Личный кабинет

Движение в схемах и движение схем.

Андрей Бахтин ( Пользователь )
ВИР как организатор коллективного обсуждения сказал мне:
Открывайте ветку... Мне самому это очень и очень интересно... И с точки зрения методолгического продвижения, и с точки зрения доведения "до ума " конкретного продукта - методики создания целостной модели цифровой школы.
После долгих размышлений я ее открываю, хотя не считаю, что ситуация для этого созрела. Да, время торопит получить "результат", но если нет предпосылок для работы со схемами, то и работы не будет.

Для работы со схемами необходимо ИСЧЕРПАТЬ возможности словесного описания своих мыслей, и осознать, что эти возможности исчерпаны, что мысль уже не удерживаеся в сознании с помощью опосредующих ее слов, аналогий, образов и т.п. Должна созреть потребность выразить мысль НЕПОСРЕДСТВЕННО, выразить ее так, чтобы это было не описанием мысли, а самой мыслью.

Известно, что некоторые виды знаков настолько прочно "приписаны" к определенным объектам, что мы воспринимаем эти знаки и оперируем ими так, будто они не просто обозначают свои объекты-денотаты, но сами являются этими объектами. Таковым видом знаков, в частности, является символ веры "Цифровой Школы" - Ее величество ЦИФРА. Чтобы подчеркнуть это отождествление, говорят: цифра изображает (а не ообозначает) число. Воспринимать цифровую запись числа как само число является не только очень сильной привычкой ума, но и мощным его инструментом. Иначе говоря, мы не просто отождествляем цифры и числа, но оперируем цифрами как числами - МЫ ЧИСЛА МЫСЛИМ ЦИФРАМИ.

Также обстоит дело и со схемами, которые суть "цифры", изображающие мысль. Правильнее сказать: СХЕМЫ ИЗОБРАЖАЮТ ОБЪЕКТЫ МЫСЛИ. (в отличие от моделей, которые замещают объекты).

Так. Ну, и что?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 30.09.2008, 01:17) <{POST_SNAPBACK}>
Воспринимать цифровую запись числа как само число является не только очень сильной привычкой ума, но и мощным его инструментом. Иначе говоря, мы не просто отождествляем цифры и числа, но оперируем цифрами как числами - МЫ ЧИСЛА МЫСЛИМ ЦИФРАМИ.


Класс! По аналогии - МЫ СЛОВА МЫСЛИМ СХЕМАМИ.

(Бахтин Андрей Юрьевич @ 30.09.2008, 01:17) <{POST_SNAPBACK}>
Также обстоит дело и со схемами, которые суть "цифры", изображающие мысль. Правильнее сказать: СХЕМЫ ИЗОБРАЖАЮТ ОБЪЕКТЫ МЫСЛИ. (в отличие от моделей, которые замещают объекты).

Я не понял, что такое ОБЪЕКТЫ МЫСЛИ, так как МЫСЛЬ для меня это квант мышления, а мышление, как и писал ранее, - это дискурс, линейный след осознания на поверхности сознания. Что такое ПРЕДМЕТ сознания понимаю, что такое ПРЕДМЕТ мышления понять могу, а вот что такое ОБЪЕКТ мышления - не знаю. ОБЪЕКТ - это то, что существуе вне и независимо от моего сознания, а от ПРЕДМЕТА сознания, ПРЕДМЕТА коммуникации и ПРЕДМЕТА деятельности (активности, дейстаия) до ПРЕДМЕТА мышления дорога непростая. Надо разбираться.
Но, продолжая Вашу мысль (мысь" - белку, растекающуюся в беге по ветвям древа знания) , Андрей Юрьевич, я бы сказал и обратное - "ЦИФРА (цифровой упорялоченный ряд) - суть схема отображающая представление человека о ЧИСЛЕ. Если великий математик Кронекер гоаоил, что "числа не управляют миром, но показыаают, как этот мир управляется", и перефразируя можно сказать, - "Цифры (схемы) не показывают как человек устроен, но оторажают как он в пространстве и времени обустраивается".

Все начинается с телесного чувственного образа, воспринимаемого человеком. Но из пяти органов чувст управлять (действовать) он может только своим зрением и слухом

:

Причем в силу своего телесного устройства, всегда (осознанно или неосознанно) выбирая между левым и правым (ухом, глазом, полушарием мозга) . Различая, обобщая и оформляя во все более усложняющихся формах превращенные результаты своих действий и выборов. В итоге схемы множатся даже при альернативном выборе ДА-НЕТ, не говоря уже о большей арности (количестве разветвлений в точке выбора или валентности, это для Федора Борисовича). Кстати, узнаете бинардик Федосеева на схеме?

Теперь нам, Анлрей Юрьевич и коллеги, хорошо бы разобраться с выбором уровней и именами схем, с их типологией - рисунок, знак-символ, цифра, модель, схема, картина мира как онтология, онтика... Что делают цифры и что можно и нужно делать с самими цифрами - писать их, произносить, читать, считать..?. Что делают схемы и что можно делать с самими схемами? С вербально-визуальными моделями? Со знаками-символами? Когда нужны те, а когда эти? Можно ли моделировать свое сознание или его можно только схематизировать? Чем отличается МОДЕЛЬ от СХЕМЫ?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 30.09.2008, 11:48) <{POST_SNAPBACK}>
Можно ли моделировать свое сознание или его можно только схематизировать? Чем отличается МОДЕЛЬ от СХЕМЫ?

Пока Анлрей Юрьевич, наверное, погружен в празднованиее своего дня рождения, я вроде бы про СЕБЯ понял, что если умеешь "читать" то, что написано и нарисовано, то это для тебя СХЕМА, а если можешь по этой схеме "пальцем водить" и по ходу интепретировать, то эта схема превращается для тебя в МОДЕЛЬ.

Ох, нелегкая это рефлексивная работа - из болота своего подсознания тащить бегемота понимания. Да еще удерживать, что все это нужно для того, чтобы воплотиться в "железе", в программном обеспечении, в методических рекомендациях и образовательных технологиях.

Во-первых, предыдущая схема оказалась неточна и неполна. Мало того, что рефлексивная коммуникация это прежде всего коммуникация моего "Я" с моим "Не-Я" (в каких бы обличиях Своего, Чужого, Другого и Иного он там не выступал), - восприятие тоже управляемо при рефлексии и поэтому пришлось дополнительно к нему вводить на схеме "внимание".


Во-вторых, этот АКТ самообучения (за рамками этой схемы-модели остается восапитание чувств и работв с символами веры) оказапся в этой схеме-модеои состоящим из СЕТИ семи элементов и многих ЦИКЛОВ: в ней
1) внимание - 2) ПРЕДМЕТ рефлексивного рассмотрения (из ПОЗИЦИИ со "звездочкой" - какой или чего?) - 3) восприятие - 4) "ПРЕДМЕТ сознания". (при внимательном рассмотрении самого ПРЕДМЕТА сознания возникает рефлексивная возгонка) - 5) коммуникация - 6) действие с ПРЕДМЕТОМ - 7) изменения ПРЕДМЕТА. Те изменения, которые субъект (я сам) может потом описывать словами или измерять и фиксировать в тексте коммуникации, в том числе, и ЦИФРАМИ.

В-треьих, мы как-то уже говорили, что изнутри ситуации невозможно определить произошло это изменение ПРЕДМЕТА за счет процессов с этим ОБЪЕКТОМ, или за счет изменения моей ПОЗИЦИИ и моего ОТНОШЕНИЯ к нему. ...



Теперь мне ничего не остается как пользуясь новой схемой опереться на свои СИМВОЛЫ веры (иварианты долгосрочной памяти) - пять вариантов ВЫБОРА и пройти расммотрение всех эоементов схемы в этой логике:
  • 0 - просто не задумываться о необходимости выбора
  • 1 - подчиниться обстоятельствам принудительного единственного выбора.
  • 2 - попасть в ситуацию "буриданова осла" и альтернативного выбора ИЛИ-ИЛИ
  • 3 - вступить в переговоры и возможно поступиться своим приоритетом выбора в пользу чужого
  • 4 - рассмотреть так много вариантов выбора, что ане логики предпочесть то, что ему самому в данный момент самому лично захочется.
Сделать типологию учебных (обучающих) предметов в цифроаой школе. Тем самым попытаться уйти от того, что предлагают коллеги на соседних ветках - разрабатывать онтологию каждого учебного предмета отдельно, а уже под каждый предмет делать свои собственные технологии, программы и "железо". Попробуем?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Вербально-визуальная схематизация НОРМ

СХЕМА - это НОРМА, как и ЦИФРА, как и ЗНАК, отвечающий на вопрос ДА. СХЕМА это НОРМА мышления, существующая в сознании. Сегодня Андрей Юрььвич при нашей встрече и обсуждении в кафе РАМ интереснейшую мысль высказал - сознании устроено аналогово, а мышление - цифрово. Человеческое мышление вне человеческого сознания не существует. А человеческое сознание без мышления и рефлексии ограничено и размыто.

НОРМа (как и схема) всегда рамочна и замкнута (опредмечена) . Обе имеют проекции и в деятельность (действие, активность как НОРМА) и в коммуникацию (НОРМА коммуникации) , в которой имеют Имя. Суть "быть" есть Имя иметь

Второй слой нижележащей схемы про том, что синонимы, проекции и пересечения не свойственны природе (экономить ей приходится - фотон света движется по кратчайщей по времени траектории в данной среде, два тождественных электрона на одной орбите не находятся...), но присущи человеческому сознанию и коммуникации. От пересечений и неопределенности приходится избавляться. Это возможно за счет изменения точки зрения, смены направления взгляла.
  • 0. Перенос, как взгляд из бкесконечно удаленной точки. Нет выбора.
  • 1. Проекция как взгляд из пространства большей размерности. Выбор предопредеоен
  • 2. Инверсия анешнего м внутреннего
  • 3. Поворот как новое напрвление при двух последовательных несовпадающих переносах.
  • 4. ?
Список "действий с действиями" и "действий над действиями" можно продолжить... Каждому действию с НОРМОЙ соответствует мыслительная орперация и соответствующая иная НОРМА. НОРМА на НОРМЕ сидит и НОРМОЙ погоняет... Только мы это не всегда замечаем.



Третий шаг на схеме - это различение НОРМ - по содержанию (контенту); по форме; по мере некого свойства (по размеру); по морфе (структуре содержания). После различение - обобщение и формление в превращенные формы действий с НОРМОЙ произведенные. НОРМА "помнит" всю свою жизнь. Если действия с ней призведенные - обратимы. ИТогдв возможна рекурсия и воспроизводство филогенезв в онтогенезе. Самоподобие и голографичность.. Принадлежность Части Целому обеспечивает слелование Части НОРМЕ. Целого
Схемы эквивадлентны. Отсюда - "часть так относится е Целому как Целое относится к каждой Части , а они между собой. Гармония "золотого сечения"...

Повторяю в ГИФ эту и прошлые базовые сжемы цифрворй школы.

[attachment=4304:attachment]

АКТ обучения как субъективации

[attachment=4299:attachment]

Там добавдено "управление вниманием",которое предлагаю обсудить.

Управление процессом образования (его организация)

[attachment=4300:attachment]

Компетентность как сумма уровней компетенции

[attachment=4301:attachment]
НОРМА как преодоление ПРОБЛЕМЫ м её оценка

[attachment=4302:attachment]

Технология образования

[attachment=4303:attachment]
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 28.10.2008, 00:43) <{POST_SNAPBACK}>
Свойства методологических "рефлексивных" схем таковы, что они универсальны по отношению к материалу, поскольку являются инструментом мышления. Можно попытаться примерить полученную "детскую" схему к другим позициям, с учетом позиционно-смыслового смещения терминов.


Да, это так... Но, выбрав ОДНУ схему, невольно становишься рабом этой НОРМЫ. Если реьенок выше государства, то приоритет образования автоматически изменяет принципы государств. С чем государство может и не согласиться и у нас нет сил его к этому ПРИНУДИТЬ.

Тогда сначала разберемся с множеством ВОЗМОЖНЫХ схем. Выше мы разбирались ии миром ДИАДЫ, рассматривая две НОРМЫ и отношения между ними. Можно и поболе.. Пропуская ТРИАДУ и ТЕТРАДУ сразу к ПЕНТАДЕ. По ВИДУ схемы могут описывать движение )кинематику) или покой (статику). К динамике с учетом причин движения (ПРОБЛЕМЫ) перейдем попозже.

Пропустим и нолевой уровнь сознания - кояк мифа здпавого смысла, плаваюзего в СИМОЛАХ сувственных образов качества и количества ОБЪЕКТОВ.

Если государсво "сверху ребенка", то это точно та же схема мышления, что и "ребенок выше государства" - линейная индукция и дедукция. Прогресс, нормальное функционирование... Директивное алминистрирование, И т.д.Вертикаль сознания...




[attachment=4382:attachment]

Трагедийное необратимое "развитие систем" неминуемо порождает конфликты. Высший уровень пытается редуцировать себя на ниижележащие (с его точки зрения там лежащие)

Сложность структур, порождает необходимость введения идеал-моделей, чтобы было на что ориентировться как на НОРМУ. Пять идеальных тел Платона тому пример. Рекурсия сводит все последующее в одному изначальному основанию. "Башня становления" строится на изначальных аксиомах как Симоволах веры и все к ним сводит. Лги не пересамтриваются. "Шаг вперед - все возможные шаги назад".

"Сеть" покрывает все предыжущие варианты вводя в рассмотрекние ВЫБОР и число степеней свободы.

Эти ПЯТЬ (нарисовано четыре, а нолевой не нарисукешь - это безотчетное следование семантике языка) типов схем существующих в сознании (помните "мимы" или "мимомы"?) , проявляющихся в ПЯТИ модальностях коммуникации и реализующихся в ПЯТИ вариантах выбора ДЕЙСТВИЙ. Они и выступают теми невилимыми "пальчиками сознания" с помощью которых можно управлять своим мышлением.

Только тот человек свободен и волен, у кого нет расхождений между Образами сознания, Словами речи в коммуникации и Знаками дискурса Действий.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+