Личный кабинет

Отчёт о заседании Совета по развитию местного самоуправления

1 февраля 2008 года Перевод детсадов в автономные учреждения
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию местного самоуправления
1 февраля 2008 года
Новочеркасск

http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/01/2...81_159050.shtml

Это программное заявление прошлого и нынешнего президента по дошкольному, да и школьному образованию.

Считаю, оно заслуживает изучения.

Вот что нам готовит власть.

«Поэтому и автономные некоммерческие организации, автономные учреждения должны занять свое достойное место при подготовке новой, более оптимизированной системы работы в школьном и дошкольном образовании. »


Так и хочется сказать этим господам: «Президент – соблюдай конституцию!»
Там черным по белому написано образование в России «доступно и бесплатно»
.
Эти президенты не хотят вкладывать деньги в образование, все только за счет «реформирования», а в действительности, за счет детей России!
Их желание зафиксировать затраты на образовании, как с пенсионерами монетизировать образование. Т далее, как с пенсиями, повышать на 3 копейки в год!


Под словом «автономные», следует читать «автономные от государства» частные организации. О каком «бесплатном и доступном» образовании может тогда идти речь?

удалены сообщения с полным текстом стенограммы - достаточно указать ссылку и приводить цитаты
Анатолий Булатов ( Пользователь )
А вот уже и результаты внедрения мнения президента на местном уровне - ЗАКРЫТЬ ДЕТСАДЫ и в 6 лет вон из детсада:

http://weburg.ru/
Как стало известно порталу Weburg.ru, в управлении образования Екатеринбурга готовится проект, который поможет сократить очереди желающих устроить ребенка в детский сад.
В основе нового проекта лежит простая как мир идея — если где-то что-то убывает, то в таком же количестве где-то что-то прибывает.
В управлении образования решили закрыть ясельные группы в дошкольных учреждениях, а на место двухлеток принимать детей более старшего возраста — 3, 4 и 5 лет.
Вторая часть идеи состоит в том, что выпускной в детских садах будет проводится для детей шести лет, когда до школы остается еще целый год. Дошколята при этом должны будут посещать подготовительные курсы в школах на полдня.
Как сообщили порталу Weburg.ru в городском управлении образования, ясельных групп в садиках Екатеринбурга уже осталось немного. Это, в первую очередь, связано с тем, что в ясельные группы неохотно идут работать педагоги, и с детьми попросту некому заниматься.
Таким образом, если новый проект, который сейчас активно обсуждается в управлении образования, будет введен, дети Екатеринбурга будут посещать детский сад с 3 до 6 лет. Это поможет до минимума сократить очереди в детские учреждения.
Обсуждение здесь:
http://www.u-mama.ru/forum/messages.php?id...0996&page=1

На местах занялись поиском внутренних 33% резервов. Указание партии Единая Россия превыше всего. Плевать на Конституцию чиновникам, как и президенту Медведеву.
Виктор Устинов ( Пользователь )
ar.gif в Пермском крае начала действовать система компенсаций родителям, чьи дети не посещают детские сады из-за ожидания в очереди. За воспитание ребенка на дому мамы будут получать 2 тысячи рублей ежемесячно либо смогут потратить эти деньги на частный детсад.

Об альтернативном решении проблемы нехватки мест в детских садах на днях заявил вице-премьер краевого правительства Юрий Уткин. Получать ежемесячные выплаты будут родители детей в возрасте от 1,5 до 5 лет. Пока участвовать в проекте будут 39 районов края - практически все территории, за исключением крупных городов. Свое решение чиновники объяснили тем, что на селе проблема обеспеченности дополнительными местами в детсадах стоит наиболее остро. После подсчетов оказалось, что участниками проекта станут 17,8 тысячи детей, причем 1300 из них воспитываются сегодня в социально опасных семьях.

Главная проблема, которая возникнет, - как сделать так, чтобы полученные деньги "неблагополучные" родители действительно тратили на своих детей, а, скажем, не на выпивку. По словам специалистов министерства образования, для работы с такими семьями необходимо принять отдельный закон, и уже там прописать механизм обязательного посещения ребенком детского сада.

Однако такой закон в лучшем случае будет принят не раньше чем через месяц, когда состоится очередное заседание Законодательного собрания. Пока же деньги получат все семьи без исключения, а контролировать их использование чиновники будут "по старинке", например через комиссии по делам несовершеннолетних.

Сами выплаты будут производиться через территориальные представительства минздравсоцразвития в заявительном порядке, средства будут перечисляться на лицевые счета, открытые родителями в кредитных организациях. На эти цели из краевого бюджета в этом году направлено 112,8 миллиона рублей, в 2008 году предусмотрено более 500 миллионов.

Остальные города, не попавшие в проект, решают проблему своими силами. Так, в Перми власти намерены сократить очереди в детских садах двумя способам. Во-первых, восстановлением групп в некогда перепрофилированных детских садах. По замыслу чиновников, благодаря этому будет создано несколько сотен дополнительных мест.

А во-вторых, в ближайшее время пермские дети получат возможность посещать частные детские сады по муниципальным расценкам. То есть если сейчас в городе плата за детский сад составляет в среднем 1200 рублей в месяц, то предполагается снизить ее до 800 рублей в месяц. Кроме того, городской администрацией объявлен открытый конкурс на закупку дополнительных мест у частных садиков. На эти цели в этом году в городском бюджете предусмотрено более 2 миллионов рублей для приобретения 191 места. Как отмечают в департаменте образования, если бизнес откликнется на эту инициативу, то со следующего года будет приобретено еще 600 мест.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Отлично Виктор Гаврилович! Это то, что надо! Надо шире обмениваться информацией.

2 тыс. при цене мини в 8-15 это большая помощь!


«17,8 тысячи детей, причем 1300 из них воспитываются сегодня в социально опасных семьях.» «за исключением крупных городов»

Тогда видимо верно мне писали, что у вас «стоят в очереди 27 тыс. детей» :
Денисова светлана,председатель пермского городского родительского совета.
У нас стоят в очереди 27 тыс. детей,посещают д/с 42 тыс детей.Запланировано до 2010 года увеличиь кол-во мест до 46 тыс.Примерно тоже по 1000 мест в год.Дополнительно решается вопрос о выплате по 1500руб/месяц на ребенка не получившего место в д/с в виде компенсации и размещении муниципальной услуги в частных д/с из расчета оплаты на одного ребёнка по 4000руб/ месяц.
http://schools.perm.ru/modules/newbb/viewt...0#forumpost8763

Пособие за это время все же увеличили с 1,5 до 2 тыс., а вот на оплату мини вместо 4 тыс в месяц – 0,87тыс. Для мини это большая подмога, сколько за это справок потребуют?

Да еще на проверку расходования 2 тыс. мамашами, истратят больше.


«На эти цели из краевого бюджета в этом году направлено 112,8 миллиона рублей, в 2008 году предусмотрено более 500 миллионов.»

Слов нет в жадности чиновников, членов партии Единая Россия. Они на капманные расходы больше тратят!

Это надо же 112,8 миллона! На эти деньги ОДИН детсад, и то не построишь!

И это на 17,8 тыс. деток деревни! Господа из краевого правительства, вы видимо считать на уровне начальной школы не умеете, я вам помогу: 17,8/200=89
Надо ПОСТРОИТЬ И ВЕРНУТЬ, только в деревне 89 детсадов!

И еще больше в городе.

Это форменное безобразие, издевательство над детьми партией Единая Россия, президентом Медведевым. Это нарушение Конституции РФ, где записано, что дошкольное образование «доступно и бесплатно» ВСЕМ!

«А во-вторых, в ближайшее время пермские дети получат возможность посещать частные детские сады по муниципальным расценкам»

Точно господа из краевого правительства, считать не умеют, или со зрением и слухом у них проблемы, выделили 100 тыс на всех и ни в чем себе не отказывай.


Еще один момент
«Сами выплаты будут производиться через территориальные представительства минздравсоцразвития в заявительном порядке» !

То есть если узнал, собрал справки, дадут, нет, ничего не получишь. Хотя сами уже всех пересчитали,17,8 тыс.! Опять эта экономия на детях. Будут ли среди них самые обделенные дети «1300 из них воспитываются сегодня в социально опасных семьях»?

Как и наше Правительства Свердловской области, то же приняли постановление, не обязанное ни для кого:


1) постановление Правительства Свердловской области от 15.03.2007 г. № 184-ПП «О приросте сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области в 2007-2009 годах» (Собрание законодательства Свердловской области, 2007, № 3-1, ст. 374), которым установлены задания администрациям муниципальных образований в Свердловской области по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет возврата в систему образования ранее закрытых или переданных другим ведомствам и организациям зданий дошкольных образовательных учреждений;

Как уверяет нас Правительство области в докладе «СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ»

«По итогам реализации данных нормативных правовых актов ожидается увеличение количества мест в детских садах на 54 тысячи, что позволит решить проблему доступности дошкольного образования в Свердловской области.»

Уже пол срока прошло, из обещанных 184 в городе построено 2!


Откуда статейка?
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Вот как это выглядит на местах:

из Тюмени:

http://www.tmn.edu.ru/Catalog/documents/fo...-02.4143083806/
postanovleniya-administracii-pravitelstva-
tyumenskoi-oblasti-1/document.2004-08-02.2118444394



ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 апреля 2004 г. N 32-пк

АДМИНИСТРАЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2004 г. N 32-пк

О МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях упорядочения расходов на финансовое обеспечение государственных гарантий предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, повышения эффективности организации деятельности в сфере дошкольного образования:
1. Учесть, что для регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в части расходов на дошкольное образование на 2004 год принят расчетный норматив затрат на осуществление образовательной деятельности в размере 1600 рублей на одного ребенка дошкольного возраста в год.
2. Учесть, что в общем объеме расходов на образование в бюджетах муниципальных образований на 2004 год предусмотрены расходы на осуществление образовательной деятельности, рассчитанные в соответствии с нормативом, указанным в пункте 1, и дополнительные текущие расходы, связанные с организацией предоставления услуг дошкольного образования, по Методике согласно приложению N 1.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований области:
осуществить мероприятия по переводу сферы дошкольного образования на финансирование в форме заказа на предоставление образовательных услуг в срок до 01.10.2004;
довести до каждого муниципального образовательного учреждения сумму средств, выделяемых из бюджета муниципального образования на финансирование дошкольного образования в соответствии с муниципальным заказом;
предусмотреть дифференцированные размеры платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях с учетом имущественного положения семьи;
в целях определения и доведения до образовательных учреждений численности направляемых в них детей ежегодно проводить среди организаций различных организационно-правовых форм конкурсы на обеспечение предоставления дошкольного образования;
использовать в работе Типовое положение об автономной некоммерческой организации дошкольного образования согласно приложению N 2.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на Шевчик Н.А., заместителя Губернатора Тюменской области.

Губернатор области
С.С.СОБЯНИН
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Приложение N 1
к Постановлению
Администрации Тюменской области
от 20 апреля 2004 г. N 32-пк

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНОГО ОБЪЕМА БЮДЖЕТНОГО
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Расчетный объем бюджетного финансирования дошкольного образования в целях регулирования межбюджетных отношений определяется по формуле:

Vрасч = Vобр + Vдоп, где

Vобр - расходы на осуществление образовательной деятельности в рамках программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с требованиями государственного стандарта;
Vдоп - объем дополнительных текущих расходов, связанных с организацией предоставления услуг дошкольного образования.
2. Расходы на осуществление образовательной деятельности рассчитываются по формуле:

Vобр = Nобр х Qобщ, где

Nобр - норматив затрат на образовательную деятельность, равный 1600 руб. на одного ребенка дошкольного возраста в год;
Qобщ - количество детей в возрасте от 3 до 7 лет, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
3. Дополнительные текущие расходы, связанные с организацией предоставления услуг дошкольного образования, рассчитываются по формуле:

Vдоп = V2004 - Vобр, где

V2004 - объем текущих расходов на дошкольное образование, предусмотренных в общем объеме расходов на образование в бюджетах муниципальных образований в 2004 году;
Vобр - расходы на осуществление образовательной деятельности в рамках программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с требованиями государственного стандарта.
4. Сумма средств, выделяемых из бюджета муниципального образования учреждениям на финансирование дошкольного образования, рассчитывается по формуле:

SUMвыд = Nобр x Qфакт + Vдоп, где

Nобр - норматив затрат на образовательную деятельность, равный 1600 руб. на одного ребенка дошкольного возраста в год;
Qфакт - количество детей в возрасте от 3 до 7 лет, фактически посещающих образовательное учреждение в текущем году;
Vдоп - объем дополнительных текущих расходов, связанных с организацией предоставления услуг дошкольного образования.
5. Экономия средств, предусмотренных на дошкольное образование, образующаяся в бюджете муниципального образования за счет разницы между количеством проживающих на территории муниципального образования детей (Qобщ) и количеством детей, фактически посещающих образовательные учреждения (Qфакт), может использоваться на финансирование иных расходов образовательных учреждений, включая программы развития.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Приложение N 2 к Постановлению
Администрации Тюменской области
от 20 апреля 2004 г. N 32-пк

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

3.1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать автономным некоммерческим организациям дошкольного образования экономическую поддержку в различных формах, не противоречащих законодательству.

К исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования относится решение следующих вопросов:
изменение устава организации;

утверждение программы дошкольного образования, реализуемой организацией;

определение системы и условий оплаты труда работников организации;

утверждение тарифов на услуги, предоставляемые организацией, в том числе размера платы за содержание детей;
Виктор Устинов ( Пользователь )
ar.gif Уважаемый Анатолий Терентьевич, что-то Вы цены заоблачные называете, в этих детских садах наверное детей красной икрой кормят, а воспитателями работают кандидаты наук.
Сегодня перед нами выступал министр образования Пермского края Карпушин Николай Яковлевич. Он сообщил, что Соликамские предприятия когда-то сбросившие детские сады на муниципалитеты, снова открыли ведомственные детские дошкольные учреждения, поскольку им выгодно, чтобы родители не сидели с детьми дома, а работали на предприятиях.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
Выступления на этом совете носят программный характер и заслуживают пристального внимания.
Поэтому приведу его полностью.
==


Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию местного самоуправления

http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/01/2...81_159050.shtml




Совещания, заседания, рабочие встречи






Архив выступлений Подписка

Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию местного самоуправления
1 февраля 2008 года
Новочеркасск Версия для печати


В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на первом заседании нашего Совета разговор пойдёт о развитии на местах сферы образования. И прежде всего о повышении качества дошкольного, общего и дополнительного образования.
Поставленные здесь задачи касаются не только собственно образовательной политики, но и направлены на решение демографических проблем. И мы рассмотрим вопросы работы школ, детских садов, яслей, домов детского творчества и спортивных клубов.


С деятельностью этих учреждений связана жизнь значительного числа наших граждан. В них идёт образование и воспитание наших детей. Они являются наиболее массовыми и действительно базовыми для всей сферы образования.
В России сегодня 57,7 тысячи общеобразовательных школ. В них учатся более 14 миллионов российских детей. И преподают почти полтора миллиона учителей.


Кроме того, по дошкольным программам работает более 47 тысяч учреждений. Число воспитанников в них ежегодно увеличивается и составляет сейчас 5,4 миллиона человек.
И, наконец, в рамках системы дополнительного образования почти 11 миллионов детей постоянно занимаются художественным и научно-техническим творчеством, спортом и другими видами развивающей деятельности.


Вопросы организации работы всех этих учреждений находятся преимущественно в ведении местных органов власти. И надо признать, что здесь есть целый ряд пока ещё нерешённых проблем.


Больше должна быть зарплата воспитателей и преподавателей. Более рациональной по своей структуре должна быть сеть учреждений. Выше должно быть и качество образовательных услуг. А их номенклатура – более современной, соответствующей интересам наших граждан, потребностям рынка труда и государства в будущем. Отмечу при этом, что в последние годы мы несколько продвинулись в этих вопросах, создав ряд правовых, материальных и финансовых предпосылок.


Во-первых, в результате реализации нацпроекта «Образование» господдержку получили и учреждения, и педагоги, внедряющие современные, инновационные технологии. По данным экспертов, в результате проектных мер в целом по стране ощутимо улучшились условия обучения около шести миллионов учащихся в 15 тысячах государственных и муниципальных школ. Все российские школы компьютеризированы и подключены к сети Интернет. Увеличился парк школьных автобусов. Мы посмотрели: в Ростовской области практически у каждой школы есть свой автобус, исключая те школы, которые в автобусах не нуждаются (имеются в виду крупные города).


Во-вторых, в отрасли начались действительно системные изменения. На территории 21 субъекта Федерации уже идут «пилотные» проекты комплексной модернизации сферы образования. Они позволили улучшить материально-техническую базу учреждений и повысить зарплаты учителям. В итоге в них улучшилось качество образовательных услуг.
И, наконец, третье: существенно усилилось и само местное самоуправление. Совершенствуется правовая база работы. Создаются стимулы для развития муниципального хозяйства. Увеличилась к тому же и численность муниципальных служащих. Сегодня в местных органах власти работает более 320 тысяч человек. Это серьёзный кадровый потенциал. И муниципалитетам надо добиваться большей результативности в осуществлении своих полномочий.


Однако прежде всего местным органам власти надо повысить эффективность бюджетных расходов на цели образовательной политики. В этом реальные резервы и для развития сети образовательных учреждений, и для повышения оплаты труда работников образования.


Хотел бы сегодня подробнее обсудить эту тему. И прошу вас высказываться. Хотел бы услышать предложения по повышению качества бюджетирования. По организации системной работы на всех уровнях власти и во всех социальных отраслях. Надо активнее внедрять новые финансово-экономические механизмы, основанные на принципах нормативно-подушевого финансирования и на системе оплаты труда, устанавливающей связь между уровнем зарплат и результатами работы преподавателей. Эти механизмы уже доказали свою эффективность в школах. И следует распространять их на учреждения дошкольного и дополнительного образования.



Важно переходить и на новые организационно-правовые формы образовательных учреждений. Так, уже есть интересный опыт работы автономных учреждений в системе дошкольного образования. Теперь надо применять его и в дополнительном образовании. Работая в таком новом правовом режиме, детские клубы могут обрести большую хозяйственную и творческую самостоятельность. И смогут пользоваться не только бюджетными средствами, но и привлекать частные инвестиции.


Следует активнее развивать инфраструктуру детских образовательных учреждений. А при застройке новых жилых районов, безусловно, необходимо предусматривать строительство в них детских садов и других учреждений дошкольного и дополнительного образования.


Это, конечно, далеко не полный перечень вопросов, связанных с развитием образования. Но в решении самых приоритетных из них, считаю, Совет по развитию местного самоуправления мог бы ощутимо помочь.
В наш Совет вошли те, кто ежедневно – на уровне городских и сельских поселений, муниципальных районов, а также федеральных и региональных органов власти – занимается решением местных вопросов. И потому рассчитываю, что все вы, уважаемые коллеги, будете не только своевременно ставить проблемы, но, главное, оперативно готовить предложения по их решению.



В этой связи обращаю ваше внимание, что заместителями председателя Совета назначены Председатель Правительства России и Руководитель Администрации Президента Российской Федерации. А Председатель Правительства России возглавит президиум Совета. Надеюсь, что это также послужит практической нацеленности работы созданного Совета и позволит постоянно держать проблемы, которыми мы будем заниматься, в поле зрения высшего руководства России.
Анатолий Булатов ( Пользователь )
А.ФУРСЕНКО: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
Сферы образования, о которых мы сегодня говорим: дошкольное, школьное, дополнительное, – они одинаково значимы. В каждой своя специфика, но цель одна – чтобы наши дети были успешны, благополучны. Поэтому мы рассматриваем развитие этой системы как единое целое.


Всё начинается с дошкольного образования. В игре со сверстниками у дошкольника формируются необходимые качества, которые в дальнейшем позволяют успешно учиться по любой программе, усваивать любую информацию, вообще нормально учиться в школе. Сегодня дошкольное образование доступно по стране лишь для 80 процентов детей, при этом это не обязательно привычный детский сад. В регионах открываются группы при школах, учреждениях дополнительного образования, детские клубы. У нас сегодня довольно много учреждений: детский сад, школа, – и как раз в этих учреждениях вопросы оплаты труда решены, потому что там мы можем оплачивать по школьным порядкам.


Например, в Архангельской области 283 детских сада организованы в структуре общеобразовательных школ. В Москве создана сеть центров игровой поддержки развития ребёнка. В Кемеровской области отрабатывается пилотный проект по открытию социальных игровых комнат в жилых домах и общежитиях. Подобные формы работы перспективные и будут развиваться. Причём в результате семьи смогут выбирать наиболее удобную форму дошкольного образования. Но для этого муниципалитеты должны создавать в пределах доступности сеть учреждений, предлагающих услуги дошкольного образования. Это должно быть требование при строительстве: необходимо строить отдельные здания для дошкольных учреждений внутри микрорайонов, а также, может быть, располагая специальные помещёния для дошкольного образования на первых этажах многоквартирных домов, с тем чтобы учреждения дошкольного образования не отрывались от семей, от тех, кому они в первую очередь нужны.


Что же касается повышения доходов качественно работающих воспитателей, то предлагается внедрять в дошкольное образования новые организационно-экономические механизмы, которые уже оправдали себя в школах в рамках комплексных проектов. В ряде регионов такие преобразования уже начались. Могу сказать, что в Самарской, Псковской, Новгородской, Московской областях проводится эксперимент по внедрению нормативного долевого финансирования.


Говоря о неэффективных расходах – это специально Владимир Владимирович подчеркнул, что необходимо лучше расходовать деньги, которые выделяются на образование, – мы рассматри


В то же время невысокая наполняемость параллелей в школах, особенно старшей ступени, не позволяет в полной мере использовать современные учебные ресурсы, предоставить старшеклассникам возможности для профильного обучения и профессионального самоопределения. Когда в школе по одному девятому, десятому, одиннадцатому классу, то эффективно использовать современные физические, химические кабинеты, технологическое оборудование, которое начало поступать в школы, невозможно.

Поэтому желательно, чтобы в школе, в старшей школе, было параллельно 5–6 старших классов. Кроме этого, это дает возможность обеспечить соревнование между классами, что тоже заставляет их лучше учиться. За первый год комплексных проектов удалось добиться роста наполняемости старшей ступени в Калининградской, Московской, Тверской, Псковской, Астраханской областях, в Республике Саха (Якутия). И мы считаем необходимым включить этот параметр в оценку эффективности регионально-муниципального управленияваем эти деньги как дополнительный ресурс. Это не есть способ сократить расходы на образование – это способ добиться того, чтобы каждый рубль работал максимально эффективно. И один из способов – внедрение новых организационно-правовых форм.


К примеру, за последний год в Тюмени 257 дошкольных учреждений стали автономными. Тюменская область – она вообще лидер и по переходу на новую систему оплаты труда работников образования, в том числе дошкольного.


Комплексные проекты показали: директора учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность, получив дополнительные возможности по управлению ресурсами, становятся и более ответственными за результат. То есть существенно повышается их ответственность.


Принципиально новый механизм в дошкольном образовании – материальная поддержка с федерального уровня семей, имеющих детей дошкольного возраста. В 2007 году получателем компенсации оплаты детского сада стали порядка трёх миллионов семей. И в 2008 году число получателей компенсаций, по нашим расчетам, превысит четыре миллиона. Причём очень важно, что впервые поддерживаются не учреждения, не образовательная программа, а получатель услуг: родители дошкольников, которые оплачивают услуги и поэтому вправе за эту услугу спросить с учреждения дошкольного образования.


Когда мы говорим о дошкольном образовании, то оно в первую очередь призвано обеспечить равные стартовые возможности в общем образовании, чтобы ребята, придя в первый класс, чувствовали себя одинаково комфортно, чтобы не было расслоения. Что же касается общего образования, то в национальном проекте, который был главным катализатором изменений в общем образовании, серьёзное внимание уделено созданию современных условий обучения.


Владимир Владимирович в своём вступительном слове сказал, что уже в большом количестве регионов качественно изменились условия, в которых учатся дети. Могу сказать, что ещё два-три года назад в современных условиях училось 10–15 процентов наших школьников. Сегодня ситуация изменилась: примерно 30 процентов. Мы ставим перед собой задачу, чтобы к 2010 году не менее 70 процентов школьников учились в современных условиях. В рамках комплексных проектов совместно с пилотными регионами разработан перечень индикаторов современных условий, проведён мониторинг условий обучения во всех школах. Могу сказать, что в

Краснодарском крае начаты краевые целевые программы по полному переоснащению всех школьных медицинских кабинетов,
кабинетов трудового обучения. Дополнительно выделена компенсация стоимости горячего питания школьников и учителей. Осуществлена замена свыше 10 тысяч окон в школьных зданиях, то есть более комфортные санитарные условия.


В то же время невысокая наполняемость параллелей в школах, особенно старшей ступени, не позволяет в полной мере использовать современные учебные ресурсы, предоставить старшеклассникам возможности для профильного обучения и профессионального самоопределения. Когда в школе по одному девятому, десятому, одиннадцатому классу, то эффективно использовать современные физические, химические кабинеты, технологическое оборудование, которое начало поступать в школы, невозможно. Поэтому желательно, чтобы в школе, в старшей школе, было параллельно 5–6 старших классов. Кроме этого, это дает возможность обеспечить соревнование между классами, что тоже заставляет их лучше учиться. За первый год комплексных проектов удалось добиться роста наполняемости старшей ступени в Калининградской, Московской, Тверской, Псковской, Астраханской областях, в Республике Саха (Якутия). И мы считаем необходимым включить этот параметр в оценку эффективности регионально-муниципального управления.


В ряде регионов (могу назвать Республику Чувашию, Санкт-Петербург) в организации профильного обучения активно участвуют учреждения дополнительного образования, в том числе в рамках социокультурных комплексов. Чтобы расширить возможности всех, кто готов дать качественное образование, мы предлагаем обеспечить необходимую законодательную поддержку, готовим соответствующие предложения по развитию нормативной базы, с тем чтобы в учреждениях, которые занимаются дополнительным образованием, одновременно можно было ввести общеобразовательные программы, и наоборот.


В сфере дополнительного образования сегодня основные приоритеты – духовно-нравственное воспитание, продвижение здорового образа жизни, техническое творчество, экологическое образование. Талантливая молодёжь, получившая поддержку в рамках национального проекта, в большинстве своём прошла через дополнительное образование именно по этим направлениям. Чтобы полнее использовать возможности дополнительного образования в части духовно-нравственного воспитания на местах органам управления образования важно максимально учитывать интересы и потребности семьи и ребёнка совместно с заинтересованными партнерами, в том числе представителями разных конфессий. Мы активно работаем сейчас с ними. Мы считаем, что в духовно-нравственном воспитании их участие может быть очень полезным.


Необходимо предложить широкий набор программ, используя различные формы: это и клубы, студии, центры духовной культуры, воскресные школы. Примеры таких форм организации есть в каждом регионе. При формировании здорового образа жизни регионы ставят перед собой задачи привлечь к занятиям физкультурой и спортом как можно больше детей и подростков. Сложилась система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Функционирует почти три тысячи учреждений, контингент которых – более двух миллионов человек. Мы работаем над тем, чтобы полнее задействовать резервы школьных уроков физкультуры, обновить основные и обязательные программы.


У нас будет Совет по физкультуре – видимо, этот вопрос там тоже будет обсуждаться. Но хочу сказать, что образовательный стандарт, в том числе по физкультуре, сегодня пересматривается. Перед разработчиками поставлена задача, чтобы урок физкультуры в школе был не только полезен, но и интересен – может быть, даже в первую очередь интересен детям. Тогда они будут физкультурой заниматься.


Необходима более тесная интеграция учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, деятельность которых направлена на обеспечение здорового образа жизни, особенно это значимо для сельских территорий, где нет разветвлённой сети спортивных учреждений.



Могу сказать, что в Ростовской области сегодня в сельской местности, в малых городах на базе общеобразовательных школ только за последние два года открыто 136 подростковых клубов, которые обеспечены спортивным инвентарем за счет областного бюджета. Смонтировано 40 спортивных площадок при общеобразовательных школах. Это и есть интеграция дополнительного образования и общего образования.


Качество дополнительного образования детей напрямую связано с педагогической компетентностью кадров, их профессиональным, культурным уровнем, творческим потенциалом. Могу сказать, что в этой части есть хорошие новости: сегодня средний возраст специалистов, работающих в системе дополнительного образования, за последние буквально два-три года снизился на 13 лет и составляет 40 лет, причём 46 процентов специалистов – мужчины. Мы жалуемся на то, что в школе мало мужчин, вот в дополнительном образовании сегодня мужчины составляют примерно половину. Среди педагогов – инженеры, музыканты, спортсмены, режиссеры, офицеры запаса, другие специалисты.


На уровне регионов появляются программы, механизмы педагогической переподготовки. Развитие этих программ позволяет привлечь к образованию детей свежие силы, новых интересных людей из числа работников учреждений культуры, спорта, медицины, а также родителей, которые владеют этими специальностями и готовы определенное время потратить на то, чтобы их дети были лучше подготовлены.
В заключение ещё раз хочу сказать, что мы рассматриваем все элементы системы образования как единое целое, соответственно и подходы к развитию этих элементов от формирования стандартов и обновления механизмов до подготовки специалистов – общие.

Достичь хороших результатов в модернизации образования невозможно без обеспечения его открытости обществу.
Национальный проект сумел очень существенно продвинуть общественный контроль и вообще участие общественности в изменении образования. Эти модели общественного участия в развитии образования могут быть разными: это и попечительские управляющие советы, это и шефское движение, но в любом случае взаимодействие образования и общества важно активно продолжать и развивать.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+