Личный кабинет

Из: Тактики мышления (продолжение)

Из темы с ID: 2139
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 04.11.2006, 19:53) <{POST_SNAPBACK}>
Не привязываясь ни к какой реплике, добавлю к рассуждениям о "целом" и "части" еще одну "целостность", не требующую мыслительного построения категориальной пары "целое-часть". Говоря о восприятии как о мгновенном, целостном, атомарном акте, происходящем ДО осмысления воспринятого, не грех бы воспользоваться психологическим понятием "гештальт". Гештальт - та самая "целостность" образа, которая не требует мыслительной работы по различению внешнего, внутреннего и границы, различных "целых", целого и его частей и т.п.
Гештальт - "во что верю, то и вижу"


Абсолютно согласен, Андрей Юрьевич! Целостность в качестве МОРФЫ имеет организованность разного типа. В том числе, и гештальт, МОНАДУ....

Организация и организованность
С точки зрения, выделенных логик предметы различаются и по типу внутренней морфологической организованности. Введение понятия "организованность" связано с попытками проникнуть в устройство процесса-объекта-субъекта как целого и как материала, различить возможные типы организованностей.

На наш взгляд, вид организованности определяется одновременно и контекстом рассмотрения, и явленными (или латентно скрытыми) основами мировидения того, кто пытается осознать эту организованность, его эпистемологическими и когнитивными средствами. Так что, с одной стороны она уже налично и сущностно явлена во внешнем мире, с имманентной логикой собственного устройства и упругостью в ответ на внешние воздействия. С другой стороны: представления о ней субъектны, а, следовательно, опосредованы средствами "наблюдателя". С третьей, представления об организованности носят след личностного знания, психологический окрас и поэтому возможно субъективны.

В этом смысле, организованность - спекулятивный симулякр (Делез): один из вывертов человеческой способности к фантазированию, соединенный с необходимостью быть понятым другими, а, следовательно, описывать ее (эту организованность) в конвенциональных понятиях или же создавать новые.
Попытаемся ввести типологию организованностей в соответствии с выделенными выше типами логик, в соответствии с размерностями, как степенями возможной свободы.
Организованность "размерности 0" - среда, существует как принципиальная несводимость целого к сумме свойств частей его составляющих. Ей присуща характеристика целого, называемая "гештальт-качеством" переживания (Эренфельс, 1913). Она может сохраняться при изменении всех отдельных частей (например, одна и та же мелодия может быть проиграна в разных тональностях, на разной высоте, разными инструментами); и, наоборот, может теряться даже при сохранении составляющих частей (та же мелодия, проигранная с "конца"). "Гештальт-качество" закладывается в процессе замысла, запуска, становления данной организованности и является инвариантом ее существования. Изменить (развивать) такого типа организованность нельзя принципиально, можно ее или углублять и осваивать, или разрушить, или воссоздать новую от основ, проходя весь путь филогенеза.

По своей социальной сути - это вневременной миф существования и извечная человеческая потребность в мифотворчестве как основе взаимопонимания. Все из общего мифа - свои, нет ни других... Нет вопросов "почему" - есть только готовые ответы формулируемые харизматиками:

Организованность "размерности 1" -в статике выступает как жесткая структура с отчетливыми компонентами, их фиксированным составом и стационарными связями между компонентами. Основное свойство - их собственная неизменность при изменении ситуации во внешнем контексте (метафизика Галилея, Ньютона, Декарта). В динамике структура выступает как функциональный механизм, в котором части - в собственном смысле суть "функции" и "роли" в контексте целого (Келлер и Вертхаймер, 1920).
Компонентный состав, топология и содержание связей в структуре могут изменяются за счет внешних воздействий, но эти изменения носят характер совершенствования. При внешних изменениях структура стремится, (под действием сил внутренних, которые порождают, поддерживают и восстанавливают этот тип организованности, а также производят его реорганизацию) перейти в состояние максимально возможного при данных условиях равновесия. Это состояние характеризуется предельно достижимой простотой, четкостью, выразительностью, правильностью, завершенностью и осмысленностью.
Внешними воздействиями, насильно этот вид изменить нельзя: сила противодействия будет пропорциональна силе внешнего воздействия. Сломать, конечно, можно.
В онтогенезе структура задается своей морфологией, а в филогенезе выступает как план воспроизводства и функционирования норм. Эпистемологии структур свойственна модальность долженствования и предопределенности:

Организованность "размерности 2" - система - совокупность процессов (в социальной предметности - сфер деятельности), с выделенным базовым процессом и соорганизующим их системообразующим фактором. Само целое рассматривается в контексте подсистем и надсистем, воздействующих на него и его изменяющих внешних и внутренних факторов (Берталанфи, общая теория систем).
Изменить эту организованность - значит изменить наличествующий системообразующий фактор. Сам уход от существующей или предлагаемой извне нормы есть ценность:
Отсюда - тяга к противоречиям, проблематизациям и прочим атрибутам критического рационализма.

Организованность -3 как феноменально изменяющаяся целостная органическая сеть взаимодействий (Гете, Гуссерль, Мерло-Понти), имеющая различные нерядоположенные слои: языковые оболочки; многообразные психические переживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл - как инвариантную структуру и содержание знаковых выражений и т.д. Потянешь за ниточку одной оболочки - начнут меняться другие. Главного звена нет. Организованность слиянно становящаяся и самоорганизующаяся в и фило- и в онтогенезе.

Организованность "размерности 4 и больше" - свободное пространство - хаос, оргия, ор, шум, оргазм, как организованности высших порядков и переживание их несхватываемости в коммуникации:

(Конец цитаты)

Извините за длинное самоцитирование своей книги 99-го года. Приятно, когда сообща выклевывается то же самое, что когда-то поодиночке. Спасибо, Андрей Юрлевич!





(anisol @ 04.11.2006, 19:56) <{POST_SNAPBACK}>
ограниченность нашей воли от чего зависит? Тут ведь по-разному. И в зависимости от воспитания, и от условий существования, и...


И от ... впечатления... На кого что действует... Андрей Юрьевич же очень точный пример с хлопком привел про произвольное и непроизвольное внимание

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+