Личный кабинет

Укрупненная группа 110000 Сельское и рыбное хозяйство

обсуждаем проекты стандартов
Елена Зачесова ( Пользователь )
Коллеги!
В этой ветке можно обсуждать проекты стандартов по следующим профессиям НПО и специальностям СПО:

110201 Агрономия
110205 Мастер растениеводства
110206 Овощевод защищенного грунта
110301 Механизация сельского хозяйства
110302 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
110307 Мастер сельскохозяйственного производства
110308 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
110309 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве
110310 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
110311 Заготовитель продуктов и сырья
110401 Зоотехния
110402 Мастер животноводства
110403 Берейтор-наездник лошадей
110601 Пчеловодство
110602 Пчеловод
110701 Охотоведение и звероводство
110801 Кинология
110902 Ихтиология и рыбоводство
110903 Обработка водных биоресурсов
111001 Промышленное рыболовство
111002 Рыбак прибрежного лова
111102 Хозяйка(ин) усадьбы
111103 Управляющий сельской усадьбой
111200 Ветеринария
111202 Ветеринарный фельдшер

Елена
Мария Чередилина ( Пользователь )
В проекте документа «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» (который мы обсуждаем на августовских совещаниях) сказано: «основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).»

Эти компетенции перечислены в документе относительно общего образования. А какие «базовые» компетенции предполагается формировать у выпускников учреждений НПО и СПО, в рамках новых образовательных стандартов? («Базовые» в данном случае значит не относящиеся к конкретной профессии или специальности.) Есть ли уже какие-то наработки в этом направлении?

(Мне кажется, что для различных укрупненных групп профессий и специальностей набор таких базовых компетентностей может приобретать свою специфику. Например, для «Сельского и рыбного хозяйства» актуальны «этические», «экологические» компетенции, – снова пишу в кавычках, так как необходимы конкретные формулировки и именно как компетентностей, а не благих пожеланий к выпускнику.)
Елена Зачесова ( Пользователь )
Рада приветствовать Вас на форуме, Овена Юрьевна!
Вопрос о компетенциях, который Вы подняли, особенно актуален во многом потому, что согласно закону мы должны формировать компетенции, но пока мало кто понимает, как это следует делать. Я бы даже еще усилила этот тезис - мало кто понимает, что же такое компетенции, и чем они оличаются от умений, которые всем понятны. excl.gif
Мало того, что компетенции для большинства практикующих педагогов пока остаются всего лишь еще одним иностранным термином, так их еще необходимо подразделять на базовые и специальные! al.gif

Для того, чтобы в этом разобраться, нужно затратить немало сил и времени на постижение теоретических основ, чтобы затем переходить к разработке нового стандарта.
Вы пишете:
(Овена Жилина @ 21.08.2008, 16:30) <{POST_SNAPBACK}>
Мне кажется, что для различных укрупненных групп профессий и специальностей набор таких базовых компетентностей может приобретать свою специфику. Например, для «Сельского и рыбного хозяйства» актуальны «этические», «экологические» компетенции, – снова пишу в кавычках, так как необходимы конкретные формулировки и именно как компетентностей, а не благих пожеланий к выпускнику.

Давайте разбираться, чем компетенции отличаются от благих пожеланий. Согласны?

Вот, например, "беречь природу" - это компетенция?
А - "не причинять живым существам страданий"?

Можно это использовать в качестве базовых этических и экологических компетенций?

Елена
Надежда Дереза ( Пользователь )
Уважаемая Овена Юрьевна!
Я и наша группа разработчиков разделяет Ваше мнение по поводу компетеций. yes.gif Мы считаем что компетенции следует разделить на базовые и специальные. wink.gif
Геннадий Недвига ( Пользователь )
(Зачесова @ 19.08.2008, 18:47) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги!
В этой ветке можно обсуждать проекты стандартов по следующим профессиям НПО и специальностям СПО:
...
Елена

Уважаемая Елена Васильевна!
В перечне специальностей отсутствуют 111001 и 111002.
С уважением, Г.С.Недвига, ФГОУ СПО "ММРК"
Геннадий Недвига ( Пользователь )
Я – Недвига Геннадий Степанович, председатель методической комиссии по разработке ФГОС специальностей СПО 111001 Промышленное рыболовство и НПО 111002 Рыбак прибрежного лова. Ранее рабочей группой под моим руководством были разработаны ГОС СПО второго поколения специальности 111001 Промышленное рыболовство базового и повышенного уровня, утвержденные соответственно в 2002 и 2004 годах.
Третье поколение отличается от прежних двух в первую очередь наличием профессиональных модулей, основанных на компетенциях и практико-ориентированной направленностью. Соответственно и наибольшую сложность представляла разработка профессиональных модулей. В тоже время стандарт дает большие свободы образовательным учреждениям для учета специфики подготовки специалистов.
Елена Зачесова ( Пользователь )
(Недвига Геннадий @ 28.08.2008, 12:33) <{POST_SNAPBACK}>
В перечне специальностей отсутствуют 111001 и 111002.

Геннадий Степанович!
Простите blush.gif , 111002 Рыбак прибрежного лова действительно пропустила, а 111001 Промышленное рыболовство Вы, наверное, просто не заметили (оно между 110903 и 110701).
Сейчас исправлю. Расположу не по уровням, а в порядке нумерации.
Елена
Альфия Гильманова ( Пользователь )
Я участвую в разработке стандарта третьего поколения по профессии 110602 Пчеловод. Новый стандарт отличается от стандартов второго покаления, так-как имеет модульно-компетенностный подход и в пределах отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.
Построение образовательных стандартов и образовательныхпрограмммм на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков стандартов и прграмм с требованиями работодателей к умениям и знаниям специалистов. В ходе работы встречались со многими работодателями , специалистами по пчеловодству. Многие одобрили такой подход к образованию и лишь единицы сомневались или им было безразлично.
Думаю цель модульно-компетентностного подхода к образованию- это формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования с другой.
Ольга Василькова ( Пользователь )
ФГОУ ЦУМК СПО рассмотрев проекты ФГОС СПО по специальностям 110201, 110401, 110301, 110601, 111201, считает необходимым на данном этапе провести их методическую обработку и редактирование с целью соблюдения единых требований для всех ФГОС: ОК должны быть едины и могут корректироваться в рабочей документации образовательного учреждения, цикл ОГСЭ должен быть инвариантен и по содержанию (уметь, знать) и по объёму часов; в разделе 6 необходимо соблюсти последовательность в изложении «уметь» и «знать»; соблюсти единый подход к определению наименований МДК; в разделе 7 (п. 7.1.8.) соблюсти единые нормативы по первому курсу обучения на базе основного общего образования, в п.7.8. в перечне кабинетов и лабораторий и др.; учесть углублённую подготовку; разработать в ФГОС СПО по специальности 110301 (углублённая подготовка); разработать в ГОС СПО по сп.110401 ПМ.04 (базовая подготовка); устранить разночтения, дублирование, ошибки в подсчёте сроков обучения и часов в БУП и др.
Рассмотрев ФГОС НПО по профессии 111202 Ветеринарный фельдшер, отмечаем несоответствие наименования профессии на титульном листе с наименованием по Общероссийскому классификатору ОК 016-94, она не существует, характеристикой профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями, соответствующим основным видам профессиональной деятельности. Ветеринарный фельдшер выполняет работу по планированию и организации ветеринарного дела, проводит диагностические, лечебные и профилактические мероприятия по охране здоровья животных и осуществляет ветеринарно-санитарный контроль продуктов животноводства. Профессиональная деятельность выпускника по профессии НПО предусматривает обслуживающие и вспомогательные функции (оказание помощи ветврачу и фельдшеру в выполнении лечебно –диагностических и профилактических мероприятий), и поэтому правильно будет записать на титульном листе ФГОС НПО по профессии 111202 Оператор по ветеринарной обработке животных.
Виктор Багин ( Пользователь )
(Овена Жилина @ 21.08.2008, 16:30) <{POST_SNAPBACK}>
В проекте документа «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» (который мы обсуждаем на августовских совещаниях) сказано: «основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).»

Эти компетенции перечислены в документе относительно общего образования. А какие «базовые» компетенции предполагается формировать у выпускников учреждений НПО и СПО, в рамках новых образовательных стандартов? («Базовые» в данном случае значит не относящиеся к конкретной профессии или специальности.) Есть ли уже какие-то наработки в этом направлении?

(Мне кажется, что для различных укрупненных групп профессий и специальностей набор таких базовых компетентностей может приобретать свою специфику. Например, для «Сельского и рыбного хозяйства» актуальны «этические», «экологические» компетенции, – снова пишу в кавычках, так как необходимы конкретные формулировки и именно как компетентностей, а не благих пожеланий к выпускнику.)


Ранее много говорили о межпредметных связях в обучении, но этого не произошло. не было найдено той основы, которая бы позволила соединить усилия преподавателей. Сегодня такой основой являются компетенции. Каждый преподаватель должен найти свое место, точнее место дисциплины, в формировании той или иной компетенции. Любая компетенция складывается из множества составляющих , как река из множества ручейков. Если исходить и того, что практически мы уже имеем стандарты 3 поколения в компетентностном формате с базовыми и специальными компетенциями, то уже сегодня необходимо решать проблемы их реализации. Существует несколько проблем: как на предметном уровне найти эту оставляющую, какими способами ее формировать и, наконец, как диагностировать сформированность той или иной компетенции.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+