Личный кабинет

Доклад: "Предшкольная подготовка" и обсуждение

Евгения Цымбалова ( Пользователь )
«Дошкольное образование и предшкольная подготовка»

Город Нефтекумск
Ставропольского края
Людмила Александровна Бочкарева
заместитель заведующей
по учебно-воспитательной работе
муниципального дошкольного
образовательного учреждения центр развития
ребенка – детский сад с осуществлением
физического и психического
развития, коррекции и оздоровления
всех воспитанников № 28 «Журавушка»

Город Нефтекумск
Ставропольского края
отдел образования
администрации Нефтекумского
муниципального района
Ольга Ивановна Ковалева -
ведущий специалист
отдела образования
администрации Нефтекумского
муниципального района,
кандидат педагогических наук,
контактный телефон: (8-865-58) 3- 62 – 41.

Предлагаемые Правительством Российской Федерации меры по реформированию предшкольного образования ставят своей целью создать равные стартовые возможности, для детей имеющих разноуровневую подготовку и призванная смягчить переход ребёнка из детского сада в школу.
Однако в дошкольном образовании сегодня как никогда много проблем: сокращение сети, уменьшение числа воспитанников в детских садах всех типов, трудности с материальным обеспечением детских садов, повышение родительской платы за детский сад, а в итоге – недоступность дошкольных образовательных учреждений для значительной части российского населения. Государство снимает с себя полномочия по финансированию образовательных учреждений (исключение составляют лишь те, которые находятся в федеральном подчинении). Эти полномочия были делегированы местным властям, которые должны самостоятельно изыскивать средства для финансирования дошкольных образовательных учреждений, определять объём этих средств, а значит, решать вопросы о необходимости и количестве детских садов, качестве их организационной и содержательной работы. При такой бедственной ситуации с детскими садами странно выглядит рекомендуемое Правительством создание на их базе «классов раннего развития».
Одной из ключевых проблем современной системы образования, мы считаем проблему преемственности всех её ступеней, и в частности, преемственности между дошкольным учреждением и школой. Ведь не секрет, что сегодня значительно повысились требования учителей к уровню знаний детей, поступающих в общеобразовательную школу. Однако стартовые возможности детей разные. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Однако у руководителей современного дошкольного учреждения, при организации групп предшкольного образования возникает ряд проблем:
- недостаточность нормативно-правовой базы;
- отсутствие программно-методического обеспечения;
Существует также необходимость в подготовке и переподготовке педагогов для работы с детьми пяти-шести лет, которая должна осуществляться по специально разработанным программам, отражающим единые требования к содержанию дошкольного образования, специфику дошкольного возраста, а также современные развивающие технологии обучения и воспитания детей /2/.
Предшкольное образование мы рассматриваем как адаптивную модель образовательной системы в инновационном ДОУ, как способ выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения, идущих в первый класс.
С целью обеспечения адаптивности образовательного процесса, при организации работы в группах предшкольного обучения необходимо учитывать: уровень его эмоционального и познавательного развития, а также посещал ли

- 2 –

ребенок детский сад на протяжении всего дошкольного детства или только с пяти лет.
Вопрос об обучении шестилеток (в школе или детском саду) в принципе не нов, имеется соответствующий научный материал, и опыт работы. Об обязательном обучении дошкольников в 5-6 лет говорилось ещё в довоенные годы, тогда же создавались «нулевые классы» при школах, «подготовительные к школе группы» в детских садах. Но реализовать поставленные цели на практике фактически не удалось, так как одновременно не ставилась задача 100%-го охвата общественным воспитанием. Поэтому в условиях, когда на местные бюджеты
возложено финансирование всех дошкольных учреждений, найти средства на строительство новых предшкольных учреждений – задача практически нереальная. Поэтому самым реальным вариантом образовательного процесса с такими детьми предпочтительнее в условиях детского сада, где созданы необходимые условия для их воспитания и обучения и где работают специалисты – профессионалы. Поэтому нужно очень разумно отнестись к обучению детей оно не должно превратиться во всё то же натаскивание детей на материал первого класса. Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жёсткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме детсадовских занятий, которые предусматривают наряду с обучением время для игровой, театрализованной, конструктивной, изобразительной, музыкальной и других видов деятельности /3/.
Внимание педагогов акцентируется на следующих принципах работы с детьми:
- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих
разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их
самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей
содержание детской деятельности и инициирующей её;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение
и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
- широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально-значимых для детей ситуаций;
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности /1/.
В задачу обучения в предшкольном классе не должно входить обучение навыкам чтения и письма. У ребёнка необходимо сформировать круг индивидуальных качеств наиболее важных для начала школьного обучения так называемые учебно-важные качества -УВК. Уровень развития учебно-важных

- 3 –

качеств прямо или опосредованно определяет успешность усвоения на ранних этапах обучения в школе. Это вовсе не означает, что учебно-воспитательная работа с детьми должна ограничиваться только развитием учебно-важных качеств. Задача педагога и родителей заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребёнка. Главное при этом - достаточно чётко осознать какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют развитию для школьного обучения качеств. По мнению специалистов дошкольного образования, для успешной подготовки ребёнка к следующей ступени образования достаточно организовать проведение в неделю трёх занятий по обучению грамоте, двух занятий по математике, длительностью по 20-25 минут каждое.
Ввести в комплекс занятий, физкультминуток упражнения для развития мелкой моторики рук, как основы для подготовки руки к письму.
Остальное время должно строиться в традиционном режиме детского сада, предусмотренном специалистами в области образования и здравоохранения.
Важной проблемой предшкольного образования и воспитания – необходимость разработки единой общеобразовательной программы воспитания и обучения детей этого возраста. Это поможет избежать завышенных требований к ребёнку, не допустить перегрузки его учебным материалом, а значит сохранить здоровье ребёнка и интерес к образованию.
Переход детей 5-6 лет в школе требует прежде всего решения кадровой проблемы, т.е. подготовки специалистов на всех уровнях обучения. Это должны быть специалисты дошкольного образования знакомые с программой начальной школы и умеющие работать с детьми данного возраста.
Но самой важной проблемой которая существует в данный момент – это отсутствие законов, позволяющих обеспечить этот процесс необходимыми средствами.
Отсюда и те сомнения в том, что регионы в ближайшее время смогут обеспечить общественным воспитанием детей 5-6 лет (кадровое обеспечение, материальная база, программное обеспечение). Реформа образования нужна, но она должна подтвердиться многолетней практикой, отечественными научными разработками и реальным финансированием.


Литература:

1.Дошкольное образование – неотъемлемая часть общего образования. // Учитель Ставрополья. – Ст. 2005. – Спецвыпуск.
2.Материалы коллегии Министерства образования Ставропольского края «Перспективы развития дошкольного образования в Ставропольском крае до 2010 г.» - Ст., вып. № 1. 2005.
3.Материалы краевого августовского совещания руководителей образовательных учреждений. – Ст., 2005.

- 4 -

4.Об организации предшкольного образования. // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М., 2005. - № 8.
5.Предшкольное образование: за и против. // Учительская газета. – М., 2005. - № 6.
6.Сербина Л.Ф., Таранова Т.Н., Палиева Н.А. Дошкольное образование: проблемы, поиск, опыт (Сборник научно-методических материалов). – Ст., 1995.
Игорь Сухин ( Пользователь )
8 марта 2005: В "АиФ" (2005, №9, с.36) - дельная статья "Читать позже, чем ходить" (http://www.aif.ru/online/moskva/607/36_01): "Интенсивность обучения обернулась тем, что «Букварь» теперь проходят за 2–2,5 месяца, в то время как раньше на это отводился как минимум год. А ведь навыки письма и чтения сформировать быстро нельзя: это та база грамотности, которую надо закладывать медленно". А вот обсуждение статьи - http://www.aif.ru/online/moskva/607/36_01?comment
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Попробовал неделю назад открыть новую тему, посвященную предшколе, но что-то у меня не получилось, наверно, не ту кнопку нажал ak.gif Сделаю еще один заход на уже открытой ветке, благо тема совпадает rolleyes.gif

Эту неделю на Чукотке проходил весенний педагогический марафон. В его составе - практико-ориентированный семинар «О ходе реализации на территории Чукотского АО содержания основных направлений модернизации российского образования".
А в рамках этого семинара - секция №3 «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации приоритетных направлений развития образования», которую вел я. Секция оказалась довольно представительная:
Приняли участие 32 педагогических работника
• представители управленческих структур – 4;
• руководители ОУ разного типа – 9;
• заместители руководителей ОУ – 7;
• Методисты-преподаватели – 4;
• педагоги, воспитатели – 8.

Посвящена работа секции была именно предшколе. Мы последовательно рассмотрели три вопроса:
1. КОМУ нужна предшкола?
2. КАКАЯ предшкола нужна?
3. КАК такую предшколу создавать?

Результаты нашей работы я, конечно, предъявлю для обсуждения. А сейчас у меня вопрос к коллегам - какие значимые вопросы мы, на Ваш взгляд, не затронули?
unsure.gif
Игорь Сухин ( Пользователь )
(sermivoz @ 28.03.2006, 23:40) <{POST_SNAPBACK}>
Посвящена работа секции была именно предшколе. Мы последовательно рассмотрели три вопроса:
1. КОМУ нужна предшкола? 2. КАКАЯ предшкола нужна? 3. КАК такую предшколу создавать? Результаты нашей работы я, конечно, предъявлю для обсуждения. А сейчас у меня вопрос к коллегам - какие значимые вопросы мы, на Ваш взгляд, не затронули?
unsure.gif

Думается, всё правильно. Но существеннее то, что конструктивного было предложено на мероприятии. "Дошкола" всему голова! Как дела с головой?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 29.03.2006, 09:02) <{POST_SNAPBACK}>
Думается, всё правильно. Но существеннее то, что конструктивного было предложено на мероприятии. "Дошкола" всему голова! Как дела с головой?


Игорь Георгиевич, "куда спешить в такую жару smile.gif ". Мне ведь что интересно - сумели мы тремя вопросами охватить все главное в теме, или что-то упустили...
Кто-то из математиков сравнил математику с жерновами, которые перемалывают только то, что в них засыпали. Поэтому я и всматриваюсь в "засыпку" - не забыли ли что-нибудь существенное?
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(sermivoz @ 29.03.2006, 07:28) <{POST_SNAPBACK}>
Игорь Георгиевич, "куда спешить в такую жару smile.gif ". Мне ведь что интересно - сумели мы тремя вопросами охватить все главное в теме, или что-то упустили...
Кто-то из математиков сравнил математику с жерновами, которые перемалывают только то, что в них засыпали. Поэтому я и всматриваюсь в "засыпку" - не забыли ли что-нибудь существенное?

Сергей Михайлович, Ваши три вопроса о предшколе "и ее друзьях", в принципе, составляют на категориальном уровне достаточно полную структуру, применимую к любым объектам деятельности.
Это вопросы:
- о целях
- о содержании деятельности, обеспечивающей достижение целей
- об организации деятельности, порождающей необходимое содержание, обеспечивающее достижение целей.

Вы "засыпали в жернова" этих вопросов предшколу, но задавая ту же структуру вопросов для осмысления самого вашего педмарафона (зачем собрались, что делали (обсуждали) и как делали (организоввывали обсуждение)), мы понимаем, что необходимо в этот "коктейль" добавить:
- рефлексию (без нее, как минимум, не поставить целей)
- анализ (без него, как минимум, не пройти от смыслов к содержанию)
- понимание (без понимания, как минимум, нет осмысленности действий, обеспечивающих "целостность" деятельности или "мыследеятельность").

Вся эта "гремучая смесь" приводит к так называемым "сдвижкам сознания" (Вы это знаете).
Невозможно охватить взглядом, действием, мыслью... объект, глядя на него "в упор". Так можно видеть только его "предметные фрагменты", а целостность, а вместе с ней и смысл и деятельная активность, возникает опосредованно, за счет смещения комплекта "предметных фрагментов" в другой контекст (тематический, практический, теоретический и т.п.)

Так вот, у меня к Вам вопрос такой: а к какому объекту (из двух, обозначенных в Вашей реплике) в результате марафона вы хотели приблизиться - к "предшколе", или к «ходу реализации на территории Чукотского АО содержания основных направлений модернизации российского образования"?

Грубо говоря, обсуждая предшколу, вы, скорее всего, должны были выйти на понимание "хода реализации...", в точном соответствии с темой марафона. А если бы нужно было понять предшколу, то начинать лучше было бы с вопросов:
1. КОМУ нужна модернизация?
2. КАКАЯ модернизация нужна?
3. КАК такую модернизацию проводить?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 29.03.2006, 18:15) <{POST_SNAPBACK}>
Невозможно охватить взглядом, действием, мыслью... объект, глядя на него "в упор". Так можно видеть только его "предметные фрагменты", а целостность, а вместе с ней и смысл и деятельная активность, возникает опосредованно, за счет смещения комплекта "предметных фрагментов" в другой контекст (тематический, практический, теоретический и т.п.)

Так вот, у меня к Вам вопрос такой: а к какому объекту (из двух, обозначенных в Вашей реплике) в результате марафона вы хотели приблизиться - к "предшколе", или к «ходу реализации на территории Чукотского АО содержания основных направлений модернизации российского образования"?

Грубо говоря, обсуждая предшколу, вы, скорее всего, должны были выйти на понимание "хода реализации...", в точном соответствии с темой марафона. А если бы нужно было понять предшколу, то начинать лучше было бы с вопросов:
1. КОМУ нужна модернизация?
2. КАКАЯ модернизация нужна?
3. КАК такую модернизацию проводить?


Андрей Юрьевич, я сознательно ушел от общей рамки модернизации. Про необходимость т.н. модернизации я говорил в ключе "это уже банально - и так ясно, что дело швах". Пиводил примеры, просил опровергнуть эту позицию... А раз никто не брался опровергнуть, считалось доказанным. Предшкола - один из ее элементов, и обсуждая необходимость изменений (модернизации) в этой точке, мы то и дело выходили на более общие вопросы smile.gif
Элемент манипуляции был, конечно blush.gif , но... уж очень мало времени и очень разнородный коллектив собрался. И нельзя было идти через конфликт, по ситуации.

Прямо отвечаю на поставленный вопрос: объект - предшкола.
Наукобезобразно закрученное название меня не сдерживало ни в какой мере, как и многословное название секции. Есть у нас любители словесной мишуры, но меня это ни к чему не обязывает. Я делал то, что считал нужным, ориентируясь на смыслы, а не на то, что написано в программе.
Правда, не надо считать меня таким уж безкомпромиссным борцом. Мне известна позиция руководства, я ее в целом разделяю. Руководство знает мою позицию и ее, опять же "в целом", поддерживает. Так что я геройствовал "с соизволения начальства" tongue.gif

А на понимание "хода реализации..." именно предшколы мы вышли.
Ваше замечание "лицом к лицу лица не увидать" я принимаю. В следующий раз постраюсь вовремя вспомнить smile.gif
Сергей Возчиков ( Пользователь )
На первом такте мы обсуждали вопрос "Кому и когда нужна предшкола". И вышли на несколько групп, для которых нужны разные предшколы:

• Физическое неблагополучие ребенка (патологии)
• Социальное неблагополучие (семья …)
• Не посещает детский сад (очередь, тундра, …)
• Дети, «выпадающие с конвейера» детского сада
• Обычные дети из нормальных семей, в условиях разрыва образовательного пространства

Эта классификация сделаны, исходя из ситуации для ребенка.
По каждой из групп, конечно, есть комментарий. Но я не хочу вываливать "ответы без вопросов".
По ходу обсуждения возник вопрос - а дети сегодня такие же, как раньше? И мы попробовали ответить на вопрос "Что происходит с детьми". Выявилось:

• Запаздывание развития речи, нет активного словарного запаса, речевые патологии;
• Чаще стали невротические отклонения - гиперактивность, недостаток внимания;
• Стало меньше «почемучек»;
• Трудности с самообслуживанием.

Здесь, кстати, одна из причин возникновения трудностей для детей. Д/с (иногда) тянет их за собой, ориентируясь не на сегодняшних детей, а на неких идеальных, для которых и написана программа.

У меня та же просьба. Я прошу отнестись и к подходу, и к конкретике.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(sermivoz @ 29.03.2006, 11:54) <{POST_SNAPBACK}>
На первом такте мы обсуждали вопрос "Кому и когда нужна предшкола". И вышли на несколько групп, для которых нужны разные предшколы: • Физическое неблагополучие ребенка (патологии) • Социальное неблагополучие (семья …) • Не посещает детский сад (очередь, тундра, …) • Дети, «выпадающие с конвейера» детского сада • Обычные дети из нормальных семей, в условиях разрыва образовательного пространства.
Эта классификация сделаны, исходя из ситуации для ребенка.
По каждой из групп, конечно, есть комментарий. Но я не хочу вываливать "ответы без вопросов".
По ходу обсуждения возник вопрос - а дети сегодня такие же, как раньше? И мы попробовали ответить на вопрос "Что происходит с детьми". Выявилось: • Запаздывание развития речи, нет активного словарного запаса, речевые патологии;• Чаще стали невротические отклонения - гиперактивность, недостаток внимания; • Стало меньше «почемучек»; • Трудности с самообслуживанием.
Здесь, кстати, одна из причин возникновения трудностей для детей. Д/с (иногда) тянет их за собой, ориентируясь не на сегодняшних детей, а на неких идеальных, для которых и написана программа.
У меня та же просьба. Я прошу отнестись и к подходу, и к конкретике.


Я последние 15-20 лет работаю в Москве с группами детей 1) 4 лет; 2) 5 лет, 3) 6 лет.
Согласен с тем, что и в Москве у детей стало больше логопедических проблем, больше стало гиперактивных детей.
О "почемучках" - не уверен.
Считается, что увеличился процент детей, приходящих в школу с различными отклонениями. Согласен.
Ещё я обратил внимание на следующее - в целом дети стали умнее, но ранимее. Если ещё лет 15 назад родитель мог обыграть, скажем, в шахматы, и тот это спокойно воспринимал (в среднем), то теперешние дети уже чуть ли не с пелёнок понимают, что проигрыш в шахматы - колоссальное интеллектуальное унижение.
Ещё один момент - в последние году ещё более усилилась роль бабушек в воспитании и обучении внуков, при этом они нередко с большим энтузиазмом и пользой занимаются с детьми.
Также, благодаря сети Интернет, молодые родители хорошо осведомлены о всех хороших методиках, но нередко "перебарщивают".
Обо всём этом я писал, например, на следующих веб-страницах:
http://chess555.narod.ru/znaikaM2.htm
http://chess555.narod.ru/znaikaM.htm
http://chess555.narod.ru/znaikaM3.htm
http://chess555.narod.ru/znaikaM5.htm
http://chess555.narod.ru/ntvplus.htm
http://chess555.narod.ru/tv_domash.htm
http://chess555.narod.ru/znaikaM4.htm
и др.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 30.03.2006, 05:12) <{POST_SNAPBACK}>
О "почемучках" - не уверен.... Ещё я обратил внимание на следующее - в целом дети стали умнее, но ранимее.


Когда в анализе всплыли "почемучки", и мы об этом немного поговорили, было сказано в других словах именно про умнее - "они уже умеют сами находить ответы на свои вопросы". А кто умнее, тот и ранимее. И острее ощущают родительские и воспитательские "Не мешай". Наверно, так.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+