Личный кабинет

Нам столько творцов не нужно!

Обсуждаем интервью министра образования РФ А. Фурсенко Независимой газете
Валентина Поликарпова ( Пользователь )
Дорогие и уважаемые коллеги, участники и гости данного форума! 4 сентября 2008 года в Независимой газете было опубликовано интервью министра образования А. Фурсенко, в котором министр делится своими мыслями о высшем профессиональном образовании.
Представляя текст статьи, я в него добавлю свои пометки, так скажем, заметки на полях. Мне хочется отметить идеи, которые вызвали сомнение у меня или же наоборот, с которыми я полностью согласна. А есть в статье и неознозначные идеи.

Итак, читайте! read.gif

Независимая газета > 04.09.2008 > Наталья Савицкая

«НАМ СТОЛЬКО ТВОРЦОВ НЕ НУЖНО!»


Министр Андрей Фурсенко считает, что модель образования нужно срочно менять Летнее «затишье» все же принесло некоторое смятение в души родителей. В середине лета Минобрнауки опять форсировало тему закрытия вузов. Мы, конечно же, захотели узнать о планах подробно. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко ответил на вопросы «НГ».

- Андрей Александрович, начало учебного года. И надо бы начать с чего-нибудь бодрого. А мы вас хотим спросить сразу в лоб: вопрос массового закрытия вузов - это дело одного года?

- Нет, конечно. Никто не собирается завтра же закрыть вузы в массовом порядке. Это кропотливая работа, которая продлится несколько лет. Но важно не количество вузов, а то, что молодые должны получать качественное образование, а не бумажку, thumbs.gif thumbs.gif с которой они нигде не могут устроиться на работу. Сейчас многих ребят обманывают. 63% вузов страны не дают качественного образования.

- Вы говорили, что сокращать будут, опираясь на результаты проверки. А кто будет решать судьбу вуза?

- Мы будем опираться на силы профессионального сообщества, в первую очередь преподавателей и других представителей научного сообщества. Задача министерства - обеспечить создание прозрачного механизма, а вопросы оценки качества образовательных услуг, которые мы обязательно будем учитывать при оценке деятельности любого вуза, - находятся в зоне интересов исполнителей и потребителей услуг. excl.gif Например, когда работодатели оценивают качество подготовки студентов, то они имеют больше прав судить о том, правильно или неправильно учат.

Другое дело, что это накладывает на них определенные обязательства. В ходе конкурса на звание лучшего инновационного вуза нам часто приходилось выслушивать негативное мнение о том или ином вузе самых разных представителей профессионального сообщества. Но при этом есть парадокс: неформально они говорят обо всех промахах вуза, но даже на условиях анонимности никто не хочет представить эти данные министерской комиссии. Почему они пытаются обойти тему оценки вузов стороной? Потому что это очень тесное сообщество и есть большое опасение втянуться в разборки. Тем не менее, я считаю, что шансы в получении объективной оценки деятельности вузов есть. В том числе при условии привлечения к оцениванию вузов независимых экспертов. Я хотел бы, чтобы в такой проверке активней участвовали члены РАН. - Сегодня решено установить единую планку для поступающих в вуз. Предполагается, что набравшие по ЕГЭ ниже определенного количества баллов (речь пока идет примерно о 35 баллах по 100-балльной шкале) не будут иметь права вообще учиться в вузе. Известно, что знания почти 50% школьников по русскому и математике - неудовлетворительные. И знаний нет, потому что так сегодня учат. Между тем большинство центров переподготовки учительства стали простой фикцией. Об этом часто говорят сами учителя. help.gif В чем вы видите выход?

- Выдавать деньги школам, а не организациям повышения квалификации. И дальше школа должна сама решать, где она будет готовить своих учителей для работы в новых условиях. Мы сделали так, что нацпроект уже частично решает эту задачу. Школы получили право и получили деньги отправлять своих учителей на стажировки туда, куда считают нужным. Таким образом, лучшие центры повышения квалификации получают большие средства.

- А что с худшими центрами переподготовки?

- С ними будет то же самое, что и с вузами, в которые не придут студенты. Они закроются сами. Это, конечно, не произойдет в одночасье. Ситуация будет аналогична вузовской: не придут студенты на первый курс - вуз закроется. А дальше все зависит от вуза или центра. Захочет он стать центром переподготовки, пусть думает, как сделать лучше. Нужно сменить акценты, изменить существующую модель. Нужно думать не о том, кто учит, а о том, кого учат и какие у них потребности. excl.gif
А учителя должны думать об интересах и потребностях детей, а значит понимать необходимость постоянного совершенствования. Это же очень тяжело. Я понимаю, что обиженных будет много. Многим учителям ничего не хочется менять. help.gif

- Скоро у нас появится технический бакалавриат. Часть педагогического сообщества считают, что ввод технического бакалавриата сегодня всего лишь разрушит пока еще существующую систему техникумов и не даст в итоге полноценного высшего образования молодым людям.

- Я не вижу в этой модели ничего плохого. Технический бакалавриат, готовящий специалистов, по престижности соответствует университетскому образованию. Это уже совсем не техникум, он на порядок выше. Кроме того, этот процесс добровольный, разрушений хороших техникумов не будет. Ряд университетов уже сегодня предлагает часть своих факультетов реорганизовать под организации СПО, которые бы позволили готовить таких специалистов...

Почему мы все время, говоря об образовании, держим в голове то, что мы должны готовить неких творцов? Вот и в вашем вопросе сквозит такая же тема. Нам такое количество творцов совсем не нужно. Не менее важно готовить людей, которые могли бы квалифицированно использовать знания и умения для претворения в жизнь идей, предложенных другими людьми. excl.gif Но ругая меня за то, что я предлагаю превратить людей, которые тянутся к знаниям, в слепых исполнителей - вы тоже перегибаете палку. Я не хочу «слепых исполнителей». Я хочу людей, которые могли бы квалифицированно делать дело. Этот вопрос сегодня ставится постоянно работодателями. Работодатели просят и требуют вернуться к такой системе, когда человек значительную часть времени проведя на производстве и хорошо освоив его, шел бы учиться дальше. Это некая база для всей его дальнейшей жизни.

Обществу нужны успешные люди! yes.gif
Валентина Поликарпова ( Пользователь )
Основные вопросы, которые возникли у меня после прочтения статьи:

1) Что такое качественное образование, о котором говорит министр образования?

2) Созданием прозрачного механизма для чего озадачено сегодня министерство образования, если оценку дают вузам независимые экспертные комиссии?

3) Как убедить массового учителя в необходимости постоянного самосовершенствования? Какие механизмы для этого предлагает министерство?

4) А так ли уж плохо иметь малое количество творцов - лидеров и большое количество квалифицированных думающих исполнителей? Ведь если каждый начнет только творить, то может начаться хоас?


Коллеги, с нетерпением, ждем Ваших мнений!!!!!!!!
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Извините, но непонятен статус этого обсуждения (кто мы такие, чтобы это обсуждать?) ни цель обсуждения (зачем это обсуждать, - во что это выльется все кроме разговоров?)

Если мы профессионалы, то можно обсуждать и рекомендовать какими могут быть профессионльные стандарты..высшего образования

Если мы - общественники, то можно обсудить как сделать себя легитимными, чтобы влиять на ход региональных и федеральных процессов изменения образования в интересах детей и взрослых.

Может быть мы - журналисты, если пишем на ВИП как в СМИ? Тогда цель понятна и благая - просвещение. Но не журналист ВИР... Извините...
Виктор Устинов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 06.09.2008, 01:57) <{POST_SNAPBACK}>
Извините, но непонятен статус этого обсуждения (кто мы такие, чтобы это обсуждать?) ни цель обсуждения (зачем это обсуждать, - во что это выльется все кроме разговоров?)

Если мы профессионалы, то можно обсуждать и рекомендовать какими могут быть профессионльные стандарты..высшего образования

Если мы - общественники, то можно обсудить как сделать себя легитимными, чтобы влиять на ход региональных и федеральных процессов изменения образования в интересах детей и взрослых.

Может быть мы - журналисты, если пишем на ВИП как в СМИ? Тогда цель понятна и благая - просвещение. Но не журналист ВИР... Извините...

ar.gif Уважаемый Владислав Иванович! Зачем задумываться над статусом, нет ничего дороже простого человеческого общения, особенно если общаются представители профессионального сообщества. Поговорим, обменяемся мнениями, "выпустим пар"
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Уважаемая Валентина Вячеславовна!
Можно я выскажу своё мнение по тем вопросам, которые меня лично задели?
1. Самая неприемлемая для меня мысль, это мысль о количестве творцов. Никак не могу согласиться. Творцами должны быть все. Творчество совсем не исключает исполнительности и способности "квалифицированно делать дело". В том-то и заключается наша проблема, что у нас творцов не так-то много. Да и система взрослой жизни как раз и не располагает к творчеству. Вообще-то, может это покажется кому-то смешным, но впечатление о том, как должен работать человек, у меня ещё в детские годы сформировал старый фильм "Королева бензоколонки".
2. Если учитель сам не понимает необходимость постоянного самоусовершенствования, то тут уже ничего не поделаешь. Но многое зависит от администрации. Наш директор, например, сам не просто идёт, а бежит вперёд. И мы за ним, насколько возможно, стараемся поспевать.
3. Что министр понимает под качественным образованием, я не знаю. Это ему виднее. Надо было во время интервью его подробнее об этом распросить. Но мне не нравится, что на филологический факультет может поступить абитуриент, получивший на вступительных экзаменах двойку по литературе. Мне не нравится массовая переквалификация институтов в уиниверситеты. Мне не нравится открытие вузовских филиалов . Во всём этом я не вижу заботы о качественном образовании.
Виктор Устинов ( Пользователь )
(Валентина Поликарпова @ 06.09.2008, 00:22) <{POST_SNAPBACK}>
Дорогие и уважаемые коллеги, участники и гости данного форума! 4 сентября 2008 года в Независимой газете было опубликовано интервью министра образования А. Фурсенко, в котором министр делится своими мыслями о высшем профессиональном образовании.
Представляя текст статьи, я в него добавлю свои пометки, так скажем, заметки на полях. Мне хочется отметить идеи, которые вызвали сомнение у меня или же наоборот, с которыми я полностью согласна. А есть в статье и неознозначные идеи.

ar.gif Валентина Вячеславовна, поддерживаю Андрея Александровича! Высшее образование в России должно быть на высоте. В ВУЗах должны учиться только те выпускники школ, которые проявили способности к обучению, тягу к знаниям. И преподавательский состав высших учебных заведений должен быть лучшим в мире. В отдельных "ВУЗах" бывшие двоечники уже преподавателями работают, выпускники двух слов без бумажки связать не могут. Если в СССР каждый руководитель должен был иметь партийный билет, то теперь пропуском на руководящую должность является диплом ВУЗа, при этом неважно какого качества. Таким образом весьма ограниченные люди попадают во власть на все уровни, включая руководство страной, в истории России их было достаточно, сколько бед они принесли народу!
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Я думаю, не стоит относиться к интервью без прочтения проекта программы развития образования, ссылка на которую была опубликована на заглавной странице (.doc). После этого многие слова министра звучат понятнее.
В целом я со всем согласен, а как это будет реализовываться - увидим.
Критерий №1 в проекте программы - удовлетворенность выпускника. Как именно она будет измеряться, пока вопрос, но в принципе мне это нравится.
Не уверен, что деньги на повышение квалификации нужно выделять ОУ - я бы заводил для каждого гражданина спецсчет, который можно расходовать только на обучение.
Про количество творцов звучит почти как "параллели Медведева" - в отрыве от смысла получается массовое опасение на вольности трактовки.
Про ВУЗы обычно звучат 2 темы:
- ах, наша система подготовки специалистов несопоставимо круче их 2-этапной бакалавриат-магистратура
- ах, наша молодежь неудержимо стремится к знаниям
Однако оценка качества наших молодых специалистов у всех вызывает серьезные претензии, если брать не отдельных индивидов, а в массе.
При этом давно известно, что "масса" грубо делится на 3 неравные категории:
- исполнители (примерно 2/3) - люди, получающие удовлетворение от хорошо выполненного процесса
- конструкторы (2/3 от оставшейся 1/3) - получающие удовольствие от создания новых процессов
- открыватели (оставшаяся 1/3) - получающие удовольствия от открытия новых закономерностей
Я думаю, под словом "творцы" министр подразумевал примерно 1/3 студентов, которых важно обеспечить по самому последнему слову науки.

В любом случае, проект программы предусматривает непрерывное образование, доступ к нему и инициативу "снизу", а не "утиный" подход (когда кормят силой).

В целом, подход мне нравится - кто и как будет реализовывать?
Свинья, как известно, в деталях
Валентина Поликарпова ( Пользователь )
Спасибо, коллеги, что поддержали разговор!
Мне тоже во многом идеи, изложенные в статье, нравятся.
Ну не может любой человек получать высшее образование, ведь практически в каждой книге по психологии школьного возраста указано, что четверть учащихся - неуспевающих - это нормально. Поэтому введение минимального проходного балла за ЕГЭ мне нравится. Возможно, тогда старшеклассники начнут ответственее подходить к своему школьному образованию.
Наличие большого количества вузов с непонятными названиями тоже не вдохновляет... На 5 канале в Питере был проведен эксперимент. Людям на улице показывали несколько карточек с непонятными названиями университетов и предлагалось объснить, каких специалистов такие вузы могут готовить. В-общем, никто не угадал, многие даже смеялись, читая непонятные названия.

(МЭК @ 06.09.2008, 11:27) <{POST_SNAPBACK}>
Не уверен, что деньги на повышение квалификации нужно выделять ОУ - я бы заводил для каждого гражданина спецсчет, который можно расходовать только на обучение.

Очень интересное предложение! Мне кажется оно поможет даже сэкономить деньги на тех, кто не хочет учиться, познавать новое.

Давайте создадим, так называемые, рекомендации педагогической общественности для министерства! Может, прислушаются! smile.gif
Виктор Устинов ( Пользователь )
(МЭК @ 06.09.2008, 11:27) <{POST_SNAPBACK}>
Не уверен, что деньги на повышение квалификации нужно выделять ОУ - я бы заводил для каждого гражданина спецсчет, который можно расходовать только на обучение.

ar.gif Не нужно подрывать материальную базу существующих институтов повышения квалификации педагогов, структура сложилась, нужно её улучшать. Главная беда, на мой взглад, это низкий уровень требований к слушателям курсов. Свидетельства, как правило, получают все, те кто учился добросовестно, и те кто прогуливал занятия.
Для каждого выпуска слушателей курсов повышения квалификации должен быть серъёзный экзамен, авторитетная экзаменационная комиссия. Те, кто не сдали экзамен не должны получать документов об окончании курсов, а деньги затраченные на их обучение должны удерживаться из их зарплаты.
Валентина Поликарпова ( Пользователь )
(Виктор Устинов @ 07.09.2008, 20:28) <{POST_SNAPBACK}>
ar.gif Не нужно подрывать материальную базу существующих институтов повышения квалификации педагогов, структура сложилась, нужно её улучшать. Главная беда, на мой взглад, это низкий уровень требований к слушателям курсов. Свидетельства, как правило, получают все, те кто учился добросовестно, и те кто прогуливал занятия.
Для каждого выпуска слушателей курсов повышения квалификации должен быть серъёзный экзамен, авторитетная экзаменационная комиссия. Те, кто не сдали экзамен не должны получать документов об окончании курсов, а деньги затраченные на их обучение должны удерживаться из их зарплаты.

Про экзамены Вы всё правильно говорите. yes.gif Но...

Как я поняла планы министерства образования по поводу закрытия ВУЗов, что никто их закрывать сверху не станет, они сами должны побилнуть в силу малой востребованности населения. Может быть, также поступить с учреждениями повышения квалификации. Когда, в нашем случае учитель, начнет самостоятельно выбирать учреждение, в котором поучиться, невостребованные сами собой закроются. Ведь для того, чтобы улучшить структуру этих учреждений, необходимо понять, какие из них дают качественное образование, а какие только бумажку.

Вот и возвращаемся опять же к цитированию интервью министра smile.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+