Личный кабинет

Проблемы реализации стандартов

настоящие и будущие
Елена Зачесова ( Пользователь )
Коллеги!
По совету Виктора Васильевича Багина, декана Химкинского филиала Российского университета кооперации, начинаем обсуждение воплощения стандартов в жизнь.
Елена
Виктор Багин ( Пользователь )
Виктор Гаврилович, образовательные стандарты в компетентностном формате можно сказать вопрос решенный. Этому нас обязывают болонские соглашения. Хотелось бы узнать ваше мнение о путях реализации данного подхода на предметном уровне.
В.Багин
Виктор Багин ( Пользователь )
Уважаемые участники форума, хотелось бы наше обсуждение сделать более конкретным. Давайте рассмотрим одну из базовых компетенций. Например, самоорганизации. Какими методами ее можно формировать на предметном уровне?
В.Багин
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Виктор Васильевич @ 04.10.2008, 01:25) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые участники форума, хотелось бы наше обсуждение сделать более конкретным. Давайте рассмотрим одну из базовых компетенций. Например, самоорганизации. Какими методами ее можно формировать на предметном уровне?
В.Багин

Виктор Васильевич!
Спасибо за конкретное предложение!
Самоорганизация, безусловно, нужна каждому. Но обязательно ли уходить в предметность? Мы же планируем, что студенты долны бцдцт не столько усваивать знания, сколько формировать компетенции, т.е. действовать. А действия (и как более высокая ступень - деятельность) должна осуществояться студентами самостоятельно, на практике. Поэтому приемам самоорганизации, прежде всего, следует обучать в ходе учебной и производственной практики, а уж после этого студенты смогут перенести их и на учебную деятельность и самоорганизовывать изучение предметов-дисциплин.
Елена
Сергей Серебряков ( Пользователь )
(Зачесова @ 04.10.2008, 12:04) <{POST_SNAPBACK}>
Виктор Васильевич!
Спасибо за конкретное предложение!
Самоорганизация, безусловно, нужна каждому. Но обязательно ли уходить в предметность? Мы же планируем, что студенты долны бцдцт не столько усваивать знания, сколько формировать компетенции, т.е. действовать. А действия (и как более высокая ступень - деятельность) должна осуществояться студентами самостоятельно, на практике. Поэтому приемам самоорганизации, прежде всего, следует обучать в ходе учебной и производственной практики, а уж после этого студенты смогут перенести их и на учебную деятельность и самоорганизовывать изучение предметов-дисциплин.
Елена

Елена Васильевна! Не кажется ли Вам, что обучать приёмам самоорганизации студентов, да ещё и в ходе учебной и производственной практики, т.е. даже не на 1 курсе, несколько поздновато? По-моему, такую работу нужно начинать уже в начальной школе. Или Вы считаете это ущемлением прав и свобод детей?
Поддерживаю мнение Виктора Васильевича.
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Sergey Serebryakov @ 05.10.2008, 21:12) <{POST_SNAPBACK}>
Елена Васильевна! Не кажется ли Вам, что обучать приёмам самоорганизации студентов, да ещё и в ходе учебной и производственной практики, т.е. даже не на 1 курсе, несколько поздновато?

Сергей Николаевич!
Я абсолютно убеждена, что учиться никогда не поздно. И знаю массу примеров того, как люди "брались за ум" именно в вузе, поскольку в школе не спешили брать на себя ответсвтенности за собственное учение (по целому ряду причин в школе детям не вполне доверяют, а они и рады пользоваться). Научить можно и в 10, и в 20 и 50 лет. В последнем случае - сложнее, но во всех - возможно. tongue.gif
Елена
Виктор Багин ( Пользователь )
(Зачесова @ 04.10.2008, 12:04) <{POST_SNAPBACK}>
Виктор Васильевич!
Спасибо за конкретное предложение!
Самоорганизация, безусловно, нужна каждому. Но обязательно ли уходить в предметность? Мы же планируем, что студенты долны бцдцт не столько усваивать знания, сколько формировать компетенции, т.е. действовать. А действия (и как более высокая ступень - деятельность) должна осуществояться студентами самостоятельно, на практике. Поэтому приемам самоорганизации, прежде всего, следует обучать в ходе учебной и производственной практики, а уж после этого студенты смогут перенести их и на учебную деятельность и самоорганизовывать изучение предметов-дисциплин.
Елена

Елена Васильевна, компетенция сама собой не появляется. В учебном процессе она через учебную деятельность должна быть сформирована. Сами по себе названия компетенций не дадут сформированной компетенции у обучающихся. Образовательные учреждения могут это сделать только через организацию учебной деятельности (другого нам не дано). И в ГОСах можно назвать множество компетенций, но формировать их надо в процессе обучения. И тут возникают проблемы перед преподавателями: какими методами их формировать, как диагностировать их сформированность. Самостоятельная деятельность тоже должна быть управляемой. Пока в дскуссии идут общие фразы. Они мало чем помогут преподавателю в реализации компетентностного подхода! Самоорганизация мною была названа к примеру. У одного из участников она прозвучала.
Базовая компетенция как из ручейков складывается из более мелких составляющих, которые формируются на предметном уровне. Каждый преподаватель должен найти место для своего предмета в коллективной деятельности по формированию базовой компетенции. И это не простая задача. К ней, в том числе на нашем форуме, должна идти подготовка. Надо по крупицам собирать опыт. Я к этой деятельности и приглашаю участников форума. Все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
С уважением В.Багин
Виктор Багин ( Пользователь )
(Зачесова @ 05.10.2008, 22:51) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Николаевич!
Я абсолютно убеждена, что учиться никогда не поздно. И знаю массу примеров того, как люди "брались за ум" именно в вузе, поскольку в школе не спешили брать на себя ответсвтенности за собственное учение (по целому ряду причин в школе детям не вполне доверяют, а они и рады пользоваться). Научить можно и в 10, и в 20 и 50 лет. В последнем случае - сложнее, но во всех - возможно. tongue.gif
Елена

Елена Васильевна, зачем мы убеждаем друг друга в прописных истинах? Зачем спорить о необходимости непрерывного образования? Этого уже никто не отрицает! Нужно решать вопросы реализации.....
В.Багин
Виктор Устинов ( Пользователь )
(Виктор Васильевич @ 04.10.2008, 01:25) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые участники форума, хотелось бы наше обсуждение сделать более конкретным. Давайте рассмотрим одну из базовых компетенций. Например, самоорганизации. Какими методами ее можно формировать на предметном уровне?
В.Багин

Проблема формирования компетенции самоорганизации в переводе на нормальный язык, - это проблема того как научить школьника учиться. Это проблема переориентации педагога от функции источника знаний к функции организатора процесса самообучения детей, от роли транслятора знаний к роли консультанта. Понаблюдайте за молодыми учителями, пришедшими из ВУЗа в школу, они копируют своих преподавателей, их уроки - это уроки лекции, они не умеют работать с детьми в режиме диалога, они не умеют организовать самостоятельное "открытие" знаний учащимися на уроке. Все неэффективные методы обучения спускаются в школу из ВУЗов, поскольку там лекция - это основная форма обучения студентов.
ar.gif Уровни сформированности компетентности самоорганизации
Уровень 0
Учащийся не умеет расставлять приоритеты и планировать свою работу так, чтобы, чтобы она приводила к ожидаемым результатам.
Редко отслеживает ход выполнения работы. Испытывает трудности в планировании рабочего времени, особенно в условиях большой нагрузки и при большом числе задач. Часто не соблюдает сроки.
Уровень 1
Учащийся не стремится корректировать свои действия в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
Затрудняется в определении необходимых усилий на каждом этапе работы, перегружает себя взятыми обязательствами и не доводит начатые проекты до конца.
Уровень 2
Учащийся планирует свое рабочее время и определяет приоритеты и последовательность действий для достижения поставленных целей и ожидаемых результатов.
Эффективно планирует рабочее время, устанавливает реалистичные сроки. Учитывает меняющиеся обстоятельства и возможные трудности. Составляет резервные планы.
Придерживается принятого плана работы. Разумно распределяет усилия во время работы, регулярно сверяется с планом.
Уровень 3
Владеет навыками эффективного управления временем. Заранее готовится к выполнению работы в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Составляет подробные планы выполнения работы, ставит цели и осуществляет контроль за исполнением намеченного.
Разрабатывает методы и механизмы предупреждения и преодоления возможных препятствий и встраивает их в планы работ. Умеет эффективно распределять усилия на всех этапах работы
Сергей Серебряков ( Пользователь )
(Зачесова @ 05.10.2008, 22:51) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Николаевич!
Я абсолютно убеждена, что учиться никогда не поздно. И знаю массу примеров того, как люди "брались за ум" именно в вузе, поскольку в школе не спешили брать на себя ответсвтенности за собственное учение (по целому ряду причин в школе детям не вполне доверяют, а они и рады пользоваться). Научить можно и в 10, и в 20 и 50 лет. В последнем случае - сложнее, но во всех - возможно. tongue.gif
Елена

Елена Васильевна! Вы лишь подтвердили и уточнили мою мысль! Кстати, примеры такие мне тоже известны.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+