Личный кабинет

Доклад: "Выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу"

Юлия Гулая ( Пользователь )
Выравнивание стартовых возможностей
детей старшего дошкольного возраста
при поступлении в школу

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение
эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению.
Результаты исследований показали, что основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их "незрелость", недостаточная нервно-психическая и другая готовность к сложному процессу обучения.
Чем старше становится ребенок, тем острее встает проблема равных стартовых возможностей. Сегодня дошкольные учреждения в нашей стране имеют разную направленность: одни специализируются на художественном воспитании, другие – на оздоровительной работе, третьи – на умственном развитии. В системе дошкольного образования действует множество разноуровневых программ. В результате дети получают различную подготовку, различные возможности для развития.
Тем не менее, педагоги и психологи рассматривают понятие "готовность к школе" комплексно: ребенок должен не только уметь учиться, то есть владеть первоначальными способами познавательной деятельности, но и иметь мотивационную основу учения (хотеть учиться), овладеть достаточно развитой волей, понимать свой общественный долг ученика, быть готовым жить в коллективе и, наконец, видеть себя глазами товарищей, учителей, близких людей и стремиться к самосовершенствованию.
С момента поступления ребенка в детский сад, педагоги окружают малыша такой обстановкой и такой системой отношений, которые стимулируют самую разнообразную творческую деятельность. Ребенок погружается в мир игры, в которой волен выбирать сферу деятельности. Именно игра помогает встать на позицию другого человека, посмотреть на мир его глазами. Она помогает ребенку нарабатывать модели отношений в социуме и творчески адаптировать их к ситуации. Из этого и вырастает умение учиться, общаться с учителем по существу, а не по поводу, выстраивать отношения с одноклассниками. Это и есть подготовка к школе.
Известно, что у детей со сниженной игровой деятельностью снижена произвольность и мотивация к обучению. Несмотря на то, что они очень много знают, личностные образования оставляют желать лучшего, а при отсутствии нормально развитых структур личности ребенок не может быть успешным в какой-либо деятельности.
Важным в развитии ребенка в период обучения является разносторонность, умение педагогов так организовать деятельность ребенка, чтобы это находило в нем отклик. Наиболее эффективной формой являются интегрированные занятия, где сочетаются различные виды деятельности, где перекликаются разнообразные методики. Детям в дошкольных учреждениях предоставлена свобода выбора, проявления при этом самотворчества, выдумки.
Научить детей можно и нужно многому, и специалисты дошкольных учреждений знают, как учить, какими методами пользоваться, как найти подход к каждому ребенку, имеющему различные "стартовые возможности".
Изменяя модель взаимодействия с детьми с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную, педагоги создают благоприятный психологический климат на занятиях и в других видах деятельности, что, в свою очередь, способствует раскрытию потенциальных возможностей детей.
Отбирая программный материал, мы акцентируем внимание на вариантности моделей познавательной деятельности, где фактически отрицается единая форма обучения. Дети, имеющие различные уровни развития, познают то, что именно их интересует, через разнообразные формы и виды деятельности. На занятиях и в повседневной жизни учитывается круг интересов, общения, желания, самоценных видов деятельности детей: ребенок решает не задачи взрослого, а эти задачи – общие у детей и педагогов. Таким образом, в дошкольных учреждениях образовательный процесс сориентирован не столько на предметное содержание образования, сколько на интересы и склонности самого ребенка, эмоциональное и социально личностное развитие в этом возрасте значительно важнее, чем усвоение знаний и навыков.
Работая с детьми в детском саду №3 "Аленушка", специалисты и воспитатели все чаще убеждаются, что дети 5-6 лет не могут целенаправленно и полноценно учиться. Они нередко проявляют высокую познавательную активность, которая может быть основой для успешного обучения, но у них не сформированы для этого необходимые физиологтческие и психологические качества, что и подтверждает периодизация развития, принятая в отечественной психологии: невозможно изменить законы психического развития.
По результатам исследования за прошедший учебный год, на начало года 57,1% детей имели низкий уровень развития мотивации к обучению в школе; у 20% детей не развиты волевые качества; 17% детей имели низкий уровень развития познавательной сферы.
В результате целенаправленного взаимодействия воспитателей, специалистов детского сада, а также родителей, мы получили следующие результаты: по итогам года общий уровень готовности детей к школе возрос до 90%. Таким образом, основная масса детей готова к обучению в школе, то есть имеют высокий и средний уровни развития готовности.
Подводя итоги, необходимо отметить, что пребывание детей в дошкольных учреждениях не могут заменить никакие курсы подготовки при школах, а также предшкольное образование, о котором сейчас много спорят. Только в дошкольном учреждении малыши имеют возможность полноценно общаться со сверстникам, дети выходят гораздо более готовыми к школьному обучению, чем те, кто прошел через искусственную структуру формирования знаний, умений и навыков.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+