Личный кабинет

Какая химия нужна современной школе?

Аркадий Захаров ( Пользователь )
Цитата (Фёдор Борисович, 16.08.2008, 23:55) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги!
Сегодня разговоры о кризисе естественнонаучного образования в школе почему-то непременно принято сопровождать призывами к совершенствованию, развитию творчества, педагогического мастерства учителя химии. Какая-то страшненькая получается корреляция... Чем хуже обстоят дела, тем лучше мы должны работать.
А почему собственно говоря, учитель должен подстраиваться, прогибаться под существующую систему обучения химии? Систему, которую, между прочим, создаём мы - учителя: две руки, две ноги, одна голова. А голова на что? Может быть имеет смысл изначально договориться, и прежде всего, с самим собою, о том, зачем и как учить химии учащихся в массовой средней школе. Это дало бы возможность быстрее, чем это сделают кабинетные чиновники от образования модернизировать наконец-то химическое образование в школе. А без этого просто никуда! Лучше ошибёмся мы, чем чиновники. Ихние-то ляпы системные. как ни как.
Поэтому предлагаю для обсуждения и надеюсь на широкую дискуссию по двум вопросам:
ВОПРОС 1: Какая химия нужна современному школьнику?
ВОПРОС 2: Какая химия нужна современной массовой средней школе?

P/S/. Размышляя об этом, пожалуйста, не прикрывайтесь требованиями выполнения образовательного стандарта. К его выполнению можно подойти с разных сторон. А вот какая сторона лучше всего подойдёт для обучени химии современных школьников? Тут есть над чем подумать....

Борис Федорович, я вместе с химиками разрабатываем новые образовательные технологии. Приглашаю посмотреть наши статьи об интесификации обучения химии на наш сайт ОТИ МИФИ   http://liot.oti.ru/works.htm


http://liot.forum24.ru/?1-1-0-00000032-000-0-0-1276050930    ссылка  на тренажер по определениям химии для студентов ОТИ НИЯУ  МИФИ

http://www.ooo245.ru/free.php




Фёдор Окольников ( Пользователь )
Цитата (Лилия Кузнецова, 08.06.2010, 15:47) <{POST_SNAPBACK}>
Непрофильные предметы урезаны до такой степени, что понять что-либо невозможно. Такой предмет как химия невозможно изучить за 1 час в неделю. Сказки рассказывать за этот час тоже смешно. Дети-то уже взрослые. Химия же требует углубления. Такова её специфика: снаружи ничего не поймёшь. Сколько не показывай опытов - это будут для детей фокусы без понимания. За 1 час в неделю углубиться нельзя. Напрасная трата сил. А ведь ученик всё равно должен учить и отвечать и получать оценки. Это насилие. Это первое.

Таков ученик - сложный, в рамки календарно-тематического планирования не укладывающийся. И ворт каков ученик, таков и ДОЛЖЕН быть предмет. Вы почему решили, что за 1 час в неделю, ребёнку (выпускнику) нужно вбить весь курс химии? Обучать-то можно разному. Вспомните, свой учебник химии 8, где вы осторожной поступью вводите ребёнка в мир классов неорг. соединний. С формулами, структурами. Учить, отвечать и получать оценки можно про разное! Химия бывает разная! И у каждого химия своя. У выпускника уж точно.

Цитата (Лилия Кузнецова, 08.06.2010, 15:47) <{POST_SNAPBACK}>
Второе : далеко не каждый ученик может определиться с профилем после 9 класса. Вспомним снова про зелёное яблочко. Масса учеников недовольны тем, в какой профиль их определиди. Школа определяет, а не сам выбирает. Ну не может он ещё выбрать. Вот и случаются драмы: учился в гуманитарном, а пришла пора - выбирает строительный или медицинский. Вот и выходит, что людей с поломаными судьбами становится всё больше.

Вы, Лиля Михайловна, правы не совсем. В Москве с 1999 года внедряется модель профильного обучения по индивидуальным учебным планам. Например, моя школа (№126) в ЮЗАО города Москвы стала первой, кто провёл пилотный эксперимент, в ходе которого старшеклассник сам формирует своё школьное расписание в соотвествиии с предметно-профильными интересами. Хочешь химии 2ч, а хочешь 3ч. А одночасовые предметы проходят в первом или второрм полугодии (длинные и короткие предметы - опыт работы школы №1277, СВАО).


Цитата (Лилия Кузнецова, 08.06.2010, 15:47) <{POST_SNAPBACK}>
Третье. Есть такой эффект с нашей памятью. Усваивается знание не сразу. Услышал, увидел на уроке - это не значит, что запомнил, усвоил. Должны пройти особые биохимические процессы перевода кратковременной памяти в долговременную. Это и есть усвоение. Проходит такой процесс от 2 до 4 суток, а потом память затухает. Если урок дан в понедельник, а потом в четверг, то долговременная память ученков находится на пике. Если урок в понедельник, а следующий урок через неделю, то память проходит пик и оказывается снова в исходном положении. Начинай сначала. Эффективность от обучения таким сложным предметам как физика, химия 1 раз в неделю биохимически не может быть удовлетворительной.

Класс! Очень интересно! Раскажите поподробнее, если вы специально изучали этот вопрос.
Александр Розенжак ( Пользователь )
Цитата (Лилия Кузнецова, 08.06.2010, 15:47) <{POST_SNAPBACK}>
Должны пройти особые биохимические процессы перевода кратковременной памяти в долговременную. Это и есть усвоение. Проходит такой процесс от 2 до 4 суток...

Для того, чтобы усвоить знания, недостаточно "перевода кратковременной памяти в долговременную"... Знания прочно усваиваются, если ученик добывает (открывает) их самостоятельно, если применяет их на деле, если их передает другим. Посмотрите на сайте учительницы химии Буровцевой Т.Т. примеры карточек для передачи знаний по химии.
Григорий Олегович Громыко ( Пользователь )
Цитата (Александр Розенжак, 18.06.2010, 00:23) <{POST_SNAPBACK}>
Знания прочно усваиваются, если их передает другим.

ГО: Довольно занятно получается... По моим наблюдениям, химики - самые активные использователи парной технологии обучения. Вот что мне известно об этом.

Во-первых, ещё в 1995-ом в Москве на конференции учителей-парников, которую организовало управление образования юго-восточного округа Москвы, - а точнее К.П. Захаров из С.-Петербурга, - я купил у методистки Калужского ИПК три брошюры

===
1992 Коллектив из восьми учителей химии Калужской области под руководством Левитиной З.К. Нестандартный подход к планированию и изучению химии в парах сменного состава (КСО), Калуга, Калужский областной ИИУ, кабинет химии. Дидактический материал творческой группы по КСО, Часть 1. 8 класс, 1991 год, 37 стр. Часть 2. 9 класс, 1992 год, 53 стр. Часть 3. 10 класс, 1992 год, 75 стр.
===

А потом мне прислала из Канады свою разработку по химии Лагунова Л.И. -

===
1998 Лагунова Людмила Ивановна "Обучаем друг друга на уроке. Организация работы учащихся в постоянных и переменных парах при обучении химии в школе. Методическое пособие", Тверь, Тверской областной ИУУ, формат А4, 70 стр., схемы, рисунки, таблицы- 78

===
Сканер-копии обложек этих брошюр с аннотациями Вы можете посмотреть вот тут.

И вот теперь мы видим, благодаря Вам, г-н Розенжак, ещё одну, - третью! - разработку химии для парной технологии обучения, сделанную Буровцевой Тамарой Трофимовной из С.-Петербурга.

Получается уже три независимых разработки! С одной стороны - классно! А с другой стороны - грустно... Ведь сколько сил потрачено на них! Тогда как вполне можно было бы сделать эту работу один раз, издать рассыпной учебник и дать учителям.

Я думаю, что аналогичное дублирование происходит также и по другим предметам, только мы пока о нем не знаем, - мало ещё учителя представляют свою деятельность в сети. Увы.
Елена Ковалева ( Пользователь )
на #113
А я не поняла в чем новшество? Таких карточек хоть пруд пруди в химической литературе, в учебниках, в Интернете. Хорошие карточки. Отличие от типовых только в первой фразе: "...расскажи товарищу...". А все остальное стандартное, как и раньше, как и всегда!
Александр Розенжак ( Пользователь )
Г-жа Ковалёва, будьте любезны, приведите примеры нескольких "карточек" в химической литературе, в учебниках, в интернете... подобные карточкам Буровцевой (для передачи знаний одним учеником другому).

Кстати, мы тут слегка не по теме... Не хотите ли пройтись для беседы об этом вот сюда?
Лилия Кузнецова ( Пользователь )
Многоуважаемый Александр Розенжак! Перевод из кратковременной памяти в долговременную - это биохимический механизм. Как его осуществить? Правильно, путём организации учебного процесса, когда дети на каждом шагу делают свои маленькие открытия. Это называется деятельностным подходом, все знают. Только деятельность деятельности рознь. Списывать с доски - тоже деятельность, но толку от неё никакого. В моей методике деятельность ученика аналогична деятельности первооткрывателя. Именно в такой роли находятся ученики: они открывают для себя неизвестное, хотя известное уже в науке. Для химии установлены свои специфические виды деятельности - метариальная и материализованная (как принято в психологии). Это изложено в моих статьях в +Химии в школе", №5 и "Химия" №10 (приложение к "1 сентября") за этот год. Каждому элементу добываемого знания соответствует свой вид деятельности. Из правильно организованной учебно-познавательной деятельности следуют выводы ученика. Таким образом, ученик самостоятельно созидает знание. Потому-то в моём учебнике приведён большой дидактический материал, особенно дети отмечают полезность для себя внутритекстовых заданий, выполняя которые при чтении параграфа ученик "применяет их (знания) на деле", как справедливо вы, Александр, отмечаете.
Что касается "передачи" знаний, то этот механический процесс невозможен. Нельзя пересадить знание из одной головы в другую, как рассаду. Да, проговоравить, рассказать другому полезно для рассказчика. Но где гарантия, что ваш ученик правильно понял, правильно передал? Если учителю путём объяснения не удаётся успешно научить всех детей, то как же научит один ученик другого? Гарантировано ученик получает знание, если сам его прокрутил в голове. А это происходит в собственной самостоятельной деятельности. Опять возвращаемся к ней, родимой. Секрет в том, чтобы она соответствовала содержанию усвояемого знания.
Бездельничайте на уроке, дорогие учителя, не объясняете, не берите мел в руки, пусть дети работают. На уроке должны воплощаться ваши домашние заготовки. Ещё Коменский высказывал пожелания , чтобы учащиеся больше учились, а учащие меньше учили.
Успехов всем в новом учебном году!
Елена Долбнева ( Пользователь )
Уважаемая Лилия Михайловна, я согласна с Вашим высказыванием о том, что ученик самостоятельно созидает знание, но имея опыт проведения уроков самостоятельного изучения материала, бездельничать особо не приходится, очень многие дети не умеют выделять главное в тексте, всем необходима консультационная помощь. Для реализации деятельностного подхода очень помогает проектная технология, так как она предотвращает формализм химических знаний. Материал о нахождении в природе, физических свойствах, применении, физиологическом действии на организм химических веществ, ученики могут добыть и сами, причем не просто автоматически его найти, а ответить на проблемные вопросы, поставленные учителем и связанные с жизнью. Работая в группах, дети с интересом и творчески подходят к заданию, учатся ставить цели и находить пути их реализации, найденный материал материал они как правило очень эффектно оформляют и защищают свой проект на итоговом уроке. И результат такой деятельности - изучаемый материал становится значимым для ребенка. Я опробовала данную методику на темах " Подгруппа кислорода" и "Углеводороды". Эти уроки, в которые вложено много труда и со стороны учителя и со стороны учеников, надолго остаются в памяти, единственная трудность - большая внеурочная подготовка.
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Вообще с химией проблема сложная. Как с учебным предметом. Я согласен со всеми вами, дорогие коллеги ,что и нужна, и полезна, но страшно мы свами далеки от сегодняшнего ребёнка. Я страшно далёк от него.
По видимому нужна химия, как самостоятельный, но интегративный учебный предмет, позволяющий использовать природное свойство человека - целостность восприятия. Что попало в его голову, что схлопнулось в логике понимаю/не понимаю - нужно/не нужно - моё/не моё, то и назвать "химией". То и изучать. В этом глубокий смысл. Как мне кажется.
Эльвира Матвеева ( Пользователь )
Здравствуйте, уважаемый Федор Борисович! Спасибо за вопросы, предложенные для обсуждения. Сначала хочется вас и коллег по "цеху" поздравить с началом учебного года, желаю крепкого здоровья, благополучия, творческого поиска и педагогических находок, личного счастья, всего самого доброго. Ответ на второй вопрос зависит от требований общества к системе образования в целом. Что мы хотим видеть в качестве результата - уровень образованности ученика? естественнонаучный кругозор? культуру? Здесь мешает слово - "массовой" школе. Как всегда - если для всех, то чуть-чуть о чем-либо и, представьте за 1 час в неделю. тут, уж, не до глобальных целей-результатов. Ответ на первый вопрос, наверное прозвучит по школярски - обучение "Химии" как школьному предмету должно соответствовать дидактическим принципам научности, систематичности, системности, наглядности, доступности... В целом данным принципам отвечают УМК ведущих авторов: О.С. Габриеляна, Н.Е. Кузнецовой, В.В. Еремина, Л.М. Кузнецовой, Е.Е. Минченкова.
Современному школьнику, например, внуку наверное понравилась бы химия, позволяющая что-либо смоделировать в какой-либо компьютерной программе, сравнить реальный и виртуальный эксперимент, заглянуть в мир атомов и молекул, почувствовать, найти практическое приложение получаемым знаниям, например, подвергнуть сомнению и обосновать свой выбор (покупать не покупать конфету-шоколад, "начиненный" многими Е-индексами, какую ткань выбрать для одежды, и т.д.). Должна быть прикладная направленность, прежде всего, и интегративность, чтобы сам ученик, в своей деятельности мог интегрировать получаемые им знания и умения и мог чувствовать свой рост, свой успех... Вот так, вкратце. Ваша Эльвира Фаридовна.


footer logo © Образ–Центр, 2020. 12+