Личный кабинет

Из: "Русская Школа"

Из темы с ID: 4381
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Воропаева Лилия @ 20.09.2008, 18:10) <{POST_SNAPBACK}>
Давно уже говорят, что большой недостаток в нашем образовании - европоцентризм. И здесь он также наблюдается. Я понимаю - представленные фрагменты культурного развития человечества важны. Но это всё равно фрагменты. Почему-то за бортом осталась богатейшая восточная культура. Я не увидела серьёзного обращения к нашей российской культуре. А местные национальные культуры? Не совсем понятно, как это всё сочетается с возрастными особенностями детей. Есть нестыковка с изучением истории и литературы. Конечно, трудно судить по такому краткому описанию. Как исключение может это и подойдёт, но как правило, сомневаюсь.


Я же писал, Лилия Алексеевна, что это не очень грамотное описание школы диалога культур, созданной коллективом - В.С.Библер, С, Курганов и т.д. Причем реализована эта идея была всего один раз с 1988 года по 1999 в одном классе легендарной красноярской школы № 106 "Универс" с директором Исааком Фруминым (потом В.Башевым) .

Самое удивительное - это были дети... Они в первом классе обсуждали что такое точка и время, и если утверждали, что листья по осени желтеют на деревьях, потому, что на них как на табло в аэропорте переворачиваются зелено-желтые ячейки, то Сергей Курганов не торопился переубеждать их и назидать как это "на самом деле", - придет время сами поймут... "Точки удивления" касались видения детьми мира, а не учителя который ничего вроде бы и не делал, как задавался вопросами... Есои вопросы были интересны детям, то они сами находили ГДЕ-ТО на них ответы... Практически все уроки и в старших классах с начальной школе Курганов вел сам - таких эрудированных и высококультурных людей я очень немного встречал в жизни. Поэтому и нет повторения эксперимента, а он сам сейчас живет в Харькове..

Хотя к средней школе все ребята свободно читали на греческом и латыни и писали стихи гегзаметром, но в 10-м классе они хором потребоваои сменить классного руководителя... А после 11-го класса большинство из них стало, как ни странно - выдающимися спортсменами в разных видах. До чемпионов мира и Европы....

Я согласен с Вами, Лилия Алексеевна, ориентация на западно-европейскую культуру, присущая философским взглядам М.М.Бахтина серьезно ограничивала вощможность и востребоапнность этого варианта школы диалога культур. Но что хотите, - это было начало и середина 80-х, когда даже идея воспроизводства филогенеза в онтогенезе, воспринималась педнаукой как крамола.

Я частично согласен и с Владиславом Владимировичем, что любые разговоры должны завершаться умениями и практикой действий. Но то, что все начинается с вопрошания и поиска ответов, свойственнного диалогу культур, у меня сомнения нет. Другое дело, что это для ВЗРОСЛОГО становится очевидна разница между НАДО, ДОЛЖЕН, БУДУ, МОГУ и ХОЧУ. И для него может быть "видна" вся иерархия задаваемых вопросов и ответов культуры или СОВЕСТИ.






Но это для взрослого... Я не силен в возрастной психологии, чтобы ответить на вопрос, как строится эта идеальная (а, значит, никогда не достижимая) модель "взрослого" по сензитивным периодам с раннего детства.

Но сама идея "школы диалога культур" очень привлекательна с точчуи зрения коммуникации, кооперации и синергетики третьего тысячелетия.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+