Личный кабинет

Психологические тесты в работе учителя-предметника

психодиагностика для "чайников"
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Уважаемые коллеги, господа школьные психологи!

Сегодня, когда все вокруг и внутри трубят о достижениях современной школы, в то время, как на самом деле пока есть только современные ученики и техника "чудо как хороша", а учитель-то остался, да простят меня женщины, старым, в том смысле, что несовременным, у них же, в смысле нас же - учителей-предметников, готовых с головой окунуться в личностно-ориентированное и всячески индивидуализированное обучение, возникает к Вам один-единственный, но до жути генеральный вопрос: КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? И без Вас нам пожалуй уже не обойтись. Теперь по сути.

Проблема:
в интернете, в книжках и т.д. есть много методик определения свойств личности учащихся, но учитель-предметник не всегда может понять, какую именно методику использовать.

Предмет нашей заботы:
а) методики на определение темперамента;

б) методики на определение модальности (аудиал, визуал, кинестетик);
К стати в одной книжке я увидел четвёртую разновидность деток - тактильный (автор пишет, что им для учёбы надо дать погрызть карандаш, повертеть в руках игрушку). Следует её выделять учителю-предметнику на уроке или нет?

в) методики на определение ведущего полушария;

И всё это в отсутсвии вменяемой психологической службы в школе. Ну так бывает. Учитель предметник сам дошёл до необходимости "узнать детей лучше". В принципе этого "арсенала" методик учителю-предметнику, как мне кажется и показывает "передовая" педобщественность, для изучения школьников в личностно-ориентированном подходе к обучению достаточно.

Наши вопросы:

а) очевидно, для детей младшей, средней и старшей школы, методики будут разные. Где их взять (модифицированные методики)?

б) наверное, есть определённые условия (инструкции к тестам в сборниках не очень-то учитывают специфику работы школы) для каждого теста. Как и когда именно учителю лучше всего проводить каждый из тестов с учащимися всего класса (групповая письменная работа), чтобы получить"несмазанную" картинку?

в) когда эти тесты надо будет повторить: через год, два, три?

И наконец,
г) как использовать (если можно, конечно) эти доступные для учителя-предметника методики для проектирвоания психологической структуры урока?

Всё. Выдохнули.
d 5 ( Пользователь )
Многие ответы на ваши вопросы вы найдете в литературе по психодиагностике (детской психодиагностике).
Ответы на вопросы:
а) методики отличаются, в литературе это расписано;
б) кинестетик в целом и есть тактильный (при общей любви к расширению классификаций можно найти и на порядок более подробные деления);
в) повторение тестов - это уже мониторинг (после этого можно и диссертацию написать smile.gif , а многие так и пишутся), период между срезами зависит от вашего желания и времени;
г) пожалуй, здесь нужно сначала уточнить, что понимается под психологической структурой урока.

PS Не ждите от психодиагностики больших откровений. Возможно, в вашем поиске помогут материалы по истории педологии и дискуссий вокруг нее - направления, в котором диагностика была в центре внимания.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Если ребенок в пределах нормы, нет необходимости терять время на психодиагностику.
Если ребенок-пограничник или даже выходит за рамки нормы, квалификации учителя недостаточно.
Учителю крайне важно знать основные психологические закономерности нормального общения и, особенно, механизмов познания.
Однако до сих пор они без этого обходились. Как - вопрос другой.
Чтобы учесть типологию преимущественных каналов восприятия, нужно просто строить урок так, чтобы в нем они были все задействованы:
- чтобы сказанное сопровождалось зрительными образами
- чтобы написанное на доске сопровождалось звуковыми образами
- по возможности сопровождать все, хотя бы иногда, вкусом/запахом/тактильными ощущениями (это все входит в понятие "кинестетик")
если говорить о дополнительном типаже, называют "логиста" - кому нужно все по полочкам с объяснениями, - но с этим в школе проблем нет smile.gif
Игорь Савченко ( Пользователь )
Вопрос психологической диагностики вообще, и степени ее "нужности" учителю-предметнику, в частности, - не простой. Мне не раз приходилось проводить диагностику детей для учителей, желающих "получше узнать учеников". И, как правило, педагоги обнаруживали, что большую часть представленных результатов они и
сами знают, а, в целом, как использовать теперь на практике полученные результаты, - не представляют.
Дело в том, я думаю, что, на результативность урока влияют не столько индивидуально-психологические особенности детей, а то, как они представлены на этом конкретном уроке во взаимодействии с этим конкретным учителем. Дети ведь на уроке ведут себя не так, как им "положено" по типологии психологов, а так, как можно себе позволить с этим учителем. У каждого педагога довольно быстро складывается свой, уникальный стиль взаимодействия, взаимоотношений с детьми и свое "видение" этих детей, в соответствии с которым он и планирует уроки. Мне представляется, что гораздо полезнее формальной психодиагностики, разработать свой собственный "мониторинг" того, что происходит на уроках с детьми, и/или свою классификацию основанные на наблюдении. Например, один мой знакомый педагог условно (для себя) делит детей на "шустриков", "мямликов", "деловых", "мечтателей" и "Штирлицев"(тех, кого он пока не понимает, не нашел подход). Исходя из такой классификации и разрабатывает уроки, особенное внимание обращая на "Штирлицев", и именно их обсуждая с психологом. Собственно, психолог может помочь усовершенствовать "классификацию", сделать ее более полной и удобной для работы (приведенный мною пример явно грешит пробелами и противоречиями, хотя на практике работает).
Марина Журуева ( Пользователь )
Я считаю, что тесты без сомнения могут быть эффективными. Но лищь среди учеников 7-11 классов, так как в более раннем возрасте вероятна возможность простого списывания или выбора ответов необдуманно, наугад. Также для привлечения школьников к тестированию можно использовать тесты с цветами, как вот этот: Цветовой тест ЛюшераОчень эффектиный тест, помогает узнать истинный характер человека. НО этот тест не единственный, есть еще много, которые помогут узнать внутренний мир конкретного ученика и помочь ему, если необходимо.  
Светлана Чистякова ( Пользователь )
Предлагаю тесты, которые нашла в интернете http://cv-chistiak.narod.ru/p15aa1.html
Светлана Кольцова ( Пользователь )
Я думаю, что тесты могут быть полезные потому, что лучше узнаешь ребенка и его скрытые возможности.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+