Личный кабинет

Проблемы дополнительного образования и классного руководства в современной школе

Светлана Маринина ( Пользователь )
О проблемах дополнительного образования и классного руководства в современной школе.

Дополнительное образование должно играть значительную роль в современной школе. «Межведомственная программа развития системы дополнительного образования РФ на 2002-2005 г.г.», «Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г.» ориентированы на «интеграцию основного и дополнительного образования, организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе с целью обеспечения ребенку ситуации успеха».
Другими словами – основное и дополнительное образование по отдельности односторонни, так как весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.
Для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Не отдельно взятой школы, района или города, а страны в целом.
МОУ «Гимназия №1» г. Саратова, на наш взгляд, сегодня является хорошо организованной системой учебной работы и дополнительного образования обучающихся. Школа как единственный, по нашему мнению, социальный институт на сегодняшний момент, признаваемый всеми гражданами, может стать или уже стала реальным центром развития интеллектуального и художественного творчества детей: 1) ведь в государстве нет ни одной семьи, которая напрямую и ли косвенно не взаимодействовала бы со школой; 2) школа – это место, где одновременно собрано большое количество детей с разными талантами. Дело школы – целесообразно использовать эти два фактора для всестороннего развития личности, в том числе за счет дополнительного образования.
В нашей школе, к счастью, нет недооценки дополнительного образования, Дополнительное образование имеет нормативно – правовые закрепления. Это локальные акты о дополнительном образовании, о платном дополнительном образовании, должностные инструкции на всех работников, которые заняты в блоке дополнительного образования, договоры гимназии о сотрудничестве с учреждениями образования, с родителями и т.д.
В отличие от учреждений дополнительного образования, где трудятся соответствующие специалисты и где накоплен большой опыт работы с детьми , в школах дело с организацией этого вида образования, его методическим и материальным обеспечением обстоит сложнее.
В нашей школе занятия по дополнительному образованию учащихся ведут как педагоги гимназии (учителя музыки, хореографии, физкультуры, изобразительного искусства), так и специалисты высших учебных заведений, работники центров детского творчества, артисты театров. И мы все прекрасно понимаем, что высококлассные специалисты, если и идут в школу, то при этом хотят получать и соответствующую их профессиональному уровню заработную плату. А это себе может позволить далеко не каждая школа. Хотя во всех школах дети одинаково талантливы.
Конечно, профессиональный уровень педагогов, занимающихся дополнительным образованием, требует постоянного совершенствования.
Всё, что есть нового и интересного, мы стараемся не пропустить: участие в различного рода семинарах, фестивалях, международных проектах, курсы повышения квалификации при САРИПКиПРО.
В 2006 -2007 учебном году в гимназии обучалось 1207 учеников, общий охват учащихся дополнительным образованием в школе 2220 /84% учащихся гимназии посещали 2 и более кружка /.
В 2007 – 2008 учебном году в гимназии обучались 1113 учеников, общий охват учащихся дополнительным образованием в школе 850 человек.
Все наши кружки бесплатные. Учащиеся гимназии – неоднократные победители районных, городских, областных и международных фестивалей и конкурсов детского самодеятельного творчества. Но не каждая школа имеет такие возможности. Необходима целенаправленная бюджетная поддержка дополнительного образования в любой школе: необходимое количество (не менее 500 часов в неделю) часов кружковой работы, финансирование костюмирования творческих коллективов, специализированное оснащение технических кружков, покупка музыкального оборудования и акустической техники и т.д.
Наша школа имеет хороший опыт взаимодействия со многими учреждениями культуры города, Так, на базе школы по договору работают кружки Центра дополнительного образования г. Саратова «Поиск». Мы считаем, что у такой совместной деятельности школы, центров творчества юных, других центров дополнительного образования детей хорошие перспективы: у школы дети, у центров часы кружковой работы и специалисты.
Также учащиеся гимназии - постоянные посетители театров города Саратова, филармонии.
В последние годы школа стала чувствовать, что на ней многие хотят заработать деньги. Предложения о показе той или иной программы от многочисленных коммерческих театральных коллективов г. Саратова и других городов, которые подчас не соответствует нашим воспитательным и педагогическим задачам, буквально сыплются на школу. И иногда затрудняешься с ответом, так как многие «прихожане» имеют при себе рекомендательные письма органов управления образованием. Просим на это обратить внимание.
И еще об одном. Сегодня, когда в России полным ходом идет реализация национального проекта «Образование», когда инвестируются новые педагогические проекты во всех общеобразовательных учреждениях страны и нашего города, педагогические коллективы всех школ уделяют особое внимание развитию воспитательной работы. Воспитание сегодня – педагогическое управление процессом развития личности, которое происходит постоянно в учебно – познавательной деятельности ( учебной и внеурочной).
В инновационных образовательных учреждениях г.Саратова в этот процесс управления развитием личности ребенка включено достаточно большое количество людей: родители, учителя, педагоги дополнительного образования, психологи, валеологи, социальные педагоги и даже сверстники. До сентября 2007 года главную педагогическую нагрузку, координирующую функцию всех участников образовательного и воспитательного процессов нес классный воспитатель.
С 1990 года, когда апробировались и внедрялись новые учебные программы, развивалось разноуровневое и профильное обучение, вводились новые предметы, специализированные вузовские курсы, поэтапно вводилась и должность классного воспитателя, как неотъемлемая часть единой учебно – воспитательной системы инновационных школ. Последовательно обобщив результаты творческого поиска новых методов воспитательной работы с детьми, пройдя обучение в Институте педагогических инноваций в Москве по программе Газмана О.С., педагоги гимназии выработали должностные обязанности, содержание и функции работы классного воспитателя инновационных учебных заведений, которые коренным образом отличались от должностных обязанностей классного руководителя.
Главной должностной обязанностью классного воспитателя являлась защита каждого ребенка и создание условий для свободного развития его интеллектуальных, духовных и физических сил, помощь в разрешении его проблем в здоровье, учении, во взаимоотношениях с учителями, сверстниками; помощь в самоопределении, самореализации и саморазвитии. Одной из значимых особенностей в работе классного воспитателя являлась специализация по возрастным группам. Индивидуальная работа с конкретным ребенком – главная составляющая работы классного воспитателя, который находился с детьми в школе в течение всего времянахождения (урочного и внеурочного) ребенка в школе. Классный воспитатель взял на себя функции и психолога, и социального педагога, и организатора внеклассной деятельности для каждого ученика, а не только для классного коллектива в целом, как это предусмотрено в должностных обязанностях классного руководителя.
В результате в гимназии уровень успеваемости с 1991 года неуклонно возрастает, что находит свое отражение в количестве выпускников, окончивших гимназию с золотой и серебряной медалями. Вырос процент занятости детей и подростков в различных школьных кружках и спортивных секциях, т.к. координировал занятость учащихся в течение всего учебного дня классный воспитатель . Педагогические коллективы инновационных школ Октябрьского района г. Саратова очень беспокоит , что с 1 сентября 2007 года вместо должности классный воспитатель вводится должность классный руководитель.
С введением на 1 ставку должности «классный воспитатель» в 1991 году и расширением часов кружковой работы в течение более десяти лет воспитательная деятельность в гимназии постоянно совершенствовалась. Простые арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, в оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которое ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Мы проводили анкетирование. И на вопрос: для чего нужны занятия по … (дети самостоятельно указывали вид дополнительной деятельности), ребята пытались найти полезное для себя дело, приобрести практические навыки и умения, научиться зарабатывать деньги для удовлетворения своих нужд, стать участниками международных проектов и программ. А рядом с ребенком, когда он будет делать этот выбор, безусловно, должен стоять взрослый, который поддержит, направит, нет, не сделает за него, а поможет. И этим взрослым до сентября 2007 года был классный воспитатель, который находился с детьми своего класса, с каждым отдельным учеником в течение всего учебного и внеурочного время нахождения ребенка в школе, имея при этом минимальную учебную нагрузку. Как результат мы воспринимаем тот факт, что за 8 лет ни один учащийся гимназии не совершил правонарушение или преступление и не был поставлен на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.
С 1 сентября 2007 года в нашей гимназии воспитательным процессом в классах управляет классный руководитель. И нас очень беспокоит, что сегодня классный руководитель, имеющий большую учебную нагрузку, - и в этом нельзя его упрекнуть, ведь он тоже должен кормить семью,- не всегда сможет оказаться рядом с ребенком в трудной для него жизненной ситуации, и не всегда сможет уделить необходимое время для его полного раскрытия и образования.
После сокращения должности «классный воспитатель», значительного сокращения количества часов на услуги дополнительного образования мы с тревогой думаем, что отрицательный результат также не заставит себя ждать.

Мы предлагаем:
1) изыскать возможности поддержки дополнительного образования в ОУ за счет бюджета;
2) ходатайствовать перед законодательными органами РФ о введении в ОУ должности «классный воспитатель», о приравнивании педагогического стажа педагогов дополнительного образования, классных воспитателей к учительскому при начислении пенсии по выслуге лет.


Маринина С.В.,
заместитель директора по воспитательной
работе МОУ «Гимназия №1» г.Саратова
Спиченок Валерьевна ( Пользователь )
Уважаемая, Светлана Вадимовна!
Ваше мнение о роли дополнительного образования детей очень понятна и очевидна, да и доказана 90-летним опытом работы в нашей стране, не говоря об истории в до революционной России.(советую Вам почитать работы Голованова)
Однако, мне странно, что рассказывая о работе нашего учреждения, вы пользуетесь терминологией до 1990-х годов.
В дополнительном образовани сейчас нет кружков и секций. В дополнительном образовании есть коллективы, а соответственно руководители этих коллективов - педагоги дополнительного образования. Секции это прерагатива комитетов спорта.
Это в корне меняет подход к уровню дополнительного образования, к сожалению далеко не в каждой школе есть возможность подготовить правильно образовательную программу педагога дополнительного образования. именно для этого и, слава богу, есть еще ГОУ дополнительного образования, которые имеют право "нанять" и соответственно методически подготовить педагога дополнительного образования, который может по совместительству работать в вашей школе, хоть на всю нагрузку.
и в этом у учреждений доп.образования на это лимита нет. А следовательно Вам +.
не надо навешивать на школу ещё одну функцию.
задача любой школы - обязательное образование. а дополнительное образование это целая специфика работы, а не просто кружок.

Соглашусь, что классные руководители - это неотемлемая часть русской (советской) школы, должна быть. но есть должность социального педагога, если вы ее верно рассмотрите - это и есть работа классного руководителя. вот именно эти ставки должны быть в школе в достатке для оплаты работы "классных руководителей".
и не надо путать социального педагога с социальным работником.

С уважением, Спиченок Оксана Валерьевна,
методист
ГОУ Дворец пионеров и школьников им. А.П.Гайдара
г. Москва.
Лилия Воропаева ( Пользователь )
[quote name='Оксана В.' date='26.08.2008, 16:54' post='83886']

задача любой школы - обязательное образование. а дополнительное образование это целая специфика работы, а не просто кружок.

Очень правильно сказано. Жаль, что не все это понимают.
Поэтому, когда школам даются функции ещё и дополнительного образования, ничего хорошего из этого не получается. Стоит ли нам после этого удивляться плохим результатам по ЕГЭ.
Наталья Шпенькова ( Пользователь )
[Прекрасная идея. На сегодняшний день необходимо введение в школах классного воспитателя, человека освобожденного от уроков и занимающегося только функциями классного руководителя.
Альбина Третьякова ( Пользователь )
(Наталья Шпенькова @ 02.09.2008, 13:34) <{POST_SNAPBACK}>
[Прекрасная идея. На сегодняшний день необходимо введение в школах классного воспитателя, человека освобожденного от уроков и занимающегося только функциями классного руководителя.

bravo.gif В нашей школе такой опыт по введению освобожденного классного руководителя существует уже 8 лет. blush.gif Однако, проблему дополниетльного образования детей, исполению в полном объеме роли классных руководителей это не решило. sad.gif Проблема, на мой взгляд, в том, что в педагогических ВУЗах мало внимания уделяется проблемам воспитания. На роли освобожденных классных руководителей соглашааются лишь те, у которых образования педагогического нет. (получаются те же пионер вожатые). ak.gif
Многие классные руководители говорят:" Нас учили учить, а не воспитывать!" stop.gif
Виталий Лебедев ( Пользователь )
(Оксана В. @ 26.08.2008, 16:54) <{POST_SNAPBACK}>
...не надо навешивать на школу ещё одну функцию.
задача любой школы - обязательное образование. а дополнительное образование это целая специфика работы, а не просто кружок.

Когда говорят "обязательное образование" у меня, почему то, сразу возникает ассоциация с "минимальным уровнем"... Не знаю, наверное, это мое личное, однако мне всегда казалось, что цель школы - это образование (без оговорок, типа "обязательное"). Жаль что в подавляющем большинстве школ образование свелось лишь к обучению...
На мой взгляд, обучение и воспитание (= образование (по Крупской)) есть не различные задачи (функции), а различные формы одного процесса, называемого образованием. Если эти формы разнести в разные места, то единого образовательного пространства уже не получится (если, конечно, родитель не будет целеноправленно его создавать, используя различные организации предоставляющие образовательные услуги). А если нет единого пространства, то образовательный процесс начинает происходить спонтанно и его результаты становятся слабо предсказуемыми.
У школы есть уникальная возможность, соеденив в себе самые разнообразные формы образования создать то самое образовательное пространство, поэтому я считаю место и основному и дополнительному обра-м именно в школе. И роль классного руководителя (воспитателя/куратора) и коллектива классных руководителей и учителей здесь недооценть сложно. Даже, наверное, сначала коллектива, а потом конкретного классного руководителя, так как без совместной интегральной (но не суммарной) работы школьных сотрудников и зависит является ли школа образовательным пространством или, всего лишь, набором образовательных услуг.
Сергей Серебряков ( Пользователь )
(Оксана В. @ 26.08.2008, 16:54) <{POST_SNAPBACK}>

Во-первых, не стоит придираться к терминологии. Кружок, клуб, коллетив - не важно. Лишь бы польза была.
Соц.педагог... В нашей школе почти 1000 учащихся, в т.ч. около 700 в основном и среднем звене. Много она наруководит? А "...ставки... в достатке..." при вводимой "подушке" и НСОТ - полнейшая утопия.
Развивать же ДО в школе крайне важно и необходимо. Школа не должна пустовать вечерами. Но для этого нужны определённые условия и дополнительное финансирование тоже.
Спиченок Валерьевна ( Пользователь )
Школа не должна пустовать вечерами. Но для этого нужны определённые условия и дополнительное финансирование тоже.

Школа вечером впервую очередь должна отдыхать. Степень износа есть у любого материала )
А если говорить серьёзно, то надо определиться, что такое дополнительное образование...
и тут появиться подтверждение важности разности понятий кружок, коллектив и клуб.
Спиченок Валерьевна ( Пользователь )
(swan @ 03.09.2008, 23:31) <{POST_SNAPBACK}>
Когда говорят "обязательное образование" у меня, почему то, сразу возникает ассоциация с "минимальным уровнем"... Не знаю, наверное, это мое личное, однако мне всегда казалось, что цель школы - это образование (без оговорок, типа "обязательное"). Жаль что в подавляющем большинстве школ образование свелось лишь к обучению...


хорошо же сказали " у меня возникают ассоциации" - это только ваши ассоциации, т.к. понятие дополнительное образование появилось совсем недавно (в середине 90-х), а вы попрежнему помните внешкольние учреждения, которые несли нагрузку по всем вопросам внешкольного воспитания (кружки, районный пионерские и комсомольские штабы, школы вожатых). я сама и того времени и понимаю вас.
но это ошибочно.
именно поэтому у Вас появилась следующая фраза "Не знаю, наверное, это мое личное".
Вы просто не знаете что такое дополнительное образование сейчас.
Чуть позже я Вам обязательно объясню.
Спиченок Валерьевна ( Пользователь )
(Sergey Serebryakov @ 07.09.2008, 23:21) <{POST_SNAPBACK}>
Развивать же ДО в школе крайне важно и необходимо.



Развивать систему дополнительного образования крайне важно....в общей системе образования.
а в школе - это только маленькая часть системы дополнительного образования.
Можно провести сравнение, ну, например, с РЫБОй, так вот дополнительное образование в школе - это только чешуя на той самой РЫБЕ. а ведь у её есть глаза, скелет, плавники, хвост и т. д.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+