Личный кабинет

Автодидактика учащегося

Владимир Анненков ( Пользователь )
Появление в культуре новых ценностей (в т.ч. образование через всю жизнь и в объёме жизни) и возможностей (персональный компьютер, Интернет...) требуют развития основ и технологий автодидактики для взрослых учащихся как в трудоспособном периоде (совмещение работы с познанием нового), так и в т.н. "третьем возрасте" (в частности, для диалога поколений).

Там, где господствует традиционная фабрика знаний, автодидактике уделяют мало внимания. Поиск новинок в этой области дал ссылки на 2 книги: Куринский В.А. Автодидактика: Тезисы. Стихи. Опыт изучения китайской иероглифики. Киев: Радянська школа, 1990; Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – Москва-Воронеж: МПСИ. 2003. 320 с. Актуально привлечение к развитию автодидактики преподавателей вузов, ИПКРО, других институтов послевузовского образования.

В Инновационном Центре Федерального института развития образования подготовлен доклад для международной конференции Educa Online, которая будет проходить в Москве 28.09-01.10 2008 г. Предварительное обсуждение в блогах - http://blogs.mail.ru/community/h_ed_its_ea...A43ED4C150.html и http://blogs.mail.ru/mail/vann/484584BF6A6A48C0.html показало интерес к этому направлению и необходимость обобщения опыта автодидактики начала ХХ1 века..

Приглашаю в этой ветке форума о содержании послевузовского образования делиться личным опытом .самообразования в новых условиях, ссылаться на публикации (в печати и в Интернет), полезные для автодидактики взрослого учащегося, предлагать модели автодидактики для разных категорий учащихся. Для "затравки" - текст доклада "Автодидактика взрослого учащегося в Интернет"
Владимир Анненков ( Пользователь )
Уважаемые коллеги
У всех времени в обрез. И комментируем лишь самое приоритетное.
За три недели после размещения сообщения "Автодидактика учащегося" его посмотрели 154 человека, а присоединенный доклад - 17. Ответов - 0. О чём говорят эти цифры?
Вероятно, самообразование через всю жизнь после получения вузовского диплома, дипломов кандидата или доктора наук ещё не стало внутренней потребностью каждого педагога. Иначе тема автодидактики учащегося, т.е. основ и технологий самообразования, нашла бы отклик в умах и сердцах тех, кто учит других, а для этого должен держать руку на пульсе не только своего предмета, но и целого спектра инновационных направлений жизни в ХХ1 веке.
Сергей Серебряков ( Пользователь )
(Владимир В. Анненков @ 26.08.2008, 08:03) <{POST_SNAPBACK}>

У всех времени в обрез. И комментируем лишь самое приоритетное.

Совершенно верно.

(Владимир В. Анненков @ 26.08.2008, 08:03) <{POST_SNAPBACK}>
[size=3][font=Times New Roman]
Вероятно, самообразование через всю жизнь после получения вузовского диплома, дипломов кандидата или доктора наук ещё не стало внутренней потребностью каждого педагога.

Полагаю, здесь Вы не правы. Любой педагог постоянно самообразовывается в той или иной степени, даже если не ставит перед собой именно такой цели.
Артем Андреев ( Пользователь )
(Владимир В. Анненков @ 26.08.2008, 08:03) <{POST_SNAPBACK}>
У всех времени в обрез. И комментируем лишь самое приоритетное.

Может и так. Я лично пропустил данное сообщение в том числе и в связи с местом размещения информации.

Посмотрел доклад - весьма длинный и послевузовское образование там занимает, на мой взгляд, не самое центральное место.

Правильно ли я понял, что между автодидактикой и обучением в сотрудничестве можно поставить знак равенства? Вообще данное направление обсуждений сейчас весьма популярно, просто часто все одно и тоже разными словами называют smile.gif Обучение в сотрудничестве, e-learning 2.0, социальный конструктивизм/конструкционизм, вот теперь я узнал, что это еще и автодидактикой называется (если, конечно, не ошибся в понимании).

Тема в России сейчас становится все популярнее, не смотря на то, что об этом говорят достаточно давно (уже в терминах электронного обучения). Даже в России об этом в 2004 в своей книге Интрнет-обучение писали и Моисеева с Полат. А уж на Западе это все начало обсуждаться и исследоваться (в терминах электронного обучения) еще раньше: в 2002 с опорой на эти принципы была создана и активно развивается до сих пор свободно-распространяемая система управления обучением Moodle, различные статьи и исследования уходят в прошлый век, причем своими корнями к Выготскому и еще дальше.
Владимир Анненков ( Пользователь )
(Sergey Serebryakov @ 08.09.2008, 00:17) <{POST_SNAPBACK}>
...Любой педагог постоянно самообразовывается в той или иной степени, даже если не ставит перед собой именно такой цели.


Рад если так. Докажите критическим анализом доклада о современных основах и технологиях автодидактики учащегося в Интернет.
Владимир Анненков ( Пользователь )
Приглашаю к диалогу:

Артем' 08.09.2008, 12:08: Посмотрел доклад - весьма длинный и послевузовское образование там занимает, на мой взгляд, не самое центральное место.
АВВ 08.09.2008 18.54: Это - Ваше восприятие.

Артем' 08.09.2008, 12.08: Правильно ли я понял, что между автодидактикой и обучением в сотрудничестве можно поставить знак равенства?
АВВ 08.09.2008 18.56: Нет, самообразование в сотрудничестве - одна из проблем автодидактики нашего современника. Как и e-learning и ряд других обсуждаемых ныне технологий самообразования

Артем' 08.09.2008, 12.08: Тема в России сейчас становится все популярнее, не смотря на то, что об этом говорят достаточно давно (уже в терминах электронного обучения)... с опорой на эти принципы была создана и активно развивается до сих пор свободно-распространяемая система управления обучением Moodle,
АВВ 08.09.2008 19.01: Все проблемы автодидактики сводим к технической оболочке Moodle?

Артем' 08.09.2008, 12.08: различные статьи и исследования уходят в прошлый век...
АВВ 08.09.2008 19.05: Надо ли это понимать, как пренебрежение к исследованиям и статьям?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Владимио Владимирович, ВИП- 2008 завершился. Отчет я написал. Вот, как обешал я пришео на призыв "автодидактики".... ar.gif

Что сказать? Тогда, в 90-х при встрече с Валерием Александровичем Куринским в ИФРАНе у В.И.Аршинова я уже хорошо знал и ценил его идеи и его книгу. Они очень перекликались с идеями аутопоэзиса, синаргетики, "бутстрапа" и всего, что связано саморазвитием. Однако разговор тогда не пошел... И теперь я понимаю, возможно потому, о чем Вы пишете

Для учащегося минимально необходимо общение текстами, к которому при хорошем техническом доступе (скоростном и бесперебойном) добавляются мультимедиа (фото, видео, аудио файлы большого размера). Однако мультимедиа – это скорее надстройка над текстами и графическими моделями, полезная для усиления эмоционального восприятия.


Сетевая коммуникация с нелинейной обратной связью и квантовыми скачками саморазития должна ьыть обеспечена соответствующими мультимедийными средствами... Которых здесь нет...

Чего рассуждать ПРО автодидактику, когда её необходимо "здесь и теперь, для..." ДЕЛАТЬ из самих себя.

Заход на изготовление таких интерактиваных средств есть... Только я в этом техническом не специалист...

А иначе, без средств, никакого саморазвития на этой ветке снова не будет... На мой взгляд...
Владимир Анненков ( Пользователь )
Спасибо, Владислав Иванович, за наводку на ценный ресурс. В 2001 г. Н.Соболева в Физиконе предлагала мне сделать анимированные модели из области географии. Но тогда был гораздо менее "подкован" в ИКТ и не представлял, как взяться.
Сегодня материалы виртуальной лаборатории СОМИТ помогли мысленно представить сценарий пошаговой визуализации графической модели территориальной организации Ноосферы.

Но это - лирическое отступление. А суть скачка 8 сентября в том, что активные участники Педсовета начали обсуждение доклада для международной конференции об автодидактике взрослого учащегося в Интернет.
Обсуждение С РАЗНЫХ ПОЗИЦИЙ, что вселяет надежду на совместный прорыв к новому качеству теории и практики автодидактики в эпоху ПК и Интернет.

Как часто бывает, в начале обсуждения звучит мнение "Да кто ж этого не знает?". Благодарен Артёму Викторовичу за дополнительный стимул рассмотреть преемственность и инновационность темы доклада. В тексте доклада преемственность обозначена ссылками на Гёте, Куринского, Левитеса. Полемика о новом может идти в ряде направлений, в том числе о переходе от "личностно-ориентированного обучения" (известный педагогический принцип, с которого начинают книгу об Интернет обучении Е.С.Полат и сотрудники её лаборатории в институте РАО) на саморазвитие взрослых в сетевых сообществах (взгляд от учащегося на протяжении жизни). Или по вопросу о содержании и роли ВОСПИТАНИЯ в автодидактике (что выходит за пределы технических оболочек обучения).
Для всестороннего обсуждения темы приглашал и приглашаю привлечь к развитию автодидактики преподавателей вузов, ИПКРО, других институтов послевузовского образования.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Владимир В. Анненков @ 09.09.2008, 07:57) <{POST_SNAPBACK}>
в том числе о переходе от "личностно-ориентированного обучения" (известный педагогический принцип, с которого начинают книгу об Интернет обучении Е.С.Полат и сотрудники её лаборатории в институте РАО) на саморазвитие взрослых в сетевых сообществах (взгляд от учащегося на протяжении жизни).

  • Есть самоорганизация пространственнная... когда синхронизируются одновременнно сущестующие части целого Голография...
  • Есть самоорганизация временнАя, когда отдкльная часть только становится и взаимосвязаны СОСТОЯНИЯ целого... Воспроизводство филогенеза в онтогенезе...
  • Есть самоорганизация пространственно-временная, когда одновременнно и многоместно воспроизводятся и синхронизируются всек части Целого. Самоподобие... Лблбщенный принцип "золотого сечения" - "Часть так относится к Целому, как Целое относится каждой из частей, а они между собой





Отсюда, Евгения Семеновна, вслед за В.В. Давыдовым, говорила о "временном развитии" личности, а вот сотруднитчество и партнертво говорят о пространственной кооперации готовых частей. А вот сетевой подход учитывает и пространственные, и временные изменения одновремненно. Хронотоп... Поэтому он мощнее... Мощнее настолько, насколько "проект" (пожелания + намерения) мощнее "плана" и "прожекта" по отдельности
Артем Андреев ( Пользователь )
(Владимир В. Анненков @ 08.09.2008, 19:07) <{POST_SNAPBACK}>
АВВ 08.09.2008 18.54: Это - Ваше восприятие.
АВВ 08.09.2008 18.56: Нет, самообразование в сотрудничестве - одна из проблем автодидактики нашего современника. Как и e-learning и ряд других обсуждаемых ныне технологий самообразования

Значит неверно понял. С первого раза совсем тяжело было через такой объем материала пройти. Попробовал и второй раз - получилось не намного лучше. Поможете?
Основное, что я не понял, это что Вы хотели этой статьей сказать? Поставить проблему? Проблему самообразования? Но я так и не понял, в чем конкретно Вы ее видите? В неподготовленности взрослого человека к самообразования в условиях глобальных компьютерных сетей?

(Владимир В. Анненков @ 08.09.2008, 19:07) <{POST_SNAPBACK}>
Артем' 08.09.2008, 12.08: Тема в России сейчас становится все популярнее, не смотря на то, что об этом говорят достаточно давно (уже в терминах электронного обучения)... с опорой на эти принципы была создана и активно развивается до сих пор свободно-распространяемая система управления обучением Moodle,
АВВ 08.09.2008 19.01: Все проблемы автодидактики сводим к технической оболочке Moodle?

Ни в коем случае, просто как пример не только теоретических исследований, но и перехода к реальным практическим шагам.

(Владимир В. Анненков @ 08.09.2008, 19:07) <{POST_SNAPBACK}>
Артем' 08.09.2008, 12.08: различные статьи и исследования уходят в прошлый век...
АВВ 08.09.2008 19.05: Надо ли это понимать, как пренебрежение к исследованиям и статьям?

Нет. Извините, если мое сообщение получилось резким, просто на мой взгляд введение понятия на 14 страниц - это перебор для всего, кроме диссертации. Соответственно, не очень ясна Ваше цель: и в данной статье и в данном обсуждении.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+