Личный кабинет

Кому и когда нужна оценка качества и содержания образования?

Владислав Редюхин ( Пользователь )
Оценка качества и оценка содержания образования - почему их приходится различать?
Про "качество" образования сегодня не говорит только ленивый. Еще бы - "образованность" сегодня по разным причинам значима не только для ученика и выпускника или его родителей, но и для работодателя, для государственной и местной власти, армии, общественности, бизнеса, учителя-профессионала ... Только вот понимает каждый из них под этим "качеством" как результатами образования - разное... Разное и оценивают.

Для ученика на первый алан выступают собственные жизненные мотивы . Для родителя - здоровье или амбиции поступления в вуз. Для государства - интересы национальной безопасности. Для бизнеса - конкурентоспособность. Для армии - долг, грамотное исполнение, дисциплина и патриотизм. Для вуза - готовность учиться дальше. Для общества - умкние принимать ответственные решения и совершать гражданские поступки... Для Закона...

В Законе об образовании термин "качество образования" связывается с образовательными программами (как "содержанием образования") и "качеством подготовки обучающихся", которое не включает "духовно-нравственное развитие и воспитание"
Статья 9. Образовательные программы

6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся

Это различение вполне логично, так как воспитывают и развивают не образовательные программы сами по себе (хотя и влияют на качество подготовки обучаемого), а личность учителя и организация им совместной и персональной деятельности обучающихся и воспитанников. Этот факт учитывает и субъективная (субъектная) оценка качества образования, и требования (законодательные основания к оценке) к содержанию образования
Статья 14. Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • развитие общества;
  • укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • формирование духовно-нравственной личности;
  • (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно
  • содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,
  • учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,
  • способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

Парадокс и противоречие в том, что требования к содержанию образования по Закону, включающие развитие и воспитание человека много шире, чем то, что могут обеспечить образовательные программы. А это значит, что нужно оценивать и содержание образования в соответствии с Законом и качество образования различными, заинтересованными в его результатах субъектами и сторонами.
Но не путать "объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательную программу" (ЕГЭ) ни с субъективной (позиционной) оценкой "качества образования", ни с общей государственно-общественной оценкой "содержания образования" Это три совершенно разные оценки.
Статья 14. Общие требования к содержанию образования

4.1. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования
Стандарты оценки "качества образования" не могут быть в принципе установлены нормативно-правово и "сверху" в силу разноплановости сторон и субъектов, заинтересованных в качестве образования и его результатах Хотя могут быть прямо на ВИП-2008 обсуждены и разработаны рекомендации по процедуре (вплоть до легитимной методики) согласования показателей и индикаторов оценки качества образования в каждом отдельном случае.
Заинтересованы ли вы этом?

Общая оценка результатов образования нужна в первую очередь самой школе для принятия управленческих решений о стратегии и тактике своего развития как образовательного учреждения в целом. Но модель общей оценки содержания образования зависит от того, считает ли школа, что она оказывает "образовательную услугу" или нет.

Как вы сами думаете?
Валентина Грязнова ( Пользователь )
Здравствуйте, уважаемые участники педсовета! Вас приветствует коллектив МОУ "Лицей №1" п. Тюльган Оренбургской области.

Мы считаем, что гарантировать качество образования очень сложно. Для нашего лицея качество образования – это не только вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими его адаптацию в современной культуре, но и оптимизацию образовательного процесса в условиях педагогической поддержки и компетентностного подхода.
Оно построено на развитии и саморазвитии «Я» человека. Мы считаем, что только образование, направленное на единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником личностно значимого знания. Обеспечение развития личности каждого ребёнка направлено на создание условий для сознательного выбора профессионального направления для обучения в 10 классе. Основными задачами считаем формирование готовности учащихся 8-9 классов к принятию решения о выборе профильного направления в старшей школе и общеобразовательных навыков, необходимых для профессионального становления. Качество образования не ограничивается только качеством обучения, оно имеет нравственное наполнение. Нам хотелось бы, чтобы лицей стал вторым домом для детей, где они получают знания, которые делают их не только образованными, но и воспитанными людьми. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
• экология ума,
• экология души,
• экология творчества,
• экология семьи,
• экология здоровья,
• экология окружающей среды,
• экология труда.
По нашему мнению, реализация этих направлений будет гармонично влиять на качество и содержание образования.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Валентина Грязнова @ 25.08.2008, 09:48) <{POST_SNAPBACK}>
Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
• экология ума,
• экология души,
• экология творчества,
• экология семьи,
• экология здоровья,
• экология окружающей среды,
• экология труда.
По нашему мнению, реализация этих направлений будет гармонично влиять на качество и содержание образования
.


Здравствуйте, Валентина Сергеевна! Рады видеть и читать Вас на ВИПе. Так как форум на про оценивание, не могли бы Вы чуточку подробнее описать, по каким количественным показатеояи или качественным инликаторам вы предполагаете оценивать РЕЗУЛЬТАТЫ работы по описанным Вами "экологическим" напраалениям

Заранее большре спасибо, думаю, что это всем очень интересно.
Анна Борисова ( Пользователь )
Здравствуйте! С началом нашего августовского педагогического совета!
Оценка качества образования очень важна прежде всего тем, кого мы учим, пусть они этого порой сами и не понимают. Ведь им дальше устраивать свою жизнь, быть конкурентноспособными, быть профессионалими. И если у них есть это желание, то это уже половина успеха любой школы.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(annita @ 25.08.2008, 16:03) <{POST_SNAPBACK}>
Оценка качества образования очень важна прежде всего тем, кого мы учим, пусть они этого порой сами и не понимают. Ведь им дальше устраивать свою жизнь, быть конкурентноспособными, быть профессионалими. И если у них есть это желание, то это уже половина успеха любой школы.


И с таким тезисом можно согласиться, Анна Владимировна Только что такое "профессионал"? И "профессионализм"?
Roman Visotsky ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 25.08.2008, 17:46) <{POST_SNAPBACK}>
что такое "профессионал"? И "профессионализм"?


http://drusa-nvkz.narod.ru/Sindrom.html
http://drusa-nvkz.narod.ru/Sibiria.html
http://lordoleg.nnm.ru/vybor_professii_stanovlenie_professionala_1

- Мастер своего дела.
Что такое профессионал - учитель ответить сложнее... smile.gif

С началом педсовета всех!
Спасибо за работу. bravo.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Romvi @ 26.08.2008, 01:46) <{POST_SNAPBACK}>
http://drusa-nvkz.narod.ru/Sindrom.html
http://drusa-nvkz.narod.ru/Sibiria.html
http://lordoleg.nnm.ru/vybor_professii_stanovlenie_professionala_1
- Мастер своего дела.
Что такое профессионал - учитель ответить сложнее... smile.gif


Подумаешь "бином Ньютона"!..Каждое понятие создется под актуальную ПРОБЛЕМУ.

Под профессионализмом понимается свойство людей, характеризующее их способность выполнять сложную деятельность систематически, эффективно и надежно в разнообразных условиях. Профессионализм – это интегральная характеристика человека, проявляющаяся в деятельности и в общении.


Понятная ПРОБЛЕМА ... Лекции надо читать, чтобы потом с кого-то определения спрашивать... Определения - это гробики для мыслей...

У меня другая ПРОБЛЕМА... Что необходимо, чтобы появлялись профессионалы?

Не поверите... - свободное время...

Свободное время вообще играет большую роль в создании новых НОРМ. Хоть индивидуальных, зоть группоаых, профессионалных, хоть социальных, хоть культурных Индивид, группа, профессиональное сообщество, этнос, нация, страна, культура, цивилизация, Вселенная... это же всего-навсего РАМКИ масштаба сознания. А внутри этих РАМОК сознания рождение ,жизнь,размножение и смерть НОРМ как идеальных асбтрактных сущностей происходит схожим образом.

Сначала в сознании какого-то отдельного человека несколько ЗНАКО-СИМВОЛОВ "схлопыааются" (замыквются, опредмечиваются) таким образом, каким (как ему самому кажется, - ограничен тезаурус и память отдельного человека, да и число интерпретаций в словах одной и той же сущности ) раньше никому и в голову не приходило. Заблуждение, конечно... Мнимость и кажимость иллюзий...Но самому приятно... Хоть и ничто не ново и ничто не вечно под луною.. tongue.gif .

Так, говорят, китайцы придумали способ окрашивания шелка, наблюдая как один, красный, лепесток цветкаа, упав на зеленый лист дерева , давал в итоге общую коричневую окраску их обоих Так, эмпирически великий Страдивари десятилетиями смешивал состав клея, подбирал сорта дерева, менял режимы просушки при изготовлении своей уникальной и единственной скрипки. На этом дело бы и закончилось, если бы откуда не возьмись, вдруг (ох, уж это "вдруг", повторяю я в сотый раз) не появилась потребность носить яркие шелковые одежды или слушать чудесные звуки скрипки... От нечего делать возникла... От появления и избытка свободного времени.

Производительные силы росли, с ними росло и производство, продуктов производилось больше,чем нужно было для пропитания, власть позволяла удерживать в руках каналы перераспределения продуктов, - вот и возникала окаянная безумная мысль о немыслимой ранее роскоши....Роскоши красивых нарядов, художественного и музыкального искусства или бесцельного общения.. tongue.gif .

Больше музыки - больше скрипок... Возникли цеха по производству скрипок , а вместе с ними расслоение на мастеров и подмастерий... - ремесленников. Если раньше гениальный художник, композитор, творец единственных и уникальных произведений Страдивари брал в свой дои Гварнери и воспитывал его десятилетиями, то теперь понадобились уже не монастуоские, в светские школы для обучения ремесленников в массовом поряке. Школы подготовки кадров, как бы мы теперь сказали. Транслируется уже не образ жизни, а выжимки и отчужденные останки от него - НОРМЫ деятельности

Среди тех,кто занимался обучением и подготовкой скрипичных дел мастеров пояалялись собственные педагоги-мастера. Но ведь и подмастерья тоже. Чтобы не снижать качества выпускаемых творцов скрипок типа Страдивари и Гварнери пришлось создавть социальную страту тех, кто обучал бы уже тех, учителей, кто обучает скрипичному делу. Не знаю, как их тогда называли, но точно, не методисты. tongue.gif ..

Государство, как всегда, не могло пустить дело на самотек и назначило новую профессиональную касту управленцев, этими потоками нижележащих пррофессиональных НОРМ деятельности - управляющих.

Пример, конечно, надуманный, но показывающий как исторически возникали закрытые профессиональные сообщества и строилась вертикаль управления хоть художниками (это с большим трудом), хоть каменщиками, ткачами, рабочими, инженерами, и наукой, ставшей реальной производительной силой...

Есть свободное время - то появляется некая новая массовая потребность... Есть потребность - создается и ПРЕДМЕТ, эту потребность удовлетворящий... Внесенный в культуру ПРЕДМЕТ становится НОРМОЙ. И во внешнем социальном мире, и в языке и речи (и в еоммуникации), и в сознании (и индивидуальном, и общественном).

Но ведь управлять можно и самим процессом формирования и поддержания социокультурных НОРМ? Так возникла система образования, а теперь и система формирования НОРМ сознания напрямую- рекламу. Ну, и любой пиар как регулятор социальных отношений.

И ведь все это через каналы информации.. И у кого это сегодня есть желание узнать, что НА САМОМ tongue.gif деле есть ИНФОРМАЦМИЯ, когда надо срочно заниматься перераспределением благ и снижением собственных рисков?. Только у того, у кого есть СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.

А ПРОФЕССИЯ - это сложившаяся исторически социокультурная НОРМА.
Все... Спать пошел Свободное время кончилось.
Roman Visotsky ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 26.08.2008, 02:33) <{POST_SNAPBACK}>
Подумаешь "бином Ньютона"!..Каждое понятие создется под актуальную ПРОБЛЕМУ.
Понятная ПРОБЛЕМА ... Лекции надо читать, чтобы потом с кого-то определения спрашивать... Определения - это гробики для мыслей...

ar.gif
Ага, и на этих гробиках мы строим учебный процесс...
А потом по ним результаты оцениваем....
cool.gif
Так уж наш мир устроен и нам ли с ним бороться?

Спасибо за хороший пример (Вовсе он не надуманный.
Действительно, не профессионалами они назывались, учителя учителей, и не преподавателями, а мастерами. И оценивали их не портфолио и не тесты, а народное признание и любовь к делу творимому.
Что - то я сомневаюсь что Страдивари думал о том как оценят его скрипку, хотя чужая душа потемки.

А насчет свободного времени....
Да, его не хватает - проблема. Вот только еще и желание нужно. "Было бы желание - время найдется!"
Честно скажу - желание пока ограничевается не старанием заработать рейтинг, и получить за это бонус (или снизить социальные риски), а личным интересом и потребностью творчества. tongue.gif и как это оценить??? Не оценено - не оплачено, не оплачено - проблем нет: человек не профессионал?
Андрей Гнедов ( Пользователь )
В отличие от образовательных программ, усвоение которых можно проверить в форме экзамена, успешность воспитательного процесса можно проверить только в конкретных жизненных ситуациях. Культура передается не вербально, а путем личного примера. Известно, что ребенок повторяет поведение родителей (и учителей), а не следует рекомендациям, которые говорятся только на словах, но не применяются в реальной жизни.
Можно построить измерительный инструмент в форме ролевых игр для проверки развития навыков общения, совместной работы, ответственности и воли, выполнения принятых обязательств.
Так как требования к воспитательному процессу очень широки, в полнм объеме измерить успешность воспитания заведомо не удастся. Можно повторить ситуацию с ЕГЭ - из всего курса для сдачи ЕГЭ ученики натаскиваются на решение очень узкого класса задач.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Romvi @ 26.08.2008, 03:11) <{POST_SNAPBACK}>
Не оценено - не оплачено, не оплачено - проблем нет: человек не профессионал?


Крнечно, Роман Николаевич, "профессионализм" не только со свободным временем связан, но и с с соотношением между свободой и волей ...Волей моей собственной в органичении своюодлы сркй собственной И внешней волей...

В деньгах, в отношениях К соственности, это и проявояктся...В побуждениях - в мотивах, интересах, потребностях, нуждах, желаниях... "На свкте есть всего лишь три жкланья, - воспитвывет Мефистофкль тупенького Фауста у Гете, - собственность, власть и преобладаньк". В такой содеои человека, попавшйся на удочку "золотого тельца" СПЕЦИАЛИСТ выполняет чужие, поставленныеему ЗАДАЧИ, не имея своих ЦЕЛЕЙ. Ведь ЦЕННОСТЬ у него одна и известнв.

Свободный во всех отношенгиях ПРОФЕССИОНАЛ удовлетворяет не потребности заказчика, а ставит собственные ЦЕЛИ по формированию и достижению социальных цеоей. Если промахивантся, то дискваоифицируется...

ПРФЕССИОНАЛ - это тот, кто сам считает себя профессионалом (думает, говорит и ведет себя как проыессионал). Тот кого признанные в обществе профессионаоы считают своим. Тот, кого и все остальные, не принадледашиек у ЭТОМУ пррфессиональному сообшеству, считаю профессионалом.

ВНЕЩНЯЯ оценка, ВНУТРЕННЯЯ оценка в сообществе и САМОоценка... Тои кита..

Спвсибо за стимул, Роман Николаевич. Объяснял-объяснял пока сам не понял... thumbs.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+