Личный кабинет

Оценка или отметка. Как оценить успехи и знания ученика по истории и обществознанию.

Обсуждение технологии оценивания
Анна Николаева ( Пользователь )
Уважаемые колеги, я о наболевшем - об оценках! Далее представлю Вам опыт по ТОУУ.
Наша школа работает по этой технологии с 2000 года, сначала в рамках эксперимента по желанию педагогов, сейчас начинаем распространять опыт и на другие предметы.!!!
Анна Николаева ( Пользователь )
КАК ОЦЕНИТЬ УЧЕНИКА
Презентация опыта
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ (достижений)
в образовательной системе «Школа 2100»
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля отражение принципов развиваю-щей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100»
Основные задачи новой технологии:
- Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть со-временными целями образования.
- Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, кон-тролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
- Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Технология оценки учебных успехов была разработана в рамках эксперимента Российской Академии образования в 2004-2007 годах. утверждена заключением РАО
Научный руководитель эксперимента – академик РАО, доктор психологических наук Д.И.Фельдштейн. Координатор проекта: Д.Д.Данилов

Авторский коллектив разработчиков: Авторы учебников ОС «Школа 2100»: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячев, С.А.Козлова, С.С.Кузнецова, А.А.Николаева, Е.В.Сизова,
Методисты и учителя ОС «Школа 2100»: М.Е. Турчина, О.А.Родыгина, Ж.И.Серова, Е.И.Стойка, С.А.Гудилина, Е.В.Антипова.
Активное участие в разработке новой технологии принимают учителя-экспериментаторы, психологи и ад-министрация школ – участников эксперимента:
Школа № 653 (г.Москва), Школа № 855 (г.Москва), Гимназия № 415 Александра II (г.Санкт-Петербург), Школа № 2 (г.Лобня – Московская область), Школа № 1 (г.Клин – Московская область), Гимназия № 15 (г.Клин – Московская область), Школа села Спас-Заулково (Клинский район Московской области), Школа «Радуга» (г.Калуга), Школа № 15 (г.Вышний Волочек - Тверская область), Гимназия № 44 (г.Пенза), Школа № 11 (г.Сатка – Челябинская область), Школа № 7 (г.Магнитогорск – Челябинская область), Школа № 54 (г.Омск), Школа № 61 (г.Новоуральск), Школа № 8 (г.Лабытнанги – Ямало-Ненецкий округ).
По итогам экспериментальной работы 16 ноября 2005 года технология получила офици-альное признание президиума Российской Академии образования: «В Образовательной системе «Школа 2100» … Разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооцен-ки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
После завершения эксперимента – с 2007-2008 учебного года начинается постепенное вне-дрение технологии оценки учебных успехов (минимального необходимого или полного набора правил) в практику педагогов и педагогических коллективов, работающих в системе «Школа 2100». На сегодняшний момент авторским коллективом создается технологический пакет, обеспечивающий новую технологию оценки учебных успехов, соответствующими материала-ми:
• Рабочий журнал учителя Образовательной системы «Школа 2100» (перечень пра-вил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.)
• Дневники школьника для начальной школы и для основной школы.
• Сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями таблиц требований
• Электронные диски к учебникам «Школа 2100», включающие электронные прове-рочные работы и электронный журнал.

Правила ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ (далее – ТОУУ)
в Образовательной системе «Школа 2100»
(Подробное описание с методическими рекомендациями)

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действий для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оцени-вать».
Описание ЭТАПОВ введения правил:
(время перехода от этапа к этапу выбирает сам учитель)
1-й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Вводятся только правила, которые состав-ляют основу технологии, ее минимальную конфигурацию:
1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых дей-ствий и отметку за решение учебной задачи. В 1-м классе вместо отметок используется только по-ложительная и не градируемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя. (См. отдель-ный документ «Вариант правил оценивания для 1-го класса»)
2-е правило (Самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму (сначала без разделения на уровни успешности).
3-е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. После 1-го класса определять отметку каждой учебной за-дачи.
4-е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учени-ков. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из ее заданий в таблицу требований (свои рабочие материалы). Отметки в таблицу требований выставляются по той шкале, которая принята в данном классе (например, 5-балльные отметки). Эти данные исполь-зуются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требова-ниями (насколько они успешны).
Если учитель не находит сил и времени для введения в свою работу других правил, можно остановится на достигнутом. По всем остальным вопросам сохраняется традиционные правила оценивания: 5-балльные от-метки, традиционное выставление всех отметок в официальный журнал и т.д. Таким образом, использование этой минимальной конфигурации не требует от учителя официального оформления использования новой технологии. В этом случае ученики приобретут умение самооценки, некоторые качества контрольно-оценочной самостоятельности. Администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, а так же то, над чем ему необходимо работать в дальнейшем. Однако, посколь-ку используется не полный набор правил показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебным целям изменяться незначительно.

2-й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Вводится в полном объеме 4-е правило (таблицы требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось от них в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания прове-рочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на обычных уроках).
3-й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Дополнительно вводится 6-е правило (уров-ни успешности) и 5-е правило (право отказа и право пересдач). Учитель и дети учатся определять уровень задания, уровень успешности по признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание проверочной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, который они могут и хотят заниматься на данный момент. Учитель начинает применять 7-е правило (определение итоговой оценки и отметки). Ученики еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.
4-й класс или этап перехода на ТОУУ в любом классе. Мы даём возможность детям самостоятель-но выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку.
Таким образом, при полном наборе правил учителю необходимо будет документально оформить переход к новой технологии, большинство отметок (привязанных к уровням успешности) будет выставляться в таб-лицах требований (в рабочих материалах учителя и в дневниках школьников). В официальном журнале, по-мимо названий изученных тем, и посещаемости будут фиксироваться только итоговые отметки. Все это, как экспериментально доказано, позволит не только приобрести ученикам умения самооценки, но и заметно сни-зить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успехи». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к целям обучения и самой учебной деятельно-сти.


ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, А ЗА ЧТО СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
1-е правило: «Отличие оценки и отметки»:
Оцениваться может все! Фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только де-монстрацию умения по применению знания (решение задачи)!

Оценка
- это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь не точно, потому что…») Отметка
– это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цвето-вые, знаковые шкалы)

- можно давать любому действию уче-ника (особенно успешному): удачная мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.
– ставиться только за решение продуктивной учебной зада-чи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

Особые ситуации:
Можно в конце урока предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут быть премированы – им засчитывается решение задачи программного уровня по тому умению, по которому фор-мулировалась проблема урока.

КТО ОЦЕНИВАЕТ?
2-е правило: «Самооценка».
Оценку определяют учитель и ученик сообща!

Если оценивание проводится сразу, после того как ученик изложил свое решение (например, уст-ный ответ на уроке), то учитель и ученик опре-деляют оценку и (если требуется - отметку) в диалоге (кратком или развернутом).
Если оценивание проводится после сдачи письменного решения учителю (например, проверочная работа), то ученик имеет право аргументировано оспорить вы-ставленную ему отметку, опять же в диалоге с учите-лем определяя оценку своей работе.
Для реализации этого правила ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию:

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Начиная со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило) к этому алгоритму могут быть добавлен новый пункт:
5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут до-бавляться новые пункты для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки:
6 шаг. Каков был уровень задачи-задания
- Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только старые, давно изученные знания? (Необ-ходимый уровень)
- В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны старые знания в новой ситуа-ции, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания)? (Программный уровень)
- Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уро-ке никогда не изучали? (Максимальный уровень)
7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Алгоритмы введения правила «Самооценки».
1). Совместная выработка порядка оценивания
1 шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого задает следующие во-просы: «С чего начнем оценивать свою работу?»… «Что сделаем после этого?» и т.д.
2 шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется, указанный выше, алго-ритм самооценки из четырех пунктов.
2). Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание.
1 шаг. В течение первого времени, планируя уроки, учитель отбирает в них только минимум содержания учеб-ного материала. Максимум материала не планируем использовать, т.к. это время уйдёт на выработку у уче-ников умения самооценки (в дальнейшем на порядок более сознательное отношение детей к учебе, ком-пенсирует менее подробное изучение нескольких тем).
2 шаг. При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания, будем про-говаривать с учеником алгоритм самооценки.

3). Действия при выработке у учеников умения самооценки .
1 шаг. В начале учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учени-ков (на одном уроке по 2-3 ученика).
2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание и осмысление вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уж сделали?» и т.п.
3 шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем учени-кам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производить-ся при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и ка-ждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.
5 шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооцеки сформировано.
4). Действия при сформированном умении самооценки.
1 шаг. Планируя урок, учитель перестает урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.
2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо».

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика (за-высил или занизил свою оценку), необходимо прой-тись целиком по алгоритму и согласовать позиции
3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценивания.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учи-телю найти собственную ошибку при проверке. Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основа-нии чего он принял соответствующее решение, постараться согла-совать позиции. !!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценке, а авторитарное решение учителя – нет!

Каких ошибок надо избегать:
1) На первом этапе отработки правила учителя закладывают в урок максимум содержания , поэтому не хвата-ет времени на Самооценку.
2) Пропускают обучающий этап проговаривания Самооценки , требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму – это ошибка.
3) В 1-м , 2-м классах учитель требует весь алгоритм Самооценки (5 пунктов) – это ошибка.
Особые ситуации:
1) не каждый ученик готов публично давать самооценку , следовательно, учителю необходимо учитывать , что таким детям нужна помощь психолога, и по возможности первое время не задействовать их на данном пра-виле пока ребята не преодолеют психологический барьер.
2) Если ученик хочет выйти на более высокий уровень, но ему это не удаётся, таким ученикам требуется ин-дивидуальный подход , при этом учитель в индивидуальной беседе объясняет ребёнку , что каждый уровень это определённый успех. Не удаётся в этом умении сейчас , может получиться в другом.
Учитель должен помнить, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача учителя с помощью Самооценки помочь ученику найти свой уровень успешности.
3) Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ другого товарища, то учитель может вовлечь их в диалог , при условии, что это не задевает отвечающего ученика , а дети при этом аргументированно анализи-руют ответ по сути задания.

4) Ситуация: ученик, например Миша, не успевает делать задание со всем классом, у него – ошибка (не осво-ен новый порядок действий). Вместо того, чтобы подгонять ученика: «Быстрее! Быстрее!!» Надо сделать сле-дующее:
Учитель (Мише): В чем у тебя затруднение?
Миша либо говорит, либо в растерянности смотрит на задание и на учителя.
Учитель: Кто может помочь и объяснит Мише, как сделать это задание?
Учитель (после объяснения других учеников Мише): Миша, теперь объясни сам, как ты понял, в чем у тебя ошибка. Как тебе надо сделать это задание? Что ты можешь сказать тем, кто тебе помог?
Идеал, когда ученик, испытывающий затруднение, ничего не стесняясь, поднимает (пусть и в одиночестве) руку и говорит: «Я не понял, как это сделать, мне нужна помощь, у меня затруднение в тот-то». Умение делать это записано в Гос.стандарте 2004 года по начальной школе как одно из общеучебных умений!
КОГДА МОЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ОТМЕТКУ?
3-е правило: «Одна задача – одна отметка».
За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдель-ным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка.
Ставить среднюю отметку за урок или за всю проверочную работу (из разных заданий) – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или проверочной работы ученик демонстрировал разные умения, по каж-дому из которых – разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается пере-живания успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том какие именно типы заданий вызвали у ученика сложность, над чем с ним еще необходимо поработать.

Алгоритм введения правила во время текущего устного контроля на уроке:
1 шаг. Даем задание, комментируем его суть, при этом акцентируем внимание учеников на то что, если задание будет выполнено полностью, то за него можно будет поставить отметку.
2 шаг. После выполнения задания учитель в диалоге с учеником решает, какую отметку поставить. (См. алгоритм самооценки – 2-е правило).
3 шаг. Выставление отметки – зависит от того, какого вариант использования технологии избран – минимально необходимый или полный набор правил:
При минимально необходимом наборе правил
(без изменения заполнения официального журнала – см. 4-е правило) При полном наборе правил
(с изменением заполнения официаль-ного журнала – см. 4-е правило)
А) Если ученик заработал за урок одну отметку, то учитель просто выстав-ляет ее в официальный журнал, однако при этом стоит учитывать по-ложение действующего Методического письма о контроле Министер-ства образования.
Б) Если за один урок, ученик отвечал несколько раз и заработал несколько отметок, у учителя возникает проблема - как поставить их в традицион-ный журнал, где для одного урока предусмотрена одна клеточка. Мож-но выбрать один из следующих вариантов:
-можно выставить все отметки (если есть согласие администрации школы): одну на текущее число, а другие на ближайшие прой-денные уроки по этой же теме (как правило – эти ситуации воз-никают не часто)
-можно выставить одну отметку – лучшую из заработанных
-можно выставить одну усредненную отметку если учитель готов ее считать и если при этом не будет нарушена норма выше упомя-нутого Методического письма Министерства образования. Те отметки, которые ученик зарабо-тал на уроке и желает, чтобы они были выставлены (см. 5-е прави-ло), выставляются в таблицу требований (см. 4-е правило) – в рабочий журнал учители и в дневник школьника. В офици-альном журнале эти отметки от-ражаются в зависимости от вы-бранного в школе варианта ис-пользования таблиц требований (см. 4-е правило).


Алгоритм введения правила для письменных работ тематического и итогового контроля.
1 шаг. В начале урока, перед тем как дать саму письменную работу (проверочную, контрольную), напоминаем о том, что ученикам необходимо выполнить все задания работы, так каждое из них будет оцениваться отдельно и демонстрирует разные умения.
2 шаг. Перед проверкой письменной работы, учителю необходимо достать таблицу требований (см. 4-е правило) по данному предмету (рабочий журнал учителя) и соотнести каждое задание письменной работы с конкрет-ным предметным умением из этой таблицы (проставить названия умений, если их нет в тетради проверочных работ на печатной основе).
3 шаг. При проверке рядом с каждым заданием (на полях работы) учитель выставляет свою отметку
4 шаг. Проверив каждое задание, учитель тут же переносит отметку за него в таблицу требований (рабочий жур-нал учителя) в графу того предметного умения, которое было основным для выполнения данного задания (см. 4-е правило).
5 шаг: Перенос отметок за письменную (контрольную, проверочную) работу в официальный журнал зависит от того, какого вариант использования технологии избран – минимально необходимый или полный набор пра-вил:
При минимально необходимом наборе правил
(без изменения заполнения официального журнала – см. 4-е правило) При полном наборе правил
(с изменением заполнения официаль-ного журнала – см. 4-е правило)
Поскольку за каждое задание письменной работы определена своя отметка, у учителя возникает проблема - как поставить их в традиционный жур-нал, где для одного урока предусмотрена одна клеточка. Можно вы-брать один из следующих вариантов:
-Можно выставить одну усредненную отметку за всю письменную работу. Это удобно с точки зрения контроля деятельности учите-ля со стороны разных проверяющих структур, но с точки зрения контроля учебных успехов ученика усредненная отметка мало информативна (см. выше)
-Можно выставить все отметки за письменную работу (если есть со-гласие администрации школы): одну на текущее число, а другие на ближайшие пройденные уроки по этой же теме.
В официальном журнале отметки за разные задания письменной ра-боты отражаются в зависимости от выбранного в школе варианта использования таблиц требова-ний (см. 4-е правило).


Каких ошибок следует избегать:
1) учитель забывает предупреждать, что задание оценивается отметкой; см. алгоритм введения правила
2) учитель оценивает отметкой отдельное действие, фразу, а не реально выполненное задание задачу; см. алгоритм введения правила
3) учитель сам авторитарно ставит отметку за выполненное задание, не обсуждая в диалоге с учеником. См. алгоритм введения правила
4) Учитель забывает указать отметки за каждое задание проверочной работы, а выставляет среднеарифме-тический балл за всю проверочную работу.

Особые ситуации:
1) Если задание успешно выполнено не отдельным учеником, а всем классом, то учитель разыгрывает с учениками следующий диалог: « Можем ли мы за выполненное задание кому-нибудь поставить отмет-ку?» Нет, так как это задание мы выполняли все вместе – командой.
2) Задание выполнял и представлял решение один ученик, но сделал его только частично успешно. Второй ученик не выполнял задание, а только слушал решение, но увидел и исправил ошибку или сделал суще-ственное дополнение. Отметка ставиться только первому ученику, так как второй задания целиком не выполнял.
3) Задание выполняло несколько учеников, а представлял решение только один. При этом ученик допустил ошибку, или сделал не все. Второй ученик (так же выполнявший задание) исправил ошибку или пра-вильно дополнил. Отметку заслуживают оба ученика. Необходимо установить насколько полностью пра-вильно справился второй, который не представлял ответ целиком. Если задание было письменным – нужно просто посмотреть его решение. Если задание было устным, необходимо задать второму ученику вопрос: «Ответь честно, все остальное ты выполнил полностью правильно или частично?».
4) Если ребёнок работал активно в течение всего урока фронтально , но не выполняя определённого зада-ния , а только дополняя ответы других. Такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной за-дачи.
5) В математике при отработке вычислительных навыков, так или иначе, используются однотипные приме-ры. В этом случае «задачей» считается не каждый из них, а их группа.


ГДЕ ОТМЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ?
4-е правило: «Таблица требований».
Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований (вкладыш в журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
Если, решая задачу, ученик демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было главным (без которого конечный результат решение было бы невозможно полу-чить).
Алгоритмы реализации правила
Использование таблицы требований предполагает два основных варианта
Без изменения
заполнения официального журнала С изменением
заполнения официального журнала
1 шаг. В таблицу требований (в своих рабо-чих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (за текущие от-веты, за проверочные работы и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал (см. 6-е правило).

2 шаг. В традиционный журнал учитель пере-носит отметки, необходимые для пра-вильного оформления журнала (за прове-рочную работу, за текущие ответы). От-метки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учре-ждении (например, 5-балльная). 1 шаг. На педагогическом совете школы учитель получает офици-альное разрешение заполнять классный журнал в соответст-вии с технологией оценивания учебных успехов (см. следую-щий алгоритм).
2 шаг. Все отметки в течение четверти учитель выставляет в таб-лицу требований, в свои рабочие материалы (см. ниже алго-ритм использования таблицы требований). В официальный журнал записывается только число, тема урока и отсутствую-щие ученики.
Возможно исключение: по требованию администрации в те-чение четверти могут выставляться в официальный журнал отметка за крупные проверочные работы.
3 шаг. В конце четверти учитель и ученики по таблице требований определяет итоговую оценки и отметку (см. 7-е правило).
4 шаг. Итоговая отметка выставляется в официальный журнал в той шкале, которая принята в данном образовательном учреж-дении (например, 5-балльная).

Таким образом, во втором случае в традиционном официальном журнале, будут только итоговые отметки (четвертные, полугодовые, годовые). Данное правило абсолютно законно и естественно, хотя и вызывает понача-лу удивление. Чтобы у педагогов, не было проблем с различными проверяющими, надо на педсовете принять решение как вести документацию (выбрать один из предложенных вариантов). .

1) Порядок законного оформления права учителя на использование таблицы требований:
1 шаг: Учитель принимает решение об максимально полном использовании в своей работе таблиц требований, с изменением заполнения официального журнала. На это он должен получить согласие администрации школы
2 шаг: По инициативе учителя и администрации на педагогическом совете школы документально (пись-менно) фиксируется решение о том, что:
Возможный типовой вариант решения:
«Учитель (такой-то), в классах (таких-то) использует технологию оценивания учебных успехов, одобрен-ную Российской академией образования (пункт 10. Заключения РАО о работе «Образовательной сис-темы «Школа 2100» // Образовательная система «Школа 2100». Сборник материалов. М., 2006. С.9.). В соответствии с данной технологией в официальный журнал класса выставляются только итоговые от-метки за четверть (вариант - триместр, полугодье). Текущие отметки выставляются в таблицы требова-ний – в рабочий журнал учителя. Данное решение принимается также на основании:
- пункта 3-го. статьи 15-й. Закона об образовании Российской Федерации: «Образовательное уч-реждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности про-межуточной аттестации обучающихся;
- пункта (такого-то) устава школы, который гласит…».
Возможный вариант формулировки устава: «В школе применяется общепринятая 5-балльная система оценивания и зачетная и другие». !!! В данном случае слова устава школы «зачетная и другие» позволяют сделать законным использование в данном об-разовательном учреждении новой технологии оценивания.
Если формулировки устава школы не дают такой возможности, а администрация школы хочет использовать новую технологию, необходимо решением педсовета внести изме-нения в устав школы и зарегистрировать их (например во время аттестации, проводи-мой раз в 5 лет).
3 шаг: Мы советуем данное решение педагогического совета школы вместе с описанием технологии оценива-ния (рабочим журналом учителя) представить в соответствующее управление образования (департамент) и получить письменное утверждение данных материалов, так же как утверждается учебный план образова-тельного учреждения. Закон об образовании
Работа с таблицей требований потребует от учителя нового специфического навыка. Достаточно быстро оп-ределять какое именно программное умение демонстрируется учеником при решении каждой конкретной учеб-ной задачи (задания); оперативно находить в таблице требований данное умение и выставлять ученику отметку именно за него. Чтобы овладеть этими педагогическими действиями рекомендуется следующее:
2) Порядок освоения и применения правила «Таблица требований»:
1 шаг: Начать использовать таблицу требований только на одном предмете (курсе). Определить тему (группу тем, модуль), которая будет изучена по данному предмету в ближайшей четверти (триместре). В этот от-резок учебного года будет использоваться только один конкретный лист таблицы требований. В его заго-ловке надо записать изучаемую тему (группу тем, модуль).
2 шаг: Сначала выставлять в таблицу требований отметки только за письменные работы (рабочая тетрадь, про-верочный работы), что можно делать в спокойной обстановке после урока. Постепенно привыкнуть оп-ределять по формулировке задания - умение и находить его в таблице требований. При этом:
- Отметки за задания проверочных работы, обязательные для всех – обводить в кружок.
- Отметки за прочие текущие задания, не обязательные для всех – ставить, не обводя в кружок.
3 шаг: Перейти к выставлению в таблицу требований отметок за устные ответы детей на уроках:
- По конспекту урока выбрать наиболее важные задания, которые будут даны детям на уроке.
- Заранее определить какое главное умение демонстрирует выполнение каждого из этих заданий и поме-тить это в конспекте.
- На уроке, давая очередное задание, Вы уже будете точно знать, к какому оно относится умению, и смо-жете быстрое найти его в таблице требований.
4 шаг: Использовать данные таблицы требований в общении с учениками и их родителями. Проговаривать са-мим и учить детей самостоятельно определять:
- какие типы заданий уже научился решать конкретный ученик, и какими он, соответственно, уже овла-дел программными требованиями
- какие умения (программные требования) он пока не сумел продемонстрировать – над чем ему еще предстоит поработать.
5 шаг: Когда группа тем четверти (полугодья, треместра) будет изучена, по таблице требований определяется (проговаривается) итоговая оценка и высчитывается итоговая отметка (см. 7-е правило). Таким образом, заполненный лист таблицы требований по теме (группе тем, модулю) изученной в этой четверти (триме-стре) закрывается.
6 шаг: Итоговые отметки за четверть при необходимости, выставляются в официальный классный журнал. Ес-ли в таблице требований использовалась не 5-баллльная шкала, отметки (если не было специального ре-шения педагогического совета школы) переводятся в традиционную шкалу.
7 шаг: Аналогично проводится работа по теме следующей четверти – на новом листе таблицы требований. те-мы следующей четверти (полугодья, триместра) используется новый чистый лист таблицы требований. По итогам учебного года у учителя в его рабочем журнале и ученика в дневнике окажется несколько таб-лиц требований – по числу четвертей (триместров или полугодий). Общий взгляд на текущие и итоговые отметки позволит сделать вывод о динамике старательности и обученности каждого ученика.
8 шаг: Когда учитель освоит использование таблицы требований на одном предмете, можно начинать исполь-зовать ее на других предметах (курсах). Если учитель готов, ощущает в этом необходимость, он может одновременно осваивать несколько предметов (курсов).
3). Порядок обучения детей использованию таблицы требований
1 шаг. В алгоритм самооценки добавляется вопрос: «Какое умение отрабатывалось при выполнении этого зада-ния?» или «Чему учились при выполнении данного задания?».
2 шаг. Учитель предлагает ученику: «Найди данное умение в таблице требований своего дневника».
3 шаг. Учитель предлагает ученику выставить свою отметку в найденную графу таблицы требований.
4 шаг. Учитель одновременно выставляет отметку в свою таблицу требований, проговаривая это: «Я выставляю отметку в свой журнал – таблицу требований».
Особые ситуации:
1) Если учитель заменил 5-балльную шкалу другой (6-балльной, 10-балльной) более точно отражающей раз-личия в уровнях освоения материала, то нужно избегать перевода текущих баллов успешности в пятибалльные отметки. Первоначально некоторые ученики и особенно родители могут просить учителя об этом переводе. Надо устоять – ведь наша задача перенести внимание учеников и родителей с «пятерок» и «двоек» на реальные показа-тели учебных достижений
2) Если ученик не точно понял формулировку задания и, выполняя его, по сути, решил другую задачу, а не ту что требовалось (продемонстрировал другое умение), то у учителя два варианта действия:
Жесткий формальный - не засчитать ответ, чтобы ученик внимательнее читали формулировки.
Либеральный – для этого ученика выставить отметку в то умение, которое он продемонстрировал, объяснить какое умение требовалось в этой задачке и посоветовать в следующий раз быть внимательней.

КОГДА МОЖНО И КОГДА НУЖНО СТАВИТЬ ОТМЕТКУ?
5-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».
Суть правила
Правило состоит из двух частей:
1) Действия при текущем контроле – то, что осуществляется на каждом уроке (опрос, про-верка домашнего задания, участие учеников в открытии новых знаний и т.д.)
2) Действия при тематическом и итоговом контроле. Тематический контроль – это пись-менные проверочные работы по итогам небольшой темы. Итоговый контроль – это письмен-ные контрольные работы по итогам группы тем одной четверти, триместра, полугодья, года.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще только овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку, за которую нельзя карать. Данные задачи текущего контроля показывают не столько обученность, сколько старательность ученика, выявляют трудности с которыми он сталкивается:
Порядок действий:
1 шаг: Закончен ответ ученика по решению текущей задачи на уроке.
2 шаг: Проведен диалог по оценке и самооценке этого ответа (возможно – краткий в две реплики).
3 шаг. В конце диалога совместно учителем и учеником определена и названа отметка, которую заслу-живает данный ответ.
4 шаг: Следует вопрос учителя ученику: «Ты хочешь, чтобы эта отметка была выставлена в журнал (таблицу требований)?»
5 шаг: Если ученик отвечает «Да», учитель выставляет отметку. Если – «нет», не выставляет, но напо-минает: «Ты понимаешь, что на проверочной работе такое решение заслуживает такой отметки!»


Возможные исключения из правила «отказа от отметки»:
1) Если на этапе актуализации любого урока даются задания по давно изученным темам (по которым уже прошли большие проверочные работы), тогда право отказа от отметки не действует. Однако учителю необходим заранее, до того как дать задание ученикам, предупредить, что это давно изученный материал и права отказаться от отметки у вас не будет.
2) Если проводится урок обобщения по давно изученным темам (проверочные по которым уже прошли), то правило отказа от отметки так же не действует (ученики должны знать об этом заранее).

За задачи, решенные в ходе проверочных работ по итогам темы и контрольных работа по итогам группы тем, примерно соответствующей одной четверти учебного года, отметки ставятся всем ученикам. В таблице требований они отличаются от текущих отметок, тем, что обводятся в кружок. Это своеобразный «зачет», кото-рый нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность, как ученик овладел умениями по использованию знаний, необходимыми в данной теме.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ





















Алгоритмы реализации правила

1) Порядок тематического и поурочного планирования для организации тематического и итогового контроля:
1 шаг: Разделить курс учебного года на большие блоки – учебные модули, примерно соответствующие числу четвертей.
2 шаг: Каждый такой модуль будет завершаться: повторительно-обобщающим уроком (ПОУ) и уроком кон-троля (контрольная работа) – (КР).
3 шаг: Внутри модуля нужно запланировать несколько проверочных работ (ПР) в 1-2 задания на этапе актуа-лизации обычного урока. Проверочная работа должна завершать небольшой связный учебный фрагмент (небольшую тему в пределах 2-3 учебных недель).
4 шаг: Желательно после завершения модуля выделить еще один урок пересдач (УП), когда те, кому это тре-буется, будут пересдавать задания проверочных работ.
Таким образом, структура модуля выглядит так (число уроков – условное):
Начало четверти Конец четверти
Модуль1. (раздел, группа тем) начало Модуля 2.
Урок1 У2. У3 У4 У5
+ПР У6 У7 У8 У9 ПОУ КР.1.
урок1 урок2 УП.1. Урок3

2) Порядок проведения тематического контроля в пределах учебного модуля
Проверочные работы. Контрольная работа
Время проверки Через каждые 2-3 учебные недели, по завершению связ-ного фрагмента учебного модуля. После завершения учебного модуля (как правило, в конце четверти)
Цель
проверки 1) обеспечить регулярность контроля учебных успехов; 2) Накопление минимально необходимого числа отме-ток об учебных достижениях, чтобы была возможность вывести итоговые (четвертные) отметки. Определить, как ученики могут продемон-стрировать свои умения по работе со зна-ниями, приобретенными при изучении модуля.
Состав работы из 1-2 заданий – в разных вариантах на одно и тоже ключевое умение изученного фрагмента (темы). Из нескольких заданий по нескольким главным умениям, изученного модуля
Пере-сдачи Отдельно не пересдаются, а пересдачей считается ана-логичное задание из контрольной работы Пересдачи проводятся отдельно после на-писания этой работы.
1 шаг: После изучения связного фрагмента модуля (главы, маленькой темы) объявляем ученикам, что на сле-дующем уроке будет проверочная – 1-2 задания на такое-то умение по таким-то изучаемым знаниям (фак-там, понятиям, правилу и т.п.)
2 шаг: в начале урока (на этапе актуализации) 2-3 минуты сообща на доске решаем задание аналогичное тому, которое будет на проверочной работе на необходимом уровне.
3 шаг: на 3-4 минуты – каждый ученик получает карточки вариантов задания. Задание предложено выполнить либо на необходимом уровне (как учили), либо на программном уровне (с элементами нестандартности). Необходимый уровень ученики могут делать по аналогии с тем, что записано в решении на доске!
4 шаг: Каждому ученику выставляется отметка в таблице требований в кружке. Эти отметки не пересдаются сра-зу же (чтобы на учителя не падал вал пересдач). Чтобы изменить результат, ученику нужно подготовиться и в последующей контрольной работе выполнить аналогичное задание на более высоком уровне.
5 шаг: По завершению учебного модуля проводится урок повторения – подготовка к контрольной работе. На этом повторительно-обобщающем уроке учителю нужно предложить ребятам в качестве тренировки те формы заданий, которые будут на самой проверочной работе, но только на другом содержании, так чтобы задания для тренировки и задания для контрольной работы не совпадали. Это можно делать необходимом уровне (программный уровень перестанет быть нестандартным, если заранее давать его детям).
6 шаг: Потом в течение всего урока-контроля ученики пишут контрольную работу (без опоры на решение на дос-ке в тетради и т.д.).
7 шаг: После проверки всем ученикам выставляются отметки за каждое задание в графу соответствующего уме-ния: Если по данному умению в таблице требований уже стоит отметка, полученная на проверочной:
а) Если задание в большой контрольной работе выполнено лучше, чем до этого в проверочных, то отмет-ки за проверочные стираются и ставится одна – за задание большой контрольной работы.
б) Если задание в большой контрольной работе выполнено также или хуже, чем до этого в проверочных, то отметки за проверочную сохраняются и к ним добавляется отметка за задание по итогам кон-трольной работы.



3). Порядок действий при принятии решения о пересдаче контрольной работы
1 шаг: Заранее оговорить с учениками порядок реализации их права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может делать учитель.
2 шаг: На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками
3 шаг: Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили.
4 шаг: Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).
5 шаг: Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не полностью не справился с каким-либо заданием (кру-жок без отметки) – должны их пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик при-нимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдач.
4). Возможные сроки пересдачи контрольной работы







5). Порядок проведения самой пересдачи
1 шаг: Учитель оговаривает с учениками срок пересдачи (одни или несколько – по выбору и возможностям учи-теля). Рекомендуется назначать этот срок в течение недели после проведения контрольной работы, что бы не происходило наслаивание одного материала на другой (исключение - в случае болезни ученика или учите-ля).
2 шаг: Ученики, которые решили, что будут пересдавать какие-то задания, должны подготовиться к этому: про-решать задания на соответствующие умения (из рабочей тетради, проверочных и т.п.). Если учитель сочтет необходимым, он может потребовать от ученика показать, решенные во время подготовки задания.
3 шаг. В оговоренный срок ученик приходит на пересдачу со своей контрольной работой и показывает учителю ту, задачу, которую хочет пересдать.
4 шаг: Учитель выдает ученику тот же тип задачи (на тоже умение), но из другого варианта (контрольная работа, рабочей тетради).
5 шаг: Если ученик решает задачу лучше, чем на контрольной работе, то старая отметка из таблицы требований стирается (зачеркивается) и не ее место ставиться новая. Если улучшить результат пока не удается, то сохра-няется прежняя отметка. По окончании срока пересдачи может остаться «0» (что соответствует «2» в пяти-балльной системе отметок).
6 шаг: Если ученик не пришел в оговоренный срок пересдачи или не подготовился и не смог воспользоваться своим правом, то рекомендуется (если нет особых обстоятельств, например – болезнь ученика) жестко со-блюдать общее условие – сохранять полученную ранее отметку. Только в этом случае ученик поймет, что имеющееся у него право, налагает на него ответственность за его использование. В противном случае, осо-бенно в классах средней школы, у ряда учеников может формироваться представление, что «можно пересда-вать до бесконечности», «к контрольным можно не готовиться» и т.д.

Особые ситуации
Учитель может в виде исключения заменять обычные пересдачи работой над ошибками. Порядок возможен с-ледующий:
1) При проверке работы отметить, что в задании есть ошибка, но не указывать в чем она
2) На следующем уроке, раздав проверенные работы, часть времени посвятить работе над ошибками - предло-жив ученикам самим найти в чем ошибка и исправить ее.
3) Собрав работы снова, проверить уже только эти задания.
4) Только после этого перенести отметки в таблицу требований (или, если необходимо, в официальный журнал)
Недостаток такой работы в том, что ученик фактически получает крайне мало времени на осознание ошибки, подготовку и исправление ее.


ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
6-е правило: «Уровни успешности».
Решение задачи оценивается по признакам уровней успешности (только с 3-го класса). На основании продемонстрированного уровня выставляется отметка в одной из трех шкал (выбранной учителем):
- 6-балльная шкала «баллов успешности», специально разработанная под уровни успешности
- 5-балльная шкала «традиционных отметок» – соотнесенная с уровнями успешности
- 10-балльная шкала – соотнесенная с уровнями успешности
(возможно использование и других шкал, если они соотнесены с качественными уровнями успешности)
Уровни успешности 6-балльная шкала 5-балльная 10-балльная
Не достигнут Необходимый уровень
Не решена типовая, много раз отработан-ная задача 0 или пустой кружок в таблице требований «2» - не-удовлетво-рительно 1
Необходимый уровень
(«хорошо»)
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания.
1 балл успешности
- Частично успешное реше-ние (с незначительной – не влияющей на результат - ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «3» - удов-летвори-тельно 2 – при минимуме знаний
3 – при минимуме знаний с час-тичным усвое-нием
4 – достаточные знания с час-тичным усвое-нием
2 балла успешности
- Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоя-тельно) «4» - хоро-шо 5 –полное освое-ние
Программный уровень
(«отлично»)
Решение нестандартной задачи, где потре-бовалось
- либо применить новые, изучаемые в данные момент, знания,
- либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации 3 балла успешности
- Частично успешное реше-ние (с незначительной ошиб-кой или с посторонней по-мощью в какой-то момент решения) «4+» - при-ближается к отлично 6 – с незначи-тельной ошибкой и помощью
7 – либо с ошиб-кой, либо с по-мощью
4 балла успешности
- Полностью успешное реше-ние (без ошибок и полностью самостоятельно) «5» - от-лично 8
!!! Следующий уровень особый – необязательный для учеников, фиксирующий их исключительные успехи
Максимальный уровень
(«превосходно»)
Решение не изучавшейся в классе «сверх-задачи», потребовавшей
- либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания,
- либо новые самостоятельно усвоен-ные умения 5 баллов успешности
- Частично успешное реше-ние (с незначительной ошиб-кой или с посторонней по-мощью в какой-то момент решения)


«5+» или «5 и 5» - пре-восходно 9
6 баллов успешности
- Полностью успешное реше-ние (без ошибок и полностью самостоятельно) 10

Признаки уровней успешности надо постепенно (в течении нескольких уроков) выработать в диалогах с уче-никами. В итоге в классе появится плакат с таблицей - «Признаки успешного решения задачи» (см. пример этого плаката - выше). Этот «плакат», как совместно принятый «закон», должен висеть рядом с доской, чтобы к нему постоянно обращались при оценке ответов. !!! Принципиально важно, что бы сначала ученики по признакам оп-ределяли и проговаривали какого уровня задача, насколько успешно она решена и только потом делали вывод – какой балл они заработали. Сначала качественная оценка (уровень) и только потом колич. отметка (балл)!

Примерный порядок введения в работу учеников способа оценивания по уровням успешности.
В начале учебного года (лучше всего 3-го класса) учитель обращается к детям: «Вы уже опытные ученики и наверняка можете определить какие задачи для вас «простые», какие - «посложнее» и какие - «трудные». Давай-те теперь делать это каждый раз.
Через несколько уроков (на которых ученики привыкали делить задачи на три группы сложности) учитель предлагает определить, почему одни задачи «простые», а другие «трудные». Здесь необходимо, чтобы ученики сами осознали и произнесли: «просто – потому что мы такие задачи уже давно решаем, в них ничего нового»; «посложнее – потому что это для нас новая задача, мы только сейчас учимся ее решать» и так далее (см. выше формулировки признаков). Учитель вывешивает рядом с доской ватманский лист, на котором записывает заголо-вок: «Признаки уровней задач», а ниже в столбик - слова: «просто», «посложнее», «трудно». Каждый раз при-знак, о котором договорились ученики и учитель, записывается на этот плакат, напротив соответствующего уровня. Таким образом, в течение нескольких уроков (может быть и одного) на плакате складывается таблица: три уровня задач и их признаки.
Когда ученики осознали и назвали все признаки (см. таблицу выше), учитель в диалоге с учениками обозна-чает каждый уровень новым словом: «необходимый», «программный», «максимальный», поясняя, что достиже-ние каждого из них – это успех! Диалог может выглядеть так:
Учитель Ученики
- Кому необходимо уметь решать простые задачи, то есть применять знания так, как учили?
- Верно – это «Необходимый уровень», его по любому предме-ту, по любому виду задач нужно достичь каждому! (Записыва-ет новое название на плакат рядом со словом «просто».)
- Как вы считаете, успех такого уровня – это «плохо», «хоро-шо» или «отлично»?


- Кому может пригодиться умение решать задачи «послож-нее», то есть применять свои умения и знания в новой непри-вычной ситуации
- Верно – решать такие задачи и учит программа, по которой мы занимаемся - программа «Школа 2100». Это «Программный уровень» успешности. (Записывает на плакат)
- А каждому из вас удается все время правильно решать все такие задачи по всем предметам?

- Значит успех на программном уровне – это «хорошо» или «отлично»?
- А почему нельзя от каждого из вас требовать решать задачи «трудные»?
- Почему же кому-то из вас удается решать одни такие зада-чи, а кому-то другие.

- В жизни это может пригодиться?
- Значит трудные задачи – это «Максимальный уровень» ус-пешности. Каждый может его достичь в том, что ему инте-ресно. (Запись на плакате)
- Как мы назовем этот успех, это больше чем «отлично»?
- Это каждому человеку необходимо





- Это совсем не плохо, но раз нужно каждо-му, то еще не отлично. «Необходимый уро-вень» - это «хорошо»! (слово «хорошо» так же записывается на плакат)
- Да всем может пригодиться!





- Нет это удается не всегда. У кого-то луч-ше по «русскому языку», у кого-то по «ма-тематике». Но мы к этому стремимся!
- Это «отлично»! (Запись на плакат)

- Потому что это задачи о том, что мы никогда в классе не изучали.
- Те, кому интересны какие-то из этих за-дач, сами что-то дополнительно узнавали.

- Конечно!


- Да «максимальный уровень» - это «превос-ходно»! (запись)
На следующих уроках ученики привыкают обозначать решение той или иной задачи как успех на необходи-мом, программном, или максимальном уровне. При этом они привыкают сводить качественную оценку своей работы (по алгоритму из 1-го правила) к слову-метке «хорошо», «отлично», «превосходно».
Вероятно, уже сразу возникнет проблема, что не всегда задача решена полностью правильно, или не всегда полностью самостоятельно и к слову-метке приходится прибавлять характеристики «не вполне хорошо», «близко к отлично». Остается последний шаг. Учитель с учениками определяют, что на каждом уровне задача может быть решена полностью успешно (без ошибок и полностью самостоятельно) или частично успешно (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент). Слова «полностью» и «частично» записываются на-против каждого уровня (необходимого, программного, максимального). Так на плакате в таблице «Признаки уровней успешности» возникает 6 позиций. Остается каждой из них присвоит по одному баллу. Так же в диалоге с учениками учитель договаривается с ними, что «частично достигнут необходимый уровень» – это «1 балл ус-пешности», «полностью необходимый уровень» - «2 балла успешности» и так далее.
На следующих уроках уже любую задачу можно не только оценить, но отметить по баллам успешности. Вве-дение способа оценивания по уровням успешности завершено. Исходя из практического опыта, на весь этот путь будет уходить вся первая четверть – сентябрь-октябрь.
Особые ситуации:
1). Если ученик проболел и изучил материал самостоятельно, то для такого ученика, если он выполнил зада-ние необходимого уровня (изучив материал самостоятельно), то ему это задание засчитывается как программный уровень.
2) Если материал не пройден в силу объективных причин (болезнь учитель), а проверочная работа должна быть проведена по плану, то для учеников, которые выполнили задание по не пройденному материалу, уровень также сдвигается на один в сторону увеличения.
3) Бывают ученики, которым нравиться обсуждать чужие выступления на уровне макси, искать в них ошибки и недочеты, но сами они при этом не хотят выступать на соответствующем уровне. Учителю необходимо защи-щать тех, кто выступает на уровне макси, но и не стоит корить тех, кто любит анализировать чужие ответы.
Особые ситуации- исключений из общих правил в уровней успешности в предметах «Рус-ский язык» и «Математика»
1. Русский язык – диктант в начальной школе.
Сам диктант как вид работы может быть отнесен к необходимому уровню, так как он дает-ся в начальной школе только на изученные орфограммы (не изученные учитель должен прого-варивать). Однако максимальная отметка за диктант в пятибалльной системе должна быть не «4», а «5» - в соответствии с Методическим письмом Миинстерства образования о нормах оценивания учащихся по русскому языку.
2.Русский язык – изложение и сочинение.
Сами эти формы работы могут быть отнесены к программному уровню (действие в нестан-дартной ситуации). Однако отметки за них нужно выставлять в соответствии с тем же Мето-дическим письмом Министерства образования о нормах оценивания учащихся по русскому языку.
3.Математика – контрольные работы.
Первые задания контрольных работы даются на демонстрацию отработанных в теме вы-числительных навыков и относятся таким образом к необходимому уровню (действие в стан-дартной ситуации). Однако объявлять максимальной отметкой за такие задание «4» по пяти-балльной системе, несправедливо по отношению к ученику. Ведь если он претендует только на «5» мы лишаем его такой возможности. Поэтому для данных заданий в контрольных рабо-тах делается исключение. Максимально возможной отметкой за них может являться «5» по пятибалльной системе.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИТОГОВУЮ ОТМЕТКУ?
7-е правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка».
Итоговые оценки и отметка определяются не за число уроков четверти, а за учебный модуль – дидакти-чески цельную завершенную часть учебного материала (группу тем), который изучали большую часть четверти. Таким образом, итоговую оценку и отметку нужно начинать высчитывать тогда, когда закрыта завершен учебный модуль в данной четверти (полугодье, триместре). Проведена проверочная работа.

Итоговая оценка по предмету выражается в характеристике (устной / письменной) учителем, учеником, родителем продемонстрированного учеником в данной теме (четверти) уровня возможностей.
Писать эту характеристику на каждого ученика в конце четверти или года НЕ НАДО! Эта характеристика может быть сделана, при необходимости, в любой момент на основании отметок ученика за различные умения в таблице требований.
Итоговая оценка может звучать, например, так:
"За четверть (год) ученик _________(ФИ) ____ продемонстрировал владение всеми требуемыми умениями по предмету _______ (некоторыми – какими именно). Из них на необходимом уровне - частично __, полностью - ___, на программном уровне - частично ____, полностью ____, на максимальном уровне - _____. Особые успехи были отмечены по линии развития _________ (несколько раз демонстрировал максимальный уровень). Наиболь-шие затруднения вызывали учебные задачи на умение _________. Вывод - есть основания для зачисления в про-фильный класс".

Итоговая отметка – это показатель уровня обученности.
Итоговая отметка – это показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данном учебном модуле – группе тем (четверти, полугодья, года). Он высчитывается по таблице требований как средне-арифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. Если учитель использовал не пятибалльную шкалу, по-лученное среднее арифметическое (при необходимости) переводится для выставления в официальный жур-нал.
С точки зрения развивающего обучения лучше как можно реже выводить среднеарифметическую итоговую отметку, так как при усреднении исчезают показатели индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. В этом смысле оптимальным было бы выведение одной итоговой отметки за учебный год или за образо-вательную ступень на итоговой аттестации (конец 4-го, 9-го, 11-го классов). По закону «О Образовании», любая школа вправе принять такое решение. Однако реальность такова, что в массовом порядке школы придут к этому не скоро. Соответственно, мы рекомендуем выводить среднеарифметическую итоговую отметку по сложившей-ся практике - в конце четверти.
Порядок подсчета итоговой отметки
1 шаг. Складываются все баллы за задания проверочных работ (в том числе и пустые кружки-нули, если они ос-тались) и за задачи текущего контроля (которые ученик пожелал себе выставить).
2 шаг. Полученная сумма делится на общее число отметок (с учетом кружков-нулей, если они остались) и полу-чается среднеарифметический балл с сотыми долями. Именно этот среднеарифметический балл (с сотыми) и является итоговой отметкой, которая выставляется в конце таблицы требований.
3 шаг. Для выставления традиционной итоговой отметки (за четверть, год) в официальный журнал, средне-арифметический балл переводится в традиционную отметку. Если использовалась 5-балльная шкала, ок-ругляются сотые доли. Если использовались другие шкалы, помимо округления осуществляется перевод в 5-балльную шкалу (если школа не имеет официального разрешения на выставления в традиционный жур-нал не 5-балльных отметок).
Соотношение баллов успешности и традиционных отметок
Качественная оценка Отметка – баллы успешности (б.у.) Пятибалльная отметка
Не достигнут даже необходимый уровень Пустой кружок – обязательное зада-ние, которое так и не удалось сделать. 2 (не удовлетворительно)
Возможность исправить!

Необходимый уровень 1 б.у. – частичное освоение 3 (удовлетворительно)
Право исправить!
2 б.у. – полное освоение 4 (хорошо) Право изменить!

Программный уровень 3 б.у. – частичное освоение 4 + (близко к отлично) Пра-во изменить!
4 б.у. – полное освоение 5 (отлично)

Максимальный уровень 5 б.у. – приближение к максимальный уровню 5+ или 5 и 5 (превосходно)
6 б.у. – выход на максимальный уро-вень 5+ или 5 и 5 (превосходно)
Примечание!!! Рекомендуется «округлять» баллы успешности в большую сторону только с 6 десятых, то есть при приближении к более высокому уровню. Пример: 3,5 балов успешности округляться к 3-м баллам успешно-сти (= традиционной «четверке»); а 3,6 баллов успешности округляется к 4-м баллам успешности (= традицион-ной «пятерке»). Обычное арифметическое правило здесь не подходит, так как оно заставляет признать переход на качественно иной уровень тогда, когда пройдена только половина пути, а не большая половина.
Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность ученикам самим высчитать свою четвертную от-метку по этому правилу. Для этого необходимо, чтобы у них на руках были все, заработанные ими баллы успеш-ности: дневник, с индивидуальной таблицей требования или выписки из таблицы требований учителя.
Порядок действий при определении итоговых отметок четверть (триместр, полугодье)
1 шаг. За неделю до выставления итоговых отметок учитель предлагает ученикам самостоятельно подсчитать итоговый балл успешности по отметкам в таблицах требований. Либо в своих дневниках, если точно выстав-ляли отметки. Либо по таблице требований учителя (Можно сделать ксерокс таблицы требований класса – и разрезать по строкам с фамилиями учеников и их баллами).
2 шаг. Учитель задает вопрос: «Всех ли устраивает та итоговая отметка, которая у вас сейчас получается?»
3 шаг. Ученики, недовольные своим результатом, договариваются с учителем о сроках пересдачи своих худших результатов проверочной работы, чтобы улучшить свой среднеарифметический результат. Если у ученика все задания проверочной работы выполнены не менее полного необходимого уровня, он может выбрать по-вышенной сложности.
4 шаг. После окончания сроков всех пересдач, учитель высчитывает среднеарифметический балл и объявляет ученикам окончательные итоговые отметки.
5 шаг. Учитель выставляются в таблицу требований отметки за изученный учебный модуль. Эта таблица требо-ваний закрывается и итоговые отметки переводятся в официальный журнал.
6 шаг. Если до конца четверти остаются уроки следующего учебного модуля, то учитель начинает заполнять но-вую таблицу требований – следующего учебного модуля. В нее выставляются текущие отметки, которые учитываются уже при определении следующей итоговой отметки.
Порядок действий при определении итоговых отметок за учебный год
Возможно два принципиально разных варианта:
А) Традиционный вариант. Отметка за год определяется по отметкам за четверти (полугодья), при этом в соответствии с Ме-тодическим письмом Министерства образования от 1998 года приоритет отдается отметкам за последние отрезки учеб-ного времени. Например: 4. 4. 5. 5. – годовая отметка = 5.
Б) Новый вариант (возможен только при соответствующем документальном решении пед.совета школы). Отметка за год вы-считывается как среднее арифметическое отметок за четверти из таблиц требований, где учитываются не округленные данные, с десятыми долями.
Пример: 1-я чет. = 3,5. 2-я чет. = 4,1. 3-я чет. = 3,2. 4-я чет. = 3,8. Год = 14,6 / 4 = 3,65 = 4
Виктор Устинов ( Пользователь )
(Николаева Анна @ 09.09.2008, 12:16) <{POST_SNAPBACK}>
КАК ОЦЕНИТЬ УЧЕНИКА
Презентация опыта
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ (достижений)
в образовательной системе «Школа 2100»

ar.gif Миллион хотите заработать? У нас соседняя школа три года работала под руководством учёного по технологии ТИО (технология индивидуализированного обучения), звенели на весь район. Получили миллион и притихли, больше не работают по ТИО, сейчас заняты придумыванием чего-нибудь ещё не менее звонкого. Кстати, итоговые результаты такие же, как и в других школах.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Николаева Анна @ 09.09.2008, 12:16) <{POST_SNAPBACK}>
КАК ОЦЕНИТЬ УЧЕНИКА

Это как то сказывается на знаниях и умениях учеников по истории и обществознанию? al.gif
Виктор Устинов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 12.09.2008, 10:37) <{POST_SNAPBACK}>
Это как то сказывается на знаниях и умениях учеников по истории и обществознанию? al.gif

ar.gif Андрей Владимирович, делаю вывод из собственных наблюдений: все новые технологии мало влияют на качество ЗУНов учащихся.. На качество влияет личность педагога, его эрудиция, его искусство общения с детьми, умения заинтересовать. А весь "звон" нужен учителю и школе, чтобы их заметили и оценили.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Виктор Устинов @ 16.09.2008, 22:56) <{POST_SNAPBACK}>
ar.gif Андрей Владимирович, делаю вывод из собственных наблюдений: все новые технологии мало влияют на качество ЗУНов учащихся..

Никто не спорит. Это действительно так.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+