Личный кабинет

Какой макет ФГОС лучше? Оцените...

Образовательный стандарт нового поколения
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Когда начинаешь что-то на ВИПе обсуждать, поневоле закрадывается мысль - "а во что все это выльется? Каков статус наших тутошних обсуждений?"

Дух пелагогического творчества дышит только там, где захочет... А вот последствия для реальных изменений в школе и в учительской практике, должны ло возможности стать НОРМОЙ и обрести статус легитимного стандарта.

Поэтому, в рамках ВИП-2008, темой которого является оценивание, предлагаю обсудить вот этот документ .

В Минобрнауки России создаётся общественная площадка по разработке нового стандарта школьного образования
05/08/2008





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕСС-СЛУЖБАМосква, ул. Тверская, д.11тел. 629-53-27 press@mon.gov.ru

В Минобрнауки России создаётся общественная площадка по разработке нового стандарта школьного образования

31 июля Заместитель министра образования и науки Российской Федерации И.Калина провёл первый семинар по обсуждению проекта нового стандарта школьного образования. В семинаре приняли участие представители Российской академии образования, Института образовательной политики "Эврика", Федерального института развития образования, Национального фонда подготовки кадров, общественных организаций, федеральных и региональных органов управления образованием.

По мнению И.Калины, "сегодня существует уникальная возможность создать новый стандарт школьного образования на основе тех позитивных изменений, которые происходят в образовании в последние годы, в том числе благодаря приоритетным национальным проектам, и мы обязаны использовать этот шанс". Также он отметил, что федеральным законом 2007 года было существенно расширено понятие образовательного стандарта и теперь он включает все элементы, от которых зависит школьное образование.
Участники семинара согласовали позиции о том, что в основу разработки нового школьного стандарта должен быть положен принцип сетевого взаимодействия, предполагающий активное вовлечение в обсуждение всех участников образовательного процесса: учеников, родителей, педагогов, учёных, общественных деятелей. Также к участию в разработке нового стандарта общего образования будут привлечены руководители региональных органов управления образованием. В целом, предполагается как очное взаимодействие, так и посредством современных информационных технологий.

Справочно:
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ было введено понятие федерального государственного образовательного стандарта, представляющего собой совокупность следующих обязательных требований:
1) требований к структуре основных образовательных программ;
2) требований к условиям реализации программ (в том числе кадровых, финансовых и материально- технических);
3) требований к результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Виктор Устинов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 06.08.2008, 00:31) <{POST_SNAPBACK}>
В Минобрнауки России создаётся общественная площадка по разработке нового стандарта школьного образования

ar.gif Давайте обсудим. Вас, уважаемые коллеги, не смущает слово "стандарт" по отношению к детям? Дети все разные, извините, много "нестандартных". Результаты ЕГЭ говорят о том, что те стандарты, которые есть, недостигнуты у 80% выпускников школ. Можно конечно и медведя научить танцевать, но только при условии больших затрат времени и сил на обучение. Ещё у В.Ф. Шаталова это здорово получается.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Виктор Устинов @ 06.08.2008, 07:52) <{POST_SNAPBACK}>
ar.gif Давайте обсудим. Вас, уважаемые коллеги, не смущает слово "стандарт" по отношению к детям? Дети все разные, извините, много "нестандартных". Результаты ЕГЭ говорят о том, что те стандарты, которые есть, недостигнуты у 80% выпускников школ. Можно конечно и медведя научить танцевать, но только при условии больших затрат времени и сил на обучение. Ещё у В.Ф. Шаталова это здорово получается.


Э-э-э... Только давайте РАМКУ в идеологию не сдвигать и удерживать ПРЕДМЕТ обсуждения.... Ни ребенка, ни человека со свободой воли "стандартизировать" и загнать в прокрутоао ложе НОРМ НЕВОЗМОЖНО. Да уж никто и не собирается.... По-крайней мере официально и по закону. Поледний раз это было, когда речь в Программе КПСС шла о мфической "гармонически всестрронне развитой личности" и её описании в моральном кодексе строителя коммунизма.... От а) до ж) ... В полном смысле абревиатур... tongue.gif

Итак, к нынешнесу понятию "стандарта"

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ было введено понятие федерального государственного образовательного стандарта, представляющего собой совокупность следующих обязательных требований:
1) требований к структуре основных образовательных программ;
2) требований к условиям реализации программ (в том числе кадровых, финансовых и материально- технических);
3) требований к результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.


Я здесь противоречия не вижу

1) Стандартизируется не СОДЕРЖАНИЕ, а СТРУКТУРА образовательных програам. "Это следут и состоит из этого..". Вводятся дополнительно "модули" и т.д..

2) Стандартизируются УСЛОВИЯ оеализации программ. От щарплаты цчителей до материально-тезнического обеспечения. Можно обсудить и детализировать.

3) Стандартизируются РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программ. Вот что это такое нужно бы и обсудить. По-крайней мере, это не ЕГЭ, точнее не только ЕГЭ. Что это и как эти "стандатры-3" на результаты анализировать, оценивать и контролировать исполнение, = это для меня нелонятно и надо бы обсудить.

С учетом того, что АНАЛИЗИРОВАТЬ можно все что душе угодно. ОЦЕНИВАТЬ нужгл только то, то необзодимо для принятия управлкеческого решения. СТАНДАРТИЗИРОВАТЬ млжно только то, исполнение чего обеспечиваещь подностью и гарантируешь уровень испонения. Наоушил государственный стандарт - под суд, следствие и в тюрьму. Если виновен... Надо быть осторожнее с ГОСТАМИ.
Елена Селезнёва ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 06.08.2008, 08:39) <{POST_SNAPBACK}>
Про Меморандум ВИПа никто нас не просил и никуда заранее не приглагал - вот он и подис в воздухе А тут официально нас приглашабт к диалогу... пойдем?


Конечно пойдем. Как всегда хочется верить, что прислушаются... а не решат так как надо влась имущим ... sad.gif
Валентина Князева ( Пользователь )
(Виктор Устинов @ 06.08.2008, 09:52) <{POST_SNAPBACK}>
ar.gif Давайте обсудим. Вас, уважаемые коллеги, не смущает слово "стандарт" по отношению к детям? Дети все разные, извините, много "нестандартных". Результаты ЕГЭ говорят о том, что те стандарты, которые есть, недостигнуты у 80% выпускников школ. Можно конечно и медведя научить танцевать, но только при условии больших затрат времени и сил на обучение. Ещё у В.Ф. Шаталова это здорово получается.


Нет, не смущает. Есть стандарт усредненный - государственный. А есть стандарт личный - повышенный. Руководствуясь государственным стандартом, в sj,zpfntkmyj должны научить ребенка определенному кругуг ЗУНов. А личностный - сегодня в большинстве случаев, пожалуйте, за деньги.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Ну, а теперь, проведя предварительные тсслндования, самоопределившись и сформировав собственный инстркмент для анализа, только теперь можно переходть у следующему шагу.
.
На сайте Министерства общего и профессионального образования Свердловской области www.minobraz.ru на главной странице в разделе «Актуально» размещены:
1. Методика и параметры экспертной оценки вариантов макета федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
2. Вариант №1 макета федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
3. Вариант № 2 макета федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Материапы в приложенных файлах

[attachment=3927:attachment][attachment=3928:attachment][attachment=3929:attachm
ent]

Первый же просмотр оглавения двух вариантов показывает что они построены на РАЗНЫХ основаниях а, следовательно СРАВНИВАТЬ их между собой с помощью методики Министерства НЕВОЗМОЖНО.

Вариант 1.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения…………………………………………………....

2. Термины, определения, обозначения, сокращения………………….

3. Требования к структуре основных образовательных программ………………………….
3.1. Общие цели основных образовательных программ
по ступеням образования ………………………………………
3.2. Характеристика видов деятельности обучающихся
на разных ступенях образования …………………………….
4. Требования к результатам освоения основных
образовательных программ ……………………………………..
5. Требования к условиям реализации основных
образовательных программ …………………………………..
5.1 Общие требования к условиям реализации
основных образовательных программ …………………………………
5.2 Требования к организации учебной и социальной практик ………………
5.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса ……………………….
5.4 Учебно-методическое и информационное обеспечение
образовательного процесса ………………………………………………….
5.5. Финансовое обеспечение образовательного процесса …………………..
5.6 Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса …………………………………………………………………….

6. Оценка качества освоения основных образовательных
Программ ………………………………………………………..
7..Список представителей академического, профессионального
сообщества и гражданских институтов, принимавших
участие в разработке …………………………………………..

Вариант 2

1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………3
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ……………………………………………………………..4
3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ …………………………………..5
4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФГОС …………………………………………………6
4. 1. Стандарт как общественный договор …………………………………….…………..6
4. 2. Назначение и функции стандарта …………………………………………….……….7
4. 3. Деятельностный подход в построении стандарта ………………………………..9
4. 4. Статус федерального государственного образовательного стандарта общего образования1
5. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ …………………12
6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ…………………………………………………………………………………….13
6. 1. Соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса ..………….………..13
6. 2. Разделы основной образовательной программы для каждой ступени общего образования13
7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ………………………….……19
8. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ…………………………………………………………..………22
8. 1. Общие требования к результатам образования…………………………….…….…22
8. 2. Требования к результатам начального образования ……………………….……25
8. 3. Требования к результатам основного общего образования…………….……..27
8. 4. Требования к результатам среднего (полного) образования…………………..28
9. ЧТО ДАЕТ ВВЕДЕНИЕ СТАНДАРТА………………………………………..…….…..29
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 10.08.2008, 03:58) <{POST_SNAPBACK}>
Первый же просмотр оглавения двух вариантов показывает что они построены на РАЗНЫХ основаниях а, следовательно СРАВНИВАТЬ их между собой с помощью методики Министерства НЕВОЗМОЖНО.

То нерядололожннное, что невозможно СРАВНИВАТЬ для оценки и принятия решения о приоритете и выборе, можно СОПОСТАВЛЯТЬ для экспертизы, если вводить третью НОРМУ

Первый варипнт
2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

Деятельность – активность человека, сознательно направленная на изменение (развитие) своей личности, общества и природы в соответствии с теми или иными социально-культурными целями.

Учебная деятельность – активность обучающихся, направленная, по преимуществу, на информационно-знаниевое освоение ими результатов научного и социально-культурного опыта человечества. Является важной составной частью образовательной деятельности.

Внеучебная деятельность – формы активности, посредством которых происходит развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей школьников, приобретение ими собственного социально-культурного опыта. Является важной составной частью образовательной деятельности.

Образовательная деятельность – формы активности, возникающие за счет интеграции учебной и внеучебной деятельности и позволяющие не только реализовать их специфические цели, но и обеспечить социализацию обучающихся, понимаемую как сознательное и ответственное принятие ими гражданских и культурных норм и ценностей развивающегося российского общества.

Ступень общего образования – временной промежуток времени, необходимый для достижения образовательных задач соответствующего возраста. Ступень начального общего образования соответствует младшему школьному возрасту, ступень основного общего образования соответствует подростковому возрасту, ступень среднего (полного) общего образования соответствует началу юношеского возраста.
Основная образовательная программа (по ступеням образования) – системно организованное единство целей, содержания образования и условий организации образовательного процесса, фиксируемое следующей учебно-методической документацией:
учебным планом;
рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
программами внеучебных видов деятельности, социальных практик;
календарным учебным графиком;
другими материалами, определяющими цели, содержание и технологии образовательного процесса.
Образовательная программа образовательного учреждения – комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения.
Учебный (образовательный) план – нормативный документ, являющийся составной частью основной образовательной программы, определяющий набор образовательных областей, видов деятельности школьников и содержащий объемные показатели минимально и максимально возможных часов для достижения запланированных образовательных результатов образовательным учреждением.
Образовательная область – совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.

Модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую и структурно-содержательную завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.

Профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид человеческой деятельности;

Учебный предмет – проекция той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, культуры) в плоскость учебно-информационного усвоения.

Элективные курсы – учебные программы на выбор обучающихся, направленные на индивидуализацию и актуализацию учения в соответствии с их интересами и наклонностями.

Индивидуальная образовательная траектория (программа) ученика – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, который может включать в себя: выбор обучающимся индивидуального содержания учебной дисциплины (курса), своего стиля учения, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов.

Урок – организационная и содержательная единица учебного процесса ограниченная во времени для достижения определенной цели обучения.

Занятие – организационная форма разных видов образовательной деятельности обучающихся.

Результаты образования – усвоенные знания, умения, навыки, освоенные компетенции и социальный опыт.

Предметные знания, умения и навыки – целенаправленное координированное действие обучающихся через систему учебных задач по усвоению ведущих понятий (способов действия), теорий, законов основ наук общественного сознания и опыта применения их на практике (освоения опыта осуществления различных способов деятельности)

Надпредметные понятия – средства интеллектуальных действий человека,
позволяющие реализовать его способности разных типов (коммуникативные,
регуляторные, когнитивные) при решении универсальных задач.

Компетентность – сочетание качеств (умений, способов деятельности), позволяющее субъекту выполнять стоящие перед ним задачи не ниже уровня, признанного эффективным.

Ключевые компетентности – компетентности, наличие которых позволяет субъекту решать наиболее частотные социокультурные задачи (коммуникационные, информационные и т.д.).

Социальный опыт – опыт, приобретенный субъектом в собственной деятельности по решению социально и социокультурно значимых задач.

Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ОО – общее образование;
ООП - основная образовательная программа;
ФГОС ОО – федеральный государственный образовательный стандарт
общего образования.

Второй вариант
3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

Основная общеобразовательная программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса и обеспечивающей выполнение ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников.
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Фундаментальное ядро общего образования – система ключевых положений научной картины мира и ценностных ориентиров приемлемого социального поведения, актуальных для современной ситуации цивилизационного развития в сочетании с национальными приоритетами.
Планируемые результаты освоения основных образовательных программ – система операционализированных личностно ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной (предметной) структуры школьных программ.
Дополнительная образовательная программа – программа, направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) помимо деятельности в рамках основной образовательной программы. Её организационно-педагогическая структура может отличаться от структуры основной образовательной программы, согласовываясь с последней в области целеполагания и спектра конкретных образовательных задач.

В настоящем «Макете» используются следующие сокращения: ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС ОО - федеральный государственный образовательный стандарт общего образования; ООП – основная образовательная программа; БУП – базисный учебный план; УУД – универсальные учебные действия, ОУ – образовательные учреждения.
Виктор Устинов ( Пользователь )
ok.gif Я по-прежнему сомневаюсь в том, что можно разработать единые образовательные стандарты для всех детей, слишком широк спектр способностей,интересов, потребностей, уровня обучаемости, состояния физического и психическгого здоровья, уровня материального благополучия, условий в которых происходит учебный процесс. Возможные варианты:
1. Снизить требования к ЗУНам до уровня Шарикова
2. Разделить всех детей на два-три уровня по способности к обучению и для каждой группы создать свои стандарты
3. Создать один стандарт для всех детей, но при этом разработать систему мер, позволяющих реально (без "липы") достичь всеми школьниками этих стандартов. В частности необходимо предоставить ребёнку больше времени на изучение трудного для него учебного материала (методика В.Ф. Шаталова - исключение)
Виктор Устинов ( Пользователь )
Статья 14. Общие требования к содержанию образования
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности
создание условий для ее самореализации
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства
.

А что вы думаете?
ar.gif bravo.gif ar.gif bravo.gif Всё это замечательно, но напоминает "Призывы к 1 мая", которые когда-то звучали по радио во время праздника. Школа - самый консервативный институт общества, я сомневаюсь что новый ворох циркуляров, котрый сейчас обрушится на администраторов и педагогов, что-то изменит. Марья Ванна отчитается как просят сверху и будет работать добросовестно, так как и работала раньше, будет терпеливой и требовательной к своим Петям, Катям, Васям.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Виктор Устинов @ 11.08.2008, 16:10) <{POST_SNAPBACK}>
я сомневаюсь что новый ворох циркуляров, котрый сейчас обрушится на администраторов и педагогов, что-то изменит. Марья Ванна отчитается как просят сверху и будет работать добросовестно, так как и работала раньше, будет терпеливой и требовательной к своим Петям, Катям, Васям.


А я предполагаю и уверен, что с введением стандапртов и пониманием образования как "государственной образоватепьной бюджетной услуги" возникнет лавина судебных исков и рекламаций на неисполнение стандартов и к школе, и к педагогическому работнику

Не от родителей, так от обшеств потребителнй, поддерживаемых СМИ и властью. Судиться и суды выигрывать и неустойку и денежную компенсацию получать сегодня уже многие научились. Не пропустят шанс..

Поэтому я так тщательно смотрю соответстие Закону... Гостандарты, ГОСТы, - это Вам не шутка. Нарушил - суд и тюрьма...Если виноват...

..

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+