Личный кабинет

Несколько слов о учебнике по программированию

А возможен ли хороший учебник в принципе
Федор Ткачев ( Пользователь )
У Валерия Витальевича опыт написания учебников программирования есть (это тут тонкий намёк такой).

Он хочет сделать следующий шаг, вырасти, так сказать, над собой:

"Reading maketh a full man; conference a ready man; and writing an exact man." (с) Sir Francis Bacon (1561-1626)

Перевод: "Чтение делает человека полным; беседы -- готовым; писательство -- точным." (с) Фрэнсис Бэкон (то самый, который сказал, что знание -- сила).

Посему:

"Те, кто считает нечто невозможным, не должны мешать тем, кто пытается это нечто сделать". (С) тоже кто-то умный
Федор Ткачев ( Пользователь )
Неожиданно сообразил: программирование как деятельность работает в эту самую сторону: "делает человека точным". В том числе при написании обычных текстов.

Хотя, конечно, точность без некой широты ума (и при низком EQ в сочетании с обычно хорошим в таких случаях IQ) превращается в софистику.

Возможно, поэтому как встретится где на общих форумах занудный софист или схоласт, он обычно оказывается программером (и всегда он, а не она).

Кроме здесь, примеры есть на большом форуме любителей классической музыки http://www.forumklassika.ru, но конкретных ников называть не буду.

Именно этим среди прочего вредно "спортивное программирование": особенно сильно и слишком рано затягивает пацанов, получаются индивидуумы с "туннельным кругозором".
Евгений Тюленев ( Пользователь )
Виталий Валерьевич! На кого будет рассчитан учебник? А так так ждём, ой, давайте поскорей.

Очень точно замечено. И, как следствие, уровень изложения, используемая теминология, стиль изложения, подборка задач (если для школьников - межпредметные связи) и т.п.
кроме того, важным моментом является структура учебника:
Например, пункт + контрольные вопросы + задания или как-то по другому.
Структура заданий: например,
1. задание
а) б) в) г)
желательно, чтобы структура заданий была однотипной. В расчете, например, a) в) - в классе б) г) - домой.

И, еще методическое сопровождение - не маловажный аспект. Иначе, учебник не будет использоваться.

Что касается предложенного введения то это скорее философские размышления, чем введение в предмет. Какую методическую задачу решает введение? А?
Опыт мне подсказывает, что это введение даже у прилежного ученика отобьет всяческое желание изучать программирование.
Извините за резкость.
Федор Ткачев ( Пользователь )
(Евгений Анатольевич @ 22.10.2008, 09:32) <{POST_SNAPBACK}>
... Какую методическую задачу решает введение? ... Извините за резкость.

Введение на данный момент решает задачу собирания в кучку мыслей автора (не знаний, а процесса). Это нормально, знаю по опыту. Потом перепишет (или перенесет в конец, как Лев Николаич). Но критиковать надо продолжать, хотя бы для стимуляции процесса :-)
Виталий Потопахин ( Пользователь )
(cher @ 21.10.2008, 19:51) <{POST_SNAPBACK}>
Увы. sad.gif Вы не обижайтесь, но похоже, что пишите Вы о вещах, о которых имеете достаточно смутное представление.


Я не обидчивый. Должен заметить, что пишу я о очень многих вещах. И чтобы о них всех сразу иметь смутное представление это надо быть совсем малограмотным. Но само собой разумеется, что-то из заявленного я знаю лучше, а что-то хуже, что-то надо хорошенько подучить. А разве бывает по другому?
А если человек обучаем и понимает свои границы, то что мешает ему их расширить.

Туманного действительно много. Но введение это первые штрихи. Так сказать только программа и то программа не железная. Вы требуете от меня четких ясных ответов сразу сейчас. То есть я должен сразу сейчас ответить вам что я хочу. Сразу и отвечаю - я хочу хороший учебник, но вот проблема я не знаю что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь разобраться в процессе.

О том, что я должен сделать для начала. Начало у меня у же было достаточно давно. У меня изданы три книги по программированию в БХВ-Петербург и несколько работ поменьше в крае. Возможно, что заявленный уровень и не мой, но начало уже пройдено. Ну это я так в порядке саморекламы.

Один специальный вопрос. На кого расчитан учебник. Мой писательский стиль таков - я постараюсь быть полезным значительной группе людей. Но полагаю, чтоон будет мало полезен хорошим студентам старших курсов и совсем не полезен мелкоте класс 6-7 срадней школы. А между ними думаю, что в разной степени многим. Некоторые части учебника (это опять следствие стиля) будут значительно автономны и могут быть использованы как самостоятельное пособие. Например таковой будет глава о КП и таковыми должны быть приложения - фактически микроучебники.
Александр Чернов ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 22.10.2008, 11:08) <{POST_SNAPBACK}>
Я не обидчивый. Должен заметить, что пишу я о очень многих вещах. И чтобы о них всех сразу иметь смутное представление это надо быть совсем малограмотным. Но само собой разумеется, что-то из заявленного я знаю лучше, а что-то хуже, что-то надо хорошенько подучить. А разве бывает по другому?
А если человек обучаем и понимает свои границы, то что мешает ему их расширить.


Заявленная Вами программа звучит настолько грандиозно, что вызывает опасения в своей реализуемости. Вы намереваетесь одним учебником покрыть почти все курсы в рамках современной Computer Science и Software Engineering.

(Потопахин Виталий @ 22.10.2008, 11:08) <{POST_SNAPBACK}>
Туманного действительно много. Но введение это первые штрихи. Так сказать только программа и то программа не железная. Вы требуете от меня четких ясных ответов сразу сейчас. То есть я должен сразу сейчас ответить вам что я хочу. Сразу и отвечаю - я хочу хороший учебник, но вот проблема я не знаю что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь разобраться в процессе.


Ну вот, и возвращайтесь к введению после того, как все будет написано smile.gif

(Потопахин Виталий @ 22.10.2008, 11:08) <{POST_SNAPBACK}>
О том, что я должен сделать для начала. Начало у меня у же было достаточно давно. У меня изданы три книги по программированию в БХВ-Петербург и несколько работ поменьше в крае. Возможно, что заявленный уровень и не мой, но начало уже пройдено. Ну это я так в порядке саморекламы.


Я думаю, про Ваши учебники здесь всем было бы интересно услышать. Я тоже постараюсь их посмотреть.

(Потопахин Виталий @ 22.10.2008, 11:08) <{POST_SNAPBACK}>
Один специальный вопрос. На кого расчитан учебник. Мой писательский стиль таков - я постараюсь быть полезным значительной группе людей. Но полагаю, чтоон будет мало полезен хорошим студентам старших курсов и совсем не полезен мелкоте класс 6-7 срадней школы. А между ними думаю, что в разной степени многим. Некоторые части учебника (это опять следствие стиля) будут значительно автономны и могут быть использованы как самостоятельное пособие. Например таковой будет глава о КП и таковыми должны быть приложения - фактически микроучебники.


Все-таки мне кажется, что нужно ориентироваться на конкретную целевую аудиторию, которую четко для себя сформулировать. Учебник для 8-9 класса будет один, для 10-11 другой, для матшкол - третий, для непрофильных вузов - четвертый, для профильных - пятый, и так далее. И совместить все это в одном мне представляется малореальным. К сожалению, если писать для "значительной группы людей", из этого с малой вероятностью выйдет что-то полезное для конкретной группы людей. А вот наоборот - запросто.

А от приложений откажитесь сразу. Вы собираетесь в одном приложении (например, разработка трансляторов) изложить несколько профильных университетских курсов, этому посвященных?
Роман Еннер ( Пользователь )
(cher @ 22.10.2008, 11:34) <{POST_SNAPBACK}>
...
Я думаю, про Ваши учебники здесь всем было бы интересно услышать. Я тоже постараюсь их посмотреть.
...

Издательство BHV
1
2
3 - есть у меня в наличии, очень интересно почитать, с точки зрения методики решения задач
Виталий Потопахин ( Пользователь )
(cher @ 22.10.2008, 11:34) <{POST_SNAPBACK}>
Заявленная Вами программа звучит настолько грандиозно, что вызывает опасения в своей реализуемости. Вы намереваетесь одним учебником покрыть почти все курсы в рамках современной Computer Science и Software Engineering.


Резать не растить. ОТрезать всегда успею.

(cher @ 22.10.2008, 11:34) <{POST_SNAPBACK}>
Ну вот, и возвращайтесь к введению после того, как все будет написано smile.gif


Обязательно вернусь, но тогда это будет констатация сделанного, а сейчас это программа действий.

(cher @ 22.10.2008, 11:34) <{POST_SNAPBACK}>
Все-таки мне кажется, что нужно ориентироваться на конкретную целевую аудиторию, которую четко для себя сформулировать. Учебник для 8-9 класса будет один, для 10-11 другой, для матшкол - третий, для непрофильных вузов - четвертый, для профильных - пятый, и так далее. И совместить все это в одном мне представляется малореальным. К сожалению, если писать для "значительной группы людей", из этого с малой вероятностью выйдет что-то полезное для конкретной группы людей. А вот наоборот - запросто.


Мне кажется, что разбивка людей на целевые аудитории весьма условна. Я пару дней назад вернулся из амурской низинки. Из Николаевска. У меня вроде была одна целевая аудитория - учителя информатики, но я бы сказал, что целевых группы у меня было целых три.

(cher @ 22.10.2008, 11:34) <{POST_SNAPBACK}>
А от приложений откажитесь сразу. Вы собираетесь в одном приложении (например, разработка трансляторов) изложить несколько профильных университетских курсов, этому посвященных?


Вот тут вы меня не поняли. Здесь я собираюсь дать введение в проблему. Вот например есть серия книг популярная математика. Там в оцень тоненьких книгах рассказывается о целых универститетских курсах и никого это не возмущает. Согласитесь, что глубина и охват изложения могут быть разными. И общий учебник не обязан быть исчерпывающим университетским курсом.
Александр Чернов ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 22.10.2008, 13:03) <{POST_SNAPBACK}>
Резать не растить. ОТрезать всегда успею.


Такие проекты с замахом имеют тенденцию превращаться в долгострой и никогда не быть законченными.

(Потопахин Виталий @ 22.10.2008, 13:03) <{POST_SNAPBACK}>
Вот тут вы меня не поняли. Здесь я собираюсь дать введение в проблему. Вот например есть серия книг популярная математика. Там в оцень тоненьких книгах рассказывается о целых универститетских курсах и никого это не возмущает. Согласитесь, что глубина и охват изложения могут быть разными. И общий учебник не обязан быть исчерпывающим университетским курсом.


Книжки из серии "Популярная математика" пишутся специалистами в своих областях. Чтобы написать тонкую, но не профанирующую книжку нужно быть в состоянии написать монографию и прочитать курс лекций, то есть, как минимум, глубоко понимать предмет. Отсюда, впрочем, не следует, что любой человек, который в состоянии написать монографию, может написать и тонкую книжку wink.gif
Виталий Потопахин ( Пользователь )
(cher @ 22.10.2008, 13:17) <{POST_SNAPBACK}>
Такие проекты с замахом имеют тенденцию превращаться в долгострой и никогда не быть законченными.


Риск есть согласен.

(cher @ 22.10.2008, 13:17) <{POST_SNAPBACK}>
Книжки из серии "Популярная математика" пишутся специалистами в своих областях. Чтобы написать тонкую, но не профанирующую книжку нужно быть в состоянии написать монографию и прочитать курс лекций, то есть, как минимум, глубоко понимать предмет. Отсюда, впрочем, не следует, что любой человек, который в состоянии написать монографию, может написать и тонкую книжку wink.gif


И опять вы правы. Поэтому я и сказал, что список приложений пока потолочный. Если они вообще будут, то я буду тщательно думать о том, на что я реально способен. Кстати еще возможен коллектив авторов и кроме того мои приложения не обязаны быть такого же качества, как популярная математика написанная корифеями. Если продукт не высшего сорта, это не означает, что продукт не пригоден к употреблению.

footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+