Личный кабинет

Музыка, музыкальное искусство

Татьяна Авинская ( Пользователь )
Какова роль музыкального образования в формировании личности школьника? Поражает выделение "основных" и "второстепенных" предметов в учебном плане школы.Но кем бы ни стал по профессии ребенок во взрослой жизни - музыка сопровождает его на протяжении всего жизненного пути. Жаль, что никакие научные доводы не способны убедить чиновников в том, что музыка - один из самых важных предметов в школе.
Коллеги. а что вы думаете по этому поводу?
- Как вы оцениваете сегодняшнее содержание музыкального образования?
- Как ие критерии оценки творческой деятельности учителя музыки вы считаете наиболее вадными?
- Какие критерии оценки результативности творческой деятельности учащихся на уроке музыки вы предланаете?
- Что вы думаете о "количественной" и "качественной" оценке на уроках искусства?
Ждем ваших предложений!
Татьяна Чеченкова ( Пользователь )
(Авинская @ 26.08.2008, 13:48) <{POST_SNAPBACK}>
Какова роль музыкального образования в формировании личности школьника? Поражает выделение "основных" и "второстепенных" предметов в учебном плане школы.Но кем бы ни стал по профессии ребенок во взрослой жизни - музыка сопровождает его на протяжении всего жизненного пути. Жаль, что никакие научные доводы не способны убедить чиновников в том, что музыка - один из самых важных предметов в школе.
Коллеги. а что вы думаете по этому поводу?
- Как вы оцениваете сегодняшнее содержание музыкального образования?
- Как ие критерии оценки творческой деятельности учителя музыки вы считаете наиболее вадными?
- Какие критерии оценки результативности творческой деятельности учащихся на уроке музыки вы предланаете?
- Что вы думаете о "количественной" и "качественной" оценке на уроках искусства?
Ждем ваших предложений!



Стои ли убеждать кого-либо в том, что и так лежит на поверхности? О том, что именно музыка несёт в себе определённый "заряд" на воспитание поистине выскокультурной, разносторонне развитой личности говорил ещё Аристотель, древние ктитайские философы и учёные, да и Российская педагогика прошлого века не отрицала того, что обучение всесторонне развитого человека должно начинаться с обучения музыке, ИЗО и иностранным языкам. Всё дело в том, какой результат каждый из нас хочет получить "на выходе". Если мы хотим получить бездумную машину, способную механически складывать, вычитать, грамотно набирать текст, знать необходимые формулы, то музыка - пустое времяприпровождение. Если же мы хотим получить Личность, способную адекватно воспринимать окружающую действительность, готовую к высоконравственным поступкам, способную отзываться на чужую боль и эмоционально воспринимать боль другого, умеющую складывать, чтобы созидать, вычитать, чтобы помогать и знающую формулы, дабы избежать катаклизмов, тогда музыка нам нужна не только как урок, но и как неотъемлемая часть повседневной жизни. К сожалению, большинство чиновников хотело бы видеть первую модель выпускника, так докажем ли мы им неправоту их мнения? Выход один. Не доказывать кому-либо что-либо, а действовать так, как подсказывает совесть, следуя собственным жизненным взглядам и принципам своей педагогической концепции. Основной же критерий педагогической деятельности учителя музыки, на мой взгяд, заключается в том, хотят ли дети общаться вне урока с лучшими образцами музыкального искусства, какие диски стоят у них дома рядом с музыкальным центром, какие музыкальные мероприятия он предпочитает посещать, а самое главное, каким человеком он растёт. Все остальные критерии интересовать должны только наших многоуважаемых чиновников, упомянутых выше. Что же касается такого критерия оценивания учительского труда как "сложность предмета", так это полный нонсонс. Кто оценит сложность труда учителя музыки, не проверяющего стопки тетрадей, но "переворачивающего" толщи книг в поисках интересной песни, переслушивающего часы музыки, дабы открыть ребёнку новую сторону известного произведения, прыгающего и танцующего все 45 минут урока, эмоционально выкладывающегося на уроке так, как при всём уважении к труду коллег, не выкладывается большая часть предметников "сложных" предметов.
Татьяна Авинская ( Пользователь )
[Уважаемая Татьяна Николаевна! Это, конечно, очень важно - формирование эстетического сознания школьника. Познакомившись с сокровищами музыкальной культуры. овладев различными способами общения с музыкой, ребенок научится под руководством учителя музыки самостоятельно организовывать свой досуг.Это очень важно для его будущей самостоятельной жизни.Но что, на ваш взгляд, является основой качественного музыкального образования в школе? На что следует обратить внимание при оценке труда учителя музыки? Ведь, в отличии от преподавателей других предметов, сам процесс подготовки учителя музыки более длительный и более трудоемкий!
Татьяна Беличенко ( Пользователь )
Согласна с вами,Татьяна Николаевна.Действительно,труд учителя музыки,к сожалению.для наших коллег представляется очень легким,не ГЛАВНЫМ.Но для детей,зачастую,все наоборот.Они,наверное,и есть главный результат нашего труда.Их заинтересованность,желание петь,слушать классику во внеурочное время.Большей радости для меня нет,чем ученик просящий послушать произведение классика после урока.
Надежда Нисар Мухамедова ( Пользователь )
[По поводу оценки творческой деятельности ученика обязательно следует говорить о раскрытии его творческого потенциала в процессе занятий. о развитии его музыкальных способностей.Татьяна Евгеньевна, вспомните наш "Журнал отслеживания развития певческого голоса учащихся". ведь некоторые дети-"гудошники" делали потрясающие скачки в развитии певческого голоса, догоняя своих музыкально одаренных одноклассников. И это поощрялось "качественной" оценкой. Очень хотелось бы, чтобы учителя музыки оценивали не только за его умение донести информацию. за воспитание любви к музыкальному искусству, но и за знание своих воспитанников - их способностей, возможностей. прогнозирование музыкального развития. Порой учитель музыки прекрасно владеет музыкальным инструментом и певческим голосом, ведет беседу о музыке - заслушаешься! И он это занет, и любуется собой со стороны... А об учениках своих не занет ничего! И двухголосное произведение спеть с детьми не в состоянии. потому что никогда не рассаживал детей по голосам и не делал схемы класса. Ученики были для него просто публикой в классе-концертном зале
Марина Никитина ( Пользователь )
[Уважаемые коллеги! С наступлением нового учебного года! Как всегда. заняты подготовкой к Празднику Знаний, на общение в Интернете нет времени. Но в процессе подготовки к новому учебному году в очередной раз отмечаю: в содержании музыкального образования школьников недостаточно времени уделяется знакомству с отечественным музыкальным наследием, а певческое развитие осуществляется на начальном этапе не на народной и классической детской песне, а на универсальной "попсе". "кричалках" и "вопелках". Помните крылатое выражение - "Запоет школа - запоет народ!"? А если школа исполняет кричалки и песни типа "забери меня скорей и целуй меня везде"...? Прогноз ужасает! Да и если в программном материале порой по старинке "грузинский танец "Лезгинка" в исполнении оркестра русских народных инструментов. а в многонациональном классе тема "Музыка моего народа" реализуется только средствами песни "Во поле береза стояла" - дружба народов продолжит свое обострение. Я работаю в сельской школе, но село рядом с районным центром. "Попсовые веяния" заставляют меня больше внимания уделять подбору вокально-хорового материала как для урока. так и для репертуара школьного хора. Может быть. удастся побороться со средствами массовой информации и сохранить в детях любовь к родной песне и отечественной музыке. лучшим ее образцам. И, конечно, использую на уроках материалы из программы спецкурса "Музыка народов края", знакомлю учеников в 3-4 классах с музыкальной культурой соседей, особенностями формирования музыкальной культуры казачества в процессе взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур. развитием русской музыкальной культуры на Ставрополье. Сегодня не только судьба музыки решается в школе, но и судьба развития многонационального региона во многом зависит от формирования нашего многонационального образовательного пстранства.
Елена Колесникова ( Пользователь )
многоуважаемые коллеги, я хочу высказать может быть своё субъективное мнение относительно того как оценить творческую деятельность ученика на уроках музыки, но я считаю что урок музыки не может оцениваться. Урок мызыки в школе и музыкальной школе несёт разную задачу. Школьный урок - это урок направленный на нравственное и духовное воспитание ребёнка, а не на получение каких-то специальных заний и умений. Дать за один урок в неделю глубокие знания и умения по музыке нереально, а если давать поверхностные - себя неуважать. А вот использовать этот единственный урок для духовного обогащения, раскрепощения души ребёнка, для поиска его "маяков" в жизни значимых - это действительно ценно и неоценимо никакими делениями на "важность " предмета или "сложность". Как можно оценить музыку Моцарта или Шостаковича. Кто может сказать кто более ценен для человечества - изобретатель пороха, или И.С.Бах? Просто в очередной раз учителя унизили, а почему бы и не унизить чем может ответить человек призванный нести людям "разумное, доброе, вечное". Разделили не только предметы по значимости, но и людей делят на классы... И где окажется учитель?
Татьяна Авинская ( Пользователь )
[i]Школьный урок - это урок направленный на нравственное и духовное воспитание ребёнка, а не на получение каких-то специальных знаний и умений. Дать за один урок в неделю глубокие знания и умения по музыке нереально, а если давать поверхностные - себя неуважать. [/i]
В процессе активного общения с музыкой ребенок приобретает знания, развивает умения, формирует навыки. Какие? В зависимости от вида музыкальной творческой деятельности.Я еще не встречала ребенка. который бы после исполнения песни не спросил:"А как я спел7" Просто оценка и отметка - разные понятия, особено количественная и качественная. Кроме того. содержание обучения в ДМШ и общеобразовательной школе различны.Пытаться поверхностно объять необъятное - пустое. К сожалннию, педагоги-музыканты, пришедшие в СОШ из ДМШ не хотят понять разницы в целях обучения, они видят разницу только в объеме. порой навязывая традиционные классические методы обучения, не дающие результативности в системе общего образования.
Эльвира Федюшина ( Пользователь )
Кроме того. содержание обучения в ДМШ и общеобразовательной школе различны.Пытаться поверхностно объять необъятное - пустое. К сожалннию, педагоги-музыканты, пришедшие в СОШ из ДМШ не хотят понять разницы в целях обучения, они видят разницу только в объеме. порой навязывая традиционные классические методы обучения, не дающие результативности в системе общего образования.


Совершенно верно, Татьяна Евгеньевна!Урок музыки зачастую сводится к уроку по муз.лит-ре, а дети не понимают-зачем им это надо. Я тоже через это прошла smile.gif А вот выйти "через музыку на жизнь", или "через жизнь-на музыку"-гораздо сложнее. А оценивать детей надо, на мой взгляд. Можно оценить и "как слушателей"
(слушать музыку надо учиться!),и "как исполнителей",и как "творческих авторов".
Радует, что дети наши посещают концерты классической музыки, даже с родителями. Но я считаю, что учитель музыки должен знать ЧТО слушает нынешнее поколение детей, немного разбираться в современных музыкальных направлениях, что сделать не так-то легко. smile.gif
Анна Грецова ( Пользователь )
Согласно современным представлениям ученых (А.А.Вербицкий, В.П.Тарантей, Л.Н.Тихонов, И.Ф.Харламов) педагогический профессионализм состоит из трех компонентов: общекультурного, психолого-педагогического, предметно-технологического. Высокая мотивация учителя базируется на его общей культурности, психолого-педагогической образованности. Критериями оценки творческой деятельности учителя, считаю, являются:
- развитая мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки;
- создание в классе развивающей творческой среды, в которой максимально полно раскрывается творческий потенциал ребенка;
- создание школьникам ситуации успеха.
Требования гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его качеств. Согласна с Вами, Татьяна Евгеньевна, дать знания, умения и навыки - не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих передо мной.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+