Личный кабинет

Доклад: "Предшкольная подготовка" и обсуждение

Сергей Возчиков ( Пользователь )
(wera @ 10.06.2006, 23:21) <{POST_SNAPBACK}>
Я ведь не отрицаю необходимости измерений уровня развития по реперным точкам. Сама хорошо помню первые свои вопросы докторам и нянечкам о росте и весе дочки.


Значит, я Ваш текст неправильно понял, там ведь было написано требуют или измерений с милииетровыми "линейками-измерителями", или предельного допущения "Все дети развиты и одарены по-своему».
Так ли я понимаю, мы пришли к единому мнению – уровень развития ребенка можно определять с достаточной для практических целей точностью (например, методом реперных точек)

(wera @ 10.06.2006, 23:21) <{POST_SNAPBACK}>
С точки зрения общепедагогических подходов "В школе понадобится - это, это и это..." - значит убивать детство вообще и индивидуальность каждого отдельно взятого ребенка. Я лично и профессионально не хотела сама и не хочу, чтобы другие мамы смотрели на своего ребенка в 3, 4, 5, 5,5, 6 лет сквозь призму "параметров трудностей в школе" (слишком много чести школе, программам, стандартам и прочей "канцелярии").


Так мне и надо sad.gif. Вот отошел от собственной позиции, пошел на поводу у расхожего мнения «задача предшколы – подготовить ребенка к школе» - и получил совершенно справедливую критику sorry.gif .
Тем более, что в перечне задач предшколы, сформированных в результате обсуждения (см.выше, реплика от 01.04.2006, 07:20), «подготовка к школе» вообще не значится.
Переформулирую часть предыдущей реплики, там, где «Известно – в школе понадобится…»
К возрасту 6,5-7 лет ребенок может выйти на такой-то уровень. Для предшколы этот уровень – «выходной ориентир». У детей, которым нужна предшкола (а мы в ходе обсуждения нашли такие целевые группы – Вы не согласны, что относящиеся к ним дети нуждаются в дополнительной поддержке?), есть некоторый исходный (для предшколы) уровень развития.
Эта «дельта» и определяет требования к образовательному пространству предшколы. Какую дид/пед систему применит педагог – его дело. «Главное, чтобы костюмчик сидел».
Разумеется, при соблюдении граничных условий, определенных в дискуссии на Интер-ГУРУ «Без утечек и прямых хищений энергии ребенка». То есть, если усидчивость достигается через подавление инициативы – граничные условия не соблюдены.

(wera @ 10.06.2006, 23:21) <{POST_SNAPBACK}>
Но если даже и поменять подход на частно-методический, то все Ваши вопросы-сомнения по поводу готовности ребенка в школе надо, на мой взгляд, читать и пытаться отвечать на них, держа в руках, голове инструментарий конкретной дидактической системы (Л.В.Занков, В.В.Давыдов-Д.Б.Эльконин, традиционная школа, Школа-2100 и др.).


Но мне кажется более целе-сообразным сперва выделить вопросы, которые ставит жизнь, а уж потом перебирать пед-арсенал. Тем более, что выбор из богатейшего арсенала педагогики «по факту» все равно будет за педагогом. Навязывание педсистем – уж этот грех я за собой не числю stop.gif

(wera @ 10.06.2006, 23:21) <{POST_SNAPBACK}>
Но тогда и предшколу надо рассматривать как подготовку, "натаскивание" детей на обучение в конкретной начальной школе-системе-технологии.
Мне как родителю и как педагогу это скучно.
Ребенку, наверное, тоже. Я слишком много выслушала и прочитала откровений от лицеистов, прошедших всё - предшколу (по инициативе родителей еще тогда, когда она не была элементом государственной политики в образовании), школу развивающего обучения в начальных классах, лицей, факультет иностранных языков, стажировки в странах изучаемого языка.
И на этом основании делаю вывод о скуке как минимальном риске для детей.


Ну ничегошеньки не понял в логике этого фрагмента ak.gif
Почему предшколу надо так рассматривать?
Из какой части представленного обсуждения следует вывод, что мы хотим ее так рассматривать?
Или применение любой педсистемы-технологии есть натаскивание…?

А по поводу скуки… хочу процитировать одну замечательную Наташку, оказавшуюся в 1 классе в «ситуации торможения»
Я могу, когда скучно. Но я не могу, когда скучно долго


Относительно опыта психологов, о котором Вы рассказали… Я правильно понял, что наибольшие трудности – не с детьми, а с педагогами и родителями?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Ситуация в городе, как Вы ее описали в репликах от 14.05.2006, 01:25 и 10.06.2006, 23:21, заслуживает, на мой взгляд, отдельного комментария.

(wera @ 10.06.2006, 23:21) <{POST_SNAPBACK}>
У нас в городе в очереди на ДОУ стоят около пяти тысяч... Говорят, что женщины записываются в очередь, еще не родив ребенка.


Рассейте мои сомнения, пожалуйста, мне эта цифра кажется «лукавой». По опыту Анадыря могу сказать, что в подобную итоговую цифру входят все – и необеспеченные местом в саду дети всех детсадовских возрастов, и дети до-детсадовского возраста. А реальная нехватка мест в каждой группе – раз в 7-8 меньше.
Так как сейчас мы говорим о дополнительной предшкольной подготовке, то речь идет примерно о 700 детях. Если поставить целью предшкольную работу именно с ними, то в режиме групп кратковременного пребывания при посещении два раза в неделю необходимо не более 7-8 помещений уровня 2-х комнатной квартиры. Неужели даже это становится неразрешимой проблемой и для администрации, и для родителей?

(wera @ 10.06.2006, 23:21) <{POST_SNAPBACK}>
Разместить такую массу дошкольников (будь их тысяча, две) у нас можно ТОЛЬКО в школьных зданиях и "посадить" им на голову ТОЛЬКО высвобождающихся учителей (совсем не всегда начальных классов) или еще кого-то, потерявшего работу.


А почему ТОЛЬКО**2? А группы в учреждениях допобразования? А помещения при ДЕЗ-ах? В конце концов, аренда квартиры на год снимет эту проблему для сотни детей…Если так плохо с работой, найдутся люди, желающие потеснее жить, а квартиру - сдать.
И почему педработников надо искать по остаточному принципу? Из этих 700 обязательно найдутся 100, готовых доплачивать за качество.
У нас в Анадыре «общая очередь» в ДОУ около 300 человек при 8000 жителей. Группы «условной предшколы» работают при Дворце (допобр), и при начальной школе. И еще детский дом своих детей готовит сам.

(wera @ 10.06.2006, 23:21) <{POST_SNAPBACK}>
… весь парадокс в том, что ЭТУ ситуацию никто не расценивает (или мало кто расценивает) как "плохую".

Значит, если все не плохо, то ничего и делать не надо… blush.gif

А все-таки, те, кто расценивают ситуацию как плохую – что они делают? Родители, педагоги, методисты из их числа – что делают?
Опять из своего опыта – на семинаре для родителей «Как не мешать ребенку расти и развиваться» регулярно вызревали активисты, через некоторое время создававшие садики, группы «под своих детей». И многие "точки" продолжают работать, хотя свои дети уже выросли. В одной из таких групп я был в мае, когда приезжал в Москву. Уже седьмой год работают. Сейчас там группа детского сада и сводный (1-3) класс начальной школы.

(wera @ 10.06.2006, 23:21) <{POST_SNAPBACK}>
Управление образованием умудряется из ситуации извлечь свою выгоду (по последгним данным первый взнос очередника в садик составляет 12-15 тысяч рублей)


Так ли я понял, что часть взноса поступает в распоряжение Управления?? Интересно-то как.. ar.gif , и как это нормативно оформлено?

(wera @ 10.06.2006, 23:21) <{POST_SNAPBACK}>
Родители привыкли к очереди.
…администрация ДОУ очень ловко манипулирует сознанием родителей, получивших вожделенное место (никому в голову не придет возмутиться чем бы то ни было из порядков, заведенных в учреждении), и сознанием своего персонала - рабочих мест так мало, что за его сохранность тоже можно делать всё, что потребует администрация.


Ну что тут скажешь… «Каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает»
Это я сквозь слезы, Татьяна Васильевна, без всяких шуток. Но из Вашего текста следует, что действительно заинтересованных людей (тех, которые ищут способ сделать, а не причину не сделать) – нету. По крайней мере, Вы об этом не пишете ничего конкретного, что очень жаль.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Уважаемая Татьяна Васильевна!
Перечитал с утра, на свежую голову, свои реплики - и они мне не понравились. Особенно последняяя - аж задиристая какая-то sorry.gif
Ведь ясно же, что настоящее дело делается тихо, и внешне незаметно. Поэтому я просто пожелаю успеха Вам и Вашим коллегам в том, что пытаетесь делать smile.gif

Я сейчас нахожусь в районе, где предшколу пытаются реализовать в четырех (из семи) населенных пунктах. Результаты пока скромные, все школы и детские сады начали, что естественно, с уровня-минимум. То есть учителя пришли в свой будущий класс с осени, и в течение года в помещении д/с с ними занимались. Эти учителя уже уехали в отпуск, так что никаких научно-статистически достоверных данных я представить не могу sad.gif

Что я могу отметить как положительные моменты:
1. У заведующих и методистов д/с (мне удалось побывать в 2-х из 4-х), и в райотделе образования есть желание продолжать эту работу не только потому, что этого захотели "где-то там, наверху". Они видят плюсы в такой работе.
2. Проработаны многие оргмоменты. В районе разработано и принято "Положение...", у д/с заключены специальные договора со школами, оговаривающие взаимные обязанности. По опыту прошедшего года все это нуждается в доработке, они это видят и к этому готовы.
3. Постепенно проявляются педагоги, которым это интересно.
4. Есть единая схема наблюдений, на основе метода реперных точек. Опробована, понравилась.

Что явно не получилось:
1. Нигде не загорелись идеей использования предметной развивающей среды. Так... тлеют плохое слово, но чего-то аналогичного пока на ум не приходит. Пытаются делать "по соображению", а соображения тут недостаточно, это непростая технология.
2. Не удалось провести здесь полноценные выездные курсы, как в феврале в Чукотском районе. И деньги нашлись, и приказ сделал, но заболел ведущий преподаватель sad.gif
3. Не преодолена пропасть между учителями и воспитателями. Ну, это явно долгая история. В райотделе наметили на этот учебный год провести пару совместных методконференций... посмотрим, что выйдет an.gif

Татьяна Васильевна, опять наш диалог переходит во взаимно-критический разбор реплик оппонента al.gif
Мне хочется выскочить из этого заколдованного круга stop.gif
Я предлагаю попытаться отпозиционировать ситуацию. Делаю первую попытку обозначения позиций tongue.gif

Минобр
1. Обозначил одну из критических ситуаций.
2. Предложил средство для ее преодоления предшкола.
3. Откровенно сказал, что не знает, что это конкретно такое.

Негативисты На этой ветке их представляете Вы и В.Т. Кудрявцев.
"Разве может быть что доброе из Назарета"
"Никакой поддержки Временному правительству"
Сплошные подозрения на основании прошлого опыта.

Позитивисты здесь пока только я ak.gif
При выборе Не делать ничего или делать хоть что-нибудь, выбор - делать.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
QUOTE(wera @ 10.06.2006, 23:21)

У нас в городе в очереди на ДОУ стоят около пяти тысяч... Говорят, что женщины записываются в очередь, еще не родив ребенка.


(sermivoz @ 19.06.2006, 21:48) <{POST_SNAPBACK}>
... мне эта цифра кажется «лукавой».

Очень кстати подоспел запрос из минобра - сколько у нас детей не обеспечено местами в ДОУ. Собрали данные с районов - получилось почти 1/4 детей остались "без места" an.gif
А когда перепроверили цифры, учли тех, кому по возрасту в садик еще не пора, осталась - 1/10. tongue.gif
При этом 2/3 из этой 1/10 - в двух населенных пунктах, о которых мы знаем, и что можем - делаем.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Отмечается, что в резолюции «Образование для инновационных обществ в XXI веке», принятой «большой восьмёркой» есть революционный пункт о детских садах - http://pedsovet.org/content/view/448/88/
А где сам-то текст резолюции?
Игорь Сухин ( Пользователь )
Нашёл ссылку - http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/1807200627
Но не нашёл о детских садах?!? Хотя чуть-чуть есть о начальной школе.
Как обычно много красивых фраз. Например, такая: "Мы призываем наши органы управления образованием, частный сектор и другие заинтересованные стороны обмениваться информацией и лучшими практиками по широкому кругу вопросов, связанных с модернизацией образовательных систем, которые должны играть важную роль в достижении наших общих стратегических целей. В новом тысячелетии управление стратегией передачи знаний играет столь же важную роль, как и управление более традиционными образовательными ресурсами - трудовыми, финансовыми и материальными. Таким образом, образовательные системы должны все больше ориентироваться на развитие интеллектуального потенциала с точки зрения не только освоения содержания предмета, но и обработки, адаптации и использования существующей информации и, что еще важнее, накопления новых знаний".
Увы, на практике наблюдаем везде и во всём систему "откатов" и т.п. До дела ли при таком раскладе? Не до дела.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 18.07.2006, 19:41) <{POST_SNAPBACK}>
Увы, на практике наблюдаем везде и во всём систему "откатов" и т.п. До дела ли при таком раскладе? Не до дела.


Ну что я за такой несчастный чиновник ak.gif
Никто мне ничего не откатывает al.gif
Хотя за три года лимона на три матценностей раскидал unsure.gif
Наверно, у нас какая-то неправильная практика... sad.gif
Игорь Сухин ( Пользователь )
(sermivoz @ 18.07.2006, 20:02) <{POST_SNAPBACK}>
Ну что я за такой несчастный чиновник ak.gif
Никто мне ничего не откатывает al.gif
Хотя за три года лимона на три матценностей раскидал unsure.gif
Наверно, у нас какая-то неправильная практика... sad.gif

Наверно! (с улыбкой ИГС). А я за последние 3 года насмотрелся! Чуть только где-то появляется запах денег, то заканчивается конструктивная работа. Увы, всё это не абстрактно, предельно конкретно, из личного опыта общения в верхах, и, к сожалению, широкой огласке не подлежит... Поэтому я так люблю бесплатную общественную работу (если позволяет время) - здесь стервятники не летают! С оптимизмом ИГС.
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(sermivoz @ 18.07.2006, 20:02) <{POST_SNAPBACK}>
Наверно, у нас какая-то неправильная практика... sad.gif

Скорее, у вас "неправильный" часовой пояс smile.gif

На самом деле, я думаю, что и у вас без "откатов" не обходится, но только они сконцентрированы в одной точке. (в правильном часовом поясе и в очень правильном часовом поясе smile.gif)

Стало стыдно за "оффтоп" sad.gif ... Просьба к модератору - удалить это "сообщение", дабы наше бесплатное общественное "интеллектуальное производство" было не только "безоткатным", но и, по возможности, "безотходным" smile.gif
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 18.07.2006, 22:51) <{POST_SNAPBACK}>
На самом деле, я думаю, что и у вас без "откатов" не обходится, но только они сконцентрированы в одной точке.


Андрей Юрьевич, я далек от мысли идеализировать ситуацию. Моя язвительность относилась к везде и во всём
И я очень огорчен позицией Игоря Георгиевича "появляется запах денег, то заканчивается конструктивная работа". Это то же самое, что сказать - "У кого на пешку меньше, тот и проиграл". tongue.gif
Пока мы, в массе своей, финансово безграмотны, никакие шахматы не помогут. Уж извините, Игорь Георгиевич, за резкость. Просто сегодня уже на второй ветке те же грабли лежат sorry.gif.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+