Личный кабинет

Компетентность учителя как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей.

.
Нагима Ажгельдиева ( Пользователь )
Компетентность педагога-необходимое условие для формирования и развития компетентностей обучающихся. И в настоящее время перед учителем-предметником стоит задача овладения базовой компетентностью в сфере ИК, то есть некоторым минимумом, который обеспечивает достаточно уверенное владение соответствующими технологиями (базовая ИКТ – компетентность, базовая ИКТ-подготовка).
Термин «базовая подготовка» подобен термину «базовое образование», подразумевающему получение основных знаний, на которых впоследствии строится профессиональная деятельность специалиста. При этом следует разделять простое овладение базовыми навыками в области ИКТ и умение творчески применять эти навыки. Поэтому базовая ИКТ-компетентность – понятие гораздо более широкое, чем простая ИКТ-грамотность.
В проекте НФПК базовая ИКТ-компетентность заложена как ключевая составляющая. Профессиональная направленность образования и самообразования учителя стимулирует развитие его педагогической компетентности и позволяет в практической деятельности формировать предметно-ориентированный уровень ИКТ-компетентность, так необходимый в учебном процессе.
Перечень компетенций учителя-предметника образовательного учреждения в сфере ИКТ включает в себя следующие моменты:
• Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
• Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
• Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов учебно-воспитательный процесс.
• Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий раздаточных материалов, презентаций и др.:
а) вводом текста с клавиатуры и приемами его форматирования;
б) приемами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, проведением простых расчетов);
в) приемами построения графиков и диаграмм;
г) методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).
• Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности.
• Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
а) приемами работы с электронной почтой и телеконференциями;
б) приемами работы с файловыми архивами;
в) приемами работы с интернет-пейджерами и другими коммуникационными технологиями.
• Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
• Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности, которое подразумевает:
а) наличие представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности;
б) наличие представлений о структуре веб-страницы;
в) владение простейшими приемами сайтостроения.
Галина Будникова ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!
Буквально два слова об информационной компетенции. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности обучаемого по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Т.е. здесь речь идёт не о технических средствах. Однозначно. Этап овладения компьютером позади. В настоящее время ученик, но прежде учитель, а ещё важнее руководитель образовательного учреждения при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) должен уметь анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Если первая группа (ученики) не могут это сделать самостоятельно из – за отсутствия социального опыта и определённого набора знаний. То что мешает владеть этими умениями последним (руководителям)?
Ирина Сумцова ( Пользователь )
О компетентности говорят уже довольно много и долго. Но лично я с понятием «ключевые компетенции» познакомилась недавно. Прочитав статьи Иванова Д.А. , Хуторского А. В. И др., для себя определилась так.
Ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.
Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования: ценностно-смысловые,общекультурные,учебно-познавательные,информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
Считаю необходимым помочь ученикам в овладении данными ключевыми компетенциями. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является метод проектов. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция);учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который ученик выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
На уроках русского языка на любом этапе можно развивать способности овладения ключевыми компетенциями. Это могут быть индивидуальные задания (Сделай карточку соседу, составь диктант) или на этапе объяснения/закрепления (объясни, почему так, а не иначе) и др. Может быть, будет использоваться только одна группа ключевых компетенций на этом уроке, зато потом будет и другая, и третья. Главное, чтобы детям было интересно учить СЕБЯ, развивать СЕБЯ, ПОЗНАВАТЬ мир.
Елена Попова ( Пользователь )
В современных условиях ценность специалиста определяется не тем, какую позицию в должностной иерархии он занимает, а спросом на него как на ресурс определенного вида. Новые условия меняют критерии оценки профессионального роста. Карьера учителя будет находиться в прямой зависимости от его способностей и возможностей саморазвития и творчества. Основными ценностями становятся знания, креативность, многопрофильность.
Интернет-технологии прочно вошли в нашу жизнь: электронная почта, списки рассылок, чаты, веб-форумы, электронные библиотеки и другие ИКТ не редкость в работе современного педагога. К сожалению, большинство специалистов по информационным технологиям самоучки, необходимо создание системы целенаправленной подготовки преподавателей к сетевому общению в профессиональном сообществе.
Рост профессиональных требований к компетенциям учителей связан с использованием новых информационных технологий, интернационализацией образования и интеграцией образовательных систем.
Организация современной школой сетевых проектов дает возможность учителю на более высоком уровне внедрять метод проектов в учебную деятельность и позволяет повышать профессиональный уровень педагога.
Став участником сетевого педагогического сообщества, педагог найдет много полезных ресурсов, которые помогут ему в решении сложных педагогических задач и повышению уровня своей образованности, обеспечив себе успешность дальнейшего самообразования и продвижения по карьерной лестнице.
Светлана Ерофеева ( Пользователь )
На кафедре социальной и коррекционной педагогики Астраханского института повышения квалификации и переподготовки собран большой материл (в формате электронного читального зала ) по проблемам
индикаторов качества образования и развития системы оценки образовательных результатов.
Рассматриваются варианты оценивания наличия ключевых компетенций в формате ОТБОРОЧНОГО
оценивания, СЕРТИФИКАЦИОННОГО оценивания, МОНИТОРИНГОВОГО - для образовательного процесса и др.Большое внимание уделяется истории вопроса, международным и региональным аспектам становления системы оценки образовательных результатов на всех этапах непрерывного образования
.Коллектив кафедры хорошо понимает сложность и деликатность затронутой проблематики.

Готовы общаться со всем миром по затронутой проблематике

Во время недели августовских конференций в Астрахани данные материалы были представлены членами кафедры в их выступлениях перед педагогами.

Считаем данное исследование перспективным и результативным.

Поздравляем всех педагогов с началом учебного года и желаем большого творческого счастья!
Владислав Редюхин ( Пользователь )
С Днем знаний и Первым сентября, уважаемые коллеги и земляки!

Извините старого зануду ВИРа, но я так и не понял, что такое "компетентность" и чем она отличается от "компетенции", способности, ЗУНов и в чем схожа с ними.

(Ирина Сумцова @ 28.08.2008, 23:57) <{POST_SNAPBACK}>
О компетентности говорят уже довольно много и долго. Но лично я с понятием «ключевые компетенции» познакомилась недавно. Прочитав статьи Иванова Д.А. , Хуторского А. В. И др., для себя определилась так.
Ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.


Ну, не могу я двигаться дальше, вводить типологию. говорить о "ключевых" и рассуждать о компетентности ученика, учителя и управленца, пока не разберусь с системой понятий.

Так "способности" или "умения"? Это что - одно и то же?

Потом, очень "помогает человеку достичь положительных результатов во всех сферах", например, его "воля" и его "вера". Они тоже относятся к "компетентности"?

И, наконец, - как, чем и в каких единицах измеряется или оценивается компетентность? Как мне самому узнать, есть она у меня или нет? И может зря я стал задавать тут вопросы, не имея какой-то важной компетентности?
Надежда Серегина ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 29.08.2008, 20:51) <{POST_SNAPBACK}>
С Днем знаний и Первым сентября, уважаемые коллеги и земляки!

Извините старого зануду ВИРа, но я так и не понял, что такое "компетентность" и чем она отличается от "компетенции", способности, ЗУНов и в чем схожа с ними.



Ну, не могу я двигаться дальше, вводить типологию. говорить о "ключевых" и рассуждать о компетентности ученика, учителя и управленца, пока не разберусь с системой понятий.

Так "способности" или "умения"? Это что - одно и то же?

Потом, очень "помогает человеку достичь положительных результатов во всех сферах", например, его "воля" и его "вера". Они тоже относятся к "компетентности"?

И, наконец, - как, чем и в каких единицах измеряется или оценивается компетентность? Как мне самому узнать, есть она у меня или нет? И может зря я стал задавать тут вопросы, не имея какой-то важной компетентности?



Уважаемый Владислав Иванович! Всегда с большим интересом читаю Ваши высказывания.
Я решила попытаться тоже разобраться с понятиями и... взяла в руки Словарь по педагогике Г.М. Коджаспировой.
Способности - индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражаются понятием таланта и гениальности.
Умения - освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умение всегда реализуется под контролем сознания.
Ответ очевиден: знака равенства здесь нет.
[b]Воля[/b] - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Вера(в психол.)- особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком к.-л. сведений, текстов, явлений. событий или собственных представлений и умозаключений, к-рые могут выступать в дальнейшем основой его Я...
И, наконец, компетентность - 1) личные возможности должностного лица и его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний и навыков; 2) уровень образованности личности, к-рый определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.
Получается, что вера, воля относятся к личным возможностям лица и могут относиться к компетентности...
Но зачем её измерять? Если она есть, то должностное лицо способно принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самостоятельно. Если нет, то должностное лицо не справится со своими обязанностями....
Это моё мнение... Меня удивляет желание всё измерять, результат деятельности гораздо важнее?!.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Большое спасибо, Надежда Анатольевна, за очень точную и грамотную работу с определениями.
(Надежда Серегина @ 29.08.2008, 23:27) <{POST_SNAPBACK}>
И, наконец, компетентность -
  • 1) личные возможности должностного лица и его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний и навыков;
  • 2) уровень образованности личности, к-рый определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.
Получается, что вера, воля относятся к личным возможностям лица и могут относиться к компетентности...


Обратите внимание, что определений ДВА Первое относится к самому лицу (субъекту, личности) который вправе принимать решение в пределах отведенного ему круга вопросов ведения.

Второе опредеоение относится к определению (оцениванию, измерению) кем-то извне "степени владения" этим самым кругом вопросов ведения. (иногда говорят, "предметом деятельности")

Другими сорвами, эти два определения одного и того же понятия из разных точек зрения. Иногда говорят, первое из внутреннего контура рассмотрения, когда субъект с его ВОЗМОЖНОСТЯМИ САМ принимает решение относительно предмета (вопроса) своей компетенции.

Второе из внешнего контура, когда некто (а может рефлексивно и он сам) принимает решение относительно НЕГО самого. Чтобы дать ему возможность "ведать" этим кругом-предметом или нет. Это внешняя позиция управленца - ЛПР - "лица, принимающего решение"
Но зачем её измерять? Если она есть, то должностное лицо способно принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самостоятельно. Если нет, то должностное лицо не справится со своими обязанностями....
Это моё мнение... Меня удивляет желание всё измерять, результат деятельности гораздо важнее
?!.

Вот отсюда и неукротимое желание управленца все измерить и предопределить заранее... Наивное, конечно, желание, ну, да простим им... У них же по ФЗ № 79 о госслужбе в должностном регламенте обзаны быть определены "аопросы, по которым служащий ЛПР вправе принимать самостоятельное решение" И как это измерить? Только используя второе из приведенных Вами определений..

Надежда Анатольевна, Вы не против продолжить в таком же духе наш диалог? Меня он очень продвигает - я на ваши точные аргументы свои контр-аргументы нахожу.

Если согласны,то два вопроса...Заметили, что помимо "компетентности"и ВИР, и ФЗ 79 говорят о "компетенциях"? Это различение прописано в работах у д.псих.н.А.К. Маркоаой. В чем сходство и различие и зачем его вводить в школе? Может обойдемся?

Второй вопрос связан с тем,что Вы пишете "понятия", а ВИР упорно назввает это "определения". В чем их сходство и различие?: Как они связаны?

Еще раз спасибо за информацию и удовольствие, Надежда Анатольевна
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Cветлана @ 29.08.2008, 14:41) <{POST_SNAPBACK}>
На кафедре социальной и коррекционной педагогики Астраханского института повышения квалификации и переподготовки собран большой материл (в формате электронного читального зала ) по проблемам
индикаторов качества образования и развития системы оценки образовательных результатов.
Рассматриваются варианты оценивания наличия ключевых компетенций в формате ОТБОРОЧНОГО
оценивания, СЕРТИФИКАЦИОННОГО оценивания, МОНИТОРИНГОВОГО - для образовательного процесса и др.Большое внимание уделяется истории вопроса, международным и региональным аспектам становления системы оценки образовательных результатов на всех этапах непрерывного образования
.Коллектив кафедры хорошо понимает сложность и деликатность затронутой проблематики.
Готовы общаться со всем миром по затронутой проблематике


Светлана Владимировна, ну,прямо елей по сердцу после Ваших слов...Как професиональному оценщику мне близки идеи сертификвции. Особенно я пообщаося бы о возможностях, заложенных в рамках Закона о техническом регулированиия для системы добровольной сертификации, и социальных, и образовательных услуг в частности.

Буду рад ответу земляков. ...
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Надежда Серегина @ 29.08.2008, 23:27) <{POST_SNAPBACK}>
Но зачем её измерять?


Чтоб измерением(или любой его иммитацией) зарабатывать. Стоит в системе появится чуточку денег на бездельников как начинаются сознательно организуемые круги ада бесконечно плодящие других бездельников оценивающих оценки в надстройке и вокруг, особенно где ниже или денежней...и пузырится!

Как бороться c явлением?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+