Личный кабинет

Как сделать уроки физкультуры в школе личностно-ориентированными?

Фёдор Окольников ( Пользователь )
Коллеги!

Меня давно интересует вопрос, как заставить ходить детей на физкультуру в старших классах? Я так себе это понимаю, что каждый ребёнок на уроке должен чувствовать себя комфортно, а нормативы всех под одну гребёнку режут. Может ребёнок отжиматься - пусть, а если ребёнок мягко говоря нестройной комплекции или просто хилый? Ему же будет стыдно перед другими ребятами...
Так вот как сделать так, чтобы учитель физры смог на занятии "пристроить" к делу каждого учащегося? Сколько для этого нужно: физруков, залов, программ обучения? Какая долждна быть зарплата у педагога, ведущего такие уроки?
Пожалуйста поделитесь профессиональным опытом.
Александр Баканов ( Пользователь )
Заставлять бесполезно. Самый непродуктивный метод.
Создайте условия, дайте выбор и заинтересуйте. Обнако это путь затратный (На первых этапах, а дальше думать мало кто хочет. Бастрый эффект, "короткие деньги". В "длинные" никто не верит).

Предмет Физическая Культура я бы вывел во вторую половину дня, а вместо неё ввел физкультурный час – как средсво «разгрузки», плюс физкультпаузы и физкультминутки на уроках. Неплохо бы для них даже увеличить продолжительность урока, но обязать эти дополнительные 5 минут использовать по назначению – ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК И ФИЗКУЛЬТПАУЗ.
Причина нежелания видеть этот предмет в основной сетке банально проста. Подавляющее количество школ не имеют возможности соблюдать элементаргые гигиенические нормы до, во время и после занятий. Состав учеников по уровню подготовки крайне неоднородный, требующий (как и по другим предметам, но в отличае от них ФК воздействует на организм и здоровье учеников НЕПОСРЕДСТВЕННО, СРАЗУ, да и опасность получения травм очень высока) совсем других методов, а не «потока». Да и сам предмет не просто «дрыгание нагами» и требует для достижения каких-либо результатов специальной подготовки (к занятию), настроя. В том виде, как это делается в настоящее время в подавляющем большинстве школ – между алгеброй и физикой – не выдерживает никакой критики, явно неэффективен, а часто и вреден.
Вынос же на вторую половину позволит решить почти все (и не только перечисленные) проблемы.

Чтобы некоторым ребятам не было стыдно за свои недостатки есть возможность (теоретически) вести с ними занятия в спецгруппе. Вообще-то она и должна формироваться ВРАЧЕМ (медицинские показатели) и УЧИТЕЛЕМ (степень и особенности развития). Просто на это всем плевать.
А чтобы каждый мог выбрать себе занятие, упражнения по душе есть давным-давно известный и эффективный способ. В начале года (полугодия - встречал разные варианты) ученик сам выбирает вид спорта из 3-5-7 (смотря какие возможности у школы) и занимается по этому направлению. ОФП же нужно практически везде. Просто результат достигается несколько иными упражнениями.

Физкультура, пожалуй, самый "затратный" для родителей предмет. Кеды, кроссовки, "короткая форма", для зала, на улицу, на лыжах, в бассейн. Прикиньте с калькулятором... Естественно, простые смертные этого не делают . Но ведь отсюда и начинается физическая КУЛЬТУРА, а не физ-ра. Плюс всё это нужно носить с собой (или проводить весь день в "спортивной" форме), целый мешок, а оставить-то негде, а портфель и так полный...
Сколько для этого нужно учителей и залов? По российским меркам нереально много. Поэтому их и нет. С зарплатой тоже решили просто. Коэфф. "сложности" устанавливает (кто?) у нас правительство области. И для учителей ФК он равен 1.0. Т.е. при переходе на подушевое финансирование - однозначно потеря в з\п (или вести часов 80). И конечно, учителей стало больше...

Всё было бы не так печально, если бы физическую культуру считали как минимум не "необязательным", "второстепенным" предметом. Конечно, все кричат и будут кричать о важности, обязательности... ложь. На деле всё совсем наоборот. Печально, но так и есть. К тому же классно-урочная система не может быть личностноориентированна. Не для того она создана, не так работает.
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Александр Александрович!
А как Вы проводите занятия физической культурой в своей школе? Как Вы преодолеваете перечисленные Вами же проблемы? Буду очень рад дискуссии.
Надежда Ушакова ( Пользователь )
здравствуйте !!Я вот уже 30 лет работаю учителем фикультуры в школе,причем преимущественно в старших классах.Проблема личностно-ориентирования(другими словами индивидуального подхода)существовала всегда.Поэтому что бы дети не ста\еснялись в классе нужно создать атмосферу дружбы и поимания.А это достигается только индивидуальными беседами.Вы должны стать лидером в классе.И тогда класс сам будет помогать отстающим ребятам.Ну и конечно на занятиях с педагогом дополнительного образования должна быть такая же атмосфера.Поверте это не громкие слова это практика.
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Уважаемая Надежда!
Спасибо, что Вы оживили нашу дискуссию, но позвольте усомниться в следующем:
1) личностно-ориентированный подход тоже самое, что индивидуальный;
2) скольок уроков потребуется, чтобы создать "атмосферу дружбы и понимания"с помощью индивидуальных бесед?
3) можно ли с помощью индивидуальных бесед с учащимися достичь сдачи ими нормативов по физкультуре?
Прокоментируйте, пожалуйста.
Заранее готов поверить, что "это не громкие слова это практика".
Надежда Ушакова ( Пользователь )
(Фёдор Борисович @ 12.08.2008, 18:28) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая Надежда!
Спасибо, что Вы оживили нашу дискуссию, но позвольте усомниться в следующем:
1) личностно-ориентированный подход тоже самое, что индивидуальный;
2) скольок уроков потребуется, чтобы создать "атмосферу дружбы и понимания"с помощью индивидуальных бесед?
3) можно ли с помощью индивидуальных бесед с учащимися достичь сдачи ими нормативов по физкультуре?
Прокоментируйте, пожалуйста.
Заранее готов поверить, что "это не громкие слова это практика".

Здравствуйте Федор Борисович. сразу хочу оговориться что предмет физкультура ,это урок на котором дети проявляются во всей своей красе,а главное это всевозможные соревнования на которых ты и общаешся с учениками.Подготовка команд к соревнованиям районного масштаба ,это тоже контакт с детьми.А на счет нормативов у меня проще .В начале года экспрес тест и потом через каждый месяц (улучшил свой результит Отлично) остался на прежнем добивайся.И главное ни все дети МАТЕМАТИКИ.Если говорить о оценки то нормативов много ,где то хуже,где то лучше ,плюс участие в соревнованиях и научно практических конференциях ну и т д И самыое главное правило взаимопонимание,сильный ,выносливый,который все выполняет раньше остальных всегда идет на помощь другим
Игорь Каклюгин ( Пользователь )
Добрый день, Фёдор Борисович!

Как я понял из Ваших постов, Вас смущает такая вещь, как "норматив", который нужно сдавать.

Нормативы эти взяты не с потолка, запредельными не являются и отражают НОРМАЛЬНОЕ физическое развитие человека.

Школьные нормативы, к сожалению, занижены. Раньше, "в наше время", существовал комплекс ГТО - довольно стройная система.

К сожалению, в современной школе "рулит ботаник" - очумевший от зубрёжки задохлик. У него полно любой нагрузки, кроме нормальной физической. Как следствие этого, посаженое зрение, скалиоз, плоскостопие, повышенное внутричерепное давление, аллергии и пр. пр. Вполне естественно, что нет привычки заниматься спортом, нет и желания.

Всё то, что Вы написали про "личностно-ориентированный подход" - это попытка подвести оправдательную базу под совершено запущенное физическое состояние. Чья тут вина, пдагогов или родителей - сказать сложно. Это, по моему, системная ошибка.

Личностно-ориентированный подход к преподаванию физической культуры должен состоять в том, что для каждого учащегося вырабатываются индивидуальные программы САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ занятий. На уроке ведётся обучение основным навыкам, приёмам, техникам, правилам и т.д., а заниматься своим физическим состоянием человек должен сам.

"Задохлик" или "Жиртрест" сроме рефлексии должны хотя бы что-то для себя сделать.

Это, знаете ли, общая проблема современной школы - мы ДАЁМ ЗНАНИЯ, но при этом мы своих детей практически НЕ УЧИМ НИЧЕМУ.

К вопросу индивидуальной подготовки. Простой Вам пример Проведите небольшое исследование. В любом класе отберите ребят, у которых есть доступ к Интернету и плохие показатели по физо. И спросите, кто из них в сети искал методики физ. тренировок для повышения своих показателей. Т.е. не начал заниматься, а хотя бы поискал методики этих занятий. Результат обсудим.

Тем, кто реально захочет, подсказываю. Очень простая методика быстрого выполнения нормативов на турнике есть в таком офмициальном документе, как "Наставление по физической подготовке для ВС и ВМФ РФ 2001 года".

Удачи.
Фёдор Окольников ( Пользователь )
Уважаемый Игорь Валериевич!
Здраствуйте!

К сожалению, про Вас мне не известно доподлино, учителем какого предмета Вы являетесь, потому получайте комплексно...
Во-первых, если внимательно прочитать "мои посты", слово "норматив" меня интересует исключительно в связи с личностно-ориентированным подходом к обучению. Поскольку на уроках по другим предметам этот подход превратился в профанацию, физра была моей последней надеждой. А вдруг вот там-то и реализовали его на самом деле? Хоть чуть-чуть. Но, увы....
Во-вторых, "нормативы" в отношении современных школьников и не могут быть "повышены". Сейчас у нас просто-на-просто другие дети. И было бы абсурдом делать из уроков физкультуры в средней общеобразовательной школе занятия школы олимпийског резерва. Не надо себя тешить мечтами о "профессиональной" физре со школьниками! Как учитель физры, Вы должны понимать, что предмет строится не от норм ГТО, а от задачи как можно более всестороннего, но, в первую очередь, полноценного, развития ребёнка средствами предмета физическая культура. Но не наоборот! Здесь более уместен будет термин "биосоциальное развитие". Оно же будет "рулить" и в спортивно-оздоровительном и туристическом профилях старшей школы.
В-третьих, в пылу речевых оборотов, Вы походя уронили девиз любой школы, претендующей на звание "современной" - "привычка заниматься спортом". Я думаю, что это и есть основная идея учебного предмета физическая культура. А вот, как её реализовать - замыслов может быть много. И даже в Вашей работе. Но только не путайте: сначала идёт желание заниматься спортом, а потом уже вырабатывается привычка. Хорошая привычка. Очень хорошая привычка. Но не наоборот!
В-третьих, судя по тому, что словосочетание "личностно-ориентированный подход" вы взяли в кавычки, я могу предположить, что Вы, либо, как я, не понимаете, как он "живёт" в школе, либо попросту не верите в его существование. Но позвольте Вам возразить: в том, что является предметом нашей дискуссии, попыткой "подвести оправдательную базу под совершено запущенное физическое состояние" является приношение учащимися многочисленных, через запятую, липовых справок от врачей, в принципе, таких же,как и справки, что они выписывают. И не надо быть Чернышевским, что бы это понять. Поэтому говорить надо не о "системной ошибке", что легче, а о системной проблеме, которая в уме любого здравомыслящего педагога, рождает потребность в системном решении этой проблемы. У Вас оно есть? Судя по приведённому Вами "авторскому" пониманию этого присловутого личностно-ориентированного подхода, у меня создаётся впечатление, что если Вы и работаете в школе, то где-то в цивилизованном мире, а не у нас в России. Как Вы себе представляете, что "для каждого учащегося вырабатываются индивидуальные программы САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ занятий. На уроке ведётся обучение основным навыкам, приёмам, техникам, правилам и т.д., а заниматься своим физическим состоянием человек должен сам"???!!! Технически Вы себе это хорошо представляете? А где гарантия, что рекомендованное Вами ученику число и содержание самостоятельных занятий будет им добросовестно выполнено? Почему он должен это захотеть делать? Кто ему объясняет, что это "модный тренд"? Может быть Вы на двух уроках физры в неделю? Поэтому системной ошибкой, пользуясь Вашей терминологией, скорее, является, отсутствие
здравого смысла в современной школе, которой посути и нет вовсе - так, одна "начинка", и логики в головах некоторых её работников. Ну а "простой" пример, который Вы привели, только это подтверждает. Это ошибки уже совсем другого рода...
Игорь Каклюгин ( Пользователь )
Уважаемый Федор Борисович!
В общем и целом Вы, конечно, правы.
Я, к счастью или к сожалению, работаю в России, в 190 км. от Вас к юго-востоку. Есть и нюансы в моей работе.
Первый из них в том, что у меня базовое техническое образование, что даёт возможность взглянуть на школу изнутри, но под несколько другим углом.
Второй нюанс в тех класах, с которыми я работаю. Это военизированные и МЧС классы. В этих класах у ребят есть стимул заниматься своей

<...он и в третий раз ходил за елкой... комп глючит>

визической формой. (писал тут о методиках - в другой раз и если заинтересуют подробности)

При работе с "обычными" классами также пожно применять всё то, о чём я писал в предыдущем посте.
Правда тут система нормативов и материальных стимулов не проходит - очень много детей с ограничениями по здоровью. Но, как правило, те, у кого слабые физические показатели, с этим мириться не хотят. Именно для них и нужен индивидуальный подход. Таких ребят в классе бывает максимум 5-7 человек. И, к тому же, основные проблемы возникают с выносливостью и силой рук.

Для того, чтобы было интересно заниматься всем, необходимо пытаться вводить новые спортивные дисциплины. Например мы в ближайшей перспективе будем пытаться построить у себя скалолазную стенку. Можно предлагать ребятам различного рода тренажёры. Главное, это чтобы занятия проходили интересно и разнообразно.

Увы, в своей школе мы не можем реализовать персональный подход при ограничениях физ. нагрузок - просто нет физической фозможности это сделать.

Есть у нас школы (№19 в этом вопросе самая хорошая) , где основное направление деятельности - именно ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Есть и школы, где специально формируются классы спортивной направленности по плаванию, спортивной и худ. гимнастике и т.д.)

В массе же своей в школах физическая культура находится в откровенном загоне, поскольку при поступлении требуется только в военных ВУЗах и при поступлении на спортфак университета. А таких выпускников к каждой школе редко больше 5 человек в год бывает.

Если Вам всё ещё интересно со мной общаться по даной тематике, то лучше давайте работать по конкретным вопросам и лучше если они будут единичны и по-очереди. У меня есть технические трудности в написании пространных ответов, а идей и мыслей много.

С уважением, Игорь Каклюгин
Галя Новосёлова ( Пользователь )
Добрый вечер уважаемые коллеги! Я 25 лет уже работаю в школе. У меня нет такой большой проблеммы с отстающими на уроке, т. к. дети, что мальчики, что девочки с 5 класса вместе играют во все игры на уроке. Не какого стеснения нет, отстающие подтягиваются за счёт выполнения упражнений на силу мышц применяя нестардантное оборудование. За счёт домашнего задания, оздоровительных систем , которые применяю на 3(оздоровительном ) уроке физкультуры.Даже в полных девочках, нахожу красоту и грацию движений, и, добиваюсь, чтобы они поверили в себя. Оценки ставлю таким ученикам по их личному сдвигу в нормативах физической нагрузки.
Удачи всем.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+