Личный кабинет

Компетенция и компетентность в школе - 2

Продолжаем: больше человечности
Вячеслав Зайчиков ( Пользователь )
Владислав Иванович, первым откликнувшийся, и все поддержавшие - приглашаются для продолжения толерантного поиска путей продвижения в школьные головы и руки компетенций и компетентностей.
Вячеслав Зайчиков ( Пользователь )
Позволю себе напомнить, что школа не является (или не должна являться) изолированным государственным институтом.

Далее - цитаты: "В настоящее время парадигма, исповедуемая традиционной школой, не удовлетворяет высшую школу, родителей, общественность, промышленность. Выпускник школы, а также высшей школы, обучение которых было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении всей жизни. Последнее является совершенно необходимым требованием в связи с постоянно изменяющимися и обновляющимися условиями труда и ускоряющимся развитием.
Кроме того, явления подростковой и молодежной агрессивности, преступности, наркомании и другие социально негативные явления связаны с тем, что традиционная школа не в состоянии по-настоящему заинтересовать молодых людей в учении. Традиционные формы не дают возможности подросткам и молодым людям раскрыть свой творческий потенциал и пережить опыт успешной самостоятельной и ответственной дейтельности."
Вячеслав Зайчиков ( Пользователь )
Продолжаю цитировать:
"Учителя и ученики в неменьшей степени заинтересованы в переменах. Изменения не могут происходить путем "внедрения" или "разнарядки", но требуют деятельного участия, заинтересованности и вовлеченности самих участников, которых касаются эти изменения."

"Общий знаменатель нового подхода реформирования обучения заключается в разработке и освоении таких организованных форм учения, когда акцент переносится с преподавательской активности учителя, который планирует, ставит задачи, задает вопросы, оценивает - преподает в самом широком смысле, на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников. При этом сами новые формы и способы учения, предлагаемые школам для освоения, разработаны таким образом, чтобы внутри этой деятельности учащиеся могли развертывать, развивать, формировать максимально полным образом базовые или ключевые компетентности - качества или способности человека, выделенные в мире труда как необходимые свойства сотрудника в любой области деятельности, называемые ключевыми или базовыми в силу того, что они носят надпрофессиональный характер."

Кажется все ясно - есть проблемы, есть желание и инструменты помощи - человечность есть (и в терминах и в подходах).
Артем Андреев ( Пользователь )
(ZaychikoV @ 02.09.2008, 9:58) <{POST_SNAPBACK}>
Я присоединяюсь к тем, кто образовательные компетенции понимает как результат развития основополагающих способностей, которые приобретаются самим индивидуумом и позволяют достигать людям личностно значимых для них целей.

Лично мне в понимании данного утверждения мешают два вопроса:
1. Что понимается под основополагающими способностями?
2. Если образовательные компетенции напрямую связаны с личностно значимыми для ученика целями, то любая компетенция получается сугубо индивидуальной. И тогда что с оцениванием большие проблемы, а уж что с этими компетенциями можно делать в рамках школы - вообще непонятно. Наверное я чего-то недопонял?
Вячеслав Зайчиков ( Пользователь )
(Артем @ 02.09.2008, 11:42) <{POST_SNAPBACK}>
Лично мне в понимании данного утверждения мешают два вопроса:
1. Что понимается под основополагающими способностями?
2. Если образовательные компетенции напрямую связаны с личностно значимыми для ученика целями, то любая компетенция получается сугубо индивидуальной. И тогда что с оцениванием большие проблемы, а уж что с этими компетенциями можно делать в рамках школы - вообще непонятно. Наверное я чего-то недопонял?


Согласен, что новое нужно не только называть, но и диагностировать. Как?
Договоримся, что конечная цель - определить степень действительной развитости или сформированности (неразвитости/несформированности) данной компетентности в ситуации естественной жизни, профессиональной деятельности или УЧЕНИЯ, а не только в ситуации экзамена. Соискателю сначала предлагается ознакомиться с содержанием данной компетенции, в каких конкретных действиях может проявляться ее сформированность и какие требования предъявляются к ее подтверждениям. На этой основе учащийся проводит наблюдения и протоколирование своих жизненных, профессиональных или учебных ситуаций, собирает необходимые подтверждения и представляет аттестационной комиссии.
Появляются новые вопросы? Возможно ли такое в школе? Хорошо бы, чтобы стало так.
Эльвира Пустынкина ( Пользователь )
Было очень интересно читать высказывания, различные сомнения, вопросы по поводу компетентности и компетентностного подхода. На августовской конференции специалистов социально-психологической службы была ведущей дискуссии, посвященной этому вопросу. Конечно, тема не простая, и в нашем разговоре было больше вопросов. Но радует, что специалисты понимают необходимость изменений качества образования. Важно не обладание огромными теоретическими знаниями, которыми сейчас "нашпиговывают" учащихся (причем: 1. многие эти знания быстро и благополучно будут забыты, т.к. не используются детьми. 2. если ответственный ребенок полностью выполняет задания, у него совершенно не остается времени, многие из них сидят по ночам. и т.д.) А умением при необходимости найти интересующую информацию, эффективно воспользоваться этими знаниями (многие дети, как здесь уже говорилось, не умеют использовать свои знания).
Даже при условии, что человек обладает высокими ЗУНами, они не могут сделать его успешным, т.к. важен еще и личностный компонент, наличие у человека мотивации, ценностных ориентиров, умения использовать вариативные подходы к проблеме, творчески мыслить, умение ставить цели и т.д.
Необходимость введения «компетентностностного подхода» не отменяет того, что уже наработано в российском образовании. Можно считать, что «компетентностный подход» понятие более широкое и включает в себя ориентацию на развитие знаний, умений и навыков. Кроме того, важным отличием является то, что у учащихся кроме ЗУНов необходимо формировать умения эффективно использовать свои знания и приобретенный опыт, исходя из сложившейся ситуации, способности действовать самостоятельно и уметь оценивать результат своих действий, делать определенные выводы по результатам своих действий и т.д.
Несомненно, внедрение этого в российское образование потребует определенные затраты (финансирование, обучение кадров, методическое и технологическое оснащение и т.д.)
Вячеслав Зайчиков ( Пользователь )
Эльвира Юрьевна, чуствуете, как требуется помощь специалистов по мотивации и смыслам, чтобы что-то изменить, а изменить нужно многое.
Игорь Каклюгин ( Пользователь )
Вячеслав Михайлович!
А кроме меня у нас тут есть хоть один рязанский учитель?

Развлекался тут опросом среди коллег на тему "Компетенции и компетентности". Вас мнение рядовых учителей интересует? И если ДА, то в виде цитат или всё же провести литературную обработку...

Повторю ещё раз простую до идиотизма мысль: прежде, чем взамен старого предлагать новое, стоит заставить старое работать хотя бы на 80% расчётной мощности и внимательно посмотреть, что там не так.

А то у нас тут с Вами сплошной "Интернационал" получается. В реалиях нашей родины на ломать средства будут, а вот на "а за тем... " - нет.

Кстати, 99.5% опрошеных собираются "компетенции и компетентности" использовать только в отчётных бумагах в качестве парольного слова. Словесные коментарии, как выше говорил, опущу, дабы не обидеть.
Михаил Крекин ( Пользователь )
(Эльвира Юрьевна Пустынкина @ 12.09.2008, 17:32) <{POST_SNAPBACK}>
Можно считать, что «компетентностный подход» понятие более широкое и включает в себя ориентацию на развитие знаний, умений и навыков. Кроме того, важным отличием является то, что у учащихся кроме ЗУНов необходимо формировать умения эффективно использовать свои знания

...а еще навыки использования умений, знания об использовании навыков, умения применения навыков...

и еще множество комбинаций из слов, чтобы оправдать высосанный из пальца термин.

Вот, уж, точно, «без специалиста по смыслам» не обойтись.

PS Можете не переживать. В отчеты мы «компетенции» успешно вляпаем вместе с другим новомодным пустословием. Там смысл не требуется

PPS У слова tolerance (в любимом ныне значением) тоже есть русский перевод — терпимость.

PPPS Простите великодушно внука крестьянина Рязанской губернии и чернорабочего из Москвы за его неаристократическую привычку общаться русским языком вместо смеси аглицкого с нижегородским wink.gif
Вячеслав Зайчиков ( Пользователь )
(Борода @ 12.09.2008, 20:36) <{POST_SNAPBACK}>
Вячеслав Михайлович!
А кроме меня у нас тут есть хоть один рязанский учитель?
Вас мнение рядовых учителей интересует?


"Каждое мнение очень важно для каждого. И потомки рязанских учителей, как видите, помнят о нас с Вами и охотно отзываются своим наболевшим."

Повторю ещё раз простую до идиотизма мысль: прежде, чем взамен старого предлагать новое,

"Помню, что году в 1992 мне много раз приходилось слышать "DOS превыше всего". Может быть, так оно и осталось, но только в 1992 году."

Кстати, 99.5% опрошеных собираются "компетенции и компетентности" использовать только в отчётных бумагах в качестве парольного слова.

"И это уже неплохо - выработается привычка повторять, пусть и не к месту, ключевое слово."

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+