Личный кабинет

Роль методической службы С(К)ОУ в обновлении содержания образования

Наталья Лестова ( Пользователь )
Роль методической службы в С(К)ОУ
в обновлении содержания специального образования

Лестова Наталья Львовна
главный методист научно-методического центра специального образова-ния Пермского областного (регионального) института повышения ква-лификации работников образования

Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям общества, потребностям ре-бенка с ОВЗ. Процесс обновления содержания специального образования ста-вит перед методической службой новые задачи, ее рост - одно из важнейших условий совершенствования учебно-воспитательного процесса в С(К)ОУ. Специальная (коррекционная) школа не должна быть вне единого методиче-ского пространства, с одной стороны (следовательно, сегодня необходимо го-ворить о серьезном изменении задач, содержания, форм методической рабо-ты); с другой стороны - мы должны говорить о роли методиста-дефектолога, значит, все изменения в методической службе С(К)ОУ должны прежде всего отражать специфику изменений, происходящих в данный момент в специаль-ном образовании. Цели и задачи методической службы С(К)ОУ должны быть тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельно-стью всего организма школы. Прежде всего, главное ее назначение - корректи-ровка учебно-воспитательной работы для перспективного развития процесса обучения, его постоянного самосовершенствования.
В соответствии с современными тенденциями в развитии специального образования, к которым прежде всего необходимо отнести:
- изменение и обновление его содержания;
- вариативность;
- гуманизацию;
- укрепление правовых основ;
- более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение со-временных /новых/ информационных технологий);
- системный подход к работе учителя С(К)ОУ (образовательные техноло-гии) и т.д. необходимо определить цели и задачи методической работы, т.к. определить их - значит определить желаемую результативность.
Основными целями методической службы С(К)ОУ в современных усло-виях могут быть следующие:
1. Создание системы методических услуг на основании потребностей пе-дагогов (т.е. заказчиков) в соответствии с проблемами подготовки выпускника С(К)ОУ
Примерные задачи:
- организация информационного обеспечения педагогов (информирование о новых требованиях, предъявляемых к работе, последних достижениях специальной педагогики);
- внедрение в учебно-воспитательный процесс современных методик, средств (каких именно);
- освоение (апробация, корректировка) и внедрение новых технологий обучения (к примеру, дистанционного обучения, обучения детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях интеграции);
- корректировка учебных планов в процессе введения новых учебных дисциплин с учетом реализации в С(К)ОУ системы непрерывных образова-тельных услуг (урок ® логопедическое занятие ® занятие психолога ® ...);
- внедрение, совершенствование, корректировка технологий проверки знаний, умений, навыков учащихся с учетом создания условий для их реализа-ции в учебной деятельности (к примеру, тестирование);
- изучение и использование на практике современных способов диагно-стирования успешности ребенка с ОВЗ;
- организация и практическая апробация деятельности психологической службы в С(К)ОУ или ПМПк, осуществляющей диагностику и прогнозирова-ние развития личности учащихся, ее самореализации;
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений, перегрузки в работе педколлектива и др.
2. Создание условий научно-практической работы педагогам в условиях инновационной деятельности С(К)ОУ.
Примерные задачи:
- выбор, освоение, апробация, корректировка, поэтапное внедрение ав-торских программ, интегрированных курсов и спецкурсов (образовательной, коррекционной, реабилитационной направленности);
- создание и практическая апробация новой модели методической службы С(К)ОУ, обеспечивающей развитие педагогического мастерства учителя, по-вышение его мотивации самосовершенствования;
- организационная, педагогическая и содержательная поддержка иннова-ционной деятельности педагогов С(К)ОУ; поддержка педагогов, разрабаты-вающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий (будь то учебный курс, коррекционная программа или, к примеру, курс дис-танционного обучения).
3. Развитие педагогического творчества и методическое обеспечение по-вышения квалификации педагогов.
Примерные задачи:
- обучение и развитие педкадров, повышение их квалификации до уров-ня, необходимого школе;
- стимулирование инициативы и творчества членов педагогического кол-лектива, активизация его деятельности в исследовательской, поисковой рабо-те;
- повышение уровня психологической оснащенности и готовности учите-ля С(К)ОУ;
- развитие взаимодействия с вузами, научными учреждениями, родителя-ми, общественностью.
4. Трансляция педагогического опыта в практику работы С(К)ОУ:
- выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педа-гогической, инновационной и другой деятельности членов педагогического коллектива.
Безус ловно, это лишь примерный и далеко не полный перечень целей и задач. Каждое С(К)ОУ формулирует их, исходя из анализа собственной ситуа-ции, выявления затруднений в работе педагогов. Цели и задачи методической службы реализуются в ее содержании и находятся в прямой зависимости от ее форм.
Для того, чтобы реализовывать заявленные цели и задачи в условиях об-новления содержания специального образования, методическая служба школы должна совершенствоваться, во многом изменяться в соответствии с совре-менными тенденциями в развитии форм, моделей и направлений методиче-ской работы:
1) Вариативность в выборе структуры методического пространства. Различные модели методической службы школы реализуют различное содер-жание работы и по-разному эффективны в зависимости от потребностей и возможностей С(К(ОУ.

2) Ориентируясь на формирование личности ребенка с ОВЗ, признание ее ценности для общества, необходимо помнить, что она формируется лично-стью учителя. Поэтому для роста его профессионального мастерства структура методической службы должна быть действенной и эффективной, т.е. модель должна быть адекватна отражаемому объекту а Структура методиче-ского пространства разрабатывается С(К)ОУ в зависимости от возможностей и потребностей самой школы (задач, стоящих перед образовательным учрежде-нием, направлений деятельности, составом педагогического коллектива и т.д. в соответствии с рядом критериев, среди которых одним из основных является потребность в решении конкретных проблем и затруднений.

3) Проблемно-диагностический подход при формировании модели ме-тодической службы С(К)ОУ. Специально проводимые диагностические про-цедуры направлены на выявление личностных и профессиональных проблем педагога С(К)ОУ с целью управления успехом, создания наилучших условий для деятельности. Использование разных форм диагностики, которая высвечи-вает проблемы, помогает С(К)ОУ отойти от малоэффективных форм методи-ческой работы и в то же время не переносить в собственную практику много-численные структурные нововведения из арсенала общеобразовательных школ.

4) Многообразие форм методической работы, которые могут быть использованы (коллективные, групповые, индивидуальные).
Формы определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, но обладают при этом некоторой самостоятельностью. Огром-ный арсенал форм методической работы предоставляет возможности для оп-тимального выбора в зависимости от потребности С(К)ОУ, которые выявля-ются диагностически.

5) Одна из современных тенденций - использование преимуществ мик-рогрупповой работы. Объединение учителей в С(К)ОУ в проблемные груп-пы на определенный фиксированный срок (особенно в небольшой школе, где формирование небольшого количества учителей в МО по предметным облас-тям может быть нецелесообразно) помогает решить может быть небольшую, но конкретную задачу, т.е. в данном случае происходит отказ от решения не-ких глобальных, отвлеченных педагогических проблем в пользу реальных затруднений. Эти затруднения могут подразумевать:
а) решение общепедагогических проблем, разъяснение общепедагогиче-ских вопросов;
б) решение актуальных вопросов, определяемых современной проблема-тикой специальной педагогики и специального образования (это может быть изучение и обучение конкретной категории детей, вопросы функционирова-ния школьного ПМПк и др.);
в) вопросы частных специальных методик (изменение содержания обра-зования по отдельным предметам, использование новых форм контроля и др.).
6) Уход от превалирующей массовости методической работы в сто-рону ее большей индивидуализации с использованием различных форм инди-видуальной работы (например, собеседования в начале и конце года, посеще-ние и анализ уроков в соответствии с общими требованиями к современному уроку в С(К)ОУ и требованиями конкретной методики предмета не с целью контроля, а с целью помощи, т.к. методическая служба функционально не подменяет собой административные органы).
7) Изменение содержания методической работы. В соответствии с со-временными тенденциями обновления содержания специального образования содержательную основу методической работы в С(К)ОУ можно представить, к примеру, следующим образом:

1 блок
• Ведущие и современные проблемы в развитии специальной педагогки в целом и в той или иной образовательной области в частности. Совершен-ствование и обновление содержания специального образования.
• Новые образовательные технологии, тенденции в развитии специально-го образования, новые концепции.
• Новое учебно-методическое обеспечение в соответствии с обновлением содержания специального образования (учебные планы, программы, по-собия и др.).

2 блок
Овладение современным педагогическим опытом, который может прояв-ляться в методах и формах обучения, в новых аспектах воспитательной работы, в психологической подготовке.

3 блок
Учет индивидуальных информационных потребностей учителя.
Данный способ построения содержания является примерным. Блоки или направления можно выделить иначе, но все они обязательно будут затрагивать те или иные стороны общепедагогической, мировоззренческой, методической и дидактической подготовки учителя С(К)ОУ.
8). Усиление внимания к инновационной деятельности.
Таким образом, системный подход в организации и содержании методи-ческой работы, демократизация ее построения, позволяющая создать более приемлемые, благоприятные условия для профессионального роста педагогов С(К)ОУ, дает возможность решать актуальные задачи, поставленные совре-менным уровнем развития специального образования.

Литература
1. В помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы).-Москва, 2000.
2. Интеграционные модели специального образования.- М.: Эврика, 2003.
3. Как создать эффективную методическую службу. Методические реко-мендации / Сергеева Т.А. и др. - М.: «Интеллектуальный центр», 2003.
4. Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные про-блемы, основные направления развития и перспективы научного поиска: Сб. науч. трудов.-М.: АПК и ПРО, 2003.
5. Лизинский В.М. О методической работе в школе./М.: Центр «педагогический поиск»,2001.
6. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе./М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
7. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по науч-но-методической работе: Пособие для руководителей образовательных учреж-дений./под ред. М.М. Поташника.-М.: Педагогическое общество России, 2001.
8. Новая модель обучения в С(К)ОУ VIII вида: Новые учебные програм-мы и методические материалы.- Кн. 1/ Под ред. А.М.Щербаковой.- М.:Изд-во НЦЭНАС, 2001.
9. Образование детей с проблемами в здоровье и развитии/Автор-составитель Г.П.Буданова, Л.Н. Буйлова.-М.: АПК и ПРО, 2004.
10. Профессионализм методиста: Методическое пособие/ Г.А. Сергеева и др.-М.: ИРПО; 2002.
11. Ромадина Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+