Личный кабинет

развитие продуктивного мышления на уроках математики

Мария Михайлова ( Пользователь )
Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.
Исследование процесса усвоения и применения знаний показали, что обычно учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются обобщенные приемы, методы решения целого класса задач. Формирование такого рода обобщенных приемов умственной деятельности чрезвычайно важно, так как оно означает существенный сдвиг в интеллектуальном развитии, расширяет возможности переноса знаний в относительно новые условия. Поскольку основная масса учащихся самостоятельно не овладевает более обобщенными приемами умственной деятельности, их формирование должно стать важной задачей обучения.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Цитата (МОУ СОШ с. Таежное @ 24.11.2008, 13:40) <{POST_SNAPBACK}>
Исследование процесса усвоения и применения знаний показали, что обычно учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются обобщенные приемы, методы решения целого класса задач.

А кто и что мешает учить школьников не на единичных приемах, требующих обобщения, а на основе теории, и только потом - применения ее на практике. Может быть на математике это логичнее и эффективнее?
Федор Ткачев ( Пользователь )
Цитата (МОУ СОШ с. Таежное, 24.11.2008, 14:40) <{POST_SNAPBACK}>
Мышление представляет собой ...

Жалко, что литература дана только общего характера, и нет конкретных ссылок при упоминании в тексте исследователей, только фамилии.
Владислав Воронин ( Пользователь )
Цитата (anisol, 25.11.2008, 02:58) <{POST_SNAPBACK}>
А кто и что мешает учить школьников не на единичных приемах, требующих обобщения, а на основе теории, и только потом - применения ее на практике. Может быть на математике это логичнее и эффективнее?

Ольга, учить "не на единичных приёмах" -- мешает ОБИЛИЕ задач. Для каждой из которых (или для каждой группы которых) создавать свою отдельную "теорию" -- так они в голове будут бегать, как тараканы.
Если учить ТОЛЬКО на коротком поводке и в узких шорах -- оно, конечно, можно сформировать (узенький-узенький) список тех "теорий" и ни шагу вбок.
Ну, скажем, если ту же несчастную тригонометрию проходить не на уровне двухходовок (преобразовать в произведение -- решить два простейших триг.уравнения!) -- то надо разные-разные виды-типы задач. Чтобы глаз улавливал, как тут с чем лучше сгруппировать, какие тут МОГУТ быть маршруты. Не пропустить тонкостей, с ОДЗ, равносильностями, потерями-приобретениями корней. А если скомплексировать с логарифмами? А если тригонометрия, решаемая на принципе экстремальности? А если не испльзовании свойств функций? А если с привлечением графических соображений? А если это неравенство? А если "нестандартный аргумент" (синус от корня квадратного или синус от косинуса?). А если с обратными тригонометрическими функциями?.........

И НАВЫК глядеть на задачи каждой группы, "узнавать ситуации", "распознавать образы", сочинять свои ходы -- нельзя втиснуть в ОДНУ (или в три) "теории". Чтобы научиться работать топором -- надо РАБОТАТЬ топором. И ничего с этим не поделаешь. И вот эти "единичные" задачи -- это как единичный удар топором, в итоге этой СОВОКУПНОСТИ разных всяких единичных "ударов" человек руку и набивает.

И запрограммировать каждый чих "теоретически" -- это будет не самостоятельно действующий РАБОТНИК, а робот разве что. Только в память роботу можно загрузить кучу файлов -- и будут там лежать, только переключай алгоритмы. А у человека они непременно высыпятся, коли не вросли "в печёнки" и в подкорки.

Так мне кааажтся.
Владимир Добровольский ( Пользователь )
Работа над развитием мышления у учащегося сильнейшим образом коррелирует с мотивацией к своей учебной деятельности, причем в определенной предметной области. При этом не просто мотивации, а внутренней мотивации, которая предусматривает работу, не требующую вознаграждения.( Практически без сиюминутных оценок, за исключением моральных). А значит уменьшается пресловутая "накоплямость оценок". Есть еще один фактор: создание у учащихся конструктивной напряженности, при которой каждый раз достигая определенного уровня достижений, учитель поднимет планку и ученик снова находится в условии "неопределенности", недопонимания, проявляя при этом некоторую пусть даже временную фрустрацию. Именно это переживание ( так по крайней мере показывают мои наблюдения) способствует формированию новой "оболочки" под названием "...я иду искать". .... здесь много +, но и много - .

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+