Личный кабинет

Что понимать под содержанием образования?

Имеет ли учитель и родитель право думать?
Игорь Галкин ( Пользователь )
Под содержанием образования можно понимать только одно - это то, что написано в учебниках и то, что рассказывает учитель по программе. Всё, что обсуждаем сейчас по теме "содержание образования" это формы, методы, способы, методики, реалии образования, но не содержание. А главная проблема образования это не как мы научим, а чему научим.
Вот тут-то учитель не имеет никаких прав, в том числе не имеет права думать. Всё написано, всё расписано, шаг в сторону - расстрел.
Кстати, не имеет права думать и родитель.
Предположим, я - учитель, который готовится к уроку или родитель, который проверяет знания своего чада.
Тема урока - круговорот воды в природе. Предположим так же, что и учитель, и родитель не обычные, а думающие.
Напомню, что круговорот воды в природе это когда вода испаряется, потом выпадает осадками, затем снова стекает в океан. Вода никуда не исчезает и новая не появляется. Одним словом - круговорот.
Чтобы открыть этот закон на научной основе, нужно в течении хотя бы 1000 лет взвешивать всю (!) воду на планете, а так же взвешивать всю испаряющуюся воду и всю возвращающуюся в океан.
Если общее количество воды на планете будет неизменным и дебит будет равен кредиту, и будет доказано, что вся вода участвует в круговороте, то можно будет осторожно предположить, что существует круговорот воды в природе, продолжая, впрочем, измерения.
Возможны такие исследования? Нет, не возможны.
Круговорот воды в природе - закон от фонаря. Пук в лужу - и пошли круги по учебникам. Нужен такой лжезакон молодым? Реальность может оказаться совсем другой, в том числе ужасной.
Такая же история с круговоротом углерода в природе, с круговоротом азота и другими круговоротами. Никто, ничего не измерял и сделать это не возможно.
Если какой учитель или родитель додумался до нестыковки содержания учебника с реальностью, тем хуже для них. Правду говорить нельзя - детям сдавать экзамены и учиться дальше.
Поэтому решать вопрос содержания образования нужно всем учительским и родительским миром.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Уважаемый Игорь Николаевич!
К сожалению, вы правы: вопрос о содержании образования серьёзно у нас не рассматривается и не решается. Введение различного рода элективных и факультативных курсов, ОПК , на мой взгляд, коренным образом проблему не решает. даже в чём-то вредит. Мне кажется, помогло бы определиться в этом вопросе изучение философии нашими чиновниками, но они её не изучают, а мнение общественности им неинтересно. Что касается учителей-предметники, то для каждого из них важнее, конечно, преподавание своего предмета.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
Уважаемый Игорь Николаевич!
К сожалению, вы правы: вопрос о содержании образования серьёзно у нас не рассматривается и не решается. Введение различного рода элективных и факультативных курсов, ОПК , на мой взгляд, коренным образом проблему не решает. Даже в чём-то просто вредит. Мне кажется, помогло бы определиться в этом вопросе изучение философии нашими чиновниками, но они её не изучают, а мнение общественности им не интересно.. Что касается учителей-предметники, то для каждого из них важнее, конечно, преподавание своего предмета.
Владимир Лезов ( Пользователь )
Что понимать под содержанием образования? Имеет ли учитель и родитель право думать?

Ответ на второй вопрос есть в Конституции. Что касается первого, он освещен в Законе «Об образовании» и представляет целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. В этом документе также есть и основные элементы системы образования. Только мне не понятно, почему процесс познания действительности не входит в эту совокупность?
Анатолий Булатов ( Пользователь )
(Галкин Игорь @ 29.08.2008, 11:36) <{POST_SNAPBACK}>
Под содержанием образования можно понимать только одно - это то, что написано в учебниках и то, что рассказывает учитель по программе. Всё, что обсуждаем сейчас по теме "содержание образования" это формы, методы, способы, методики, реалии образования, но не содержание. А главная проблема образования это не как мы научим, а чему научим.
Вот тут-то учитель не имеет никаких прав, в том числе не имеет права думать. Всё написано, всё расписано, шаг в сторону - расстрел.
Кстати, не имеет права думать и родитель.
Предположим, я - учитель, который готовится к уроку или родитель, который проверяет знания своего чада.
Тема урока - круговорот воды в природе. Предположим так же, что и учитель, и родитель не обычные, а думающие.
Напомню, что круговорот воды в природе это когда вода испаряется, потом выпадает осадками, затем снова стекает в океан. Вода никуда не исчезает и новая не появляется. Одним словом - круговорот.
Чтобы открыть этот закон на научной основе, нужно в течении хотя бы 1000 лет взвешивать всю (!) воду на планете, а так же взвешивать всю испаряющуюся воду и всю возвращающуюся в океан.
Если общее количество воды на планете будет неизменным и дебит будет равен кредиту, и будет доказано, что вся вода участвует в круговороте, то можно будет осторожно предположить, что существует круговорот воды в природе, продолжая, впрочем, измерения.
Возможны такие исследования? Нет, не возможны.
Круговорот воды в природе - закон от фонаря. Пук в лужу - и пошли круги по учебникам. Нужен такой лжезакон молодым? Реальность может оказаться совсем другой, в том числе ужасной.
Такая же история с круговоротом углерода в природе, с круговоротом азота и другими круговоротами. Никто, ничего не измерял и сделать это не возможно.
Если какой учитель или родитель додумался до нестыковки содержания учебника с реальностью, тем хуже для них. Правду говорить нельзя - детям сдавать экзамены и учиться дальше.
Поэтому решать вопрос содержания образования нужно всем учительским и родительским миром.

Уважаемый Игорь Николаевич.
Вы даже не представляете, какой актуальный вопрос вы задали.

Немного отступление от основной мысли. По поводу закона я с вами не согласен. Там говорится, что вода крутится, вот это важно показать ребенку, переход из одногл состояния в другое. О балансе воды речи не идет.
Как я понимаю процесс образования, это не прямой путь, а по спирали. В начальной школе даются азы, что есть переход и все. В средней школе еще раз возвращаются к этому закону и определяют условия перехода, температуру, давление и прочее. В институте опять могут вернуться к нему, уже с точки зрения энтальпии и прочего. Кто то на этом этапе или на следующем задумается и о ваших балансах. Все это как раз и обобщается в философии. Кстати в философии еще раз вернутся к этому закону и добавят новые знания.

Ваши сомнения по поводу «лжезаконов» надо еще доказать. Ну улетучивается часть, что это меняет? Преобразования из одного в другое все равно идет. И это надо прежде знать, чем составлять балансы.

Наверно вполне найдутся учителя, разделяющие точку зрения, что это «лжезаконы», но я не хотел бы, что бы они навязывали детям эти свои компетенции.

С другой стороны и учебники не совершенны и многие разделы даны похабно, плохо, что делать? Может искать другие учебники, но суть вопроса не должна изменятся. Если круговорот, то только круговорот. И дети должны знать, что он есть и осознанно о нем рассказать. И не должно быть такого обучения, когда его уберут из рассмотрения и заменят чем то другим, пусть даже по их мнению более важным, ну например разберутся, что такое молния.

Я так и не понял, ваше Игорь Николаевич мнение по этому вопросу.

Меня беспокоит, как раз то, что со следующего года как раз, как я понял и хотят ввести, что бы учитель сам определял чему учит в рамках довольно широкого раздела и уже может быть случай, что о круговороте воды учить детей не будут, а заострят внимание учеников на чем то другом.

Верно я понимаю или нет? Учителя, помогите разобраться.
Игорь Фортунатов ( Пользователь )
Цитата (Галкин Игорь, 29.08.2008, 10:36) <{POST_SNAPBACK}>
Под содержанием образования можно понимать только одно - это то, что написано в учебниках и то, что рассказывает учитель по программе. Всё, что обсуждаем сейчас по теме "содержание образования" это формы, методы, способы, методики, реалии образования, но не содержание. А главная проблема образования это не как мы научим, а чему научим.
Вот тут-то учитель не имеет никаких прав, в том числе не имеет права думать. Всё написано, всё расписано, шаг в сторону - расстрел.
Кстати, не имеет права думать и родитель.

Кстати , определимся в терминологии. Что Вы понимаете под словом "думать"?
ПавелМ ( Пользователь )
Цитата (Галкин Игорь, 29.08.2008, 10:36) <{POST_SNAPBACK}>
Кстати, не имеет права думать и родитель.


Мне тоже так раньше казалось, но мне это не нравилось, решил опровергнуть. Вполне удачно. Так что это миф!
Анна Александрова ( Пользователь )
У меня тоже пока получается... Думаю, что дурацкий миф сыграл хоть какую-то положительную роль: это был ха-ароший пинок под... прошу прощения, миф пробудил ответный творческий импульс...
ПавелМ ( Пользователь )
Цитата (Анна Александрова, 15.09.2010, 09:01) <{POST_SNAPBACK}>
У меня тоже пока получается... Думаю, что дурацкий миф сыграл хоть какую-то положительную роль: это был ха-ароший пинок под... прошу прощения, миф пробудил ответный творческий импульс...


Да, согласен! Миф породил действие!
Александр Гольдин ( Пользователь )
Цитата (Галкин Игорь, 29.08.2008, 12:36) <{POST_SNAPBACK}>
Под содержанием образования можно понимать только одно - это то, что написано в учебниках и то, что рассказывает учитель по программе.

Совсем не так. То, что Вы написали — это не содержание образования, а совокупность познавательных объектов, учебный материал. Он как раз большого значения не имеет. А содержание образования — это совокупность предметностей познавательной деятельности ребенка, вот эти предметности, действительно, очень важны.

Пример: не столь важно, изучать ли по математике свойства параллелограмма или четыре замечательные точки в треугольнике. Предметность деятельности в данном случае одна: работа с абстрактными понятиями, развитие определенных сторон мышления у ребенка. Последнее несравнимо важнее, чем "усвоение" свойств параллелограмма.


Цитата (Анатолий Булатов, 01.09.2008, 22:53) <{POST_SNAPBACK}>
и уже может быть случай, что о круговороте воды учить детей не будут, а заострят внимание учеников на чем то другом.

Если учитель просто заменяет один учебный материал другим, ничего не меняя в содержании образования — хрен редьки не слаще. Дело ведь не в этом совсем. Идея отобрать некие "базовые знания" (типа круговорота воды в природе), скомплектовать их в единые программы и силовым образом впендюрить детям в нашу эпоху информационного взрыва уже не работает.

Не работаем она по двум причинам. Во-первых, дети "не берут" то, что мы "даем", сопротивляются (и правильно делают). Во-вторых, и это главное, объем информации (и вообще, весь массив культуры) настолько велик, что, как бы мы не отбирали, за бортом останется очень и очень многое.

Выход, собственно, прост: содержанием образования должно быть не "пропихивание" некоего "базового набора знаний" (который давно уже никакой не базовый!), а развитие у ребенка личных средств познания мира, чтобы он мог самостоятельно двигаться в мире большой культуры.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+