Личный кабинет

Образовательные программы: векторы развития

"Явь, правь и навь" компьютерных программ и аудиокниг для образования
Игорь Кузора ( Пользователь )
  • Цифровые образовательные ресурсы и виртуальные лаборатории: готовые библиотеки или конструкторы?
  • Автоматизация управления: модульные решения, комплекты или универсальные системы?
  • Образовательные программы в начальной школе: когда кончается игра?
  • Аудиокниги в образовании: индивидуальная или коллективная работа?


Предлагаю обсудить эти и другие концептуально нерешенные вопросы направления развития рынка компьютерных программ для образования, абстрагируясь от вопросов выбора операционной системы, способов дистрибуции и проч. технических и коммерческих деталей. Здесь и на конференции http://pedsovet.org/content/event/4997/
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Цитата (Кузора Игорь @ 27.11.2008, 23:13) <{POST_SNAPBACK}>
  • Цифровые образовательные ресурсы и виртуальные лаборатории: готовые библиотеки или конструкторы?
  • Автоматизация управления: модульные решения, комплекты или универсальные системы?
  • Образовательные программы в начальной школе: когда кончается игра?
  • Аудиокниги в образовании: индивидуальная или коллективная работа?


Предлагаю обсудить эти и другие концептуально нерешенные вопросы направления развития рынка компьютерных программ для образования, абстрагируясь от вопросов выбора операционной системы, способов дистрибуции и проч. технических и коммерческих деталей. Здесь и на конференции http://pedsovet.org/content/event/4997/

1 Готовые библиотеки с возможностью выбора и конструирования.
2 Универсальные системы.
3 Игра не кончается и после первой ступени института.
4 Аудио книги в топку. Должны быть мультисистемы, с индивидуальным планом работ по общему плану. Контроль учителя за процессом, помощь в освоении трудных параграфах, составление дополнительных, индивидуальных планов каждому учащемуся если тот справляется с основным. С учетом наклонностей ученика.

Андрей Наумов ( Пользователь )
Сформулирую в виде вопроса:
Нужен ли в школе напичканный учебными материалами автоматизированный продукт (готовое решение), ориентированный на какого-то ученика. Предположим, пришел на урок, запустил программку, ученики подключились, поработали, оценки в журнале и голова не болит? Или проблема учительского поиска и находок будет вечной и разработчикам не стоит тратить чьи-то деньги на создание очередного готового решения?
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Цитата (Андрей Наумов @ 21.12.2008, 16:48) <{POST_SNAPBACK}>
Сформулирую в виде вопроса:
Нужен ли в школе напичканный учебными материалами автоматизированный продукт (готовое решение), ориентированный на какого-то ученика. Предположим, пришел на урок, запустил программку, ученики подключились, поработали, оценки в журнале и голова не болит? Или проблема учительского поиска и находок будет вечной и разработчикам не стоит тратить чьи-то деньги на создание очередного готового решения?


Учителя сами ответят, а я как родитель и как программист 1С, представляю это так.

В школе нужен «напичканный учебными материалами автоматизированный продукт (готовое решение), ориентированный» скорее не на ученика, а на определенную программу, которая включала бы в себя, как обязательный минимум, так и дополнительные знания для продвинутых, широту как бы знаний об одном и том же.
Это готовое решение периодически должно обновляться, все как в 1С бухгалтерии. Наука не стоит на месте, все замечания учителей, коллектив разработчиков постоянно правит, добавляет.

Роль учителя, далеко не только запустил и ушел на обед. В бухгалтерии то же «готовое решение)» однако каждая бухгалтерша выбирает свои счета для работы. Так и здесь. Учителю всегда должно быть предоставлена некоторая свобода выбора материала, как и ученику, познал основы можешь идти дальше, шире. И в то же время это не программирование с нуля, не составление мозаики из фрагментов, а все го лишь выбор и только в крайнем случае вставка своих картинок, и только для единиц, наиболее продвинутых учителей разработка своего урока. А остальные могут направить запрос разработчикам, с просьбой включить то то и то то.

Он рекомендует ученикам пройти вот эти темы, может предварительно, что то объяснит сложные моменты. Никогда система не будет совершенна, учителю всегда найдется работа. Вторая забота учителя постоянно видеть на экране и отслеживать, скорость работы учеников, их освоение материала, контроль пройденного,
повторение пройденного определяет учитель исходя из поступивших ответов от системы о знаниях учеников. Учитель может подойти к отстающим, рассказать, помочь.
А уже после урока анализировать ход работы каждого. Определяет план на новый урок.

Запоминается всегда при повторении. Но при каждом повторении не должны появляться одни и те же картинки, должен быть набор этих пар (экранов) картинок.

Система сама должна отслеживать работу каждого ученика, не в виде оценки, а более детально. Какие упражнения сделаны, затраченное время, еще какие то данные. Система сама должна определять склонности ребенка по его выбору вопросов и прочему. Все это сообщать учителю, а тот оценивает правильность суждения системы, дает добро или корректирует.

Моей внучки 4 года, и я вижу, с каким азартам она осваивает эти развивалки. И мне просто страшно становится, когда вижу этот «фрагмент» по определению числа слогов в слове.

С этой системой ученик должен иметь возможности работать и дома.

Согласен с Павелом Максименко, особенно в начальной школе, уроки лучше комплексные, не отдельно по русскому языку, арифметике и прочему.

На примере считалочки, там и счет и разбор слова, его значение, здесь и литература.
А сказки, Репка, Рукавичка, Дама сдавала в багаж и пр. Все в комплексе.

Вот пример видел во «фрагментах», сравнить по весу и объему три стакана с жидкостью разного цвета. Даны рычажные весы. Хорошая идея, но может быть дополнить, не просто жидкости разного цвета, а прямо сказать, что это за жидкости: масло, вода, ртуть. И при повторении жидкости должны меняться, конечно и вариант с цветами должен быть.
Алексей Харитонов ( Пользователь )
Цитата (Анатолий Булатов @ 21.12.2008, 20:36) <{POST_SNAPBACK}>
Учителя сами ответят, а я как родитель и как программист 1С, представляю это так.

В школе нужен «напичканный учебными материалами автоматизированный продукт (готовое решение), ориентированный» скорее не на ученика, а на определенную программу, которая включала бы в себя, как обязательный минимум, так и дополнительные знания для продвинутых, широту как бы знаний об одном и том же.
Это готовое решение периодически должно обновляться, все как в 1С бухгалтерии. Наука не стоит на месте, все замечания учителей, коллектив разработчиков постоянно правит, добавляет.

Как родитель и разработчик образовательного учебного ПО для школ полностью с Вами согласен (практически по всем пунктам). Но, к сожалению, последние лет пять-семь в разработке ПО для школ активно "рулят" чиновники Минобра. У них деньги. Были... Они (в меру своего понимания) и заказывали музыку.
А разработчики - приспосабливались. Многие (в приватных беседах) плевались и матерились. Но от заведомо бессмысленных но очень выгодных контрактов (конкурсов) - не отказывались.
Некоторые прагматично разделили бизнес на два непересекающихся направления: 1) "для чиновников" (заведомый бред типа ФЦИОРа и прочих мелкодисперсных ЦОРов, на котрые Вы и накнулись) и 2) "для дела".
Некоторые (увы, многие) полностью работали "на чиновников" и теперь сдят с деньгами но в недоумении, что им делать дальше. Денег-то бюджетных ТАКИХ и за ТАКОЕ в ближайшие пару лет, скорее всего, не будет. А полученный "задел" на свободном рынке явно непродавабелен. Ибо никому не нужен.

И учителям, и ученикам, и родителям нужны ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ, которых Вы и требуете и описываете (включил и учись с комфортом, интересом и под контролем учителя и родителей). Но эти решения ОДНОВРЕМЕННО могут и должны являться и конструктором для самовыражения особо продвинутых учителей (чтобы учитель мог контент разобрать на блоки и построить на его базе свой авторский урок). Одно другому совершенно не мешает (если подойти к разработеке с умом). Функция констркутра "сделай сам" необходима, но это - ВТОРОСТЕПЕННАЯ функция (для очень немногих, но очень напористых и заметных).
Любой дом состоит из кирпичей, но чиновники по своему недомыслию решили, что достаточно выдать РЯДОВОМУ учителю кучу кирпичей, и ему будет в чем жить. Во-первых, кирпичи получились гнилыми ("Воруют!"), а во-вторых, очень немногие учителя умеют и готовы сами дома строить (точно так же немногие бухгалтеры готовы писать свои авторские приложения для платформы 1С). Это - теоретически возможно, но - очень нетипично...
Подавляющее большинство учителей предпочитают готовые решения, порой даже с перебором: хотят преподавать, совсем не включая головы (по готовой инструкции, от сих до сих).
Конкретный пример: Вчера я позвонил преподавательнице музыкальной школы (дочка одно занятие пропустила), так она не помнила, какую тему ПАРУ ЧАСОВ НАЗАД преподавала ("у меня под рукой нет учебника, перезвоните завтра"). Преподавательница, кстати, хорошая, только разрывается между тремя работами и не до методического творчества ей... Вот она, проза жизни.

И про автоматизированное обновление (актуализацию электронных курсов через интернет, исправление ошибок, добавление новых функций, заданий и т.д.) Вы правильно пишите. Только никто из разработчиков учебгого ПО этого, увы, пока не делает. Насолько мне известно, лишь немногие обеспечивают совместимость старого "движка" с новыми версиями Windows, но контент (картинки, задания и т.д.) при этом не дорабатывают по много-много лет. Мы, правда, по мере сил уже 10 лет доделываем и программу ("движок") и контент (см. http://history.ru). Но один в поле не воин. В разработке учебного ПО для школ все очень запущено... Может, кризис немного прочистит мозги чиновникам и некоторым разработчикам... Будем надеяться.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Цитата (AlexK @ 21.12.2008, 23:35) <{POST_SNAPBACK}>
Мы, правда, по мере сил уже 10 лет доделываем и программу ("движок") и контент (см. http://history.ru). Но один в поле не воин. В разработке учебного ПО для школ все очень запущено... Может, кризис немного прочистит мозги чиновникам и некоторым разработчикам... Будем надеяться.

Посмотрел, впечатляет. Это не фрагменты. :)
Алексей Харитонов ( Пользователь )
Цитата (Анатолий Булатов @ 23.12.2008, 13:36) <{POST_SNAPBACK}>
Посмотрел, впечатляет. Это не фрагменты. :)

Фрагменты там тоже есть. И редактор есть, позволяющий даже полному чайнику, не знающему PowerPoint за 5 минут сделать из них свою PPT-презентацию. Причем - презентацию не простую, а мультимедийную - с видео. Но этот функционал - сугубо второстепенный. На практике до работы с ним у рядовых учителей крайне редко руки доходят.
Андрей Наумов ( Пользователь )
Цитата (AlexK @ 22.12.2008, 01:35) <{POST_SNAPBACK}>
Некоторые прагматично разделили бизнес на два непересекающихся направления: 1) "для чиновников" (заведомый бред типа ФЦИОРа и прочих мелкодисперсных ЦОРов, на котрые Вы и накнулись) и 2) "для дела".


Как Вы по поводу такого тезиса? "Программист (да и ученый-теоретик) никогда не увидит образовательный процесс в реальной школе "изнутри" и создаст заведомо мертвый продукт."
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Цитата (Андрей Наумов @ 25.12.2008, 23:56) <{POST_SNAPBACK}>
Как Вы по поводу такого тезиса? "Программист (да и ученый-теоретик) никогда не увидит образовательный процесс в реальной школе "изнутри" и создаст заведомо мертвый продукт."

Нет, не согласен. Я и программист и бывший ученый. И реально писал программы, по которым работали десятки лет. Что бы реально создать нужную программу, программисту необходимо освоить, то, что он собирается автоматизировать, причем на уровне выше среднего. А построив программу в первом приближении, дать специалистам этой области, и потом совершенствовать, наблюдая за работой специалистов, исправляя, добавляя.

Самим специалистам, далеким от программирования, трудно сформулировать, поставить задачу программистам. Им обычно надо волшебную кнопку, по которой все бы делалось автоматом.

А ученый, как это было записано в каком то ГОСТе на выполнении работы, прежде всего должен изучить ту область, к которой относится тема, провести литературный обзор по теме, выяснить все хорошее и недостатки текущего состояния, выработать, что надо сделать, для того, что бы выполнить задание на работу, сформулированного руководителем с даром предвидения. И этот ученый становится профессионалом по этой теме.
Все кандидатские и докторские, это выполнение конкретных работ.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Цитата (AlexK @ 22.12.2008, 00:35) <{POST_SNAPBACK}>
включил и учись с комфортом, интересом и под контролем учителя и родителей)


Полностью согласен. Кроме материала для изучения ученику, эти программы должны помогать учителю, в направлении персонального отслеживания скорости, глубины знаний, и пр. обучения конкретного ученика. Оценка ученика машина должна делать не только по сдал не сдал, верно не верно ответил, это примитив, а гораздо глубже, по многим параметрам. По времени затраченное на ответ, на число ошибок, и все это помнить с начала учебного года! И направлять ребенка что ему учить сейчас. Под контролем учителя, по его, учителя генеральной линии.

И учителю это должно представляться не в виде таблиц, списков, а наглядно на одном экране. Учитель одним взглядом на свой экран должен определять, кто отстающий, кому нужна помощь, кто работает не в полную силу и требуется прекратить повтор освоенного материала и дать что то новое. Это так наметки, в реали гораздо шире будет.


footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+