Личный кабинет

Роль муниципальной методической службы в развитии профессиональной компе-тентности участников образовательного процесса в условиях модернизации образо

Ирина Клемешова ( Пользователь )
Тебякина А.И., зав. кабинето
м руководящих кадров;
Клемешова И.В., зав. кафедрой
управления развитием
образовательных систем;
Тамбовский областной
институт повышения квалификации
работников образования

Статья посвящена деятельности муниципальной методической службы по развитию кадрового потенциала работников системы образования. В ней рассматриваются условия и факторы, влияющие на профессиональное развитие кадров муниципальной системы об-разования, повышение их профессионального мастерства

Стратегия модернизации российского образования требует от современной школы обес-печения высокого качества образования. Для того чтобы реализовать эту задачу и предоставить образовательные услуги требуемого качества, каждое образовательное учреждение должно об-ладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров, которые выступают носите-лями новой системы профессионально – педагогических ценностей, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способны органично адапти-роваться к изменениям во внешней среде и соответствовать вызовам XXI века. Современные образовательные системы заинтересованы в педагогах, которые ориентированы на влияние и решение проблем, активное участие в инновационной деятельности, в управлении развитием образовательного учреждения, обеспечении его институциональных преимуществ.
Вместе с тем состояние управления методической службой характеризуют инерционность в определении ее целей, ориентация на решение преимущественно краткосрочных задач такти-ческого характера, отсутствие опережающего видения роли методической работы в развитии человеческих ресурсов образовательного учреждения, обретении ими институциональных пре-имуществ; невысокий инновационный потенциал системы методической работы; привержен-ность к линейно- функциональной организационной структуре управления, что существенно затрудняет адаптацию системы методической работы к изменениям в макро и микросреде.

Таким образом, в современной практике управления методической службой существует ряд противоречий, которые требуют разрешения:
-между востребованностью динамично развивающейся школой качественно новой систе-мы методической работы (по стратегическим целям развития педагогических кадров, ценност-ным основам методической работы, по степени открытости системы, уровню субъектности уча-стников методического процесса, характеру их взаимодействия, децентрализации властных полномочий и ориентации на самоуправление) и невысокой эффективностью управления мето-дической работой, отсутствием целенаправленной методической политики, неготовностью управленческого персонала органов образования, муниципальных методических служб воспри-нять новые подходы к организации методической работы;
- между необходимостью быстрой адаптации системы методической работы к изменяю-щимися условиям макро и микросреды и инерционностью механизма управления методической работой, отсутствием инструментов для опережающего развития;
- между потребностью субъектов методического процесса в реализации личностных смы-слов методической работы и отсутствием многомерного, многоуровневого, поликультурного методического пространства, позволяющего осуществлять на практике идею множественности траекторий профессионально- личностного развития педагогов региона;
- между изменением роли методических общностей в развитии образовательных систем, усложнением содержания и деятельности в связи с реструктуризацией сети образовательных учреждений, введением предпрофильного и профильного образования и недостаточной компе-тентностью руководителей образовательных учреждений, методических подразделений к эф-фективному управлению методической службой.



Тамбовская область имеет определенный потенциал и практический опыт для эффектив-ной реализации обозначенных противоречий:
- во-первых, наша деятельность направлена на интеграцию усилий структурных подразде-лений ТОИПКРО с органами управления, учреждениями науки и культуры в интересах повы-шения эффективности деятельности муниципальной методической службы;
- во-вторых, мы основываемся на идеологии субрегионального протекционизма, которая предполагает направленность организационных усилий в первую очередь на решение проблем, связанных с совершенствованием системы повышения квалификации и методической службы в целом;
- в-третьих, мы исходим из того, что эффективная методическая работа должна основы-ваться на конкретности и профессиональной компетентности информационно-методических ус-луг. Это предполагает ориентацию на актуальные методические потребности субъектов образо-вания, проведение мониторинговых и маркетинговых исследований. Кроме того, достаточно ак-туальным в этом контексте является информационно-методическое сопровождение тактической интерпретации и технологической конкретизации государственных, региональных и муници-пальных нормативных документов;
- в-четвертых, конструктивным началом стали проектно-договорные отношения с субъек-тами образования, которые предусматривают взаимодействие с различными учреждениями на основе прямых договоров о выполнении конкретных информационно-методических проектов.

В Тамбовской области функционируют 30 муниципальных методических центров (каби-нетов), укомплектованных квалифицированными кадрами. На данный период сложились 2 мо-дели методической службы:
- 25 муниципальных методических центров (кабинетов),
- 5 информационно- методических центров.
В 30 методических центрах (кабинетах) занято 177 чел.
Работники муниципальных методических служб, обеспечивая развитие профессионализма и педагогической компетентности учителей и воспитателей, используют самые различные формы методической работы, начиная от традиционных методических объединений до модер-низированных по содержанию деятельности профессиональных объединений, ассоциаций, клу-бов педагогического творчества, кафедр, семинаров – тренингов и т.д.
Как на муниципальном уровне, так и на уровне образовательных учреждений возникают новые структуры, так называемые временные научно-исследовательские коллективы и проект-ные группы, способные инициировать ведение экспериментальной работы и обеспечить научно-методическое сопровождение инновационных процессов.
Деятельность методических кабинетов строится на основе планирования, которое носит программно-целевой характер. Программы развития методической службы проходят экспертизу после их презентации на областном семинаре заведующих методическими центрами (кабинета-ми).
Экспертиза программ развития методической службы и непосредственно деятельности ме-тодических центров и кабинетов показали, что без работы муниципальной методической служ-бы органами управления практически не может быть качественно решена ни одна задача разви-тия современной системы образования.
Однако методические кабинеты и центры не выполняют в системе образования управлен-ческих функций, продолжая оставаться службами, в чьи задачи входит повышение компетент-ности принимаемых в образовании управленческих решений. В исследованиях Т.П. Афанасье-вой и Н.В. Немовой эта роль муниципальной методической службы определяется как поддер-живающая.

Сущность осуществляемой муниципальной методической службой поддержки состоит в содействии созданию благоприятных условий для функционирования и развития образователь-ных учреждений. Для этого муниципальная методическая служба выполняет следующие функ-ции:
· оказание практической и интеллектуальной помощи;
· подкрепление инициатив и инновационных процессов;
· стимулирование инновационных деятельности;
· выявление и устранение недостатков, ограничений, препятствий, снятие сопротив-ления;
· анализ и оценка состояния происходящих в образовании процессов, явлений и опы-та;
· налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влия-ние на реализацию целей образовательной деятельности.
Основные направления поддержки, осуществляемой муниципальной методической служ-бой, определяются совокупностью отрицательно влияющих на результативность развития сис-темы образования факторов, на искоренение и изменение которых будут сконцентрированы усилия и ресурсы методической службы.

В деятельности муниципальной методической службы утвердили себя следующие виды поддержки:
организационная, информационная, кадровая, научно-методическая, правовая, материаль-но-техническая и финансовая поддержка.

Целевые ориентиры поддержки развития образования

Направленияподдержки Ожидаемые результаты поддержки(целевые ориентиры поддержки развития образования)
1. Организационная поддержка Рациональность распределения различных видов работ и соот-ветствующих им ресурсов между учреждениями образования в му-ниципалитете.Расширение процессов развития за счет увеличения количества учреждений и их работников, участвующих в инновационной дея-тельности.Повышение внимания органов местного самоуправления к ну-ждам развития системы образования и ее учреждений.Готовность объединений, организаций и предпринимателей оказывать спонсорскую помощь в решении задач развития образо-вания.Готовность родителей оказывать помощь учреждениям образо-вания в развитии.Установление связей образовательных учреждений между со-бой и с внешними организациями, способствующих реализации це-лей развития.Организация непрерывного образования кадров в соответствии с задачами развития.
2. Информационная поддержка Доступность информации о передовых технологиях педагоги-ческой и управленческой деятельности.Повышение качества принимаемых управленческих решений.Создание благоприятных условий для обмена опытом педаго-гической и управленческой деятельности.
3. Поддержка фор-мирования и развития кадрового потенциала
· повышение ква-лификации и развитие мастерства кадров Соответствие уровня подготовки кадров целям развития систе-мы образования
· консультационная поддержка Преодоление индивидуальных затруднений в работе кадров.Ускорение процессов инновационного развития
· тьюторская под-держка Развитие творческого потенциала педагогических и управлен-ческих кадров, их рефлексивных способностей, способностей к са-моразвитию
· мотивационная поддержка Создание конкурентной мотивационной среды, ориентирую-щей кадры на непрерывное развитие.Ориентация кадров системы образования на непрерывное про-фессиональное развитие.Повышение критериев качества выполнения педагогической и управленческой деятельности
4. Научно-методическая поддержка
· исследовательская поддержка Обоснованность выявления проблем развития образованияПрогностичность характера развития системы.Повышение перспективности вводимых инновационных тех-нологий
· экспертная под-держка Развитие критериев качества выполнения педагогической и управленческой деятельности.Своевременность выявления и устранения недостатков в про-цессах развития системы образования.Отбор наиболее качественных инновационных технологий и обеспечивающих их реализацию программно-методических мате-риалов.Повышение объективности и обоснованности оценки результа-тов развития системы образования и учреждений.Повышение объективности и обоснованности оценки результа-тов педагогической и управленческой деятельности, а также про-фессиональной компетентности кадров системы образования.
· поддержка мето-дическими разработками и рекомендациями Наличие качественного программно-методического обеспече-ния развития системы образования.Своевременность и полнота обновления библиотечного фонда образовательных учреждений.Опережающий характер разработок в области обеспечения раз-вития системы образования.
5. Правовая под-держка Согласованность нормативно-правовых документов образова-тельных учреждений с вышестоящими организациями и органами управления.Увеличение быстроты реагирования нормативно-правовых ус-ловий на изменения, происходящие в системе образования.Своевременность создания нормативно-правовой базы разви-тия системы образования и ее учреждений.Создание условий для конкуренции образовательных учрежде-ний с целью повышения качества предоставляемых ими образова-тельных услуг.
6. Материально-техническая поддержка Улучшение механизма распределения материально-технических ресурсов развития учреждений.Улучшение возможностей для формирования требуемой для развития материально-технической базы.
7. Финансовая под-держка Улучшение механизма распределения финансовых ресурсов развития учреждений.Улучшение возможностей для формирования требуемых фи-нансовых условий развития учреждений.Наличие возможностей получения прямой финансовой под-держки проектов развития учреждений образования.

Все виды поддержки, осуществляемые муниципальными методическими учреждениями, направлены в конечном итоге на обеспечение личностной ориентации содержания образования через его соответствие возрастным особенностям учащихся, их возможностям, способностям на каждой ступени образования посредством формирования таких педагогических компетентно-стей, как
- учебная (сформировать ОУУН, а также обобщенные способы осуществления учеб-ной деятельности);
- предметная (сформировать способность использовать приобретенные предметные знания и опыт практической и творческой деятельности человека для решения практических задач реальной жизни);
- социальная компетентность (сформировать способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе наличия целостной научной карти-ны окружающего мира и с позиции ценностей гражданского общества и демократи-ческого государства);
- информационно – коммуникативная компетентность (сформировать коммуника-тивную образованность, компьютерную грамотность, обучить свободному владе-нию иностранным языком);
- формирование способности к творческому выполнению практической деятельно-сти;
- формирование готовности (информационной, ценностно – мотивационной и прак-тической) к продолжению образования на каждой последующей ступени (после окончания начальной, основной и полной школы), а также к осознанному выбору способа его получения после окончания основной и полной школы);
- формирование готовности (информационной, ценностно – мотивационной, прак-тической) выпускников основной и полной школы к трудовой деятельности и к то-му, чтобы нести ответственность за качество своего труда;
- обеспечение качественного образования в условиях сохранения психического и фи-зического здоровья школьников.
По каждой из указанных педагогических компетентностей разработаны показатели, сопо-тавление которых позволяет отслеживать развитие педагога.

Список литературы:
1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной сис-темы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров: Методическое пособие / Под ред. Н.В.Немовой. – М.: АПКиПРО, 2004.- 116 с.
2. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной сис-темы образования. Книга 2. Планирование и мотивация профессионального развития кадров: Методическое пособие / Под ред. Н.В.Немовой. – М.: АПКиПРО, 2004.- 104 с.
3. Правовые основы деятельности методических учреждений: Сборник документов и реко-мендаций / Сост. Л.И.Филатова. – М.: АПКи ПРО, 2004.- 107 с.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Зашел по следам гостя...

Вот только бы еще понять, что такое "компетенции" и чем они отличаютя от "компетентностей".... Тогда и работать можно... Даже методистам.... tongue.gif
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 12.05.2007, 06:32) <{POST_SNAPBACK}>
Вот только бы еще понять, что такое "компетенции" и чем они отличаютя от "компетентностей".... Тогда и работать можно... Даже методистам.... tongue.gif

И еще - говорить бы простыми словами.
А тема-то сверхактуальная.
ИРО, как я понимаю, финансируются из расчета - 1 раз в пять лет каждый педагог может пройти курсы. Остальные задачи - по мере наличия доп.финансирования, которое само с неба не падает. За которое с финансодержателями надо серьезно воевать.
А подход "раз в 5 лет" не способен решить не то, что задачу развития образования, но и поддержки чего бы то ни было.
Поэтому перенос ряда задач развития образования на муниципальный уровень - это необходимость, не всеми осознанная.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(sermivoz @ 12.05.2007, 11:49) <{POST_SNAPBACK}>
И еще - говорить бы простыми словами.
А тема-то сверхактуальная.
ИРО, как я понимаю, финансируются из расчета - 1 раз в пять лет каждый педагог может пройти курсы. Остальные задачи - по мере наличия доп.финансирования, которое само с неба не падает. За которое с финансодержателями надо серьезно воевать.
А подход "раз в 5 лет" не способен решить не то, что задачу развития образования, но и поддержки чего бы то ни было.
Поэтому перенос ряда задач развития образования на муниципальный уровень - это необходимость, не всеми осознанная.

На муниципальном ar.gif

"...Соответствие уровня подготовки кадров целям развития систе-мы образования..."

...
информационно – коммуникативная компетентность (сформировать коммуникативную образованность, компьютерную грамотность, обучить свободному владе-нию иностранным языком);

По каждой bravo.gif из указанных педагогических компетентностей разработаны показатели, сопотавление которых позволяет отслеживать развитие педагога. "

"
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 12.05.2007, 07:32) <{POST_SNAPBACK}>
Зашел по следам гостя...

Вот только бы еще понять, что такое "компетенции" и чем они отличаютя от "компетентностей".... Тогда и работать можно... Даже методистам.... tongue.gif


Это к Елене Зачёсовой. Она в "УГ" последнем статью о компетенциях и компетентностях выложила. Интересно... smile.gif tongue.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+