Личный кабинет

Нецензурная словесность

Почему педагогика игнорирует сие явление?
Валерий Мир ( Пользователь )
За все годы своей учёбы (в школе, в институте), а также такие же годы учёбы моей дочери не помню, чтобы на уроках, публично, преподавателями была бы поднята проблема мата, нецензурных выражений. И это при том, что проблема эта всегда напрямую касалась и касается каждого из нас.
Более половины населения в той или иной мере пользуются этими выражениями – кто чаще, кто реже. Но пользуется.
Остальные же против своей воли вынуждены выслушивать сии рулады не один раз в день.
Однако наша официальная педагогика явления этого как будто вовсе не замечает. Почему же? – хотелось бы знать.
Если в советские времена ещё существовали какие-то ограничения на публичное употребление нецензурной лексики, то сегодня все эти законодательные запреты полностью сняты.
В результате с точки зрения противников подобной лексики (к коим я отношу и себя) ситуация сегодня повсюду стала просто нестерпимой.
Сегодня употребление мата стало не только вседозволенным, но и открыто-вызывающим и предельно агрессивным, невзирая на лица и обстоятельства.
Зато в каждой школе в кабинете литературы по-прежнему висит плакат:

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...»
А. П. Чехов.

Какие же «прекрасные мысли» рождаются у учеников и отдельных их преподавателей, постоянно подыскивающих для своей речи выражения, которые при всём желании я не рискнул бы назвать «прекрасными»?
Как эти мысли и выражения соседствуют с преподаванием в учебных заведениях эстетических начал – той же литературной классики, к примеру?
И укладывается ли вообще нецензурная речь в понятия «культура», «культурный человек» и, в частности, в понятие «культура российская»?
Хотелось бы услышать мнение на этот счёт уважаемых участников данного форума.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Валерий Мир @ 05.09.2008, 00:30) <{POST_SNAPBACK}>
За все годы своей учёбы (в школе, в институте), а также такие же годы учёбы моей дочери не помню, чтобы на уроках, публично, преподавателями была бы поднята проблема мата, нецензурных выражений. И это при том, что проблема эта всегда напрямую касалась и касается каждого из нас.
Более половины населения в той или иной мере пользуются этими выражениями – кто чаще, кто реже. Но пользуется.
Остальные же против своей воли вынуждены выслушивать сии рулады не один раз в день.
Однако наша официальная педагогика явления этого как будто вовсе не замечает. Почему же? – хотелось бы знать.
Если в советские времена ещё существовали какие-то ограничения на публичное употребление нецензурной лексики, то сегодня все эти законодательные запреты полностью сняты.
В результате с точки зрения противников подобной лексики (к коим я отношу и себя) ситуация сегодня повсюду стала просто нестерпимой.
Сегодня употребление мата стало не только вседозволенным, но и открыто-вызывающим и предельно агрессивным, невзирая на лица и обстоятельства.
Зато в каждой школе в кабинете литературы по-прежнему висит плакат:

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...»
А. П. Чехов.

Какие же «прекрасные мысли» рождаются у учеников и отдельных их преподавателей, постоянно подыскивающих для своей речи выражения, которые при всём желании я не рискнул бы назвать «прекрасными»?
Как эти мысли и выражения соседствуют с преподаванием в учебных заведениях эстетических начал – той же литературной классики, к примеру?
И укладывается ли вообще нецензурная речь в понятия «культура», «культурный человек» и, в частности, в понятие «культура российская»?
Хотелось бы услышать мнение на этот счёт уважаемых участников данного форума.


Игнорируется исчезает из школы сама словесность, русская литература, классика, МХК... Изящная - вторично, ведь прежде асего со СМИ несется сплошной "фак" cool.gif cool.gif cool.gif .
Валерий Мир ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 05.09.2008, 00:34) <{POST_SNAPBACK}>
Игнорируется исчезает из школы сама словесность, русская литература, классика, МХК... Изящная - вторично, ведь прежде асего со СМИ несется сплошной "фак" cool.gif cool.gif cool.gif .

А это всё - звенья одной и той же цепи. В которой, как я полагаю (и это сугубо личное моё мнение), нет "вторичных" звеньев. Они все первичные.

И хорошо бы всё это рассматривать, действительно, в комплексе.

Хотя и от отдельного разговора о любом из этих "звеньев", думаю, тоже был бы толк.

Можно открыть (по такому случаю) и ещё ряд подобных же тем, если есть желание. Думаю, хуже не будет.
Назрело уже давно.
Сергей Серебряков ( Пользователь )
(Валерий Мир @ 05.09.2008, 00:52) <{POST_SNAPBACK}>
Назрело уже давно.

Действительно, назрело. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции от 500 до 2500 рублей или административный арестна срок до 15 суток (ст.20.1.Мелкое хулиганство), но применить эти меры довольно трудно. Процесс замучает. Как член комиссии по делам несовершеннолетних сталкивался с такими делами. Одноклассники (сокурсники) стеной становятся - "Он только "БЛИН" сказал"...
СМИ, киноиндустрия - вот кого нужно прищучить!
Если говорить о работе в этом направлении школы, то не вводить же специальные уроки... Как-то встретил информацию о том, что в некой организации был издан документ, запрещающий применение нецензурных и грубых слов и выражений, приведённых в приложении на нескольких страницах!.. А реагировать на нецензурщину необходимо немедленно.
Валерий Мир ( Пользователь )
(Sergey Serebryakov @ 07.09.2008, 23:02) <{POST_SNAPBACK}>
Действительно, назрело. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции от 500 до 2500 рублей или административный арестна срок до 15 суток (ст.20.1.Мелкое хулиганство), но применить эти меры довольно трудно. Процесс замучает. Как член комиссии по делам несовершеннолетних сталкивался с такими делами. Одноклассники (сокурсники) стеной становятся - "Он только "БЛИН" сказал"...
СМИ, киноиндустрия - вот кого нужно прищучить!
Если говорить о работе в этом направлении школы, то не вводить же специальные уроки... Как-то встретил информацию о том, что в некой организации был издан документ, запрещающий применение нецензурных и грубых слов и выражений, приведённых в приложении на нескольких страницах!.. А реагировать на нецензурщину необходимо немедленно.

Спасибо за поддержку, уважаемый Сергей Николаевич.
Полностью с Вами согласен, что реагировать надо немедленно. Тем более, что, подозреваю, сегодня в нашем обществе мало кто понимает, какие мощные силы великолепно организованного «матерного лобби» атакуют всех нас практически круглосуточно и непрерывно. Во главе с руководителем российского Агентства по культуре (!) г-ном Швыдким, абсолютно открыто давно уже выступающим за легальное употребление матерной лексики и за изгнание Пушкина из школьных программ.
(Практически полное олицетворение школьного учителя музыки из «Республики ШКИД», не находите? Того самого, распевающего вместе с детьми «Не женитесь на курсистках – они толсты как сосиски!».)
Всему этому негативу, стремительно разрушающему российскую культуру, давно уже необходимо начать выстраивать такой же организованный заслон.
Но со СМИ, киноиндустрией и остальными им подобными мощными средствами матерного лобби нам сегодня пока не справиться.
Остаётся только школа и общественная самоорганизация.
Да ещё надежда на то, что на эту давно уже наболевшую проблему когда-нибудь, но всё-таки обратит внимание высокое начальство российского министерства образования. И займётся ею всерьёз и надолго.
Иначе словосочетание «российская культура» в глазах всех иностранцев так и будет ассоциироваться, в первую очередь, с русским матом – а потом уже со всеми остальными культурными достижениями. Как это давно уже происходит на практике.

Именно поэтому я и предлагаю: школьным преподавателям не ждать указания высокого начальства свыше (которое может и не придти), а проявить инициативу самим, начав уже сегодня обсуждение проблемы сегодняшнего разгула матерной лексики и сквернословия в рамках хотя бы факультативных занятий. И даже, по возможности – включать эту тему в школьные сочинения. Уверен, при реализации этого предложения нас ждут ещё великие открытия-откровения от самих же ребятишек.
Зато какое же это будет мощнейшее воспитательное средство! И не только детей, но и самих взрослых!
Сергей Серебряков ( Пользователь )
(Валерий Мир @ 08.09.2008, 00:25) <{POST_SNAPBACK}>
Именно поэтому я и предлагаю: школьным преподавателям не ждать указания высокого начальства свыше (которое может и не придти), а проявить инициативу самим, начав уже сегодня обсуждение проблемы сегодняшнего разгула матерной лексики и сквернословия в рамках хотя бы факультативных занятий. И даже, по возможности – включать эту тему в школьные сочинения. Уверен, при реализации этого предложения нас ждут ещё великие открытия-откровения от самих же ребятишек.
Зато какое же это будет мощнейшее воспитательное средство! И не только детей, но и самих взрослых!

Ваше предложени больше касается учителей-словесников. Как классный руководитель могу сказать, что тема эта частенько поднимается на классных часах, в т.ч. и по указаниям свыше. Беда в том, что кроме школы есть ещё дядя Петя во дворе, тётя Дуся в табачном киоске и т.д.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Цитата (Sergey Serebryakov, 07.09.2008, 23:02) <{POST_SNAPBACK}>
Действительно, назрело. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции от 500 до 2500 рублей или административный арестна срок до 15 суток (ст.20.1.Мелкое хулиганство), но применить эти меры довольно трудно. Процесс замучает. Как член комиссии по делам несовершеннолетних сталкивался с такими делами. Одноклассники (сокурсники) стеной становятся - "Он только "БЛИН" сказал"...




Включите МТВ, НТВ, 1 канал, РТР и сосчитайте количество "пиков" и полупиков (с первым слогом, чтоб было понятно), вместо мата с экрана в день. Получится ГОРАЗДО больше, чем в жизни, остается умножить на аудиторию... Во, блин! :sarcastic:
Я к тому, что сумму штрафа( нет - ввести) за просмотр такого "кино" надо отдавать не в казну, а каждому слышащему.
Валерий Мир ( Пользователь )
(Sergey Serebryakov @ 10.09.2008, 22:19) <{POST_SNAPBACK}>
Ваше предложение больше касается учителей-словесников. Как классный руководитель могу сказать, что тема эта частенько поднимается на классных часах, в т.ч. и по указаниям свыше. Беда в том, что кроме школы есть ещё дядя Петя во дворе, тётя Дуся в табачном киоске и т.д.

Думаю, основная наша беда не в наличии грязи, а в нашей слабой способности ей противостоять. А часто даже - и в нашем нежелании.
Классные часы - это, конечно же, хорошо и нужно, но, согласитесь - далеко недостаточно. Раз всё это дядя Петя и тётя Дуся легко перебивают.
В том-то всё и дело, что тема эта касается не только словесников, но и всех преподавателей без исключения.
Также, как и курение в школе. Поскольку речь здесь идёт не просто о чистоте языка, а о нравственном воспитании молодого поколения, которое, по моему твёрдому убеждению, сегодня в нашей стране в полном провале.
А каково воспитание - таковы и его плоды.
Поэтому, чтобы не доводить дело до полного нравственного краха и культурного одичания нашего народа, надо уже сегодня принимать все возможные меры для противостояния мощному и хорошо организованному антикультурному лобби.
Может показаться, что я сгущаю краски. Вовсе нет.
Посмотрите на Америку, послушайте Михаила Задорнова. Американский цинизм и агрессивнейшая похабщина в сфере культуры давно уже завоевали весь мир, буквально шквалом ворвавшись и в нашу страну.
И всё это встретилось с нашей традиционной русской ленью в области противостояния бытовой культурной грязи.
Результат – перед нами. За двадцать лет пресловутой «перестройки»-перекройки-перетряски-перестрелки в России выросло поколение, которое, за очень и очень редким исключением, Пушкина и других русских классиков давно уже в упор не видит, с упоением (именно!) уже с младых ногтей буквально впитывая в себя всю моральную и нравственную грязь окружающего мира – и другой жизни просто не знает! Вот в чём беда.
Поэтому в противостоянии всей этой нечисти для всех нас жизненно важно сегодня не просто дежурно и чисто формально объяснять молодому поколению пагубность бездумного либо специального загрязнения речи матерными «эпитетами». (Оно, это поколение, сегодня уже само великолепно объяснит кому угодно и где угодно – но прямо противоположное!)
Важно объединить старания всех работающих в этом направлении – и максимально, в разы! – усилить их.
Жизненно необходим раздел «За чистоту языка» в учебниках по культуре. На всех уровнях системы образования и обучения.
А также общественная самоорганизация в этом отношении в КАЖДОМ учебном заведении. Под лозунгом, к примеру, «От дикости – к цивилизованности».
С обязательным объяснением учащимся, что мат – это вовсе не «прикольно».
А обыкновенная привычка к МОРАЛЬНОЙ ГРЯЗИ. (Выражение «Русская свинья» далеко ли от истины?)
Привычка к ПЕРВОБЫТНОЙ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ НА ВСЁМ, ЧТО НИЖЕ ПОЯСА.
ДА ЕЩЁ И С ЦИНИЧНОЙ И АГРЕССИВНОЙ ПЕРВОБЫТНОЙ ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ОНОГО!
«Хочешь быть животным – крой матом!»
Вот, наверное, примерно в таком духе.
Всё это же так просто.

За любыми культурными растениями надо долго и тщательно ухаживать.
Это только сорняки растут сами.
Вот сегодня всё наше поле сорняками и заросло. Давно полоть пора. Если, конечно, мы хотим вырастить урожай культур, а не сорняков.
Валерий Мир ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 10.09.2008, 22:41) <{POST_SNAPBACK}>
Бросте Вы... Включите МТВ, НТВ, 1 канал, РТР и сосчитайте количество "пиков" и полупиков(с первым слогом, чтоб было понятно, вместо мата с экрана в день. Получится ГОРАЗДО больше, чем в жизни, остается умножить на аудиторию...Во, блин! sarcastic.gif
Я к тому, что сумму штрафа( нет - ввести) за просмотр такого "кино" надо отдавать не в казну, а каждому слышащему.

Вот общественная организация смогла бы решить и этот, также наиважнейший, вопрос - решить организованно и эффективно.
А так - одни эмоции и выпускание пара. Разве нет?
Игорь Каклюгин ( Пользователь )
А при мне школьники не матерятся. Боятся, наверное... Больно это очень - при мне выражаться.

"Мы тебя учим. Т.е. доводим до тебя определённую информацию. Основной способ восприятия для человека - вербальный. Если ты не понимаешь вербально, то информацию до тебя всё равно доведут - только тактильно...". Примерно так вот я им и объясняю, почему после употребления не тех слов начинают болеть те части организма, которые самой природой предназначены для скорого мягкого отеческого вразумления без вреда для здоровья.

Главное - не давать спуска и быть последовательным в своих действиях.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+