его влияния на профессиональный рост учителей, отличающихся творческим отношением к своей профессии, педагогическими способностями, эффективно-стью педагогической деятельности.
Конкурс как соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наи-лучшие работы, за годы своей жизнедеятельности приобретает дополнительные функции повышения квалификации через обнаружение педагогами собственных затруднений, дефици-та профессионализма. Конкурс становится стимулом формирования мотивации самоактуали-зации учителей, школой педагогического мастерства для образовательного пространства России.
Cовокупность организационно-педагогических условий конкурса профессионального мастерства обеспечивает мотивацию самоактуализации и профессионального роста его уча-стников в процессе подготовки к конкурсу, собственно конкурса и в постконкурсный период.
Всероссийский конкурс “Учитель года России” – открытое, массовое педагогическое соревнование учителей, полимотивированная индивидуальная и совместная деятельность, направлен на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и саморазвития педагога. Конкурс способствует пропаганде педагогических идей и достиже-ний; активизации творческого потенциала педагогических кадров. Его преимущество перед другими формами педагогического общения в деятельностном представлении педагогиче-ского опыта.
Вопросы качественной работы по обобщению опыта и самоанализа остаются основ-ными затруднениями участников конкурса, что послужило усилению в развивающейся прак-тике конкурса слагаемых модели конкурса как педагогического феномена, как процесса сти-мулирования мотивации профессионального совершенствования учителя.
Теоретически обоснована педагогическая целесообразность развития конкурса про-фессионального мастерства как средства повышения квалификации его участников, которая заключается в открытости, массовости профессионального общения творчески работающих учителей; в деятельностном представлении педагогического опыта в ситуации соревнования; в распространении педагогических идей и достижений; в расширении пространства педаго-гического общения. Разработана структурно-деятельностная модель реализации разви-вающей функции конкурса, определяющая цели, принципы, формы повышения квалифика-ции и условия профессионального роста учителей.
Значительную роль в самодвижении педагога играет опосредованное влияние его ин-тенсивного обращения к научно-теоретической базе, благодаря чему и происходит прорыв к самому себе, рождающий стремление к успеху. Примечательно, что “недостижение” успеха в конкурсе не становится для большинства конкурсантов преградой к саморазвитию и мотивации самоактуализации, а является точкой отсчета для следующего этапа профессионального роста. Этому способствует реализация принципов гуманизации, состязательности, непрерывности профессионального роста, взаимоуважения и принятия достижений других конкурсантов, творческой самореализации, творческого преобразования педагогических достижений, са-моразвития, рефлексии.
Усилению когнитивной мотивации участников конкурса в существенной мере спо-собствует личностная значимость получаемой информации при условии создания коммуни-кативной среды, в которой преобладающей является форма диалога как толерантного спосо-ба общения.
Уровни мотивации самоактуализации участников конкурса могут быть условно сгруппированы по следующим основаниям: первый характеризуется ситуативным отноше-нием к ПК, неустойчивостью мотивов; второй – познавательным, осознанным соотнесением мотивов и целей деятельности; третий характерен активным, инициативным, творческим отношением конкурсантов к ПК; четвертый пониманием цели как принятия решения с лич-ной ответственностью.
Развитие конкурса профессионального мастерства как педагогической системы пред-полагает обеспечение сквозного пролонгированного научно-методического сопровождения профессионального совершенствования участников конкурса, персонифицированного с уче-том выявленных уровней мотивации.


Доклад
Образование взрослых в настоящее время выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем, от решения которой во многом зависит уровень эко-номического и социального развития страны.
Перестройка повышения квалификации педагогических кадров связана с выработкой у учителя творческого подхода к педагогической деятельности, с формированием конструк-тивного типа мышления, с развитием инициативы, ответственности, самостоятельности и специалиста, соответствующего современным требованиям. Одной из важных проблем явля-ется повышение квалификации творчески работающих учителей.
Несмотря на высокий уровень педагогического профессионализма участников конкур-сов профессионального мастерства, и в первую очередь мы хотим говорить о Всероссийском конкурсе «Учитель года России», отмечаются общие для всех конкурсантов позиции, обу-словливающие их мотивацию повышения квалификации. К их числу относятся, с одной сто-роны, затруднения в выделении собственных концептуальных педагогических позиций, а следовательно, и в теоретическом осмыслении представляемого опыта, в самоанализе учеб-ного занятия, в структурировании материала о педагогическом опыте. С другой стороны, стремление к обогащению опытом инновационной деятельности других учителей, не осозна-ваемое многими из них как процесс повышения квалификации, также требует особой компе-тентности в технологии принятия элементов или всей системы чужого опыта.
В ходе общения с конкурсантами обнаруживаются такие позитивные качества участни-ков конкурса, как способность включаться в активные формы повышения квалификации, на-ходить единомышленников среди коллег, устанавливать профессиональные контакты, что правомерно использовать как важнейший движитель в деле повышения квалификации.
Выявлено, что повышению квалификации участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России» в наибольшей степени способствуют:
· создание пакета документов об опыте педагогической деятельности, требующее адекват-ной теоретической подготовки, актуализации знаний о специфике исследовательской дея-тельности и умений логически и последовательно излагать материал;
· публичное представление и самоанализ собственного опыта (позиция «Я – конкурсант»;
· восприятие педагогического опыта Другого (позиция «Я – слушатель»);
· профессиональное общение с членами жюри, экспертами конкурсных материалов;
· неформальное педагогическое общение.
Таким образом, в развивающейся практике конкурса возникла необходимость органи-зации и проведения специальных форм работы с участниками конкурса:
накануне вступления в конкурс (курсы для творческих учителей с целью оказания им помощи в научно-теоретическом осмыслении собственного опыта; оснащения их методами анализа образовательно-воспитательной деятельности, в том числе анализа урока; преодоле-ния затруднений в ведении диалога, публичных выступлений и т.д.)
в рамках конкурса (практикум по изучению и осмыслению педагогического опыта дру-гих конкурсантов; консультации, проводимые членами жюри; занятия, активизирующие рефлексию учителей на основе экспертной оценки специалистами конкурсных выступле-ний);
в постконкурсный период (стимулирование активности участников конкурса в развитии конкурсного движения в регионе посредством создания клубов «Учитель года»; привлечение к работе в системе повышения квалификации в качестве лекторов; активное включение уча-стников конкурса в методическую работу в образовательном учреждении, регионе, субъекте России; открытие постоянно действующих или периодически проводимых мастер-классов; развитие мотивации профессионального и научного роста участников конкурса посредством включения их в Школы молодого исследователя и др.).
Исследование свидетельствует, что Всероссийский конкурс можно рассматривать как педагогическую систему непрерывного повышения квалификации его субъектов, основан-ную на принципах гуманизации, состязательности, непрерывности профессионального роста, творческой самореализации и саморазвития, взаимоуважения и принятия достиже-ний Другого, рефлексии.
Следует подчеркнуть, что названные принципы призваны выполнять методологиче-скую функцию в развитии педагогического конкурсного движения, способствующего про-фессионализации не только участников конкурса, но и других субъектов образования, ока-завшихся на орбите конкурса (в том числе членов жюри, независимых экспертов, а также конкурсного сообщества, которое включает организаторов региональных конкурсов, кон-сультантов, сопровождающих конкурсанта, педагогические коллективы школ – конкурсных площадок и др.)
Конкурс «Учитель года России» как педагогическая система является для педагогиче-ской общественности не только формой соревнования в профессиональном мастерстве, но и средством обнаружения собственных профессиональных затруднений, дефицита профессио-нализма, условием формирования мотивации повышения квалификации.
Изложенные позиции легли в основу структурно-деятельностной модели повыше-ния квалификации участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России».
Разработанная в АПК и ППРО модель состоит из четырех взаимообусловленных бло-ков: цели конкурса и цели конкурсантов; принципы, способствующие успешности и самоак-туализации участников конкурса; условия, обеспечивающие успешность и самоактуализацию участников конкурса; формы повышения квалификации субъектов конкурса в рамках кон-курса и после него.
В первом блоке представлены цели конкурса и конкурсантов, с одной стороны, как процесс выявления образцов педагогической деятельности, а с другой, как процесс осмыс-ления собственного педагогического опыта, реализация которого находится в зависимости от профессиональных способностей как основы профессионального роста, приращения профес-сиональной компетентности конкурсанта. Профессиональные качества учителя как субъекта конкурса являются мотивационной составляющей, обеспечивают самоактуализацию роста педагогического мастерства в процессе оценки педагогических достижений конкурсанта, представляемого педагогического опыта в рамках конкурса, а также в деятельности учителя после конкурса.
Во втором блоке определены принципы профессиональной деятельности конкурсанта в рамках подготовки к конкурсу, участия в нем и в период после конкурса, благодаря которым происходит самоактуализация профессионального роста участников конкурса.
Ведущим фактором, воздействующим на самоактуализацию повышения квалификации конкурсанта, является мотив достижения, возникающий на основе потребности в призна-нии его личностных и профессиональных качеств.
В третьем блоке обозначены такие, с нашей точки зрения, необходимые и достаточные условия, способствующие мотивации повышения квалификации участников конкурса, как управленческие, индивидуально-психологические, социально-педагогические и организаци-онно-педагогические.
В четвертом блоке модели определены формы повышения квалификации участников финала конкурса в период до конкурса, в процессе конкурсных соревнований, а также после конкурса, способствующие мотивации самоактуализации профессионального роста участни-ков конкурса.
Конкурс профессионального мастерства может стать формой повышения квалифика-ции на всем протяжении от вхождения в конкурс до его окончания, а также в постконкурс-ный период, если:
- создание учителем пакета документов о педагогическом опыте, подготовка к их публич-ному представлению, самоанализ педагогической деятельности на разных этапах конкурса, неформальное педагогическое общение предполагает научно-методическое сопровождение и будет проходить в контексте адекватной теоретической подготовки конкурсанта, актуали-зации знаний о специфике исследовательской деятельности и умений логически излагать ма-териал;
- изменения в мотивации самоактуализации конкурсанта в процессе конкурса будут обу-словлены преодолением противоречия между заданными конкурсными условиями, способ-ствующими повышению квалификации учителей уже в ходе конкурса, и ведущим мотивом «на входе» в конкурс, выраженным в доминировании мотива избегания неуспеха над моти-вом достижения успеха;
- повышение квалификации участников, а также других субъектов конкурса, станет непре-рывным при усилении программного содержания конкурса в соответствии с логикой пред-ставления опыта работы конкурсантов, организации их внепрограммной деятельности через проведение мастер-классов, уроков-импровизаций, других видов деятельности.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Конкурс ставит участника в позицию исследователя и актуализирует затруднения, ис-пытываемые им в собственной практике (выявление противоречий, формулирование концеп-туальных оснований опыта, самоанализ педагогической деятельности и пр.); формирует по-требность преодолевать собственные затруднения; объективирует потребность самосовер-шенствования.
Выявлены наиболее востребованные и результативные формы повышения квалифика-ции в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России»: подготовка пакета докумен-тов на заочный тур конкурса; представление опыта работы и заимствование опыта работы коллег (позиции «Я – конкурсант» и «Я – слушатель»); консультации членов жюри по про-блемам образования, отраженным в опыте работы конкурсантов (имеется в виду весь спектр конкурсных выступлений: и описание, и публичное представление опыта, и конкурсное учебное занятие, и его самоанализ); мастер-классы участников предыдущих конкурсов.
Усилению когнитивной мотивации участников конкурса в существенной мере способствует личностная значимость получаемой информации (о собственном выступлении; о педагогиче-ских достижениях участников при представлении педагогического опыта; о педагогических достижениях победителей предыдущих конкурсов; о педагогических и образовательных тех-нологиях, посредством которых реализуются представляемые педагогические идеи; о при-оритетах в оценках членов жюри).
Не менее важны конференции и специальные занятия с организаторами региональных конкурсов по вопросам обмена опытом в области конкурсного движения, а также слеты «Учитель года России». Данные формы ПК способствуют формированию положительного отношения к конкурсу как форме стимулирования мотивации самоактуализации его участ-ников и педагогического сообщества в целом.
В связи с этим установлена необходимость усиления ряда позиций как в программном содержании, так и в организации конкурсных мероприятий:
· моделирование программы в соответствии с логикой представления опыта работы конкурсанта;
· проведение аналитических встреч конкурсантов с членами номинационных жюри;
· осуществление разноуровневого научно-методического сопровождения процесса ПК уча-стников и других субъектов конкурса;
· организация внепрограммной деятельности через проведение мастер-классов, уроков-импровизаций, других видов деятельности.
На основе анализа участников конкурса «Учитель года России» к повышению квали-фикации выявлены и классифицированы уровни состояния мотивации самоактуализации.
Выявлен критерий влияния конкурса на профессиональный рост участников, прояв-ляющийся в «самодвижении педагога», опосредованное влиянием его интенсивного обраще-ния к научно-теоретической базе, в процессе которого происходит прорыв к самому себе, рождающий стремление к успеху. Характерно, что «недостижение» успеха в конкурсе не становится для большинства конкурсантов преградой к саморазвитию и мотивации самоак-туализации, а является точкой отсчета для следующего этапа профессионального роста.
Основным условием принятия информации как личностной, способствующей профес-сиональному росту, является создание коммуникативной среды, в которой преобладающей является форма диалога как толерантного способа общения, как момента самоактуализации.
Проведенное исследование подтвердило необходимость включения в программу кон-курса специальных форм работы по повышению квалификации с учителями-мастерами, от-личающимися мотивацией достижения. Таким образом, конкурс как «соревнование, имею-щее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы», приобрел дополнительные функции развития педагогических способностей и формирования мотивации самоактуали-зации учителей, стал школой педагогического мастерства для образовательного пространст-ва России.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Елена Михайловна!
Поздравляю Вас с наступающим Днем Учителя!
Здоровья, счастья и успехов.
Обнимаю.
Ваш Андрей Лукутин

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+