Личный кабинет

Традиции лицея как один из путей повышения, духовного и общекультурного уровня воспитания.

Григорий Войтенко ( Пользователь )
Тезисы.
1. Сохранение школьных традиций одна из важнейших задач воспитательной системы.
2. Светский бал как форма работы со старшеклассниками для более глубокого познания прошедших эпох.
3. Первый бал в гимназии в 1993 году.
4. Светский бал как традиция лицея.
5. Задачи решаемые педагогами при подготовке и проведении светского бала.
6. «Крупные дозы воспитания»- периоды повышенного эмоционального напряжения в лицее.
7. Бал как форма формирования общественного мнении.
8. Педагогические требования к использованию традиций.


Сегодняшняя ситуация в России обнажила все беды взрослеющих граждан. Особенно она отрицательно сказалась на воспитании. Воспитание во все времена было заботой всего общества. Между тем школа была и остается одним из наиболее важных участков воспитательного процесса.
Переживаемый в настоящее время период развития общества и культуры характеризуется переоценкой ценностных ориентаций. Развал сложившейся иерархии ценностей в обществе создал определенный духовный вакуум, который начал немедленно заполняться системой лжеценностей. Вот почему школа должна создать благоприятные условия для приобщения детей к искусству, тем более в условиях вновь возникших образовательных учреждений: гимназий, лицеев, профильных школ и т.д.
15 лет назад на базе средней школы №38 города Белгорода была открыта первая городская гимназия. Анализируя накопленный опыт, педагогический коллектив пришел к выводу: ничто так не скрепляет коллектив, как традиции. Воспитать традиции, сохранить их стало одной из важнейших задач воспитательной системы гимназии.
19 октября стал в гимназии праздником – Днем гимназии (сейчас День лицеиста). Педагоги начали искать форму работы, которая бы объединяла гимназистов, формировала бы нравственные качества, ответственность, доброжелательное отношение друг к другу. И вот появилась интересная идея: провести «Пушкинский бал». Сама идея была связана с двумя задачами: более глубоко познакомить старшеклассников с пушкинской эпохой, сделав их действующими лицами своеобразной игры и ввести в гимназию формы общения, которые незаслуженно забыты и которые помогут раскрыть новые качества гимназистов.
«Бал в гимназии!» - эти слова вызвали восторг, предвкушение чего-то сказочного, неожиданного. С трепетом готовились старшеклассники к первому балу: шили костюмы, готовили танцевальную программу, инсценировки. На бал пришли 150 человек учащихся и учителей, актовый зал не вмещал всех желающих. В зале много народа, света, музыки, девушки в шикарных нарядах, кавалеры во фраках. И это не актеры, а обычные ученики. Вокруг царит праздничная атмосфера. Каждый из присутствующих в зале на мгновение перенесся в XIX век, почувствовал себя в другом качестве и увидел других совсем с иной стороны. Бал удался, и все, кто был приглашен, ощутили себя участниками яркого, значительного события. Особая атмосфера праздника присутствовала в актовом зале гимназии от первой до последней минуты. Чудесную атмосферу дополняла танцевальная программа: полонез, полька, вальс, менуэт, гавот.
Сегодня в лицеи стало традицией проводить светские балы. «Гардемарины, вперед», «Пушкин и его литературные герои», «Салон графини Воронцовой» (о знаменитых людях России 19 века), «В гостях у Третьякова», «Бенефис актрисы Ермоловой», «Герои Отечественной войны 1812 года» – вот далеко не полный перечень балов, проведенных в лицее за последние 2 года. Всего же за период с 1993 по 2005 год проведено 36 балов.Участники бала - 100-120 старшекласников. Балы, как правило, посвящаются великим событиям, знаменитым личностям, оставившим заметный след в Российской истории.
Так, на новогоднем балу 2005г. звучала волшебная музыка, зажигались свечи, появлялись титулованные гости: Елизавета Петровна, Бестужев, Бергер, молодые патриоты России, борющиеся за честь и будущность своей Отчизны. Яркие костюмы, грация, красота, улыбки захватили всех присутствующих. Зрители стали невольными участниками давних событий: государственные тайны сплетались с любовными интригами, коварством, благородством поступков. В залу торжественно под музыку входили кавалеры с дамами. Они грациозны и изящны, полны достоинства и чести. Их речь эмоциональна, придает глубину чувств, их танцы красивые, плавные, торжественные. Ребята настолько перевоплотились, что в них было не узнать шалунов и проказников.
Организация и проведение балов всегда были и есть для педагогов лицея задачами исключительной важности. Во-первых, бал обращает внимание старшеклассников к тем нормам поведения, которые складывались веками. Во-вторых, балы объединяют детей вокруг общей идеи, демонстрируют их единство и готовность служить этой идее. В-третьих, ребята воспитываются на лучших русских художественных образах.
В стенах современного учебного заведения можно почти точно воспроизвести дворянский бал середины 19 века. Балы в нашем лицее так популярны, что каждый лицеист стремится стать его участником. К балам они всегда готовятся старательно, с энтузиазмом: отрабатываются сцены, ставится голос, шьются костюмы. В ходе подготовки к этому действу рождается единение, общность идей, творчества, стремление проявить себя. В коллективном труде, в общении друг с другом, творческом поиске рождаются доброта, уважение друг к другу, ответственность, единение, все то, чего сегодня так не хватает в окружающем мире. Каждый переживает и оценивает бал по-своему. Важно то, что творят эту сказку дети совместно со взрослыми – учителями и педагогами дополнительного образования. Опросы учащихся и родителей показали, что оценка проведенных балов очень высока.
Подводя итог, можно сказать, что балы играют большую роль в развитии личности ребенка. В педагогической науке этот подход называют «крупными дозами» воспитания. В каждом ребенке живет потребность уйти от монотонного однообразия будней, стремление к необычному, яркому, возвышенному. «Крупные дозы» воспитания (наши балы) как раз и удовлетворяют эту потребность, превращая факты школьного быта в события, остающиеся в памяти надолго. Состояние ребенка, в одиночку переживающего свои эмоции, очень отличается от ситуации включенности его в переживания большой группы ребят. Крупные воспитательные акции создают в гимназии периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности.
Яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством (балы), как правило, содержат в себе ценности, нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства. Воспитание «крупными дозами» позволяет перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников. Важное преимущество такого дела как бал состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового и личного самосознания.
Традиции в жизни образовательных учреждений необходимы. Хотя традиции нельзя механически перенести из одного коллектива в другой. Можно выделить ряд педагогических требований к использованию традиций, символов, ритуалов:
Во-первых, их целесообразность. Цель – ради чего они используются, уместны ли они в данном случае, отношение к ней личности, владеет ли педагог методикой их проведения.
Во-вторых, традиционность.
В-третьих, единые требования к выполнению со стороны членов как детского, так и педагогического коллективов. Нельзя научить ребенка желаемому, если не дать ему практического урока.
В-четвертых, преемственность, т.е. передача накопленного опыта одним детским поколением другому. У нас эта традиция существует уже почти 10 лет.
Следует подчеркнуть, что эффективность использования традиций объясняется тем, что они применяются не изолированно, а в совокупности с другими средствами. Целесообразность, динамичность – вот главное в выборе средств.

Литература.

1.Лизинский В.М. «Практические советы по организации нескучной и полезной жизни школьников и педагогов»// научно методический журнал зам. директора школы по воспитательной работе №1, 2005
2.Толченов О. «Игровые театрализованные формы: особенности их использования в работе с детьми» // Воспитание школьников №5, 2003
3.Степанов П.В. «Воспитание детей в духе толерантности» // Классный руководитель №2, 2002
4.Хорош В.А. «Некоторые правила хорошего тона» // Классный руководитель №4, 2004

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+