Личный кабинет

Педагогическая колея российского образования

Владислав Редюхин ( Пользователь )
Поводом к открытию этой ветки послужила дискусссия о количестве степеней свободы субъекта со свободой воли, находящегося в ситуации выбора, которая началась на веткк В.В.Князеарй "Качество человека культуры: свободы личнсти" И с утверждения А.И. Лобка, что причиной существующего негативного отношения к педагогическим иннновациям и отсутствия их эффктивной массовой практики выступает не "косность" учителя, а недостатки современной академической педагогической науки и зашоренность". "научеых работников", зпжатых колеей своих философско-методологических представлений.

Тема "колеи" и причин ее порождаюющих, и соотношения свободы и воли, позоляющих преодолеть берега и границы социокультурной НОРМЫ, не нова на ВИПе., Вспомним как обсуждплась разноколейность ширины железнодорожных путкй в Евпрпе и России. Тогда это даже связывалось с мудростью царя, не жкпющегого быстрого распространения военных действий вовнутрь территорий России. Хотя вобедила более реалистичная прагматическая точка зрения на колею
Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. Были выбраны оптимальные уклоны, радиусы кривых и другие характеристики. Земляное полотно возводилось сразу под два пути. Впервые стали укладываться широкоподошвенные железные рельсы. По настоянию Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам или 1524 миллиметра. Она стала стандартной для всех дорог России.
http://www.rzd.ru/static/index.html?he_id=...879fd659719565a

Два разных взгляда на колею прослеживаются в разностью а четверть века.и в поэзии
Колея
Сам виноват - и слезы лью,
И охаю -
Попал в чужую колею
Глубокую.
Я цели намечал свои
На выбор сам,
А вот теперь из колеи
Не выбраться.
Крутые скользкие края
Имеет эта колея.


Я кляну проложивших ее,-
Скоро лопнет терпенье мое,
И склоняю как школьник плохой,
Колею - в колее, с колеёй...


Но почему неймется мне?
Нахальный я!
Условья, в общем, в колее
Нормальные.
Никто не стукнет, не притрет -
Не жалуйся.
Захочешь двигаться вперед?
Пожалуйста.


Отказа нет в еде-питье
В уютной этой колее,


И я живо себя убедил -
Не один я в нее угодил.
Так держать! Колесо в колесе!
И доеду туда, куда все.


Вот кто-то крикнул сам не свой:
- А ну, пусти! -
И начал спорить с колеей
По глупости.
Он в споре сжег запас до дна
Тепла души,
И полетели клапана
И вкладыши.


Но покорежил он края,
И шире стала колея.


Вдруг его обрывается след -
Чудака оттащили в кювет,
Чтоб не мог он нам, задним, мешать
По чужой колее проезжать.


Вот и ко мне пришла беда -
Стартер заел.
Теперь уж это не езда,
А ерзанье.
И надо б выйти, подтолкнуть,
Но прыти нет -
Авось подъедет кто-нибудь -
И вытянет...


Напрасно жду подмоги я,-
Чужая эта колея.


Расплеваться бы глиной и ржой
С колеей этой самой чужой,-
Тем, что я ее сам углубил,
Я у задних надежду убил.


Прошиб меня холодный пот
До косточки,
И я прошелся чуть вперед
По досточке.
Гляжу - размыли край ручьи
Весенние,
Там выезд есть из колеи -
Спасение!


Я грязью из-под шин плюю
В чужую эту колею.


Эй, вы, задние! Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеей
.

В. Высоцкий 1973

Колея
Идешь, бредешь ты по избитой колее.
А ноги вязнут в липком "натурале".
И ты пытаешься взлететь.
Но крылышки твои, как у пингвина:
И есть они и, вроде, как и нет.
Все: устал, больше нет сил идти вперед…
Тогда ты, не веривший с детства в чудо,
В последней надежде просишь, -
Хотя бы уж одно из них:
Либо ангела с крыльями, либо силу своим,
Способным поднять твое измученное тело.
Или оставить его на земле,
Забрав израненную душу.

О.Борисова 2007

ПРОБЛЕМА преодоления колеи как свободы ответственного выбора и персонального риска не сходит со страиц ВИПа
(воронн @ 25.05.2008, 13:53) <{POST_SNAPBACK}>
Романтические истории об индивидууме, который повёл себя вопреки пошлому "здравому смыслу" -- и победил! -- совершеннейшая систематически сбывающаяся реальность. Никто не рассматривал А.Эйнштейна как перспективного учёного, а Ю.Никулина как драматического актёра -- а они, всему вопреки, ими стали!

На собственном горбу и на чужом
Я вынянчил понятие простое:
Бессмысленно на танк идти с ножом.
Но если очень хочется -- то стоит!
(И.Губерман)

Так что же там с педагогическими иннновациями - кто тот стирелочник, что ответственен за соблюдение или преодоление колеи как социркультурной НОРМЫ - учитель? методист и научный работник? консультант? Или инновационный процесс идет сам по себе и ни от чего не зависит? И число степений свободы тут совсем не при чем?
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 02.08.2008, 09:37) <{POST_SNAPBACK}>
Так что же там с педагогическими иннновациями - кто тот стирелочник, что ответственен за соблюдение или преодоление колеи как социркультурной НОРМЫ - учитель? методист и научный работник? консультант? Или инновационный процесс идет сам по себе и ни от чего не зависит? И число степений свободы тут совсем не при чем?

ИМХО. Одно. Корректируются!!!! средства и формы. Содержание с долей притока новых знаний остается прежним. В связи с тем, что образование процесс антиинновационный сохраняется некая преемственность поколений. И это хорошо.
Сказанное касается не управления образованием(здесь цели и задачи государства), а содержательной колеей.
Пы.Сы.
Сужу по работе в школе трех поколений моей учительской семьи.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 02.08.2008, 10:04) <{POST_SNAPBACK}>
Корректируются!!!!

"- СЯ..." Возвратный глвгол... САМО по себе... Темнеет, дождит, свербит где-то в одном месте... Была бездетная педагогика, теперь бессубъектные инновации... Управленцы ликуют.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 02.08.2008, 10:48) <{POST_SNAPBACK}>
- СЯ... Возвратный глвгол... САМО по себе... Теинеет, дождтт... Бвла безжеьная педагогика, теперь бессубъектные инновации... Управленцы ликуют.

Заметили wink.gif . Правильно. Корректируют. Но учителя ли, методисты ли, общество ли? Нет. Они идут по проложенной колее. Кем? Группой товарищей, выезжающих загород для определения содержания и основных направлений образовательной стратегии. Например, так поступили и поступают со Стандартом(старым и новым). Открытая дискуссия для прокладывания колеи - это фикция. Предложения, которые мы давали посчитали "непродуманными, негосударственными, выходящими за рамки модернизации образования.Такое же положение и с учебниками. Если раньше эксперт
ы(пусть и не совсем независимые), входившие в ФЭС могли столкнуть с колеи заведомо убогие учебные материалы(не без промахов, конечно), то теперь все отдано на откуп двум властным РАН и РАО, а мнение общественной колеи не учитывается. Возьмите как пример новый сталинский учебник по новейшей истории.
Не думаю, что ЕГЭшная инновационная колея придумана во благо образования. И до сих пор не проведен мониторинг общественного мнения относительно пагубности данной инновации. Это уже тракторная колея, которую сделал пьяный тракторист.
Это пока...
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 02.08.2008, 11:39) <{POST_SNAPBACK}>
И до сих пор не проведен мониторинг общественного мнения относительно пагубности данной инновации.
Андрей Владимирович, ну так и напрашивается аналогия с другим мониторингом общественного мнения относительно "Лица России" al.gif blush.gif
Предположу, что результат был бы тот же...

А "колею пьяного тракториста" я бы трактовал иначе. Как динамику переходного процесса. При попытке вылезти из колеи, из который вылезать жизненно необходимо.
Григорий Ищук ( Пользователь )
Педагогическая колея российского образования.
Вот слово, «Российского», я бы убрал из названия ветки! А вот эти слова на мой взгляд требуют более пристального прочтения:
недостатки современной академической педагогической науки и зашоренность "научных работников", зажатых колеей своих философско-методологических представлений.»
По мере развития, в том числе и образования, педагогическая наука мутировала из духовно-философской области в область удобств. Именно с целью удобств и начали прокладываться колеи в педагогическом пространстве. Но сегодня перемещаться по образовательному пространству можно совершенно немыслимыми способами! И может быть колеи – это уже исторические прибамбасы.
Школа (в общепринятом смысле) - это колея Каменского. И на этой колее натропили и Сухомлинский (школа радости), и Макаренко с Тубельским (школа самоопределения), и Штайнер, Мантессори и Френе (школа природосообразности), и Корчак, Амонашвили (школа сотрудничества) и многие другие. Одни тропили, другие пытались осмыслить и передать в культуре, третьи зарабатывали капитал. И все по своему правы, полезны, нужны и заслуживают внимания. Можно говорить о колеях разных течений и разных авторов, да и нужно это делать. Вопрос, что с этим делать?!
Если я правильно понимаю, то это и есть главный вопрос ветки. Как сегодня учителю остаться свободным, стать культурным-современным, какой колеей двигаться, или тропить свою!? А может искать иные пути перемещения.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(grigri @ 02.08.2008, 12:35) <{POST_SNAPBACK}>
. Вопрос, что с этим делать?!
Если я правильно понимаю, то это и есть главный вопрос ветки. Как сегодня учителю остаться свободным, стать культурным-современным, какой колеей двигаться, или тропить свою!? А может искать иные пути перемещения.

Ну, да, Григорий Григорьевич, - тропки, тропиночки, колеи бездорожья, просесочноные дороги, скоростные шоссе и магистрали, - все смешалось сегодня в кучу общественного и профессионального педагогического сознания. Об этом и пишу в стптье «Дорожные карты» рисков региональных комплексных проектов модернизации образования (РКПМО"
Прямой как стрела прогресса, еще вчера ясный как Божий день путь социального проектировщика как «воина света» превращается сегодня в карту пересеченной местности, проселочных дорог и скоростных шоссе с «централями и маргиналями». В «дорожную карту», в которой нужно разбираться и которую нужно уметь писать, рисовать и читать...

Этому всем приходится учиться заново. Это риск.
2 июля 2007 года

И одному кому-то в этом многообразии не разобраться. Только вместе... И сидя по уши на грешной педлагогической замле всю картинку сверзу не увдеть. И "дорожную карту" возможностей выбора с учетом общих и персональных рисков выбора степеней своюоды не созжать...Ведь и А.Лобок пишет о СЕТЕВОМ подхеде к инновациям в интернете. Это про нас всех с Вами, а не о том якобы "общественном" на что намекают Андрей Владимирович и Сергей Михайлович. О СЕТЕВОЙ экспертизеиннноваций. О том чего нет и о чем никак не можем договориться.

А вот и Википедия...
Концептуализация инноваций
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.
Тем не менее, можно выделить и общие мотивы: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и полезного, например, введение новых методов, техник, практик, продуктов или услуг.
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать «инновации» от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить деньги.
В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегачают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект
.
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(grigri @ 02.08.2008, 12:35) <{POST_SNAPBACK}>
Школа (в общепринятом смысле) - это колея Каменского.

И пока это неизменно разговоры(именно разговоры и имитация деятельности) останутся только разговорами.
Если я правильно понимаю, то это и есть главный вопрос ветки. Как сегодня учителю остаться свободным, стать культурным-современным, какой колеей двигаться, или тропить свою!? А может искать иные пути перемещения.

Мотивации для этого нет даже у меньшинства. Я не про денежные массивы, я про осознание себя в образовательном пространстве.
Валентина Князева ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 02.08.2008, 16:44) <{POST_SNAPBACK}>
И пока это неизменно разговоры(именно разговоры и имитация деятельности) останутся только разговорами.

Мотивации для этого нет даже у меньшинства. Я не про денежные массивы, я про осознание себя в образовательном пространстве.


И я о том же.
Валентина Князева ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 02.08.2008, 12:48) <{POST_SNAPBACK}>
"- СЯ..." Возвратный глвгол... САМО по себе... Темнеет, дождит, свербит где-то в одном месте... Была бездетная педагогика, теперь бессубъектные инновации... Управленцы ликуют.


Вот-вот! Как-то на лекции у заочников, речь шла о педагогической инновации, мения спросила студентка: а что такое инновация? Вопрос-то какой! Она очень старалась угодить директору, который требовал от своих подчиненных инновации. И то пробовала и это, а он все - не годится. В итоге выяснилось, что сам директор не понимал сути вопроса.
Инновация ради инновации?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+