Личный кабинет

Реабилитация средствами образования:особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями развития

Елена Аюпова ( Пользователь )
РЕАБИЛИТАЦИЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Аюпова Елена Евгеньевна
главный методист центра специального образования
Пермского областного (регионального) института повышения квалификации работников образования

В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, с той категорией детей, на которых стояла печать «необучаемые». Однако опыт работы зарубежных специалистов и пересмотр нашего отношения к детям с данным видом патологии подтвердили, что каждый человек имеет право получить образование и воспитание.
Главное для детей с тяжелой степенью умственной отсталости - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме.
Воспитание и обучение охватывает специальные педагогические, культурно-гигиенические и индивидуальные общеразвивающие мероприятия, которые направлены на максимально возможное развитие ребенка. Дети требуют индивидуальной работы, специального отношения и ухода. Тяжелая умственная отсталость как правило бывает комбинированной: она характеризуется особыми признаками поведения, отклонениями в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах и часто связана с различными заболеваниями у ребенка.
В группах для тяжело умственно отсталых детей должно проводится много различных мероприятий, включающих в себя подготовительную, коррекционную и социально-адаптационную работу.
Отношение к занятиям у детей данной категории определяется способностью воспринимать, усваивать, а также воспроизводить полученные знания. Этому может препятствовать:
- отсутствие познавательного интереса,
-стереотипность в усвоении знаний, мешающих воспринимать новый материал,
-затруднения в способности высказаться,
-неспособность понимать задание и неправильное расчленение задания.
-непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда,
-отсутствие возможности обучения из-за быстрой утомляемости,
-плохая память,
-неспособность к коммуникативному поведению, вследствие ограниченности в высказываниях.
Занятия с тяжело умственно отсталыми детьми должны быть построены по индивидуальному плану, исходя из особенностей восприятия и определенных навыков ученика. Только в атмосфере, которая дает детям уверенность и защиту, можно добиться доверия, возможности понимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребенком должна быть создана атмосфера переживания событий, которая потом создаст эффект длительного положительного взаимодействия.
Занятия охватывают все педагогические моменты, включающие как фронтальные, так и индивидуальные коррекционные мероприятия. Занятия могут проходить в классе, в здании, вне здания, вне территории. Совместно прорабатываются ситуации приветствия, расставания, завтрака, игры, свободные и запланированные мероприятия. При этом должны быть созданы условия для активного взаимодействия между детьми. Приобретенные навыки должны быть хорошо освоены и закреплены на практике. Ребенок должен выполнить их сначала при поддержке взрослого, а затем самостоятельно.
Продолжительность индивидуального занятия должна зависеть от возможностей каждого конкретного ребенка, так как это помогает
сохранить впечатление (информацию), доказать результат, применить навыки и умения на практике.
Для закрепления необходимы упражнения, которые по форме и содержанию выполняются довольно длительное время. Они необходимы, чтобы сформировать и развить реакцию и способности,
выработать основные действия и навыки.
При планировании занятий в группе необходимо учитывать те условия, в которых находится ребенок дома и в группе, а также результаты диагностики ребенка. Диагностические карты должны быть составлены с учетом возраста ребенка и особенностей его развития. Рассмотрев эти условия и результаты обследования, следует установить, потенциальные возможности, как отдельного ребенка, так и группы в целом, способность к занятиям, уровень актуального развития отклонения в эмоционально -волевой сфере.
Наблюдения за детьми должны проходить как в данной, так и в произвольной ситуации. Только предусмотрев все эти аспекты, можно начинать осуществлять проведение занятий в развивающей форме.
Учебный день для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью следует расписать таким образом: учеба-отдых, учеба-игра, учеба - арт-терапия и т.д. Необходимо учитывать и различные способности, возможности ребенка, готовность организма к нагрузкам, восприятие ребенком занятий. Особенности тяжелой умственной отсталости требуют индивидуальных занятий, поэтому для их проведения необходимо оборудовать несколько помещений, а также комнаты для игры и отдыха, учитывая санитарные нормы.
Дети данной категории испытывают трудности не только в педагогическом плане, они постоянно находятся под наблюдением врачей, которые проводят с ними различные реабилитационные мероприятия. Если для отдельных детей применяются особые медицинские или терапевтические мероприятия, то педагоги в группе должны способствовать проведению и поддерживанию назначенных медицинских показаний .
Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций . Этот аспект необходимо учитывать в практической работе.
Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по следующим направлениям:

-моторика (развитие ощущений собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка. Дети с недоразвитием и несформированностью моторных навыков испытывают большой дефицит внешних раздражителей, который они не способны самостоятельно восполнить. Поэтому педагог должен быть готов к длительной и кропотливой работе.)
-восприятие (развитие способности ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность)
-самообслуживание (навыки самообслуживания имеют большое значение для развития самостоятельности и независимости ученика от ситуации)
-ориентация ученика в окружающем мире (познакомить ребенка с окружающим миром в полном объеме и научить способности ориентироваться в нем, правильно воспринимать людей, уметь различать, узнавать ситуации и предметы)
-социальные отношения (помочь ученикам, используя специальные педагогические приемы, установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними)
-трудовая деятельность (тяжело умственно отсталые дети не всегда имеют возможность чем-либо заниматься. Основными целями этого направления является попытка побудить ребят к трудовой деятельности, развить и скоординировать основные двигательные навыки ребенка и на их основе выработать специальные производственные навыки, научить ребенка откладывать свои сиюминутные желания и доводить начатое дело до конца).
Для того, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен тщательно контролировать выполнение каждого задания. На начальном этапе задания должны быть очень легкими. Когда ребенок освоит один прием, педагог может показать ему новый. Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы задания не отпугивали ребенка, а основательная работа укрепляла уверенность ученика в себе, развивала готовность заниматься трудовой деятельностью.


Литература

1. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М., 1996.
2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2000.
3. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб, 1996.
4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы /Под ред. И.М. Бгажноковой. - М., СПб.; Псков, 1999.
5. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. - М., 1984.
6. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2001.
7. Цикото Г.В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976.
8. Цикото Г.В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов //Дефектология. - 1979. - № 1.
9. Цикото Г.В. Организация целенаправленной деятельности и развитие внимания детей-имбецилов в процессе начального обучения //Дефектология. - 1985. - № 4.
10. Цикото Г.В. Характерные черты развития познавательной деятельности цетей-имбецилов: Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 1978.
11. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Асикритов В.Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб., 1996.
Светлана Кальмова ( Пользователь )
Елена, мне близки Ваши раздумья о "должны". Однако на практике - старается каждый, но как бы создать одну программу индивидуально для каждого ребенка, да еще в текущей деятельности, в которой психолог, дефектолог, воспитатель, логопед и все другие будут работать вместе в интересах реабилитанта. Хотелось бы узнать Ваше мнение. И еще один важный, на мой взгляд, аспект: реабилитация детей классов "И". Ваше мнение об образовательных потребностях детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.
С уважением, Светлана
Ирина Посохова ( Пользователь )
(AupovaL @ 04.10.2005, 13:58) <{POST_SNAPBACK}>
РЕАБИЛИТАЦИЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Аюпова Елена Евгеньевна
главный методист центра специального образования
Пермского областного (регионального) института повышения квалификации работников образования

В последнее время наше общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, с той категорией детей, на которых стояла печать «необучаемые». Однако опыт работы зарубежных специалистов и пересмотр нашего отношения к детям с данным видом патологии подтвердили, что каждый человек имеет право получить образование и воспитание.
Главное для детей с тяжелой степенью умственной отсталости - это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и воспитания, обеспечивающие оптимальную адаптацию таких детей в социуме.
Воспитание и обучение охватывает специальные педагогические, культурно-гигиенические и индивидуальные общеразвивающие мероприятия, которые направлены на максимально возможное развитие ребенка. Дети требуют индивидуальной работы, специального отношения и ухода. Тяжелая умственная отсталость как правило бывает комбинированной: она характеризуется особыми признаками поведения, отклонениями в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах и часто связана с различными заболеваниями у ребенка.
В группах для тяжело умственно отсталых детей должно проводится много различных мероприятий, включающих в себя подготовительную, коррекционную и социально-адаптационную работу.
Отношение к занятиям у детей данной категории определяется способностью воспринимать, усваивать, а также воспроизводить полученные знания. Этому может препятствовать:
- отсутствие познавательного интереса,
-стереотипность в усвоении знаний, мешающих воспринимать новый материал,
-затруднения в способности высказаться,
-неспособность понимать задание и неправильное расчленение задания.
-непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда,
-отсутствие возможности обучения из-за быстрой утомляемости,
-плохая память,
-неспособность к коммуникативному поведению, вследствие ограниченности в высказываниях.
Занятия с тяжело умственно отсталыми детьми должны быть построены по индивидуальному плану, исходя из особенностей восприятия и определенных навыков ученика. Только в атмосфере, которая дает детям уверенность и защиту, можно добиться доверия, возможности понимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребенком должна быть создана атмосфера переживания событий, которая потом создаст эффект длительного положительного взаимодействия.
Занятия охватывают все педагогические моменты, включающие как фронтальные, так и индивидуальные коррекционные мероприятия. Занятия могут проходить в классе, в здании, вне здания, вне территории. Совместно прорабатываются ситуации приветствия, расставания, завтрака, игры, свободные и запланированные мероприятия. При этом должны быть созданы условия для активного взаимодействия между детьми. Приобретенные навыки должны быть хорошо освоены и закреплены на практике. Ребенок должен выполнить их сначала при поддержке взрослого, а затем самостоятельно.
Продолжительность индивидуального занятия должна зависеть от возможностей каждого конкретного ребенка, так как это помогает
сохранить впечатление (информацию), доказать результат, применить навыки и умения на практике.
Для закрепления необходимы упражнения, которые по форме и содержанию выполняются довольно длительное время. Они необходимы, чтобы сформировать и развить реакцию и способности,
выработать основные действия и навыки.
При планировании занятий в группе необходимо учитывать те условия, в которых находится ребенок дома и в группе, а также результаты диагностики ребенка. Диагностические карты должны быть составлены с учетом возраста ребенка и особенностей его развития. Рассмотрев эти условия и результаты обследования, следует установить, потенциальные возможности, как отдельного ребенка, так и группы в целом, способность к занятиям, уровень актуального развития отклонения в эмоционально -волевой сфере.
Наблюдения за детьми должны проходить как в данной, так и в произвольной ситуации. Только предусмотрев все эти аспекты, можно начинать осуществлять проведение занятий в развивающей форме.
Учебный день для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью следует расписать таким образом: учеба-отдых, учеба-игра, учеба - арт-терапия и т.д. Необходимо учитывать и различные способности, возможности ребенка, готовность организма к нагрузкам, восприятие ребенком занятий. Особенности тяжелой умственной отсталости требуют индивидуальных занятий, поэтому для их проведения необходимо оборудовать несколько помещений, а также комнаты для игры и отдыха, учитывая санитарные нормы.
Дети данной категории испытывают трудности не только в педагогическом плане, они постоянно находятся под наблюдением врачей, которые проводят с ними различные реабилитационные мероприятия. Если для отдельных детей применяются особые медицинские или терапевтические мероприятия, то педагоги в группе должны способствовать проведению и поддерживанию назначенных медицинских показаний .
Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций . Этот аспект необходимо учитывать в практической работе.
Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по следующим направлениям:

-моторика (развитие ощущений собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат в основе моторных навыков и рассматриваются как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка. Дети с недоразвитием и несформированностью моторных навыков испытывают большой дефицит внешних раздражителей, который они не способны самостоятельно восполнить. Поэтому педагог должен быть готов к длительной и кропотливой работе.)
-восприятие (развитие способности ученика воспринимать и интегрировать раздражители, обогащая собственные знания, опыт и обеспечивая тем самым свою защищенность)
-самообслуживание (навыки самообслуживания имеют большое значение для развития самостоятельности и независимости ученика от ситуации)
-ориентация ученика в окружающем мире (познакомить ребенка с окружающим миром в полном объеме и научить способности ориентироваться в нем, правильно воспринимать людей, уметь различать, узнавать ситуации и предметы)
-социальные отношения (помочь ученикам, используя специальные педагогические приемы, установить и поддержать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними)
-трудовая деятельность (тяжело умственно отсталые дети не всегда имеют возможность чем-либо заниматься. Основными целями этого направления является попытка побудить ребят к трудовой деятельности, развить и скоординировать основные двигательные навыки ребенка и на их основе выработать специальные производственные навыки, научить ребенка откладывать свои сиюминутные желания и доводить начатое дело до конца).
Для того, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен тщательно контролировать выполнение каждого задания. На начальном этапе задания должны быть очень легкими. Когда ребенок освоит один прием, педагог может показать ему новый. Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы задания не отпугивали ребенка, а основательная работа укрепляла уверенность ученика в себе, развивала готовность заниматься трудовой деятельностью.
Литература

1. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М., 1996.
2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2000.
3. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб, 1996.
4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы /Под ред. И.М. Бгажноковой. - М., СПб.; Псков, 1999.
5. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. - М., 1984.
6. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2001.
7. Цикото Г.В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976.
8. Цикото Г.В. Об интеллектуальном развитии детей-имбецилов //Дефектология. - 1979. - № 1.
9. Цикото Г.В. Организация целенаправленной деятельности и развитие внимания детей-имбецилов в процессе начального обучения //Дефектология. - 1985. - № 4.
10. Цикото Г.В. Характерные черты развития познавательной деятельности цетей-имбецилов: Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 1978.
11. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Асикритов В.Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб., 1996.
Наталия Кузьмина ( Пользователь )
В условиях общеобразовательной школы очень трудно соблюсти все эти условия для детей, обучающихся по программам VII-VII вида. Интеграция таких детей в общеобразовательную школу проходит с большими трудностями. Несколько лет назад было невозможно найти программы, учебники. Сегодня эта ситуация менятеся, но не кардинально. Для школьных психологов это тоже большая проблема, т.к приходится буквально по крупинкам выискивать информацию, адаптировать программы ,пособия для конкретной школы, учеников, нет четких нормативов, на которые можно опираться.
Марина Захарова ( Пользователь )
В качестве обмена опытом работы в школе VIII вида учителем швейного дела и РЕМЕСЛА (шитьё и рукоделие) для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (F 71), предлагаю ссылку на свой сайт http://marvalzakhar.narod2.ru/. Возможно, что то окажется нужным и полезным.
Наталия Власова ( Пользователь )
Уважаемая Елена Евгеньевна! Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, конечно, одна из наиболее важных и трудных задач современной системы коррекционного образования. Но задачи эти решаются. Я тоже работаю в коррекционном учебном заведении 8 вида. Сама разрабатываю рабочие программы на основе программ Воронковой с учетом психофизических возможностей обучающихся. Положительная динамика в освоении программного материала наблюдается. Уверена, что это сыграет свою роль в реабилитации детей и их дальнейшей интеграции в общество.

Марина Кузнецова ( Пользователь )
Детям с ОВЗ необходимо приобретать социальный опыт. Они чутко реагируют на то, что воспитатель любит делать (вышивать, читать, вязать, рисовать и т.п.) и готовы принять, освоить этот социальный опыт. Организация досуговой деятельности в моей воспитательской группе строится на коррекции недостатков развития и формировании механизмов компенсации детей с ОВЗ, здесь я использую занятия по оригами, куклотерапию, сказкотерапию. Чтобы взаимодействия "воспитатель - воспитанник" давали результат, необходимо сформировать положительные отношения между всеми участниками воспитательского процесса.
Нина Аверьянова ( Пользователь )
Уважаемая Елена Евгеньевна! Согласна, что в последнее время наше общество делает много для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но здесь в основном все зависит от коррекционного образовательного заведения, от педагогического коллектива. Если педагог понимает значение своего труда для больного ребенка, для его реабилитации, социализации, то результат обязательно будет. В нашей школе-интернате делается очень многое для адаптации и реабилитации обучающихся. Педагоги применяют различные методики для успешного восприятия учебного материала. Действуют различные кружки, спортивные секции. Наши дети встречаются со сверстниками и вне стен школы в рамках различных мероприятий, посещают бассейн. Наши выпускники или продолжают учебу в колледжах, или трудоустраиваются.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+