Личный кабинет

Как различить два понятия "оценка" и "отметка"?

Азат Хисаметдинов ( Пользователь )
Отметка и оценка.
Зачастую и ученики и учителя с родителями путают эти два понятия.
"Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя"- Ш.А.Амонашвили.

Можно ли разделить их следующим образом:
отметка показывает внешнюю активность ребёнка на уроке, а оценка содержательный уровень учебной деятельности?
Марина ( Пользователь )
(Mr.Teacher @ 21.08.2008, 12:50) <{POST_SNAPBACK}>
Отметка и оценка.
Зачастую и ученики и учителя с родителями путают эти два понятия.
"Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя"- Ш.А.Амонашвили.

Можно ли разделить их следующим образом:
отметка показывает внешнюю активность ребёнка на уроке, а оценка содержательный уровень учебной деятельности?

Я бы поменяла местами. В языке есть оценочная лексика, куда входят слова : молодец, умница, хорошо, отлично, недостаточно хорошо....и множество других слов. Они, на мой взгляд, как раз уместны при внешнем (не глубинном, поверхностном, "глазно-сердечно-душевном"...) оценивании деятельности класса или отдельного ребенка на уроке, внеклассном мероприятиии... А вот отметка - она материальна, ее, условно, можно взять в руки, подержать, покрутить-рассмотреть со всех сторон. А вот тут уже нужно заглянуть глубоко внутрь, чтобы выдать 1,2,3,4или все-таки пять конфет smile.gif
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Коллеги,
оценка - это мнение, которое используется оцениваемым по собственному разумению:
- хочет, на стенку повесит
- хочет, на помойку выбросит
Ее ключевое свойство - ни на что не влияет.

Отметка - заключение о чем-либо, влекущее последствие.
В общем случае - получение/неполучение какого-либо статуса (перевод в другой класс/ домашнюю порку ...)

Отметка, вроде бы, должна основываться на оценке, но большой вопрос, чего именно.
Предполагается одно основание, а на практике, как мы прекрасно знаем, это может быть совсем не так. Самый банальный пример, чтобы не вспоминать коррупцию, отметка на уроке математике в строчку со словом "математика", но по поведению. smile.gif

Самое страшное, что подавляющее большинство людей несопоставимо больше интересуется ПОСЛЕДСТВИЯМИ своих действий, чем ОСОЗНАНИЕМ их сути для внесения корректив. Поэтому при обучении ОТМЕТКА убивает весь содержательный смысл ОЦЕНКИ, даже тогда, когда они честно связаны. Вместо радости от получения оценки (она помогает понять успехи/ ошибки и, значит, лучше научиться!) всех волнует размер отметки: чем больше, тем лучше, независимо от реальной ситуации.

Отметка нужна на рубежных этапах в качестве пропуска, но не от родного учителя, который призван помочь ее преодолеть.
Пока отметку будет выставлять учитель, между ним и учеником будет стоять баррикада.
Единственно возможное решение - отметку ставит внешняя структура. Поэтому логика ЕГЭ как внешнего независимого оценивания абсолютно верна и ее нужно развивать до создания полностью независимой вертикали оценивания/ сертификации. А школа будет от нее свободна: и исчезнет баррикада, и за ОЦЕНКОЙ учителя радостно побегут ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ в успешном развитии ученики, т.к. его оценка ПОМОЖЕТ им понять свои пробелы, чтобы устранить их перед проверкой злобных тестовых центров аля-ЕГЭ.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Придумал аналогию:
- оценка - это аудит
- отметка - это КРУ

И действия одинаковые, и результаты одинаковые, а последствия разные smile.gif
Валентина Поликарпова ( Пользователь )
Подобный вопрос "Есть ли различия в понятиях "оценка" и "отметка" ? и если есть, то какие?". Я задавала учителям города Санкт-Петербурга в рамках своего диссертационного исследования.

Приведу результаты, которые нами были получены.

"Необходимо было выявить, существует ли для учителей различие между понятиями «оценка» и «отметка». Результаты следующие: 80% опрошенных учителелей считают, что есть отличия в данных понятиях, а 20% не видят таких отличий"
Основные отличия учителя видят в том, что оценка – словесная характеристика отметки; оценка шире, чем отметка; отметка – формализованная оценка (балл, рейтинг и т.п.)."
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь http://upr.1september.ru/article.php?ID=200701112 .

На мой взгляд, то, что пятая часть учителей не видят различий в этих понятиях, заставляет задуматься о том, а вообще эти учителя понимают смысл оценивания, оценочной деятельности, понимают ли они зачем мы оцениваем и т.п. excl.gif
Азат Хисаметдинов ( Пользователь )
Психологические отличия оценки от отметки.
Татьяна Мезенцева ( Пользователь )
[size=1]
(mbogdanov @ 26.08.2008, 01:23) <{POST_SNAPBACK}>
Что делать на уроке - озвучивать (ставить) оценку или отметку? Используете ли Вы разную смысловую и фактическую составляющие этих понятий в своей педагогической практике?

Я считаю, эти два понятия имеют разные смысловые значения. Оценка-это более глубокое понятие, оценивать можно личность в целом. Отметка же имеет более конкретное значение.Отметить можно ученика за хорошую подготовку на определенном уроке. В своей педагогической практике я использую смысловые составляющие этих понятий.
Светлана Сизова ( Пользователь )
Я согласна с высказыванием о том, что отметка и оценка это разные понятия. Результатом нашего оценивания действия ученика является отметка, которая не всегда бывает объективна.
Ольга Каликина ( Пользователь )
Думаю, что оценка это качественный анализ работы ученика, анализ приложенных им сил для получения результата.
Отметка -это количественный, цифровой показатель оценки.
Ведь раньше отметка по сочинению, например 4/3, сопроводалась резенцией(оценкой учителем) данной РАБОТЫ ученика
Оценка субъективна, зависит от взгляда учителя. Отметка вроде бы стандартизирована. но при 5балльной системе потеряна индивидуальность оценивания труда ученика. 5балльная это каменный век!
Максим Воробьёв ( Пользователь )
(Валентина Поликарпова @ 22.08.2008, 00:02) <{POST_SNAPBACK}>
Подобный вопрос "Есть ли различия в понятиях "оценка" и "отметка" ? и если есть, то какие?". Я задавала учителям города Санкт-Петербурга в рамках своего диссертационного исследования.
...
На мой взгляд, то, что пятая часть учителей не видят различий в этих понятиях, заставляет задуматься о том, а вообще эти учителя понимают смысл оценивания, оценочной деятельности, понимают ли они зачем мы оцениваем и т.п. excl.gif


Толковый словарь русского языка Ожегова (правда online)

ОТМЕТКА -и ж. 1. см. отметить. 2. Знак сделанный на чем-н. О. в ведомости. О. на карте, плане. 3. Принятая в учебной системе оценка знаний поведения учащихся. Выставить отметку в журнал.

ОЦЕНКА -и ж.1.см. оценить. 2. Мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-н. Дать оценку чему-н. Высокая о. 3. То же что отметка (в 3 знач.). О. по пятибалльной системе.

В своем третьем значении слова оценка и отметка - синонимы. Не удивительно, что пятая часть учителей не видят различий в этих словах.
Думаю правильно было бы сначала дать определение этих понятий, чтобы не возникло разночтений, договориться о терминологии. Тогда проще оценивать оценки понятия "оценка" yes.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+